Судя по тому, какие решения в Карелии в последнее время принимают суды, какие уголовные дела возбуждают следственные органы, кто и за что оказывается за решеткой, складывается впечатление, что правоохранительная система республики «слетела с катушек». Чего стоят одни «яблочные» дела, три из которых сейчас рассматриваются в суде, и то, которое намерены отправить в суд. У этих дел есть общая черта: все они беспочвенны и абсурдны. Их возбуждали в политических целях, в надежде приструнить сторонников регионального отделения партии.
Первое уголовное дело, как известно, появилось в сентябре 2013-го года. Его возбудили не в отношении кого-то конкретно, а по факту превышения должностных полномочий администрацией Прионежского района, во главе которого в то время стояли члены «яблочной» команды. Примечательно, что дело возникло сразу после выборов, накануне которых глава Карелии Александр Худилайнен предупредил главу администрации района Светлану Чечиль, что вскоре ей придется разговаривать со следователем. А еще раньше первый заместитель губернатора Олег Громов намекал Светлане Чечиль, чем чревато ее политическое непослушание.
Напомним суть дела. Сессия Прионежского Совета приняла решение о выделении земельных участков гражданам под ИЖС, дачное строительство, на другие нужды исключительно на основании торгов. Была определена дата, с какого числа земля будет продаваться. Те люди, которые написали заявления до этой даты, получили земли в обычном порядке, то есть бесплатно. Правоохранительные же органы утверждали, что чиновники администрации не имели права давать участки бесплатно и этим людям. Самое удивительное, что после возбуждения уголовного дела одной из заявительниц администрация отказалась выделить участок бесплатно. Заявительница обратилась в суд, и Прионежский районный суд, а вслед за ним и Верховный постановили, что администрация должна была выделить ей участок бесплатно. То есть решение суда подтверждает правильность действий администрации. Это дело расследовали почти год, а потом тихонько прикрыли.
Сначала – угрозы, потом - дела
Следующее уголовное дело было возбуждено в декабре 2013-го года, в отношении заместителя главы Прионежской администрации Евгении Сухоруковой. Тоже по статье «превышение должностных полномочий» и тоже после предупреждения Худилайнена и его зама. По словам Евгении Александровны, незадолго до выборов мэра Петрозаводска Александр Худилайнен пригласил ее к себе, спросил: «Вы чья?» и предложил ей работать в его команде. Сухорукова отказалась. А через некоторое время, примерно, в августе 2013-го, первый заместитель губернатора Олег Громов обратился к Евгении Сухоруковой, которая в то время исполняла обязанности главы администрации Прионежского района, с просьбой предоставить кабинет главы для встречи кандидата от партии власти с учителями. Посчитав это прямой агитацией, Сухорукова Громову отказала. В ответ Громов пообещал, что за такую строптивость ни муниципальной, ни административной работой Сухорукова больше заниматься не будет. А когда глава Петрозаводска Галина Ширшина решила позвать Евгению Александровну на должность своего первого зама, Громов встретился с ней и предупредил, что если это произойдет, то через два месяца «Сухорукова сядет». И, действительно, уже через месяц после вступления Сухоруковой в должность у нее начались первые обыски.
