Уважаемый Сергей Семёнович!
Эпиграф моего письма навеян впечатлениями от давнишней истории с Вашим замом Петром Бирюковым, когда он лично и очень темпераментно принимал участие в эвакуации, расположившихся рядом с его домом столиков выносного кафе. На возражения и аргументы владельцев, о том, что в Европе столики кафе на отрытом воздухе обычное дело, наш, обременённый властью и научными степенями златоуст, изящно отпарировал в том духе, что «мы не в Европе, а в …».
Меня тогда поразила реакция СМИ. Естественно, поупражнялись все кому не лень. Но все комментарии крутились вокруг стиля общения начальника с подведомственным населением, суть оценки нашего «географического» положения удивления ни у кого не вызвала.
Я тоже не буду спорить. Это, как в старом анекдоте, « и всё-то он знает, и везде-то он побывал».
Я родился и рос в районе Сухаревской площади в коммунальном подвале, где половина жильцов состояла на учёте в тубдиспансере. Где в 11метровой комнат жили мои родители, и лежала парализованная прабабушка. Моё жизненное пространство ограничивалось двором между сараями, стеной дома и помойкой.
Когда мне было лет шесть отец, наверное, опасаясь за моё здоровье, стал регулярно возить меня кататься на лыжах в «Останкино». Впечатление от этого зимнего «Берендеева царства» остаётся одним из ярких впечатлений жизни. Потом нам повезло, и мы получили квартиру в непосредственной близости от парка, и он стал местом моего обитания. У меня, если хотите, глубоко личностное, выстраданное отношение к этому уголку Москвы. Это место - часть моей жизни, это абсолютная не приходящая ценность, того места в котором я живу долгие годы.
Извините, что я так подробно рассказываю о себе, может быть Вам станет более понятна позиция москвичей, которые так яростно отстаивают каждый кустик и деревце своих парков от Вашего бетона, железа, хозяйственной инфраструктуры. То что может быть хорошо в парках культуры и парках развлечений совершенно неуместно на особо охраняемых природных территориях, в природно-исторических парках каковым является парк «Останкино».
Больше 2-х месяцев гуляет по бескрайним просторам муниципалитетов, Управ, Префектур и Департаментов правительства г.Москвы наше письмо, подписанное несколькими сотнями человек, в котором высказывалось возмущение, количеством бань, офисов, конюшен, автостоянок и других объектов парка «Останкино» не имеющих никакого отношения ни к природоохране, ни к истории, ни культуре.
Я, со своими товарищами, был на десятках приёмов, бесед и совещаний, собираемых по нашей инициативе в различных властных кабинетах. Десятки, наделённых полномочиями людей внимательно нас выслушивали, по моим впечатлениям, проникались нашим возмущением, соглашались с нашими аргументами и …, в очередной раз дело заканчивалось пустой отпиской, казённой по форме и убогой по содержанию. Ни на каком уровне огромной управленческой пирамиды люди, наделённые полномочиями, не только не хотят проявлять инициативу, а даже не смеют, без отмашки сверху, исполнять свои обязанности и контролировать исполнение законов.
Ведь не в глухой тайге закопали трубу на 20см выше-ниже положенного, пойди разберись, а в центре, повторюсь, объекта культурного наследия и особо охраняемой природной территории, главными достопримечательностями являются:
1. на Липовой аллее – чиновничья баня за трёхметровым забором, с охраной и видеонаблюдением (которая строилась и многие годы содержится за деньги налогоплательщиков), офисные здания и, какие-то хозяйственные постройки и… ещё одна баня (гулять так гулять!);
2. на Церковной аллее – непонятного происхождения конюшня с вытоптанной в бетон землёй ( в то время как в этой зоне по Закону даже с собачкой нельзя пройтись);
3. на Дворцовой аллее – ООО «Хорезм» соорудил монумент, со старинным русским названием кафе «Лав», который вырос чуть ли, не до размеров усадьбы графа Шереметьева, организовал свою автостоянку и хозяйственные постройки (споры о том, куда отнести это строение к памятникам российской истории или культуры продолжаются);
Представьте себе Петергоф или Версаль, и мысленно разместите на их главных аллеях всё наше Останкинское великолепие!
Это всё находится, подчёркиваю, в охранной зоне, а на периферии парка предприимчивые люди просто отодвигают ограду и среди дубов организуют автостоянки. Причём всё это функционирует без охранных обязательств, т.е. с прямым нарушением Закона г. Москвы «Об особо охраняемых природных территориях».
