Европейское агентство окружающей среды 13 января 2010 г. опубликовало сводку «Лекарства в окружающей среде»*, привлекающую внимание к новой проблеме вставшей перед Человечеством – загрязнение окружающей среды лекарствами.
В 2009 г. в Стокгольме, впервые в мире, официально введена классификация фармацевтических отходов по степени их опасности для окружающей среды.
Из около 200 изученных лекарств только 10 разлагаются в природе быстро (80 – сохраняются на неопределенно долгое время – персистируют). Из полутора сотен изученных лекарств сорок оказались способными к биоаккумуляции – они способны накапливаться в живых организмах. Смесь из остатков десяти лекарств оказалась в 54 раза токсичнее, чем сумма токсичностей этих лекарств порознь. Большая часть лекарств в этом отношении не изучена. Уже ясно, что особую опасность для живой природы (и для нас с вами) представляют остатки антибиотиков, эндокринных препаратов, антидепрессантов, антипаразитических и противораковых медикаментов: они через воду и по трофическим цепочкам могут попадать в наш организм, и вызывать самые неприятные последствия.
Из ряда стран мира приходят сообщения о катастрофическом сокращении популяций пресноводных рыб.
Оказалось, что там в водоемах растет концентрация этинил эстрадиолов (EE2) – главного компонента большинства пероральных контрацептивов. Эксперименты показали, что даже несколько миллиардных долей грамма в литре приводит к феминизации самцов рыб, которые теряют возможность оплодотворения.
Тот, кто несколько лет назад бывал в Индии и других странах Южной Азии, наверняка видел множество грифов – птиц, питающихся падалью.
За последние 15 лет погибло несколько десятков миллионов (!) этих птиц в результате применения ветеринарного противовоспалительного препарата (в основном, для крупного рогатого скота) диклофенак (diclofenac). Три вида азиатских грифов теперь поставлены на грань исчезновения в природе. Остатки не-стероидных антивоспалительных препаратов (non-steroidal anti-inflammatory drugs - NSAIDs) оказались губительными для других видов птиц.
По масштабу использования антибиотиков Россия (вместе с Францией и Турцией) впереди всех европейских стран.
Но во Франции медицинские отходы собираются отдельно от других, и уничтожаются с особыми предосторожностями. В Швейцарии (где сортируется 97% всех отходов) за год на человека собирается 237 грамм старых медицинских препаратов. У нас – вместе с неразобранным мусором поступают на свалки и оттуда начинают свою вторую опасную жизнь.
В конце доклада Агентства – целый комплекс мер по уменьшению риска попадания фармпрепаратов и их остатков в окружающую среду.
Думаю, было бы неплохо и российским аптекам организовать прием для утилизации старых лекарств, производителям лекарств отвечать за весь жизненный цикл своей продукции.
*Pharmaceuticals in the environment. EEA Technical report No 1/2010
Алексей Яблоков, эколог, член политкомитета "Яблока"