В российском женском движении очень любят повторять девиз: «Демократия без женщины – не демократия». Можно посмотреть на него по-другому: нет ни одного авторитарного государства, где были бы гарантированы и соблюдались права женщин. Да, конечно, в династических государствах они иногда занимают руководящие посты, но только – как жены или сестры умершего или убитого правителя.
Закономерность вполне подтверждается «российским случаем» (в терминологии политологов). Собственно, права женщин не являются исключением, и остальные конституционные права граждан регулярно нарушаются тоже.
Но именно на права и свободы женщин в последний год начато настоящее наступление – под традиционалистскими патриархатными лозунгами.
И раньше похвастаться было особенно нечем. Не получилось добиться создания государственных институтов, которые бы занимались правами женщин. Закон о гарантиях равных прав и возможностей, еще в 1995 году внесенный в Думу, так и не был рассмотрен. На ключевых политических позициях женщин было меньше 10%, а пропорциональная система с мужским руководством партий не позволяла им продвигаться. Вообще среди семи зарегистрированных партий гендерной проблематикой занимались и занимаемся по-прежнему только мы.
Так что не стоит удивляться, что женские зарплаты составляли 2/3 мужских и детские пособия оставались минимальными. Антикризисные центры для женщин, подвергшихся насилию не финансировались, и были исключением, а не правилом. Мужчины продолжали бегать от алиментов. Работодатели - увольнять беременных.
Не появилась гендерная экспертиза законопроектов и учебников. Сплошь и рядом реклама имела сексистский характер и далее – по списку…
А ведь все эти проблемы давно осознаны, а требования – сформулированы женским движением. Дискриминация начинает постепенно осознаваться все большим числом женщин, это видно по дискуссиям в сетях. С прошлого года проводятся и уличные акции с разными требованиями.
Тем не менее – ситуация не улучшается, а ухудшается.
В социальной сфере.
Стала массовой невыплата детских и декретных пособий работодателями, известно уже 5000 таких случаев, мамы с детьми годами судятся, чтобы им отвоевать даже эти небольшие деньги. Все громче звучащие требования к Фонду социального страхования, чтобы государство взяло эти обязательства на себя, остается без ответа. Только в двух «пилотных» регионах мамы эти пособия получают. А в остальных 81 – нет.
После голодовок родителей и колясочных маршей даже властям стал понятен масштаб катастрофы с нехваткой мест в детских садах.
В закон о здравоохранении были протащены реакционные статьи, ограничивающее право женщин на свободу в решении о рождении ребенка (право на аборт). Остается только радоваться, что благодаря активности общественности, самый реакционный вариант «антиабортного закона», который упорно протаскивала Елена Мизулина (а она и в новом составе осталась главой Комитета по вопросам женщин, семьи и детей) не прошел. Но, видимо, стоит ждать от нее продолжения такой активности. В политике.
Последние выборы не увеличили число женщин в Госдуме, их 13%, а было – 14%. С уходом Матвиенко в Совет Федерации осталась только одна женщина на посту губернатора. О том, что среди кандидатов в президенты женщин не было, я уже не говорю. Кстати, ни у одного из них в программах тема дискриминации не упоминалась.
В культуре и общественной сфере.
Несколько попыток возбудить уголовные дела в связи с сексуальными домогательствами – против председателя Общественной палаты Ульяновска, Сергея Ермакова и главы ФСИН Алксандра Реймера, закончились отказами.
Все громче становятся требования традиционных конфессий - вернуть женщин к «естественным» ролям – матери и жены, заставить их рожать. Носить платочки и хиджабы. Предаются анафеме феминистки и представители ЛГБТ – сообщества. Оказывается и давление на светскую власть. Последний пример – аресты по подозрению(!) в причастности к Pussy Riot Надежды Толоконниковой, матери 4-х летней Геры, и Марии Алехиной, мама 5-летнего Филиппа. Вне зависимости от оценки акции этой группы в Храме Христа Спасителя это – чрезвычайно жестокая мера.
И это, безусловно, оказывает воздействие на часть общества.
И вот уже Бойко-Великий издает распоряжение для работниц «Русского молока» зарегистрировать незарегистрированный браки и обвенчаться и грозит увольнением всем, кто сделал аборт.
Начали проходить «православные дефиле».
А в Чечне обязательно ношение платка для всех женщин и девушек, а если ты - женщина, по мнению новых блюстителей нравственности (по образцу иранской духовной полиции), ведешь себя несоответствующим образом и не так одета то тебя будут преследовать, и могут расстрелять из пейнтбола.
И никого, кроме сетевых сообществ феминисток и женских организаций, это не волнует. Особенно – органы власти. Даже несмотря на резкую критику и признание наличия дискриминации женщин в России со стороны ООН.
А что изменилось?
Женское сообщество наконец начинает выходить из своего узкого круга, как и все нарождающееся сегодня гражданское общество – на улицу.
«Мы были здесь в июне, и мы придем еще!» - скандировали мы недавно на пикете перед Фондом социального страхования, требуя выплаты декретных и детских пособий государством. (ссылка) 8 марта в Москве и Петербурге пройдут уже традиционные митинги с требованием ликвидации дискриминации женщин во всех сферах жизни. Если мы будем решительны и настойчивы, если нас станет больше и больше наших сторонников - мужчин, которых в последнее время прибавляется, мы сможем изменить ситуацию. Тогда можно будет хоть что-то отпраздновать.
Приложение: открытое письмо Ольги Ворониной руководству страны в поддержку конституционного принципа равенства прав и возможностей женщин и мужчин в РФ
Галина Михалева
Председатель Гендерной фракции РОДП «ЯБЛОКО»