Канцлер ФРГ Ангела Меркель возглавит страну в четвертый раз подряд. Несменяемость власти? А как же коррупция? Почему в Германии ее и близко нет в таких масштабах, как у нас? Причины очевидны: честные выборы, гражданский контроль, разделение властей, независимые СМИ, независимое финансирование. Но есть и важные подробности.
В системе, в которой существует Меркель, политикам приходится в честной конкурентной борьбе завоевывать голоса избирателей.
В системе Путина иная практика: администрации президента поручено сделать выборы «веселыми и привлекательными», выдумав кандидата-женщину, или кандидата-левого, или еще какую-то клоунаду (как в советское время — выдвинуть доярку, рабочего и представителя молодежи).
В системе, в которой существует Меркель, после каждых выборов победителю в новых и очень непростых условиях на самом высоком профессиональном уровне приходится вести политический диалог как с союзниками, так и с оппонентами, выстраивать каждый раз новую коалицию.
В системе Путина не существует ни оппонентов, ни союзников. В системе Путина есть только приспешники, повязанные страхом и коррупционными схемами.
Для Меркель удержание власти — это диалог, компромисс, уважение к альтернативе и умение с ней сосуществовать, адаптироваться, «притираться», это поиск и выращивание новых партнеров и новых лиц в политике, формирование и обновление команды — как внутри партии, так и на уровне политической системы в целом.
Для Путина удержание власти — это подавление оппонентов, постоянная концентрация власти в своих руках, выстраивание вокруг себя охранных кордонов, выжигание политического поля и уничтожение альтернативы.
Меркель — многолетний лидер Евросоюза. Лидер, который в трудное время воспринимается как символ устойчивости и надежды в современном мире. Другое дело, что Меркель очень осторожна и бремя этого лидерства брать на себя не стремится. Но ситуация может сложиться так, что сделать это придется. Ведь без глобального видения и глобальной ответственности ничего хорошего в сложном современном мире не получится. А пока, кроме Ангелы Меркель, ни на континенте, ни на Альбионе, ни за океаном того, на кого можно было бы положиться, не видно...
Тем более что все же главная особенность последних выборов в бундестаг — высокий результат правых популистов, любителей «again policy», той самой идеологии, благодаря которой в США победил Трамп, а в Великобритании — сторонники Брекзита.
Партия националистического толка «Альтернатива для Германии» теперь станет третьей по величине в немецком парламенте. И это как раз не партия диалога. Немецкие националисты не будут встраиваться в политическую мозаику Германии. У них вместо «образа будущего» — прореха, пустота, идеология, основанная на отрицании современности и возвращении... в неизвестно куда.
Судя по тому, что происходит в стране победившего Брекзита и стране победившего Трампа, ничего конструктивного, ничего существенно (и даже несущественно) нового популисты в политику внести не могут. Впрочем, американская политическая система умудряется пока переваривать даже своего президента. Думаю, что и немецкая с АдГ тоже справится.
* * *
И последнее. Явка 76,5% на выборах в Германии без «накруток», вбросов и фальсификаций — это показатель ответственности общества за страну и ее будущее.