Вместо ясного решения, запрещающего курение в общественных местах, в России годами продолжается комедия бессмысленных обсуждений. В это время люди продолжают умирать от сердечно-сосудистых и раковых заболеваний, которые курение провоцирует. За 11 лет нахождения у власти путинистами не предпринято серьёзных усилий, способных переломить ситуацию. Главное, что Путин не курит. Остальные же, приобретшие зависимость в подростковом возрасте или ежедневно обкуриваемые своими соотечественниками, имеют свободу умирать. Власти здесь ни при чём.
Рассказывают, что телеведущий Гордон изобрёл аргумент, почему запрет курения в общественных местах не нужен. Ход мысли примерно следующий. Мало ли кому и что не нравится? Положим, если господин Гордон не почистит зубы и не сменит рубашку, то его запахи будут неприятны окружающим. Но ведь никто же не вводит законодательный запрет на появления господина Гордона в общественных местах с нечищенными зубами и в грязном белье.
Ответ здесь очень простой. От неприятных запахов Гордона, как и от других неприятных запахов, никто не умрёт. Проблема с сигаретным дымом вовсе не в неприятном запахе, а в том, что в нём содержатся смолы, провоцирующие сердечно-сосудистые и раковые заболевания. Положим, что кому-то запах табачного дыма может быть даже и приятен, но от этого его смертельные свойства не исчезнут. С тем, что пассивное курение убивает также как и активное, не спорят и табачные компании. Т.е. те, кто непосредственно заинтересован в том, чтобы люди курили.
А почему вообще должен вводиться запрет на курение в общественных местах? Давайте порассуждаем. Должен ли некто платить за наносимый другому человеку? Если «да», то это правило должно распространяться и на тех, кто причиняет ущерб здоровью других людей, обкуривая их табачным дымом. Но как оценить ущерб, наносимый, скажем сигаретой господина Гордона своему собеседнику? Как вычленить этот ущерб из совокупного ущерба, наносимого человеку другими лицами на протяжении многих лет? И даже если такая оценка будет возможна, то как вменить иск всем этим гражданам? На практике эти задачи нерешаемы.
Но, допустим, что и ущерб оценили, и гражданам иски вменили. Какова же может быть адекватная плата за смерть человека? Например, от рака? Или же за страдания родственников? Чертой капиталистического общества является тотальная ценностная оценка. Всё здесь имеет цену. Даже и человеческая жизнь. Однако ничто не заставляет следовать этому правилу при формулировании общественной политики. Правильно полагать, что человеческая жизнь бесценна и действовать в соответствии с этим убеждением.
В действительности решение о запрете курения в общественных местах означает очень эффективный инструмент решения задачи. Если неясно кто должен платить и сколько, но зато понятно, что ущерб наносится, лучший подход – исключить нанесение ущерба. Поэтому, чем скорее будет введён полный запрет на курение в общественных местах в России и эффективная система санкций за нарушение этого запрета, тем лучше.
А господин Гордон пусть продолжает курить. Если ума нет. Его бы на Каширское шоссе в Москве, в онкоцентр с экскурсией сводить. Или предложить поездить по квартирам курильщиков в Москве, с раком в IV стадии, которые не могут жить без обезболивающих. Последние ещё нужно достать и научиться колоть. Этих людей в больницы не берут. Так и уходят из жизни в мучениях, С пролежнями на спине, дикими болями и помутнённым сознанием. В то время как по ПутинТВ многомудрые дискутанты рассуждают о том, что если что-то плохо пахнет, то это не трагедия.