Сегодня день рождения Евгения Витишко.
Если бы нашу страну возглавлял настоящий патриот, он бы точно вручил Евгению в этот день звезду героя России. Правда, тогда Витишко не сидел бы в колонии, и тем самым часть его подвига не была бы совершена.
Ткачев согласен с тем, что он вор
Напомню, как он туда попал.
13 ноября 2011 года вместе с группой активистов Евгений принял участие в общественной инспекции «дачи Ткачёва». Объект представляет собою огороженную территорию в 10 га в районе поселка Джубги, в Голубой бухте Черного моря. Со стороны леса участок огорожен металлическим забором, который при приближении к морю переходит в бетонный забор. Экологи обратили внимание на то, что ограждение нарушает положения Лесного и Водного кодексов РФ, гарантирующих гражданам страны свободный доступ на земли лесного фонда и на береговую полосу. В ходе этой инспекции на забор были нанесены надписи: «Саня — вор!», «Лес — общий!», «Ткачев, уходи, жулик и вор!».
Сам Витишко этих надписей не делал, но был задержан и подвергнут аресту на 10 суток по обвинению в «неподчинении законным требованиям сотрудников полиции».
В декабре 2011 года Евгений Витишко и Сурен Газарян стали фигурантами уголовного дела по ст. 167 УК «Умышленные уничтожение или повреждение имущества».
Не оскорбление чести и достоинства и клевета, а порча имущества! Не очень понятно: Ткачев согласен с тем, что он вор или незаконное имущество ему дороже чести и достоинства?
Два года назад 2012 года Витишко и Газарян были приговорены к 3 годам лишения свободы условно с 2 годами испытательного срока.
ФСБ установила за ними слежку с целью зафиксировать нарушение режима. Их телефоны прослушивались В декабре 2012 года режим решением суда был ужесточен, Витишко запретили выезжать за пределы Туапсинского района без уведомления Уголовно-исполнительной инспекции и обязали два раза в месяц в неё являться. После этого в адрес Витишко было сделано ещё несколько предупреждений о нарушении режима ограничений.
В защиту Витишко выступила международная правозащитная организация Human Rights Watch.
Вынесение в ноябре 2013 года Уголовно-исполнительной инспекцией УФСИН по Краснодарскому краю очередного предупреждения в адрес Евгения Витишко обернулось тем, что Туапсинский филиал этой инспекции направил в суд представление с требованием о замене Евгению Витишко условного срока на реальный. Суд был назначен на 28 ноября 2013 года, но перенесён на 19 декабря 2013 года.
К этому времени заместитель председателя Верховного суда РФ принял решение о пересмотре дела о «порче забора» и возвращении его на новое рассмотрение. Верховный суд дал понять, что приговор абсурден и должен быть отменен.
Однако этого не случилось. Краснодарский краевой суд не только отказал в пересмотре дела, но и решил заменить Витишко условное наказание на заключение в колонии-поселении за «систематическое нарушение режима ограничений».
Олимпийский зек
Причиной необузданной жестокости краснодарского суда была, конечно, активность эколога Евгения Витишко, обличавшего Ткачева и его приспешников во множестве экологических преступлений. Еще один мотив упечь экологов за решетку заключался в приближении Олимпиады, подготовка к которой нанесла природе Черноморского побережья катастрофический вред.
Поэтому весьма символично, что именно во время Олимпиады, 12 февраля 2014, Краснодарский краевой суд отклонил апелляцию по поводу замены условного срока на реальный, после чего решение о его заключении Витишко на три года в колонию вступило в силу.
Так что Евгения Витишко вполне можно назвать олимпийским зеком.
Мы приехали в колонию-поселение вместе с правозащитником, членом Политкомитета партии Валерием Борщевым и моим советником Софьей Русовой. На встрече с Витишко, кроме членов «ЯБЛОКА», присутствовали и председатель Общественной наблюдательной комиссии Тамбовской области Александра Павликова и правозащитница, член ОНК Лидия Рыбина.
Женю привели нам на свидание и сказали, что мы можем общаться до 4 часов. Заранее передали ему посылку: продукты и газеты с журналами. Прежде чем передать заключенному материалы, их проверяют на «экстремизм». На 4 часа мы оторвали его от самого главного в колонии – принудительных работ.
Привлекательный труд
Статья 37 Конституции торжественно запрещает в РФ принудительный труд. Первый в нашей стране, кто плюет на Конституцию, это Уголовный Кодекс. Ст. 53.1 УК называется просто и ясно: «принудительные работы». Уголовно-исполнительный кодекс слово «принудительные» не употребляет, зато он обязывает (ст. 103) «привлекать» осужденных к труду (т. е. нарушать Конституцию).
Правда, оттого, что труд этот, выходит «привлекательный», суть его не меняется:
Тамбовская колония № 2 по сути – сельскохозяйственная рабская плантация.
Отказ трудиться воспринимается здесь как почитание Основного закона в особо злостной форме и может закончиться переселением в исправительную колонию общего режима.
