Федеральный бюджет на 2017 год не отвечает задачам развития страны в кризисный период. Принятый 9 декабря Государственной Думой и одобренный 14 декабря Советом Федерации главный финансовый документ – закономерное следствие волюнтаристского и безответственного подхода к бюджетному процессу, непрофессионализма избранного созыва Государственной Думы, агрессивной и не опирающейся на экономические ресурсы внешней политики Владимира Путина.
Бюджетный процесс является непрозрачным и закрытым для общественного обсуждения, а сам бюджет построен на основе произвольно выбранных приоритетов. Доля статей, расходы по которым являются засекреченными, достигла 17,1%, причем значительная часть (11%) закрытых расходов проходит по разделам, не связанным с национальной обороной и безопасностью. Засекреченными являются 72% оборонных расходов, 6% расходов на общегосударственные вопросы, 8% расходов на национальную экономику, 34% расходов на правоохранительную деятельность.
Доходы бюджета в 2017 году с учетом инфляции будут на 28% меньше, чем в докризисном 2014 году. В условиях продолжающегося кризиса на сырьевом рынке и снижения нефтегазовых доходов, правительство собирается пополнять бюджет за счет граждан и малого бизнеса, повышая акцизы и налоги.
Впервые за пятнадцать лет сокращаются государственные расходы и в реальном, и в номинальном выражении. С учетом инфляции, уменьшение расходной части бюджета, по сравнению с показателями 2014 года, составит почти 16%. Сокращение расходов происходит параллельно со спадом экономической активности, сокращением объемов внутреннего спроса и увеличением скорости оттока капитала за рубеж.
Заложенные в бюджет приоритеты – нелогичны и не связаны с реальными потребностями граждан России.
По сравнению с прошлым годом, на 3,61% сокращаются расходы на национальную экономику, на 15,6% – на здравоохранение (больше всего уменьшается финансирование стационарной медицинской помощи – сразу на 58% – с 235,7 млрд. рублей до 131,3 млрд.). Недофинансированными остаются культура, фундаментальные и прикладные научные исследования, инфраструктурные и промышленные проекты.
С другой стороны, предусматриваются гигантские расходы на финансирование бюрократического аппарата и внешнеполитические авантюры. Так, впервые расходы на раздел «общегосударственные расходы» превысили совокупные расходы на образование и здравоохранение (1,14 трлн. рублей против 973,7 млрд. рублей соответственно). С 198,5 млрд. до 236,8 млрд. рублей вырастут расходы по статье «международные отношения и международное сотрудничество», с 75,4 млрд. до 77,2 млрд. расходы на средства массовой информации.
Доля расходов федерального бюджета на образование, медицину и культуру продолжает снижаться: суммарно с 8,43% в 2016 году до 7,96% в 2017 году, что в три раза ниже совокупных расходов на армию, правоохранительные органы и бюрократию (25,5%).
Значительная часть социальных обязательств государства перекладывается на бюджеты субъектов Российской Федерации без обеспечения необходимым финансированием. Резко возросшая социальная нагрузка, наряду с общим сокращением расходов и перераспределением доходов в пользу федерального бюджета заставляет регионы наращивать долговые обязательства, сворачивать инвестиционные программы, порождает порочный круг закредитованности.
Так, совокупный объем внутреннего долга российских регионов за последние пять лет вырос в 2,2 раза и составил на 1 сентября 2016 года 2,3 трлн. рублей. В некоторых регионах (Краснодарский край, Татарстан, Красноярский край) объем госдолга составляет более 50-70% от бюджетных доходов. При этом, согласно федеральному бюджету на 2017 год, объем бюджетных кредитов регионам сократится по сравнению с прошлым годом на 35% – до 200 млрд. рублей.
Мы считаем, что реализуемые властями меры по экономической стабилизации неэффективны. Мы уверены, что бюджетные приоритеты необходимо менять.
Ключевыми приоритетами бюджетной политики должны быть активное стимулирование экономического роста и развитие человеческого капитала.
Вместо завышения военных, полицейских и бюрократических расходов, направленных на покрытие внешнеполитических авантюр и обеспечение поддержки внутриполитического курса, государство должно тратить деньги на индексацию пенсий, медицину, образование, науку, культуру, искусство и массовый спорт.
Вместо поддержки банковского сектора, сырьевых отраслей экономики с низкой добавленной стоимостью и неэффективных предприятий и госкомпаний, государство должно вкладывать имеющиеся в его распоряжении средства в наукоемкие производства, дорожную инфраструктуру, обновление ЖКХ, машиностроение, строительство жилья.
Одной из мер оптимизации бюджетных трат является исключение из бюджета необоснованных расходов и нецелевых проектов, сокращение расходов на содержание государственного аппарата и государственных СМИ, отказ от государственных контрактов, распределяемых в обход конкурсной системы.
Необходимо сделать бюджет страны прозрачным и в максимальной степени отказаться от закрытых статей. Мы считаем, что граждане должны иметь полную информацию о том, куда идут их налоги, иметь возможность контролировать расходование средств.
Эффективный федерализм и развитие городов России невозможны до тех пор, пока регионы и муниципалитеты не обретут финансовую самостоятельность. Доля доходов, остающихся в муниципальных и региональных бюджетах, должна составлять не менее 15% и 35% соответственно.
Задачами бюджетной политики должны стать повышение качества жизни, здоровье и долголетие россиян, рост производительности труда, создание экономики знаний и атмосферы общественного доверия. Бюджет должен стать инструментом развития, а не консервации кризиса.
Председатель партии
Эмилия Слабунова