Кажется, ни одно российское СМИ на прошлой неделе не прошло мимо новости о предъявлении обвинений в браконьерстве выжившим соучастникам «царской охоты» на краснокнижных баранов на Алтае в январе прошлого года.
Многие приняли это как искру надежды («неужели Российская Фемида проснулась»?).
К сожалению, есть основания думать, что на самом деле продолжает развертываться некая операция прикрытия.
Ниже – некоторые даты и обстоятельства.
Январь 2009 г.
– 9 января – крушение арендованного вертолета «Газпромавиа» во время браконьерской охоты на краснокнижных баранов-аргали.
Официально погибли семь человек (в т.ч. полномочный представитель Президента РФ, ради которого и устраивалась эта «царская охота», должностные лица Госдумы РФ, и правительства Республики Алтай, а также руководитель фольклорного ансамбля) и обнаружено 4 убитых аргали. Среди выживших – зам. Пред. Правительства Алтая и руководитель экспертного совета Госдумы.
– 15 января запрос WWF и Greenpeaсe России Генпрокурору по факту незаконной охоты на аргали, с просьбой выделить дело о браконьерстве с вертолета в отдельное производство.
– 19 января – заключение Росавиации: «… вертолет снизился до недопустимо малой высоты бреющего полета и начался поиск и отстрел с земли и вертолета диких животных. При очередном заходе для взятия подстреленного животного, вертолет столкнулся со склоном горы».
Февраль 2009 г.
– 4 февраля – обращение общин теленгитов Кош-Агачского района к руководству страны с требованием не только расследования обстоятельств катастрофы Ми-171, но и нравственной оценки очевидного браконьерства высокопоставленными чиновниками;
– 17 февраля – заявление фракции «Зеленая Россия» РОДП ЯБЛОКО «Моральное разложение власти опасно для общества»;
– 22 февраля – первые митинги и пикеты против незаконной охоты в Горно-Алтайске и Москве.
Март 2009 г.
– 3 марта – в Администрацию Президента и Госдуму РФ передано открытое письмо с требованием дать нравственную оценку высокопоставленного браконьерства, под которым подписалось более 6 тысяч человек;
– 5 марта отставка зампред правительства республики Алтай – участника браконьерской охоты (заявлению об отставке предшествовало обращение 20 общественных организаций и отделений политических партий с требованием этой отставки);
– 6 марта – резолюция «О браконьерстве должностных лиц высокого ранга» Всероссийской конференции неправительственных экологических организаций;
– 7 марта митинг в Москве митинг против «замалчивания фактов браконьерской охоты на Алтае»;
– 29 марта митинг в Горно-Алтайске против коррупционных действий республиканского правительства, связанных с браконьерской охотой в Кош-Агачском районе.
Апрель 2009 г.
– письмо Минприроды РФ в Генпрокуратуру о необходимости расследования факта браконьерства;
– 21 апреля Следственный комитет при прокуратуре РФ (СКП) возбуждает уголовное дело №201/383043-09 по факту незаконной охоты в республике Алтай (ст. 258 УК РФ).
Май 2009 г.
В отчете Международного авиационного комитета отмечено, что гибель вертолета связана с охотой на краснокнижных баранов.
Июнь 2009 г.
СКП просит Росприроднадзор выделить специалиста для проведения допроса в рамках уголовного дела по браконьерству на Алтае.
Июль 2009
– «Ход следствия контролируется... Результаты будут преданы гласности…» (из письма Генпрокуратуры).
Сентябрь 2009 г.
– 9 сентября митинг в Москве против «царских охот»;
– 29 сентября Госсобрание Эл-Курултай обращается в СКП с запросом о ходе расследования уголовного дела («… уголовное дело по данному чрезвычайному происшествию, со столь тяжкими последствиями, было возбуждено с большим опозданием, с нарушением требований норм УПК РФ, и до сего времени неизвестны результаты расследования … для оплаты использования вертолета должностными лицами привлечены денежные средства частного лица, убиты дикие животные, занесенные в Красную Книгу, из-за плохой организации поисков пострадавших обмороженные люди были обнаружены только через 2 суток, хотя место крушения находилось всего в 20-25 км от пограничных застав и 40 км от райцентра»).
Ноябрь 2009 г.
