Завтра, 25 октября, суд в Петрозаводске в очередной раз будет рассматривать дело историка, главы карельского «Мемориала» Юрия Дмитриева. Для тех, кто не в курсе про дело Дмитриева, поясню. Юрий Дмитриев восстановил тысячи имен жертв политических репрессий, составил и издал Книги памяти жертв политических репрессий 1930-1940-х годов в Карелии. 30 лет занимался исследованием мест погребения заключенных ГУЛАГа на территории республики, обнаружил места массовых захоронений политических репрессированных в Красном бору и Сандармохе. Дмитриев - один из основателей мемориального комплекса «Сандармох», много лет занимается историей строительства Беломоро-Балтийского канала.
В декабре 2016 года он был арестован. По версии следствия, с 2012 по 2015 год он фотографировал свою приемную дочь в обнаженном виде (ей в 2016 году исполнилось 11 лет), но снимки не публиковал. Единственным обнародованным доказательством по делу является фотография внучки и приемной дочки, которые голышом бегут в ванную. Сам Дмитриев поясняет, что делал снимки несовершеннолетней приемной дочери, чтобы отслеживать состояние ее здоровья и физическое развитие после того, как он взял ее из детского дома с признаками нездоровья. Фотографии приемной дочери Дмитриева хранились в его личном компьютере, не размещались им в интернете.
Причем здесь Михалков, спросите вы? Вот причем: известный режиссер снял достаточно известный документальный фильм «Анна: от 6 до 18». В нем его старшая дочь Анна на протяжении 13 лет, раз в год, отвечает на одни и те же вопросы. Ее ответы смонтированы с хроникой тех лет. Так вот. Там есть кадры, где Аня – совершенно голая. Убедиться в этом можно легко: фильм есть в свободном доступе в интернете. Например, здесь. Смотреть с отметки 13 минут. За этот фильм Никита Михалков получил несколько наград: «Серебряный голубь» МКФ документальных фильмов в Лейпциге в 1994 г., гран-при Международного кинофорума славянских и православных народов «Золотой витязь» в том же 1994 г. и приз за лучший документальный фильм на международном кинофестивале в Хэмптонсе в 1996 г.
Почему одного посадили за то же, за что другого наградили? Почему показать свою дочь голой всему миру – можно, а снимать этапы развития приемной дочери для органов опеки, никому не распространяя – преступление?
Не потому ли, что один – обслуживает нынешнюю власть, а другой – занимается расследованием преступлений сталинской власти, возвращает имена жертвам террора и обличает палачей? Примечательно, что послезавтра, 26 октября, исполнится семь лет как Никита Михалков опубликовал «Манифест просвещенного консерватизма», в котором среди главных ценностей выделил «лояльность к власти, умение достойно подчиняться авторитетной силе» и укрепление вертикали власти.
Ясно же, что арест Дмитриева вызван его правозащитной деятельностью. Многие в республике знают Дмитриева, как человека честного, порядочного, не боящегося говорить правду, порой неприятную для властей и силовых структур. Правозащитный центр «Мемориал» признал Юрия Дмитриева политзаключенным.
Дело Дмитриева политически мотивированно. Это очевидно всем, включая Дмитрия Быкова, Бориса Гребенщикова, Вениамина Смехова, Людмилу Улицкую и многих других – все они записали видеообращения в поддержку историка. Никиты Михалкова среди них нет.
Через несколько дней страна отметит скорбный День памяти жертв политических репрессий. Среди них жертвы и сегодняшнего дня.