Этакое «Гуляй поле» на виду у всех, более того, на одной улице, на расстоянии 500 метров от природоохранной прокуратуры.
Продолжая ассоциации с Европой, у меня к Вам вопрос: Сколько дней продержался бы в своём кресле мэр любой европейской столицы, если бы, кто-то, на территории городского парка поставил, хотя бы, собачью конурку? Или если бы он не приняли бы мер по её ликвидации? Почему эти индивидуалисты и прагматики, якобы, думающие только о себе, смогли так сорганизовать свою жизнь, что общественные места оберегаются строже государственной границы, а мы, коллективисты и «соборники», позволяем глумиться над общественным достоянием?
На моих глазах с завидной легкостью отхватывались куски парка для решения каких-либо, сею секундных, задач:
-во времена Брежнева под сооружения системы очистки воздуха телецентра Останкино;
-во времена Горбачёва построили больницу, одному уважаемому доктору;
-во времена Ельцина – подворье для Оптиной пустыни;
- во времена Собянина решено изъять из общего пользования последний участок парка, примыкающий к 1-ой
Останкинской улице. За забор, под строительство автостоянки(!) и хранилище фондов музея(!).
Слов нет, все объекты очень важные и нужные. Но ведь и во всём остальном мире и воздух фильтруют и людей лечат и церковь уважают, но и природные и исторические парки не трогают! Нет дискуссий хорошо это или плохо, есть слово «НЕЛЬЗЯ» !
Более того, если бы уважаемому человеку или организации предложили бы занять сладкий кусок общественного места, в цивилизованном мире это было бы воспринято как провокация, как попытка подрыва авторитета. У нас заглатывают не икнув.
Видя такое дело, чиновники и наглецы рангом пожиже, вмиг растащили оставшуюся часть парка на автостоянки, офисы, шашлычные и т.д. Конечно, мы ждали провозглашенной реконструкции парка, особенно после заявленного желания реконструировать и воссоздать регулярный английский парк графа Шереметьева.
И вот реконструкция началась. И что же? Пока полная ясность имеется:
а) - с хоккейной площадкой. На мои вопросы зачем она если в парке уже есть два естественных катка и один искусственный. Чиновники так высоко закатывали глаза, что я боялся, что они затылок себе прожгут;
б) - с тротуарной плиткой. Про плитку я уже сам ничего не спрашивал.
Про вынос из парка офисов, бань, автостоянок… - тишина. Пока странный получается регулярный английский парк.
Я искренне недоумеваю и не понимаю, как функционирует власть, вернее понимаю, но не могу согласиться с тем, что Гражданина, в системе принятия решений или влияния на них, просто нет. Мы для Вас не существуем! Особенно если, очередную миллиардную «стройку века» объявляют реконструкцией, и законом не предусмотрены общественные слушания, тут уж чиновнику людей, ни в какой «мелкоскоп», не разглядеть.
Как будем жить, и где будем отдыхать, чем будем дышать мы и наши дети, последующие пятьдесят-сто лет в большей степени зависит от вкусов и пристрастий зам. пом. нач. отдела Управы, чем от мнения сотен и тысяч, живущих в этом месте людей.
Естественно, всё происходящее в парке, я не отношу к Вашей деятельности, многое складывалось десятилетиями. Но то, что сегодня не хотят навести в нём порядок и убрать эти позорные для памятника истории и культуры бани , офисы, автостоянки, конюшни и шашлычные, то, что сегодня хотят отнять у жителей очередной кусок парка для строительства хранилища и парковки, то что хотят залить цементом сквер Останкино – это варварство и позор. И они будут связаны с Вашим именем!
Уважаемый, Сергей Семёнович!
Верните парк Останкино людям!
Прогоните торговцев из храма природы!
Да, я, коренной москвич, хочу в Европу, конечно не в географическом, а в цивилизационном смысле слова.
Я мечтаю о том, что бы мои дети не только по телевизору, или во время путешествий видели, какими должны быть природно-исторические парки. Я хочу, что бы каждый день, гуляя по парку, они ощущали гордость за свою Родину, её культуру и историю, органично и естественно ощущали себя патриотами страны, не дожидаясь торжественных дат или указаний какого-нибудь Управления по патриотическому воспитанию.
Олег Сулакадзе - ветеран труда, заслуженный тренер РСФСР, лидер инициативной группы жителей Останкинского района