Фото Льва Шлосберга
Активисты «Яблока» почтили память жертв политических репрессий в Красноярске, Перми, Кемерове, Санкт-Петербурге, Пскове, Ханты-Мансийске, Тамбове и в других городах.
Красноярские «яблочники» приняли участие в общекраевой акции «Память сердца». После традиционного возложения цветов к Памятному камню жертвам политических репрессий и минуты молчания в Красноярске впервые прошла общероссийская акция «Возвращение имен».
Акция в Краснорске
По данным «Мемориала», общее количество арестованных по политическим мотивам в Красноярском крае оценивается в 55-60 тысяч человек, людей, отправленных на спецпоселение в Красноярский край – не менее чем в 545 тысяч человек, и еще 400 тысяч заключённых по политическим мотивам находились в тюрьмах края.
«В этот год, год двух мрачных юбилеев, столетия революции и 80-летия Большого террора, молчание власти – а вернее, замалчивание этих событий – особенно оглушительно, – отмечает заместитель председателя Красноярского регионального отделения партии «Яблоко» Александр Колотов. – На церемонии памяти жертв политрепрессий мы снова не увидели ни одного официального представителя краевой и городской власти – словно бы в знак того, что нынешние наши правители предпочитают вести свою родословную от мучителей, а не от замученных».
Акция «Память сердца» по традиции завершилась на набережной Красноярска, спуском в Енисей поминальных венков с зажженными свечами.
Члены Регионального Совета Пермского Регионального отделения приняли участие в церемонии возложения цветов к памятным знакам в городах Перми и Краснокамске.
Ольга Колоколова, председатель Пермского «Яблока», член Бюро партии, депутат Земского Собрания Краснокамского района, поделилась личными воспоминаниями.
«Для всей моей семьи эта дата — трагический и траурный день. Родители моего деда и его братья были сосланы из Поволжья на Урал только за то, что вся семья работала и имела своё хозяйство, их «раскулачили» и отправили в лагеря.
Дед, как младший сын в семье, перенёс все тяготы лагерной жизни вместе с родителями. Затем прошёл всю войну сапером, освобождал Будапешт. Он не мог без слез вспоминать, как в лагере у него на руках умирала от голода его мать. Дед, как и его родители, был реабилитирован в конце прошлого века, увы, уже только посмертно. День памяти жертв политических репрессий — это напоминание о том, что не должно повториться», — сказала она.
Депутат Пермской городской думы от партии «Яблоко», член правления Пермского «Мемориала» Надежда Агишева приняла участие в митинге у памятника жертвам репрессий на Егошихинском кладбище и в акции «Последний адрес».
Митинг в Перми
Цель проекта «Последний адрес» – установка тысячи персональных мемориальных знаков на фасадах домов, адреса которых стали последними прижизненными адресами жертв политических репрессий.
Надежда Агишева выступила и соорганизатором гражданских сезонов «Пермские дни памяти» — это мероприятия, ориентированные на осмысление истории, знакомство с местами, связанными с периодом «Большого террора». «Пермские дни памяти» проводятся с 14 октября по 3 ноября 2017 года. Основная площадка – Центр городской культуры (Пушкина, 15). Гости сезонов — Сергей Ковалев, Нателла Болтянская, Саша Филипенко, Сергей Терешенков, Игорь Долуцкий.
«Всегда эта тема была очень важной для самих репрессированных и их близких. Но они уходят, а молодые люди ничего не знают о трагической истории нашего государства. Это должно стать общей памятью и общей проблемой — возможность масштабного террора всегда есть у государства, если нет настоящего гражданского общества и политических свобод», — говорит Надежда Агишева.
Борис Вишневский на акции в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге «яблочники» собрались у Соловецкого камня на Троицкой площади для того, чтобы вспомнить имена тех, кто был уничтожен жерновами массовых репрессий.
Депутат Заксобрания от партии «Яблоко» Борис Вишневский констатировал, что «прославление и оправдание Сталина и его преступлений безнаказанно продолжается — стоит только зайти в любой книжный магазин». По его мнению, это позор для страны.
Политик напомнил о важности принятия закона, запрещающего ставить Сталину памятники и бюсты и называть его именем улицы и набережные. С этой инициативой выступает «Яблоко».