Напомним, что Евгению Сухорукову обвиняют в том, что, будучи заместителем главы администрации Прионежского района, она якобы умышленно незаконно перевела особо ценные земли сельхозназначения в местечке Ерошкина сельга (около села Деревянное) под дачное строительство, в результате чего (так как на землях успели начать что-то строить) окружающая среда пострадала на десятки миллионов рублей. Примечательно, что земли, вокруг которых разгорелся этот сыр-бор, до поры до времени считались самыми что ни есть обычными (и налоги за них платились, да и платятся по сей день, как за обычные). И проданы (это произошло не при Евгении Александровне) частнику они в свое время были как совершенно обычные: всего за 5 миллионов рублей! И специализированный орган писал, что данных о ценности этих земель у него нет. Помимо всего прочего, решение о переводе земель под дачное строительство принималось не единолично Сухоруковой, а специальной комиссией. Евгения Сухорукова, которая временно исполняла обязанности главы администрации района взамен ушедшей на больничный начальницы, в работе комиссии не участвовала. Она лишь подписала согласованный всеми отделами итоговый документ. За это Сухоруковой сейчас грозит лишение свободы. Санкция статьи – до 10 лет, но прокурор за это сомнительное преступление, которое вообще не факт, что было, снисходительно просит посадить Сухорукову (мать 9-летнего сына) на три года и взыскать с нее 57 миллионов рублей ущерба. Это дело уже на финишной прямой. 2-го ноября Евгении Александровне будет предоставлено право выступить с последним словом. Не похоже, правда, что суд собирается его как-то учитывать, так как оглашение приговора ориентировочно уже запланировано на 3-е ноября.
Аналогичное дело было возбуждено и в отношении бывшей главы Прионежской администрации – «яблочницы» Светланы Чечиль. Суть обвинения такая же. Разве что речь идет уже о двух участках земли, но таких же заброшенных, заросших и долгое время никому не нужных, как и участок в местечке «Ерошкина сельга». Светлана Чечиль, как и Евгения Сухорукова приняла решение подписать постановление об изменении вида разрешенного использования земель, о которых идет речь, только после того, как такое решение приняла комиссия. Среди членов был и нынешний заместитель министра финансов Карелии Юрий Кузьмин, который был уверен: данное решение выгодно для бюджета Деревянского поселения и района.
Судебный процесс по делу Светланы Чечиль в самом разгаре. И, что примечательно, большинство потерпевших по делу (а ими признаны те люди, которые купили переведенные под дачное строительство земли и намеревались возвести на них дома), потерпевшими себя не считают.
«Опасные» пенсионерки
Еще одно абсурднейшее, и явно политизированное дело в отношении членов «яблочной» команды было возбуждено осенью прошлого года. Диву даешься, как оно добралось до суда. Но именно на суде стало понятно, какие огромные силы были брошены, чтобы посадить на скамью подсудимых двух пенсионерок: заместителя председателя регионального отделения партии «Яблоко», председателя городского Совета ветеранов и почетного гражданина города Галину Карасову и заместителя председателя Совета Нину Васильеву. Женщин обвиняют в подкупе избирателей, а также в том, что они за денежное вознаграждение воспрепятствовали гражданам проголосовать за определенных кандидатов в депутаты Петрозаводского городского Совета, тем самым нарушив конституционные права и законные интересы избирателей.
По версии обвинения, 69-летняя Галина Карасова и 64-летняя Нина Васильева создавали искусственную очередь на избирательных участках во время досрочных выборов в Петросовет, якобы нанимая для этого специальных людей. Нанятым, по версии следствия, было дано указание, как можно медленнее голосовать, задерживая очередь. Следователи ссылаются на то, что избирательный участок работал только четыре часа. И у бедных жителей Перевалки из-за искусственной очереди просто не было возможности проголосовать. Представляете, какая армия людей нужна, чтобы задерживать очередь целых четыре часа? Следователи нашли даже трех потерпевших, которым пенсионерки помешали реализовать свои избирательные права. Правда, этих сознательных граждан до сих пор не удалось допросить в суде. Поначалу они просто игнорировали судебный процесс, а когда двое из них, наконец, пришли бороться за свои права, выяснилось, что заседание с их участием провести невозможно: один был пьян, а другая держала на руках восьмимесячного ребенка.
«Яблочница» Галина Карасова совершенно не нужна региональным властям в должности руководителя Совета ветеранов, поэтому она сейчас она скамье подсудимых. Зато те, кто в день тех самых выборов в Петросовет действительно пачками скупали голоса, до сих пор на свободе. Против них уголовные дела не возбуждались. Они никому не интересны.