– 6 ноября 2009 г. на сессии Эл-Курултая оглашен ответ СКП, в котором сказано, что уголовное дело было прекращено еще 11 августа – «в связи с гибелью в авиакатастрофе лиц, подлежащих к привлечению к уголовной ответственности»;
– 11 ноября – поручение председателя СКП проверить полноту проведенного расследования.
Вечером того же дня «По результатам изучения материалов уголовного дела по факту крушения 9 января 2009 года на территории Кош-Агачского района Республики Алтай вертолета МИ-171 руководителем Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации принято решение об отмене постановления о прекращении данного уголовного дела и возобновлении расследования»;
– 24 ноября митинг в Барнауле против укрывательства преступников.
Январь 2010 г.
– постановление о прекращении уголовного дела открытого 11 ноября 2009 г. (не нашел на сайте СКП);
– 29 января постановление о прекращении уголовного дела вторично отменено.
3 марта 2010 г.
На оперативном совещании в СКП решено «организовать дополнительное расследование, обеспечить его всесторонность и объективность, а также принять исчерпывающие меры по оперативному исполнению указаний, данных при отмене постановления о прекращении уголовного дела 28 января 2010 года».
Май 2010 г.
Следствие продлено до 5 июня («Необходимо провести ряд допросов свидетелей, получить результаты экспертиз, а также осмотреть место происшествия – для получения дополнительных данных...» из интервью помощника руководителя Западно-Сибирского следственного управления);
Июнь 2010 г.
– 5 июня 2010 г. – срок расследования продлен до 5 июля.
– 22 июня 2010 г. – обвинение в незаконной охоте предъявлено А.Банных, Н.Капранову и Б.Белинскому.
Уже через день-два после сообщения СКП о предъявлении обвинения неожиданно с публичными признаниями участия в браконьерской охоте выступили двое обвиняемых – Банных и Капранов.
Ниже выдержки.
«6-го числа Сергеич (полпред Президента РФ Косопкин– АЯ) был дежурным по Кремлю, – рассказал Анатолий Банных. – Позвонил мне: давай приезжай...
Выпили, распланировали еще раз – и вечером отправились в аэропорт.
Прилетели в Барнаул, получили оружие и двинули в Бийск....
Попарились, переночевали, в 9 утра собрались на завтраке. Выпили по стопке на ход ноги... второго пилота... отправили на место пассажира...
Прилетаем – вот они, бараны!
Высаживаем охотника, высаживаем Яшбаича (Председатель комитета по охране животного мира республики Алтай Каймин– АЯ).
Взлетаем.
Бараны убегают – на них набегают. Они стреляют, добывают одного барана, и чуть дальше падает еще один баран.
Вертолет садится.
Их забирают, нас высаживают. Мы барана разделываем пополам, затаскиваем тушу в вертолет. Они летят за вторым бараном...
Загружают его и возвращаются за нами.
Только охота началась – у нас уже два барана...
Сергеич сказал: «У нас тут Ливишин. Сколько летает – ни разу ни одного барана не взял. Давай все-таки он возьмет» ....
Командир принимает решение стрелять с борта... « («Три дня в аду», МК. 25 июня 2010 г.).
Н.Капранов: «... мы сопровождали первое лицо…. Эта охота организовывалась не для меня, не для Банных или Белинского…».
Почему вдруг Банных и Капранов так громко стали заявлять о своем участии в браконьерской охоте?
Не потому ли, что их (и власть!) вполне устраивает предлагаемое СКП именно такое вполне благополучное завершение АЛТАЙГЕЙТА? Это ведь даже не обязательно «до двух лет лишения свободы», можно отделаться и «доходом осужденного за 5 месяцев» (ст. 258, ч. 2).
***
А вот теперь о том, чем было бы правильно завершить АЛТАЙГЕЙТ.
Прежде всего – и это самое главное, о чем сразу же стали говорить все, обеспокоенные моральным разложением власти, – НЕОБХОДИМО МОРАЛЬНОЕ ОСУЖДЕНИЕ ВСЕХ САНОВНЫХ БРАКОНЬЕРОВ ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ.
Не только живых, но и мертвых. Говорят, «мертвые сраму не имут».
Имут!
