Президент Путин обещал разобраться с махинациями на выборах в Жуковском, прошедших 14 сентября 2014 года. Обещание было дано ровно через месяц после выборов — 14 октября на его встрече с членами Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Рассказал ему о чудовищных масштабах фальсификаций член Совета Илья Шаблинский.
Что мы имеем на сегодня?
На дворе апрель 2015-го, и ЦИК, наконец, завершила проверку по выборам в городе Жуковском. Итоги перед телекамерами гордо озвучил Ирек Вильданов, председатель Мособлизбиркома.
В том же октябре 2014-го, когда я рассказал на Всероссийском совещании ЦИК о фальсификациях в Жуковском и Королеве, Чуров поручил Вильданову проверить эту информацию. В одном случае суд признал удаление наблюдателя незаконным, с чем Мособлизбирком согласился. Помимо этого председатель ТИК Жуковского не пришел на встречу рабочей группы, за что его сняли с должности.
Но в целом рабочая группа не нашла серьезных нарушений на выборах.
Кто не ищет, тот и не найдет.
Очевидно, что настоящая задача Вильданова была обусловлена желанием во что бы то ни стало выгородить чиновников, виновных в фальсификациях итогов голосования.
Помимо прочего, 27 марта сего года заместитель прокурора Московской области М.В. Можаев прекратил уголовное дело против фальсификаторов итогов голосования на девяти избирательных участках на выборах в Совет депутатов Жуковского.
Никаких следов вмешательства в процесс проверки фальсификаций со стороны президента до сих пор обнаружено не было. Правда, свое решение должна еще принять Генеральная прокуратура.
Наши заявления подкреплены фактами, есть документы, которые упорно игнорируются прокуратурой и рабочей группой.
По данным экзит-поллов, в Жуковском список «ЯБЛОКА» набрал более 50% голосов. Эти цифры подтверждаются копиями протоколов, выданных наблюдателям как минимум на шести участках. На трех участках получить протоколы не удалось: председатели УИКов предусмотрительно удалили свидетелей аккурат перед подсчетом. Рисуй — не хочу.
Однако для победы «нужных» людей этого было недостаточно, и в срочном порядке итоговые протоколы шести участков переписали. Глубокой ночью, как полагается. До рассвета председатели и секретари избирательных участков корпели над цифрами. К пяти утра ритуалы были проведены.
Правда, вышла нестыковка: на руках у независимых наблюдателей лежали настоящие протоколы, с печатями и подписями. Согласно которым, например, в УИКе № 626 победила кандидат от «ЯБЛОКА» Аэлита Знаменская, а отнюдь не Виталий Лебедев от «Справедливой России».
Если принять во внимание данные настоящих протоколов и экзит-поллы, партия «ЯБЛОКО» претендовала на семь депутатских кресел: три по списку и четыре одномандатника. После кулуарных махинаций осталось лишь два места по списку, а общий результат был урезан до 16,86%.
В «Жуковских вестях» подробно рассказывается, как осуществлялись фальсификации на УИК № 626, где в состав комиссии по неведомой причине не вошли представители партии «ЯБЛОКО», но при этом были представители ЛДПР и «Родины», которые в день голосования вообще не пришли на участок.
И это только один из примеров.
Терпеть такое безобразие мы не стали: представители партии и гражданские активисты немедленно обратились в Следственный комитет с неоспоримыми доказательствами о нарушениях на девяти участках.
Но, как выяснилось, в правоохранительных органах согласия нет. Видимо, они испугались напора жуковской оппозиции и совсем запутались в своих решениях.
Сначала СК назначил экспертизу, которая подтвердила факт подделки подписей, но в возбуждении уголовного дела робко отказал. После нашего нажима деваться СК было некуда, 24 марта следователь дал указание провести дополнительную проверку.
Уже на следующий день следователь СК РФ по Московской области Д.А. Куприянов возбудил уголовное дело по фальсификациям. Он совершенно справедливо посчитал доказанным, что в протоколы «внесли недостоверные сведения о количестве голосов за политические партии и кандидатов в депутаты, подделав при этом подписи членов избирательных комиссий».
Однако, как мы уже отмечали, через два дня, 27 марта, зампрокурора области М.В. Можаев волевым решением отменил постановление о возбуждении уголовного дела.
Прокурор ссылается на осмотр следователем бюллетеней с участков: «В ходе осмотров установлено, что голоса в избирательных бюллетенях совпадают с данными, внесенными в ГАС Выборы».
Но разве это может служить аргументом, если сфальсифицированы книги избирателей? Имеется достаточно свидетельств избирателей, которые даже не находились в день выборов в городе, но их подписи подделаны в книгах.
Как видим, ЦИК опять взялась за старое. Но бой еще не окончен.
Я направил Чурову письмо с требованием отправить Вильданова в отставку и назначить новый состав группы (с привлечением представителей общественности) по проверке сведений о массовых фальсификациях в ходе выборов 14 сентября 2014 года в Жуковском.
Решение прокурора уже обжаловано в Генеральную прокуратуру. Соответствующие обращения уже направлены и Следственным комитетом по Московской области, и заявителем Аэлитой Знаменской.
Так что у президента еще есть шанс подтвердить имидж сильного политика. Как минимум, в глазах избирателей г. Жуковского.