В ближайшие месяцы произойдет новое назначение высшего должностного лица Саратовской области. Ныне действующий губернатор был одним из первых в стране, пришедших к руководству регионом по новой системе фактического назначения из Москвы. Эта система всегда категорически отвергалась партией "ЯБЛОКО".
Мы считали и считаем: только всенародно избранные губернаторы, несмотря на различия в личных особенностях, стилях управления и подобранных командах, будут работать, в первую очередь, исходя из интересов жителей. Тогда они будут меньше ориентироваться на интересы и личное отношение федеральных чиновников, государственных и частных бизнес-монополий. В противном случае, приоритеты меняются местами. И это не зависит от того, кто занимает данную должность.
Однако в любой системе можно действовать хуже или лучше. И необходимость оценки результатов занимавшего должность губернатора с апреля 2005 года Павла Ипатова диктуется, помимо прочего, потребностью улучшения работы областного Правительства в будущем. Причем, и в случае, если губернатор Ипатов все-таки будет переназначен областной Думой по представлению Президента РФ на второй срок, и в случае, если на смену ему придет иное лицо.
Деятельность губернатора и возглавляемого им Правительства можно разделить на два неравных отрезка времени: с начала исполнения им своих полномочий до середины 2008 года и полуторалетний период "антикризисного управления". При этом оба этапа имеют как понятные различия, так и общие особенности.
Результаты социально-экономического развития Саратовской области в 2005-2008 годах можно признать удовлетворительными только на фоне "нефтегазового" экономического роста в целом по Российской Федерации. Поэтому это нельзя считать заслугой регионального руководства.
Основной рост реально располагаемых доходов и относительное повышения уровня жизни населения происходило в основном за счет собственной активности бизнес-сообщества во всех отраслях экономики без так и не случившейся реализации сколь-нибудь крупных инвестиционных проектов, широко рекламировавшихся областным Правительством.
Также этот процесс сопровождался и усиливался постоянным наращиванием расходов на бюджетную сферу. Вроде бы хорошее дело, но оборотная сторона этой стратегии содержала и продолжает содержать два недостатка. Первый из них - расширение доли жителей области, зависимых от государственного и муниципального содержания. Второй - несмотря на рост расходов на заработную плату, обеспечение и т.п., повышение эффективности сферы государственного управления и социальной сферы для потребителей государственных и социальных услуг было заметно в гораздо меньшей степени.
Еще более серьезная проблема состоит в том, что все, даже малозаметные успехи в рамках так называемых приоритетных национальных проектов (за исключением проекта "Доступное жилье", который на всем протяжении времени можно считать неудачным) происходили в Саратовской области вплоть до 2009 года за счет наращивания кредитного долга областного бюджета. Когда кризис еще не успел толком развернуться, Саратовская область уже подошла к пределу заимствований, предусмотренному законодательством.
То есть, Саратовская область начала жить в кредит еще до наступления кризиса, обеспечивая в то время вроде бы привлекательные цифры отчетов и позволяя себе сомнительные многомиллионные траты - от Дельфийских игр до малонаполненных сегодня физкультурно-оздоровительных комплексов в райцентрах области.
В 2009 году проблема резко обострилась - региональная финансово-бюджетная система оказалась попросту не готова к резкому снижению поступлений в виде налогов от граждан и предприятий и поддержки из средств федерального бюджета.
Именно по этой причине все новые и новые миллиарды берутся в кредит областным Правительством у коммерческих банков в текущем году. Причем эти деньги весьма "дорогие" по процентным выплатам, и, что еще более опасно - очень "короткие", в основном сроком на один год.
Отдельной проблемой является продолжающийся за время работы Правительства во главе с губернатором Ипатовым "вывод" из региона в другие субъекты РФ предприятий, централизующих (контролирующих) крупные финансовые потоки. Это не способствует повышению уровня экономического развития региона и снижает поддержку бюджета Саратовской области. Местные подразделения становятся филиалами предприятий, чья корпоративная политика (занятость, уровень оплаты сотрудников, взаимоотношения с потребителями и т.д.) по самому местоположению головных офисов подвержена влиянию областных властей в самой минимальной степени. В первую очередь подобная проблема коснулась энергетической отрасли (Волжская теплогенерирующая компания, г. Самара).
В случае дальнейшего негативного сценария экономического развития Саратовской области - даже не продолжения падения производства, а хотя бы отсутствия его роста - региональный и связанные с ним местные бюджеты очень быстро обретут вид падающей финансовой пирамиды.