Известный эколог Андрей Затока (тот самый, которого буквально всем миром вызволили из туркменских застенков) много лет назад написал ставшим популярным стишок:
«На могилу браконьера
Не приходят пионеры.
Нет цветов и даже птица
Над могилой не кружится».
Говорят, – и я с этим согласен, – что смысл жизни в непостыдной смерти.
Смерти алтайских VIP-браконьеров (как и вскоре последовавшая на браконьерской охоте смерть Иркутского губернатора) – постыдные. Мертвому безразлично, что о нем скажут в мире живых. Но вот его детям, внукам и правнукам, друзьям и сослуживцам (подчиненным и начальникам) – не может быть безразлично. То, что Президент России не понимает (или делает вид, что не понимает), что ему должно быть стыдно, что его ближайшие подручные морально нечистоплотные люди – проблема и Президента, и наша с Вами, которые имеют такого непонятливого главу государства.
***
Перейдем от высоких нравственных материй к земному Уголовному кодексу.
Похоже, что дважды закрывая дело («в связи с гибелью... лиц, подлежащих к привлечению...»), а потом, предъявив обвинения в браконьерства (максимум два года или смехотворный штраф), СКП хочет увести многих от ответственности.
Сначала – пять цитат из Интернета.
1. «...Одна из погибших – бывшая участница, которую чуть не всем ансамблем хоронили».
2. «...Там были АКМ, к-е увезли первым вертолетом вместе с телами мертвых девок. А это другая (222) статья и другие (орг группа, предв сговор) сроки: от 3 до 8...»).
В Интернете были и другие свидетельства того, что в вертолете были (и погибли) не только официально названные, но и двое молодых женщин, скорее всего, связанные с ансамблем «Ярманка», руководитель которого был в погибшем вертолете.
Но эти свидетельства аккуратно удалялись в 2009 г. с алтайских сайтов (приведенные выше записи сделаны 25-26 июня 2010 г., их еще не успели удалить к моменту, когда я просматривал сайт 28 июня).
3. В Интернете можно найти резко отличные от официальной версии катастрофы.
На одном из не-алтайских сайтов можно найти такие, например, подробности:
«...погибших было больше, чем писалось в газетах. Дождавшись частного борта, который прилетел из Барнаула, близкие люди одного из выживших погрузили тела двух девушек, подростка и туши почти всех архаров и отправили напрямую в Барнаул. Было вывезено все незарегистрированное оружие. На месте происшествия оставили только то оружие, на которое были документы. Выживших отправили в Акташ только на следующем вертолете, хотя они нуждались в экстренной помощи... Когда сотрудники ОМОНа Горно-Алтайска приехали в Кош-Агач, их остановили люди в штатском, приехавшие на двух джипах со снегоходами на прицепе и запретили им дальше двигаться....
Омоновцам пришлось переночевать в Кош-Агаче. Только после того как трупы и туши архаров погрузили в первый вертолет, люди на джипах дали команду омоновцам подняться на склон и зачистить кровь на снегу...»
4. И еще:
«...чтобы скрыть неприглядные особенности охоты со смертельным исходом. На подмогу по мобильным телефонам были вызваны друзья потерпевших, которые и отправились туда на снегоходах. Местным спасателям было дано указание… облетать район горы Черная, расположенной чуть в стороне. Именно поэтому так затянулись поиски».
5. «Друзья и родственники Банных, прежде всего его брат Сергей Розбах, в это время были на базе «Турсиб», наблюдая за «поисками», и не имея духу открыть правду. Возможно, они уже догадывались, что пропавших решено искать до самой их смерти. Поздним вечером 10 января, придумав байку о том, что они будто бы увидели какие-то ракеты (это за 300 км от горы Черной), Розбах с товарищами на джипах, в кромешной январской тьме, рванули в сторону Кош-Агача. Прибыв на место к утру, они сели на снегоходы и помчались к горе...».
Приведенные выше версии мне кажутся более правдоподобными, чем версия Банных, растиражированная «МК».
В рассказе Банных много нестыковок. Волки съели все продукты, но почему-то не тронули убитых баранов. Согреваясь, сожгли все бумаги, но на фотографиях заметны бумаги у вертолета. Не смогли пустить ракету, потому что не было ракетницы в первый день, но откуда-то две ракетницы нашлись на второй день, и т.п.