Вся жизнь заключенного регламентируется строгими правилами внутреннего распорядка от 2005 года, который вращается вокруг принудительных работ. По мнению эколога, за почти 10 лет они сильно устарели и нуждаются в пересмотре.
В колонии-поселении можно ходить в своей одежде, но за «неопрятный» вид можно получить выговор. Сам он получил выговор за то, что находился на кровати в неположенное время.
В соответствии со ст.129 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в колониях-поселениях осужденные имеют право на свидания без ограничения их количества. Но члены ОНК Тамбовской области рассказали, что их неоднократно отказывались пускать к Витишко, не первый месяц отказывают в посещении эколога и местным журналистам, хотя сам он был бы рад пообщаться с прессой.
На территории колонии установлены два автомата для телефонной связи: звонить можно по расписанию, но на 600 человек, отбывающих наказание, в день положено 2 часа разговоров.
Говорили и о политике. Женя сказал, что хотел бы принять участие в выборах мэра Сочи. Если бы был на свободе, обязательно это сделал.
Начальник колонии рассказал, что из всех заключенных, кто просил условно-досрочное (УДО) были освобождены более 90%. Витишко имеет право подать УДО без признания вины в феврале 2015 года. Если осужденный не имеет взысканий и не нарушал правила, колония сама ходатайствует о досрочном освобождении.
Наиболее крупным ЧП последнего времени стал массовый обыск в штрафном изоляторе 30-ти зеков, отказавшихся «привлекательно» заниматься сельским хозяйством. Для этого руководство УФСИН по Тамбовской области командировало в колонию № 2 целых 70 (!) сотрудников из других колоний. Как рассказал Витишко, во время обыска заключенных массово избивали резиновыми палками. Он направил заявление об этом в прокуратуру: «20 мая в 11.45 я стал свидетелем уголовного преступления, а именно – массового избиения осужденных сотрудниками ФСИН. В этот день в КП-2 происходил обыск, к которому были привлечены сотрудники различных исправительных учреждений, находящихся на территории Тамбовской области. Во время этого мероприятия часть сотрудников, из которых мною не были замечены сотрудники КП-2, на прилегающей территории ШИЗО (штрафной изолятор) избивали осужденных с применением спецсредств, при этом загоняя их в ШИЗО. Далее удалось выяснить, что эти осужденные находились в карантинном отделении КП-2 и отказались от уборки помещений карантинного отделения. Кроме того, со слов осужденных, были избиты все граждане, находящиеся в ШИЗО».
«Депутат» из неоГУЛАГА
Эколог рассказал, что 4 июня после его краткосрочного свидания с друзьями на территории колонии перестали работать стационарные телефоны. По словам заключенных, исполняющий обязанности начальника колонии майор Власов и начальник оперативной части майор Сапрунов обвинили в поломке Витишко. Ходили по колонии и говорили зекам, что Витишко «своим языком сломал телефоны». Кроме того, руководители исправительного учреждения отказали нескольким заключенным в посещении магазина, также обвинив в этом Витишко.
Но люди, конечно, верят Витишко, а не лукавым вертухаям. Он завоевал огромный моральный авторитет – и умением себя держать среди зеков, и отказом прогибаться перед начальством. За время своего пребывания здесь он написал 38 заявлений по разным поводам, касавшимся совсем не его самого. В колонии его называют «депутатом» — за правовую помощь и четкую оперативную реакцию на все проявления беспредела.
Лично для меня такой депутат стоит 450-ти нынешних его «коллег» из Государственной Думы…
Евгений очень хочет, чтобы на свет появилась книга, в которой будет описан опыт его заключения, взгляд на то, что нужно менять в системе исполнения наказаний, история его абсурдного заключения и около 40 стихов. Думаю, что все друзья Евгения объединят свои усилия и совсем скоро книга дойдет до читателя.
Сейчас идет всемирная кампания поддержки эколога: открытки приходят из ЮАР, Финляндии, Германии. Недавно активисты ГРИНПИС привезли 500 писем. К сожалению, на все письма Женя просто не успевает отвечать.
С сегодня мы от всего сердца поздравляем Женю с днем рождения и ждем его возвращения!
А все, кто давно его не видел — посмотрите видео из колонии. Это интервью было стерто УФСИНовцами, отнявшими видеокамеру у Софьи Русовой, но нашими специалистами запись была восстановлена.
У Евгения Витишко была возможность покинуть страну, для того, чтобы избежать всех этих прелестей современного ГУЛАГа. Никто не посмел бы его за это осуждать, как не осуждают сегодня Сурена Газаряна, н многие даже хвалят его за то, что он воспользовался такой возможностью.
Но на мой вопрос, почему он этого не сделал, Витишко сказал: «я считаю, что это было бы проявлением непоследовательности. Пусть те, кто губят нашу страну, бегут из нее, а я, наоборот, ее от них спасаю. И должен находиться здесь, чего бы это мне не стоило. В какой-то мере мне даже повезло: выпал шанс доказать, что с системой можно бороться даже в том месте, где она пытается тебя уничтожить».
Вот почему я считаю Евгения Витишко настоящим героем России.