Как и обещал, расскажу о примерной аргументации своей позиции на публичных слушаниях по вопросу о наделении городского округа Самара Самарской области статусом «городской округ с внутригородским делением».
Причин быть сейчас против такого статуса несколько.
1. Наделение нынешних и без того немаленьких районных администраций дополнительными функциями приведет не к обещанному 20%-ному сокращению, а к неминуемому росту количества чиновников. Как минимум нас ждет увеличение штатов в районных бухгалтериях; аппарате, обеспечивающем деятельность районных советов, включая разного рода помощников. В условиях общегосударственного тренда на сокращение чиновничьего аппарата Самара тут внезапно выделится в негативном ключе.
2. Рост расходов в период кризиса это, конечно, нонсенс. Но принимая такое решение о статусе Самары мы абсолютно точно эту перспективу реализуем. Причем здесь речь идет не только о затратах на зарплаты ранее упомянутых чиновников. Необходимо будет обеспечить всех этих людей помещениями, канцтоварами, частично транспортом.
3. Размазывание управленческих функций в связи с перераспределением полномочий от города к районам, что при этом совершенно не означает, что городская администрация совсем будет устранена. Фактически это означает рост безответственности муниципальной власти перед населением, ибо когда спрос больше, чем с одного, то его нет в принципе.
4. Снижение роли всенародно и прямым образом избранного представительного органа местного самоуправления. Двухступенчатая схема избрания депутатов делит фактически народных представителей на два сорта и происходить это будет вне зависимости от количества или процента полученных голосов избирателей. При этом из зоны ответственности и контроля гордумы уведут ряд функций, непосредственный контроль над районными финансами. Дальнейшим следствием предлагаемых изменений станет и фактическая потеря председателем Думы статуса Главы Самары. Это означает что население оказывается и еще дальше от избрания первого руководителя города, так он появляется лишь на третьей от населения Самары ступени: через районный совет, гордуму и конкурсную комиссию...
5. Усложнение контроля за муниципальными расходами. Про распределение функций уже сказано, но отдельно необходимо сказать и об усложнении системы общественного контроля, ведь общественные слушания по исполнению бюджета, состоящие из выступлений всех распорядителей бюджетных средств вырастают минимум вдвое. Кроме того, еще бОльшим образом усложнится деятельность Контрольно-счетной палаты, которая работая, в отличие от общественности, на повседневной основе вынуждена будет либо увеличивать штаты и расходы, либо снижать свою эффективность.
6. Усиление коррупционного и бюрократического давления на население и организации. Делегирование функций на более низкий муниципальный уровень совершенно не означает отсутствие контроля и бюрократического внимания с общегородского уровня.