Выходом здесь станет либо экстренная помощь из федерального бюджета, либо "секвестирование прежних успехов" бюджетно поддерживаемой социальной сферы, либо, что гораздо более вероятно, повышение налоговой нагрузки на граждан и бизнес. И, в частности, возможный рост транспортного налога после недавних известных правок федерального законодательства станет более чем реальным.
Ответственность за такую ситуацию в полной мере несет Правительство области, разделяя ее с депутатским большинством однопартийцев губернатора по "Единой России".
В целом, итоги пятилетнего руководства областной государственной властью Павлом Ипатовым можно признать удовлетворительными лишь весьма условно. Распространенное среди значительной части общественности мнение о нем как о губернаторе, лишенном ярко выраженных достоинств и недостатков подтверждает такой вывод.
На примере работы областного Правительства становится все более и более заметной пагубность выстроенной правящими кругами 2000-х годов путинской системы фактического назначения губернаторов из федерального центра, какими бы процедурными декорациями якобы партийного выдвижения и одобрения депутатами это не прикрывалось.
И главная проблема здесь не в том, что так выхолащивается российский федерализм, провозглашенный и в названии страны, и в нашей Конституции. И даже не в том, что при политической покорности региональных управленцев, заданной такой системой, происходит ограбление областного и местного бюджетов в пользу федерального с дальнейшим неочевидным эффектом трат этих средств для большинства населения. Главной проблемой является то, что настоящей идеологией региональной власти, безотносительно постоянных лозунгов об устойчивом развитии, становится не нацеленность на успех, а работа против возможных провалов. Ни о каком эффективном развитии, тем более, о модернизационным рывке говорить в таком случае не приходится.
Саратовское региональное отделение партии "ЯБЛОКО" заявляет, что вне зависимости от окончательного выбора Президента РФ по кандидатурам, которые будут представлены ему для будущего представления областной Думе, будущий губернатор и возглавляемое им областное Правительство обязаны предпринять следующие шаги в интересах всех жителей области:
- для запуска механизма "обратной связи" со всем обществом наладить не формальный, а эффективный диалог с оппозиционными политическими силами разных направлений, правозащитными и иными некоммерческими организациями, предлагающими механизмы решения тех или иных важных социальных и экономических вопросов развития области;
- навести порядок в региональных финансах, резко сократив бюджетный долг перед коммерческими банками, либо, по крайней мере, реструктуризировав задолженность, удлинив сроки кредитных выплат для снижения текущей нагрузки на бюджет;
- начать реальную деятельность по отстаиванию интересов жителей и бизнеса перед энерго- и иными естественными монополиями с применением всего арсенала мер экономического и правового воздействия на них в целях замедления роста тарифов и, в частности, отказа от так называемых "корректировок" оплаты сверхнормативного потребления коммунальных услуг;
- преодолеть монополизм, зачастую навязываемый администрациями, глобальных управляющих компаний и многодомовых ТСЖ в крупных городах области;
- не допустить повышения устанавливаемых на региональном уровне власти налогов, по крайней мере, до завершения кризиса и начала устойчивого роста экономики;
- принять меры по привлечению инвестиций в сельскохозяйственную отрасль Саратовской области для реализации потенциально существующего конкурентного преимущества как одного из ведущих агропромышленных регионов страны;
- добиться от стройиндустрии региона качественного повышения объемов жилищного, в первую очередь - малоэтажного вокруг крупных городов области - строительства с одновременными шагами по переговорам с банковским сообществом о возможных мерах по повышению доступности ипотечного кредитования, в том числе с запуском мер госгарантий для широкого круга семей;
- наряду с поддержкой существующих учреждений социальной сферы, способствовать развитию сети качественных негосударственных и государственных (муниципальных) автономных учреждений в отраслях социальной сферы, обеспечивая их равной поддержкой через механизмы государственных заказов.
Помимо вышеизложенных требований, Саратовское региональное отделение партии "ЯБЛОКО" настаивает на скорейшем возвращении процедуры всенародных выборов губернатора. Мы призываем общественность, все здравые политические силы региона поддержать данное требование по фактическому обеспечению конституционного права народа на формирование власти перед федеральным законодателем.
Председатель Саратовского РО РОДП "ЯБЛОКО"
Д.В. Коннычев