«Вопрос о запрете прославления Сталина — это вопрос не прошлого, а будущего. Потому что именно сталинское государство – где интересы граждан ни в грош не ставились по сравнению с «государственными», где органы никогда не ошибались, а врагом автоматически считался любой, кто навлек на себя гнев начальства, с его мобилизационной экономикой и пропагандистскими мифами о «враждебном окружении» и скрывающихся повсюду «предателях» – очень близко к тому, которое выстраивается в России сегодня», — сказал он.
Лев Шлосберг на памятной акции в Пскове
О распространении сталинизма и реабилитации Сталина говорил и депутат Псковского Заксобрания, лидер Псковского «Яблока» Лев Шлосберг у закладного камня на месте будущего мемориала памяти жертв политических репрессий перед Мироносицким кладбищем.
«Это значит то, что нашу страну готовят к новым возможным репрессиям. Это большое напоминание всем нам о том, что ещё может произойти. История не закончилась, она не завершилась действием государства, которое было обязано назвать преступление — преступлением, убийц — убийцами, казни — казнями. Этого не произошло.
И поэтому сегодня мы не только вспоминаем жертв XX века — мы говорим о жертвах XXI века, о жертвах сегодняшней власти, — сказал Лев Шлосберг. — Каждый год 30 октября к этому камню будут приходить люди. Это наш личный долг перед теми, кто ушёл. Это наш личный долг перед пока не состоявшейся свободой в нашей стране, потому что до тех пор, пока кто-то произносит славословия в адрес Сталина, Сталин жив, и он может вернуться в новом обличье.
Несмотря на весь ужас этой памяти, сегодня очень важно сказать слова исключительного уважения и любви всем вам, кто не только 30 октября, но каждый день помнит невинно погибших. Пока мы помним этих людей, они с нами, и мы стережём их покой».
Анна Черепанова на митинге в Великом Новгороде
Члены партии «Яблоко» в Великом Новгороде приняли участие в митинге в сквере Памяти, который прошел 30 октября.
«Под молох Большого террора попали миллионы людей разного возраста, разных национальностей, разных профессий. Они были безжалостно уничтожены сталинским режимом во исполнение целей тоталитарного государства, для которого человек всегда был средством, а не целью. Убеждена, пока на государственном уровне не будет дана политическая оценка сталинизму и большевизму, мы не сможем построить свободную демократическую страну, в которой человек и его права являются главной ценностью. Сегодня мы живем в авторитарном государстве, которое преследует политиков, журналистов и обычных граждан, сажает в тюрьмы по политическим мотивам. У нас десятки политзаключенных. Историк Юрий Дмитриев, посвятивший свою жизнь восстановлению памяти о жертвах репрессий, сам по надуманному обвинению оказался на скамье подсудимых. Мы требуем объективного и справедливого разбирательства его дела в суде», — сказала на митинге председатель регионального отделения Анна Черепанова.
Константин Смирнов возлагает цветы
Активисты Рязанского «Яблока» возложили цветы к «Стене Памяти» у Старообрядческого собора на Скорбященском кладбище, приняли участие в церемонии у Памятного Знака жертвам репрессий на «Немецком» кладбище и акции «Возвращении имён» у «польского памятника» в Парке дружбы.
Член Федерального Совета «Яблока» Константин Смирнов напомнил, что репрессированы были и люди, далекие от политики, даже лояльные к власти.
«Когда мы говорим о невиновных, невинных жертвах сталинских репрессий, мы имеем в виду не только правовую логику, но и то, что большинство репрессированных не представляли никакой угрозы режиму, не занимались политикой, были лояльны или даже искренне поддерживали власть. Однако это не уберегло их от расстрелов и лагерей, а жизнь их близких была ввергнута в кромешный ад. Государство, вставшее на путь насилия, иногда не может остановиться. Поэтому обостренное внимание ко всему, что может быть похоже на преследования за общественную деятельность, за позицию, за слово является защитным рефлексом общества и даже тех его граждан, в круг интересов которых не входит деятельность преследуемых или они в чем-то с ними не согласны», — сказал он.