Законная сделка
В обозримом будущем в суд будет направлено и еще одно уголовное дело. Дело, возбужденное в отношении лидера карельских «яблочников» Василия Попова, его супруги - депутата Законодательного собрания Карелии Анастасии Кравчук, депутата Петросовета Ольги Залецкой и директора торгового дома «Ленторг» Александры Корниловой. По версии следствия, в период с 2011 по 2014 годы Корнилова, Залецкая и Кравчук, действуя путем обмана и злоупотребления доверием должностных лиц администрации Петрозаводского городского округа, приобрели право на недвижимое имущество – нежилое здание комбината школьного питания. При рыночной стоимости указанного имущества, превышающей 30 миллионов рублей, оно было приобретено за сумму 19 миллионов рублей, в связи с чем Петрозаводскому городскому округу был причинен ущерб на сумму более 10 миллионов рублей. В свое время эта сделка была оспорена в суде, но суд официально признал ее законной.
Ольга Залецкая на момент продажи здания являлась директором предприятия «Петропит», которому принадлежало строение. Понимая, в каком сложном финансовом состоянии находится организация, Залецкая поставила перед руководством города вопрос о продаже здания и с помощью независимых оценочных компаний произвела его оценку. Она не подписывала документов о продаже здания. В тот момент ее даже не было на работе. Договор купли-продажи подписала заместитель Ольги Евгеньевны. И произошло это только после того, как было вынесено решение суда, обязывающее руководство «Петропита» так поступить.
Не смотря на то, что речь идет об абсолютно законной, согласованной судом сделке, в марте 2015-го года Залецкой и Корниловой не просто были предъявлены обвинения, обе женщины были взяты под стражу и помещены в СИЗО. Позже меру пресечения им изменили: на домашний арест, под которым они находились до августа текущего года.
Анастасия Кравчук – мать троих несовершеннолетних детей, заместитель председателя Законодательного собрания Карелии и один из федеральных руководителей партии «Яблоко», все это время находилась на свободе, под подпиской о невыезде. Не смотря на то, что именно она являлась покупателем здания, ее, очевидно, чтобы не обострять и без того накаленную в республике обстановку, решили не заключать под стражу. А вот ее мужа Василия Попова региональные власти очень бы хотели видеть за решеткой. Весть о том, что Василия Анатольевича тоже решили приплести к этому уголовному делу (по версии следствия, он руководил преступлением) и соответственно арестовать, застала его в Финляндии: первый зам губернатора похвастался планами задержания Попова со своими знакомыми, которые тут же передали эту информацию адресату. И политик решил временно не возвращаться на родину. Как известно, позже он был объявлен в Федеральный розыск, хотя все прекрасно знали, где он находится. Сейчас Василий Анатольевич ждет ответа финской стороны на запрос Генеральной прокуратуры России о его выдаче.
Не нашли оснований
За последние два года предпринимались попытки возбудить уголовные дела и в отношении «яблочного» мэра Галины Ширшиной. В частности, следователи интересовались действиями администрации Петрозаводска осенью 2013 года по спасению троллейбусного управления, в результате которых, с точки зрения правоохранительных органов, мог быть причинен ущерб бюджету города. Тогда предприятие получило предупреждение от электроснабжающей организации о введении ограничения режима потребления электроэнергии, троллейбусы могли встать в любой момент. Чтобы погасить долг в 4 миллиона рублей, мэрия взяла нужные средства у другого МУПа — «Петропит», которое находилось в стадии ликвидации. Эта законно проведенная субсидия и привлекла внимание правоохранителей. Правда, оснований для возбуждения уголовного дела не нашлось.
Региональное отделение партии «ЯБЛОКО» в Карелии является самой активной политической организацией, которая постоянно участвует и побеждает в выборах различных уровней, представляя обществу оппозиционную программу. Уголовные дела в отношении членов «яблочной» команды (и судебные процессы, которые уже идут, это подтверждают) абсолютно надуманные, и преследуют одну единственную цель - дискредитировать и морально уничтожить сильного политического противника.