Выход людей на улицы с протестом против лжи, воровства, подлости, безответственности власти — не угроза государству, а надежда России на будущее.
Если на порыв — пусть даже отчаянный порыв граждан к свободе, справедливости, правде — отвечать полицейскими дубинками и тюремными сроками, то власти, возможно, и удастся обеспечить себе некоторый покой. Однако это будет покой смерти, разложения, распада страны. Уход, неверие в будущее, привыкание к безнадежности, политическая апатия — это прямые угрозы суверенитету и национальной безопасности России.
Для того, чтобы сохранить потенциал развития, государство, заботящееся о национальных интересах, должно не подавлять активность граждан, а способствовать ее усилению, вовлечению в эту активность все большего числа жителей страны. В отличие от пресыщенных, циничных, апатичных чиновников и приравненных к ним депутатов, большинство людей в России сохраняют веру в нашу страну и искренне любят ее.
За последние сто лет в России дважды разрушалось государство — в 1917 и 1991 годах. Каждый раз мы платили за это колоссальную цену. Каждый раз причиной крушения государства был раскол между властью и обществом. Сегодня, в 2017 году, мы снова видим, как разрастается пропасть между народом и властью. И чтобы избежать разрушения государственности в третий раз, руководству страны важно понять, что выход людей на улицы — пока еще не угроза, а надежда.
Мы требуем от власти немного: не мешать неравнодушным людям, дать им возможность самим позаботиться о своей стране и ее будущем.
Мы требуем отказа от подавления общественной дискуссии. Необходимо очистить информационное поле страны — федеральные СМИ, предназначенные для того, чтобы быть каналами коммуникации между обществом и государством, — от лжи, пропаганды, фальшивых тем и бессмысленных форматов. Не нужно придумывать ничего нового. Нужно просто дать людям говорить, обсуждать, что происходит с их страной, открыто, без купюр высказывать свое мнение.
Мы требуем неукоснительной реализации 31-й статьи Конституции, обеспечения свободы собраний и митингов. Естественно, что протесты по общественно значимым темам, таким как безопасность граждан, вопросы войны и мира, борьба с коррупцией и решение острых социальных проблем (зарплаты, пенсии, ЖКХ), должны быть услышаны и чувствительны для власти, а поэтому должны проходить в центре городов, в местах, ставших знаковыми. Это также касается выступлений по проблемам, значимым для отдельных групп общества: рабочих, ученых, учителей, крестьян, предпринимателей. Чиновники, которые препятствуют собраниям граждан, издеваются над ними, должны нести административную ответственность вплоть до отстранения от должностей.
Мы требуем освобождения политических заключенных. В том числе и тех, кому предъявлены сфабрикованные обвинения по уголовным статьям. Использование правоохранительных органов для борьбы с политическими противниками — преступление. Чиновника любого уровня, заподозренного в совершении такого преступления, необходимо отстранять от должности до завершения расследования.
Мы требуем ответа на публично прозвучавшие обвинения в коррумпированности государственных чиновников, ставшие известными всей стране факты наличия у них имущества, никак не соответствующего официальному доходу. Прежде всего это касается тех, кто занимает самые высокие государственные посты, в частности премьер-министра Дмитрия Медведева. Безусловно, и у нас, и в обществе в целом есть понимание того, что такими фигурами коррупция в высших эшелонах власти не ограничивается, что нужна целенаправленная антикоррупционная политика и соответствующие расследования. Однако в ряде случаев значительная часть расследований уже опубликована. Отсутствие какой бы то ни было реакции на обнародование вопиющих фактов — это не просто покрывательство отдельных коррупционеров, это оправдание коррупции на государственном уровне.
Мы требуем жесткой ответственности чиновников за игнорирование запросов и жалоб граждан. Людям сейчас как воздух необходим понятный путь решения множества конкретных проблем, с которыми они сталкиваются ежедневно. Об этих проблемах надо не только говорить, ведь разговор превращается в крик отчаяния. Проблемы надо решать в повседневном режиме.
Мы требуем регистрации и допуска к участию в выборах всех уровней всех политических партий, которые отражают интересы значительного или даже небольшого числа граждан нашей страны. Исключением должны стать только те, кто открыто пропагандирует терроризм, фашизм и другие человеконенавистнические идеологии.
Мы требуем, чтобы в России наконец состоялись президентские выборы, которые общество будет считать легитимными. Для этого как минимум необходимо:
- изменить порядок формирования избирательных комиссий, в том числе и Центральной избирательной комиссии, которую сейчас фактически формирует действующий президент, то есть один из кандидатов;
создать специальный независимый арбитражный орган для рассмотрения всех споров, касающихся подготовки к выборам и ведения предвыборной кампании; - незамедлительно создать на телевидении форматы, в которых будут возможны честные, открытые, достаточно продолжительные и содержательные дебаты, а также обязать к участию в этих дебатах всех без исключения кандидатов на президентский пост; организовать такие дебаты необходимо уже сейчас, а не за месяц до самих выборов;
- решить вопрос о государственном финансировании избирательных кампаний кандидатов в президенты, гарантировать защиту от преследований со стороны государства представителям бизнеса, готовым поддерживать независимых политиков, а также обеспечить прозрачность финансирования всех кандидатов;
допустить к участию в выборах всех значимых для общества кандидатов, в том числе Алексея Навального; - обеспечить подконтрольную обществу, прозрачную и понятную процедуру приема и проверки подписей, собранных в поддержку кандидатов.
И главное. Мы требуем гарантий мирной и законной передачи власти в случае поражения на выборах действующего президента.