Представители Кемеровского «Яблока» возложили цветы на месте расстрела и массовых захоронений репрессированных в жилом районе Ягуновский в Кемерове.
«В период Большого террора приговоренных к расстрелу в Кузбассе привозили в город Кемерово. «Расстрельным лагерем» с октября 1937 по май 1938 стала недостроенная шахта «Ягуновская» (ныне жилой район Ягуновский, ул. Баха). На территории, обнесенной высоким забором, находились временные дощатые бараки. Сюда поступали пешие этапы от ж/д станции Кемерово-Сортировочная, а также из Кемеровской тюрьмы НКВД», — рассказывает активист «Яблока» Виталий Ильин.
Расстрелянных хоронили во рвах, их одежду сжигали. Общая численность казнённых не установлена. До 1947 это место оставалось закрытым, при строительстве шахты доски забора и бараков были использованы в качестве стройматериала. После того, как на досках бараков обнаружились множественные предсмертные записи жертв, была вызвана группа НКВД, которая сожгла оставшиеся доски.
Памятная часовня в Кемерове
Мемориальную плиту в память о жертвах репрессий в годы Большого террора установили только в 1997 году. Позже в этом месте воздвигли и часовню-памятник.
Жители Барнаула почтили память жертв политических репрессий на площади Свободы. В Памятной акции приняли участие: Александр Гончаренко, Геннадий Шейда, Виктор Рау, Константин Кононенко, Владимир Кириенко и Татьяна Козицына, экс-кандидаты в депутаты Барнаульской городской Думы по списку партии «Яблоко».
Собравшиеся поделились своими семейными историями, почти у каждого родственники пострадали от сталинских репрессий.
Акция в Барнауле
Барнаульцы возложили цветы к памятнику жертвам политических репрессий «Прощание» скульптора Анатолий Щетинина.
По мнению лидера Алтайского «Яблока» Александра Гончаренко, краевые и городские власти не уделяют должного внимания этой памятной дате.
Акция в Челябинске
Активисты Челябинского «Яблока» провели акцию «Возвращение имён».
«Мой дед, учёный-историк, был репрессирован в 1930, 1935, 1937 годах. Провёл в тюрьмах и ссылках 15 лет, реабилитировали его только в 1962 году «в виду отсутствия состава преступления». А что же 15 лет жизни? Нынешнее и будущее поколение наших граждан должны знать о жертвах массового государственного террора. И память о них даст нам силы не допустить его повторения», — сказала Людмила Федоренко, заместитель председателя местного отделения «Яблока» в Челябинске.
Активисты «Яблока» приняли участие в общегородском митинге, который прошел и в Ханты-Мансийске.
Акция в Ханты-Мансийске
Сторонник «Яблока» Данила Останин поделился историей своей семьи, которая тоже была репрессирована. Он считает, что все архивы НКВД должны быть рассекречены и обнародованы, а период большевизма-сталинизма следует официально признать геноцидом советского народа.
«Пока мы не осудим чёрные исторические проступки своей страны у нее не будет будущего», — подчеркивает он.
Председатель Иркутского «Яблока» Григорий Грибенко
Активисты Иркутского регионального отделения партии «Яблоко» провели одиночные пикеты и возложили цветы у места захоронения жертв массовых политических репрессий 1937 -1940 годов в поселке Пивовариха.
Память жертв политических репрессий почтили и в Тамбове.
Акция в Тамбове
«Давайте вспомним о людях, которым пришлось пройти через столько мучений в виде ГУЛАГов, которых пытали, истязали и морили голодом в тюрьмах. А ведь эти люди просто хотели мирно жить. Многие тогда попадали туда безвинно. Самое страшное — это когда абсолютно невиновных людей сажают в тюрьму, ссылают. А еще страшнее, когда невиновных казнят. Тысячи и тысячи были убиты не за что! Давайте вспомним всех репрессированных, ведь их жизни — не только часть отечественной истории, но и часть истории семей многих из нас», — сказал председатель регионального отделения партии Сергей Резников.
В Мурманске активисты «Яблока» приняли участие в митинге у памятного знака «Жертвам политических репрессий».
Лидеры «Яблока» приняли участие в акции «Возвращение имен», которая прошла у Соловецкого камня на Лубянской площади в Москве.