На мой взгляд, в расследовании уголовного дела по поводу катастрофы Ми-171 9 января 2009 г. и последующих за ней событий, следовало бы проверить приложимость следующих статей УК РФ (в восходящем порядке по номерам статей):
Ст. 119.
«Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»– Банных, как следует из письма главного редактора газеты «Известия» Генпрокурору угрожавших смертью спецкору «Известий» по Алтаю при журналистском расследовании катастрофы (до двух лет лишения свободы).
Ст. 125.
«Оставление в опасности» – лицам, прибывшим на первом вертолете, и не оказавшим помощь пострадавшим, в результате чего погиб один из пассажиров (Ливишин), и ампутированы ноги у другого (исправительные работы до одного года).
Ст. 222.
«Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов...» – 1. Всем участникам охоты; 2. лицам, прибывшим на первом вертолете и джипах и изымавшим с места катастрофы нарезное оружие; 3. лицам, выдававшим Косопкину и Банных нарезное оружие в Барнауле (до восьми лет лишения свободы).
Ст. 237.
«Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей» – второму пилоту, не включившему маяк – до двух лет лишения свободы; Банных, занимавшему государственную должность – до пяти лет.
Ст. 263.
«Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации... воздушного... транспорта» – второму пилоту, добровольно покинувшему свое место и допустившему на свое место пассажира, что повлекло в результате смерть нескольких лиц – до 10 лет лишения свободы.
Ст. 285.
«Злоупотребление должностными полномочиями» – Банных и Каймин (до четырех лет лишения свободы).
Ст. 292.
«Служебный подлог» – лицам, задним числом оформившим лицензии на право охоты на козерогов, и продлившим срок охотничьего сезона;
Ст. 300.
«Незаконное освобождение от уголовной ответственности» – Прокурорам и следователям, способствовавших отведению обвинений от подозреваемых в этом деле (до семи лет).
Ст. 316.
«Укрывательство преступлений» – лицам, скрывавшим истинные факты и обстоятельства связанные с крушением вертолета (до двух лет лишения свободы).
Ст. 318.
Применение насилия в отношении и представителей власти» – лицам, препятствовавшим доступу представителей МВД на место катастрофы.
Ст. 322.
«Незаконное пересечение государственной границы» – лицам, допустившим залет вертолета на территорию Монголии (до пяти лет лишения свободы). В. Рыжков в эфире «ЭХА МОСКВЫ» говорил, что есть такие свидетельства.
***
После предъявления обвинения в браконьерстве, наконец-то, есть надежда, что общество получит ответы на неоднократно публично заданные прокурорам общественными и политическими организациями России вопросы, и в том числе:
1.Из какого оружия были выпущены пули, обнаруженные в теле убитых животных?
2. Кому принадлежат отпечатки пальцев, обнаруженные на попавшем в распоряжение следствия оружии?
3. На кого зарегистрировано оружие, изъятое на месте катастрофы?
4. Из какого оружия выпущены пули, изнутри пробившие обшивку вертолета?
У АЛТАЙГЕЙТА есть и материальный аспект.
Аренда вертолета, баз отдыха, ансамбля и проч. на три дня не могло стоить меньше 12-15 млн. руб.
Кто платил? Если Администрация Президента – кто понес ответственность за такую трату средств налогоплательщиков? Если частное лицо – тогда Президента РФ пригрел не только бессовестного браконьера, но и выдающегося коррупционера.
По каким статьям бюджета проведена компенсации семьям погибших государственных служащих?
Кто платил за лечение пострадавших (в том числе за перевозку в Австрию)?
Затраты на поиски и спасательные операции только по линии МЧС составили 23 млн. руб.
Общие расходы по спасению – вероятно, раза в два больше. По каким статьям, и каких бюджетов произведены эти расходы?
На эти неудобные вопросы надо ответить, чтобы другие сановные браконьеры представляли масштабы и последствия своих «развлечений».
***
А в целом – хорошо бы поскорее избавиться от всей этой мерзости АЛТАЙГЕЙТА.
Единственный способ – полная правда и «всем сестрам по серьгам»: «кому бесславие, а кому – бессмертие». СМИ сообщили сегодня, что Банных рванул из России в Испанию. НА всякий случай – через Казахстан.
АЛТАЙГЕЙТ продолжается...
Алексей Яблоков