Здравствуйте, Элла Александровна,
Так сложилось, что Вам выпало нести ответственность за результаты прошедших месяц назад выборов. Вы говорите, что Вам нечего стыдиться за свою работу. И я вижу, что Вы в это искренне верите. Вы действительно сделали все, что было в Ваших силах. По ходу кампании Вы были отзывчивы, часто шли навстречу партиям, в том числе и нам. И в день голосования Вы поначалу даже пытались словом воздействовать на местные комиссии. Видимо, вплоть до того момента, когда Вам стало понятно, что эту стихию не остановить.
Да, Вы не можете изменить работу всех и каждого членов региональных, окружных, территориальных и участковых комиссий. Вы не можете отвечать за Чеченскую электоральную аномалию, за 62,2% в Саратовской области, за автобусы с карусельщиками, открыто разъезжавшими по Москве в день голосования, за стопку из сотни открепительных на участке, где пытались — и не смогли с первого раза из-за угрюмой очереди «круизников» — проголосовать сотрудники нашего штаба. Вы простой человек из плоти и крови — Вам не под силу остановить эту лавину. И тем не менее в истории именно Ваше имя останется рядом с плачевным результатом этого голосования. Вы ставили главную подпись под протоколом. Вы среди ночи зачем-то экстренно объявляли окончательные результаты. Вы защищали свои решения в последующих многочисленных интервью. Вы своим авторитетом, десятилетиями своей важной и значимой работы придали вес этим невесомым результатам.
Некоторые скажут, что Вас использовали. Вы знали, что так будет. Мы все знали, что так будет. И все же работали, чтобы этого не было, пытались, старались, надеялись. Надежда — очень важная вещь. Да, если начинать говорить, что использовали Вас, то справедливо будет и нам кинуть тот же упрек. Но есть одна большая разница. «Яблоко» — как и большая часть населения России — эту Думу и прошедшие выборы не признает. А Вы продолжаете утверждать, что все в основном нормально.
Тем не менее, я не могу заставить себя лично Вас осуждать. Понятно же, что даже если бы Вы пошли на принцип, сложили бы с себя полномочия, тянули бы с подписанием финального протокола, разбирались бы с нарушениями, отменяли бы результаты выборов на отдельных участках, то все равно в нынешних условиях — когда никто и так не верит ни в честные выборы, ни в другие государственные институты, ни в возможность что-либо поменять — это не сыграло бы решающего значения. Зато Вы по-прежнему остаетесь председателем ЦИКа. И если кто-то кого-то использовал, это не значит, что рано или поздно не появится возможность этот «долг» вернуть.
Но мне очень хотелось бы, чтобы понимание коренного, окончательного разрыва между народом и властью, оформленного вашей подписью под протоколом, у нас с Вами все же совпадало.
Обидевшись, видимо, на нашу позицию по результатам выборов, Вы стали упрекать нас, будто мы не организовали наблюдение на должном уровне. Точнее упрекать не нас, а наших избирателей, которые не записывались в массовом порядке в наблюдатели и не обеспечили своим присутствием честный подсчет на 96 000 участков по всей стране.
Мол, все выявленные факты нарушений ЦИК бы беспристрастно рассмотрела и приняла бы справедливые решения, но свидетельств наблюдателей так мало, что разговор о нелегитимности выборов не имеет якобы смысла.
Элла Александровна, прежде всего такой логикой Вы окончательно ставите крест на всей действующей власти. Хотелось написать «государственной системе», но никакой системы — разделения властей, сдержек и противовесов, верховенства права, общественного договора, всеобщего благосостояния — ничего этого не осталось, конечно, все давно растоптано. Осталась только власть. На которой Вы ставите крест, полностью отказывая ей в способности выполнять самые базовые, первичные функции.
Вы фактически утверждаете, что гражданин должен не только воспользоваться своим правом выбрать себе руководство страны, но он еще и обязан сидеть на участке в качестве наблюдателя целые сутки и следить, чтобы его голос не украли.
Элла Александровна, избиратели этого никому не должны. Они платят налоги. Платят Вам, членам комиссий, сотрудникам аппарата ЦИК, депутатам, губернаторам, министрам, президенту. За то, чтобы те делали свою работу на мало-мальски приемлемом уровне. И не воровали у них хотя бы их голоса. И если даже в такой малости они не могут положиться на государство, а должны все делать сами, то чего им — нам — ждать на других, более важных и сложных направлениях работы? И если ждать нечего, то почему они должны продолжать платить налоги? Почему должны продолжать верить вранью? Почему должны своим молчаливым согласием поддерживать саморазрушительный курс власти?
Но кроме того, если даже при небольшом количестве наблюдателей от «Яблока» было выявлено так много нарушений на участках, где они были, то Вы же понимаете, что нарушений было еще больше на участках, где наших наблюдателей не было.
Низкая явка — это не апатия. Это последнее предупреждение перед тем, чего «Яблоко» своим участием в выборах так старалось не допустить.
Элла Александровна, мы Вас знаем как человека большой души и крайней самоотверженности. Помните, Вы рассказывали мне как в Чечне спасали от плена и казни танкистов? Обыкновенных людей, от которых отказалась власть? Это было опаснее чем выборы. Теперь вы спасали власть, от которой отвернулись обыкновенные люди. Но, я надеюсь, у Вас еще будет возможность определиться, кто именно Вам ближе. На тех, других, настоящих выборах. Выборах без пропаганды. Выборах с реальной, а не сокращенной до трех недель кампанией. Выборах с настоящими дебатами. Выборах, в которых у политиков будут действительно равные возможности объяснить свои повестки и доказать правильность предлагаемых решений. И да — самое важное — выборах, в которые будут верить избиратели. Потребность в таких выборах появится скоро и очень неожиданно. И исторически очень важно, чтобы подпись под финальным протоколом ЦИК по итогам таких выборов ставил человек честный и принципиальный.
И зная, что чаще всего люди читают начало и конец:
Честных выборов не было. Не было равных условий. Не было честной кампании. Не было честного подсчета голосов. Вечно это не продлится, мы будем работать, чтобы настоящие выборы и честная политика начались в России как можно скорее.
С уважением к Вам,
Николай Рыбаков
P.S. Если Вы прочитали этот текст и вы не Элла Александровна Панфилова, то знайте — кроме нас с вами этого никто не изменит. Давайте вместе работать, чтобы приблизить честные выборы, чтобы делать нашу страну лучше.