1. Я и мои политические сторонники категорически против нынешней политики России по отношению к Украине: мы против войны России с Украиной. Мы не согласны с аннексией Крыма, и для нас неприемлемо все то, что происходит сейчас на юго-востоке Украины. Мы выступаем против хорошо известной политики «ограниченного суверенитета». Хотелось бы подчеркнуть это именно в Праге, где с 1968 года о том, что такое «ограниченный суверенитет», понимают лучше, чем где бы то ни было.
В настоящее время идет реализация Минских соглашений. Это полезно и важно, потому что они позволяют уменьшить количеств жертв. Эти соглашения нужно поддерживать и развивать во всех направлениях.
В перспективе нужна международная конференция, где можно было бы открыто обсудить тяжелый и опасный кризис между Россией и Украиной и на этой основе попытаться дать ответы на основные вопросы. В такой конференции должны принять участие все заинтересованные стороны.
Однако в долгосрочной перспективе даже всего этого будет недостаточно.
Нужна общая стратегия, направленная на достижение Россией и Украиной близких по существу целей – движения обеих стран в Европу.
Это означает отказ России от антиевропейского курса и ее постепенное движение к европейской политике и образу жизни. Только это может стать фундаментом реального мира.
Вспомните, в какую катастрофу попала Европа в первой половине 20 века вследствие двух мировых войн. Однако, я должен сказать, что победа над фашизмом - такая тяжелая и с таким количеством жертв, большую часть которых понесла моя страна - была лишь предпосылкой к установлению мира. А реальный шанс на предотвращение новой войны появился тогда, когда появился Европейский союз. Поэтому хотелось бы особо подчеркнуть, что практическая антиевропейская политика России является серьезной угрозой и опасностью.
Отвечая на вопрос о том, влияют или не влияют на Россию экономические санкции, хочу сказать, что речь идет о новом курсе России, а не о случайности. О курсе на создание и укрепление корпоративного государства, основанного на олигархической авторитарной системе. Поэтому этот вопрос следует понимать именно в таком контексте, а не как способ осложнить жизнь той или иной политической фигуре или компании.
2. Об Украине. Я не собираюсь учить Украину, что ей надо делать. Я поддерживаю движение Украины в Европу, и хочу сказать, что перед Украиной стоят грандиозные по сложности задачи. Если говорить о реформах, которые нужно проводить, то это:
- установление макроэкономической стабильности и стабильности банковского сектора;
- снижение коррупции;
- усиление прозрачности;
- повышение доверия населения путем проведения качественных реформ в образовании и здравоохранении;
- реформирование энергетического сектора и многое другое ...
Но есть, как мне представляется, два ключевых момента:
1) Во-первых, это необходимость демонтажа украинской олигархии, потому что в условиях олигархии любая экономическая помощь, любой «План Маршалла» окажется в офшорах на Кипре или Каймановых островах.
2) Во-вторых, это токсический национализм и экстремизм. Необходима открытая общественная дискуссия по этим темам. Я думаю, что Украина должна сама разобраться с этим.
Есть еще один важный вопрос, который надо решать, если Украина собралась в Европу – это тема русского языка как второго государственного. И хотя сейчас, возможно, это не вполне своевременно, но к этой теме все равно придется возвращаться.
3. Однако главный вопрос в контексте нашего обсуждения: а чего хочет Европа? У Европы с 1991 года нет реальной стратегии относительно Украины, России... Можно сказать, что после развала Берлинской стены произошел не столько «конец истории», о котором часто писали (Фрэнсис Фукуяма), сколько «конец стратегии».
Вот как, например, можно объяснить, что Европа долгие годы соглашалась на теневые схемы поставок газа, когда небольшая фирма, находящаяся в Швейцарии, с уставным капиталом в 10 тысяч долларов имела оборот до 8 млрд евро? Теперь идет расплата за столь близорукую и непринципиальную политику Европы.
Все европейцы должны помнить, что Украина – это не буфер и не поляна для новой холодной войны. Кстати, именно такие представления, распространенные в Европе, привели от Первой мировой ко Второй мировой войне.
Что же надо делать? Я думаю, что через 30-40 лет в мире будет 2 центра экономической мощи – Северная Америка и Азия. Вопрос в следующем: а может ли Европа быть конкурентной и стать третьим центром? Это вопрос очень важный. Суть ответа на него в том, чтобы создать экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока.
Я прекрасно отдаю себе отчет в том, в каком состоянии с точки зрения демократии находится Россия. Однако, идея создания европейского объединения, Европейского союза, стала реальной политической практикой и была успешно реализована только спустя десятилетия после ее декларации. Это с учетом того, что эта идея была заявлена всего лишь два года спустя после окончания ожесточенного взаимного уничтожения в Европе. Половина Европы тогда была под Сталиным. Тем не менее, хватило мудрости и смелости именно тогда начать этот процесс.
Поэтому именно сейчас и надо начинать работу, создавать стратегию и работать в направлении общего будущего Украины, Белоруссии и России в составе объединенной Европы.
Для Европы жизненно важно иметь такую стратегию. И хочу подчеркнуть - это не одолжение, которое Европа делает Украине или России. Создание интеграционного проекта – это коренной интерес самой Европы.
* * *
Отвечая на вопрос участников дискуссии о том, почему 80% граждан России поддерживают политику правительства в отношении Украины, Григорий Явлинский сказал, что это результат тотальной пропаганды. Абсолютно подавляющая часть населения страны получает информацию из телевизионных новостей и программ официальных каналов, в которых очень много умышленной лжи.
Григорий Явлинский указал на камеры российских телеканалов и предложил собравшимся посмотреть потом их сюжеты о Форуме. Он заверил, что из этих сюжетов они даже не поймут, о чем здесь шла речь: «Это очень мощная пропаганда, она полностью искажает преставления людей. Думаю, что дело здесь не в том, что в России какие-то особенные люди. Вспомните, что произошло с одним из самых просвещенных народов Европы – немцами после прихода к власти нацистов. Через 2 года люди превратились во что-то непонятное, а еще через 2 года стали уничтожать своих соседей по дому – евреев и цыган – бок о бок с которыми прожили всю жизнь».
Отвечая на вопросы участников дискуссии, Григорий Явлинский особо подчеркнул, что Европа и США не должны давать Украине невыполнимых обещаний: «Действовать надо открыто и честно».
13 октября 2014 года, 14.00
«Форум-2000» был основан в 1996 году президентом Чешской республики Вацлавом Гавелом. Основная цель конференции – определить главные проблемы, стоящие перед цивилизацией и найти пути к предотвращению эскалации конфликтов, основой которых выступают религия, культура или этничность. В 2014 году конференция проходила 12-15 октября, тема: «Демократия и недовольство: четверть века после «железного занавеса» и площади Тяньаньмэнь».
Другие выступления Григория Явлинского на конференции в 2014 году:
- «Демократия и экономическое неравенство: мина замедленного действия?»
- «Системные изменения, экономические реформы и демократия: что же мы узнали? Каковы уроки на будущее?» (+ видео выступления на английском с русскими субтитрами)
- «Роль религии в построении либеральных демократий»