Проблема и в самом деле существенная. «Яблоко» и «Патриоты России» сейчас судятся с телеканалом ТВЦ и «Российской газетой», держа в уме долги перед другими государственными СМИ. «Союз правых сил», «Демократическую партию России» и «Гражданскую силу» спасает от исков их ликвидация. Аграрная партия, влившаяся в состав «Единой России», должна платить по долгам, хотя этого СМИ пока не требуют.
Один из соавторов законопроекта — Андрей Воробьев (остальные — Олег Морозов, Владимир Плигин, Валерий Комиссаров и Сергей Попов) называет возможное прощение долгов шагом к «дальнейшей демократизации жизни страны» и «проявлением великодушия к оппонентам». Однако, заметим, прощение предлагается специфическое. С одной стороны, законопроект отменяет обязанность партий возмещать СМИ стоимость бесплатных эфирного времени и печатной площади. С другой стороны, он лишает должников права на бесплатное время и печатную площадь на следующих выборах. Поэтому о «великодушии» и «демократизации» говорить сложно.
По идее предвыборный эфир и печатная площадь в государственных СМИ, финансируемых из бюджета, должны быть бесплатными. Иначе получается, что за них нужно платить дважды. Если же у должников (это, как правило, оппозиционные партии) его отберут, то лишат их едва ли не единственного шанса прорваться к избирателям на следующих выборах. На коммерческую агитацию у партий нет средств, а между выборами государственные СМИ для них закрыты. Получается, что единороссы намерены распространить цензуру не только на междувыборный, но и на предвыборный период. Что это, если не дискриминация? С какой стати партии и их избирателей надо наказывать, если они не набрали определенного процента голосов?
«Лучше сразу запретить партию и заставить ее распуститься, чем запирать в «электоральном гетто», — констатирует лидер «Яблока» Сергей Митрохин. Кстати, «великодушный» законопроект оформлен так, что «Единая Россия» не будет платить долги за прильнувших к ней аграриев, при этом в отличие от других прощенных не лишится права на бесплатный эфир.
Вскоре в Думу внесут также поправки, позволяющие чиновникам участвовать в предвыборной агитации — чрезвычайно полезная правящей партии инициатива.
Действующее законодательство запрещает обычным чиновникам — государственным и муниципальным служащим — участвовать в агитации «при исполнении должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения». Чиновники высшей категории, замещающие «государственные или выборные муниципальные должности» (министры, губернаторы, мэры, депутаты и так далее), кроме того, не имеют права агитировать в электронных и печатных СМИ. То есть призвать голосовать за кого-нибудь в листовках — пожалуйста, а выступить по телевидению или в газете — запрещено.
Это ограничение чиновники легко обходят, неизменно оставаясь безнаказанными. Так, на думских выборах 2007 года звенья «вертикали» сверху донизу звали поддержать президента, возглавлявшего список «Единой России», однако все жалобы оппозиции остались без ответа.
Избирательные комиссии и правоохранительные органы, наблюдая, как государственное телевидение демонстрирует завидной длительности репортажи о партийных мероприятиях «Единой России» или освещает кипучую деятельность ее лидера, заявляли об отсутствии нарушений: Владимир Путин — в первую голову президент, а не партийный вожак. Так же благосклонно они взирали, например, на выступления спикера Думы Бориса Грызлова (хотя на экране заботливо указывали его партийную принадлежность) или министра Сергея Шойгу. Зато попытки демонстрировать на региональных выборах ролики оппозиционных депутатов Государственной думы избиркомы решительно пресекали как незаконные.
Теперь медийное ограничение из избирательного законодательства предлагается убрать: лица, занимающие государственные и муниципальные должности, смогут беспрепятственно агитировать в СМИ. И уже на законных основаниях заселят предвыборный эфир и газетные площади. В том числе бесплатные, которых будут предусмотрительно лишены их оппоненты.