Актер Олег Басилашвили стал доверенным лицом партии "Яблоко" на выборах в Государственную думу России 18 сентября и дал согласие на использование своих высказываний в предвыборной агитации партии и ее кандидатов. Свое решение он объяснил в интервью Радио Свобода:
– "Яблоко", пожалуй, единственная партия, сохранившая с 1990-х годов свое демократическое лицо. Это первое. Это больше всего меня привлекает. Плюс к этому в планах партии существуют вещи, которые мне очень симпатичны. Различные проекты, например, проект по строительству дорог, по социальным обязательствам. Много хорошего, симпатичного и нужного. И продолжение тех реформ, которые были прекращены с появлением Владимира Владимировича Путина.
– Один из создателей и лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский собирается участвовать в предстоящих президентских выборах. Вы приветствуете это его решение?
– Целиком и полностью. Целиком и полностью. Дело не в том, победит он или не победит, дело в том, что ему должна быть предоставлена трибуна, с которой люди могут услышать собственное мнение, отличающееся от сугубо официального. Это отлично, поэтому я всячески его поддерживаю.
– Существует мнение, что участие в таких президентских выборах, на которых, скорее всего, президентом опять станет Владимир Путин, неприемлемо для демократов. Многие противники участия в таких выборах называют их фарсом. Вы не согласны?
– Ну, пусть представляют как угодно. Это их личное дело. За это отвечать им придется не перед нами, а перед Богом. Но участие в этих выборах, по крайней мере, даст возможность людям, приверженным демократическим ценностям, заявить о своей позиции открыто и непринужденно. Дело в том, что на Болотной площади мы требовали только одного – честных и свободных выборов. Никакой не революции, не переворотов, не крови. Только честных и свободных выборов. Если они будут нечестными, несвободными, что же, это не наша вина. Но пойти – мы пойдем на них обязательно.
– В эти дни отмечается 25 лет путча ГКЧП. Как вы относитесь к точке зрения, согласно которой именно после него номенклатура и КГБ пришли к власти в стране, получили возможность обогащаться, что и определило дальнейшее будущее страны?
– Да, да. Совершенно верная точка зрения. После начала первых демократических реформ по преобразованию политической и экономической системы России, Советского Союза, следующим шагом, который должен был предпринять Егор Тимурович Гайдар со своим правительством и с Борисом Ельциным, это был шаг по реформам судебного производства, правоохранительных органов и прокуратуры. Для того, чтобы поставить непреодолимый заслон всем правонарушениям, которые возможны при рыночном хозяйстве. Но, как вам известно, его постигла участь того человека, которого просто убрали из правительства, несмотря на то что Борис Николаевич Ельцин всячески его защищал, пытался вернуть и так далее. Конечно, вы правы, и в ваших словах есть большая доля истины, но мне кажется, что и большая вина в этом заключается и в нас. Люди, которые приняли активнейшее участие в событиях 1990-х годов, потом возложили всю ответственность на людей, которые возглавили страну. "Ну, ребята, давайте! Теперь мы подождем, когда вы все сделаете!" Это наша привычка к тому, что за нас кто-то всё решит. За нас. Не мы сами сделаем что-то, а за нас решит Чубайс, за нас решит Гайдар… Это наша русская традиция: возлагать все решения на верха и только слушаться. Самое мое большое счастье в жизни было дважды. Когда я увидел 9 мая 1945 года на Красной площади, в День Победы, в день подписания капитуляции фашистской Германией, свободных людей, свободных людей, и точно таких же людей, свободных, я увидел вокруг Белого дома, когда было ясно, что ГКЧП провалился. Вот эта свобода должна была ими в труде завоевываться, отстаиваться. Нет, многие опустили руки, пошли в бизнес, а умные и хитрые люди захватили всё. Как говорил Лев Николаевич Толстой, если дурные люди умеют объединяться воедино и представляют собой силу, то, значит, все хорошие люди должны сделать то же самое. Ведь как просто. Это сказал Лев Николаевич Толстой. Но до сих пор мы в эту формулу никак не можем вписаться.