Природно-исторический парк «Останкино» - особо охраняемая природная территория (ООПТ) на месте дворцово-паркового ансамбля конца XVIII — начала XIX в. бывшей усадьбы графов Шереметевых. В любой стране мира парки, которые имеют такую культурную и историческую ценность, бережно охраняются и ценятся на вес золота. Их стараются сохранить в первозданном виде, вкладывая немало сил и средств, которые сполна окупаются притоком массового туризма.
Как известно, другие страны нашей православной великодержаве не указ. Мы сами знаем, как и что развивать. И вообще, опережаем весь мир по количеству патриотов на душу населения.
Поэтому все у нас уникально. Национальный парк Лосиный остров превратился в прибежище свалок, нелегальных промзон, парковок и борделей.
Не исключение и ПИП «Останкино».
Первые «сюрпризы» наша общественная инспекция обнаружила прямо у главного входа в парк со стороны музея-усадьбы. Под видом работ по благоустройству и озеленению здесь сняли верхний естественный слой почвы глубиной до полуметра. Большая часть парка выглядит, как после бомбежки. Да это и есть подрыв экосистемы парка.
Знакомьтесь: новый вид работ по «благоустройству»
Очевидно, что «благоустройством» это обозвали только для того, чтобы освоить гигантские бюджетные средства, избежав при этом проведения публичных слушаний и необходимой при таких работах государственной экологической экспертизы. Рабочие при этом считают, что занимаются никаким не благоустройством, а созданием Аллеи героев.
Почему Аллею героев надо строить в парке ХVIII века, а не в каком-то другом месте – эти вопросы ни на каких публичных слушаниях с общественностью не обсуждались.
Впрочем, ни слова об Аллее героев нет и на сообщающем о проекте информационном щите:
Видимо, «благоустраивают» дорожку
Ресторанная архитектура
Дирекция парка беззастенчиво терпит на территории ООПТ огромное количество кафе, ресторанов и палаток. Нет никаких сомнений, что эти заведения, названия которых даже не обозначены, платят не налоги в бюджет города, а «нал» в общак дирекции. Само их существование здесь – грубое противоречие законодательству об ООПТ.
Безымянное летнее кафе зимой не нужно, но ограда сохраняется…
Капитальное строительство в ООПТ запрещено. А это какое?
Это строительство не капитально?
Настоящая «жемчужина» ресторанной архитектуры – заведение «Лав». В советское время на этом месте располагалась скромная типовая «стекляшка». Затем она начала разбухать, взламывая скромные границы участка, отведенные этому «стороннему пользователю» в рамках ООПТ. Теперь кафе-взломщик по своим размерам превышает «стекляшку» на порядок.
А вот такое может приносить прибыль круглый год
видимо, «Лав» приносит неплохое «лавэ»
Вряд ли Чаплин был бы доволен такой «рекламой»
Прямо на главной аллее парка, Дворцовой, которая была подъездной к усадьбе графа Шереметева, припаркованы машины, въезд которых на территорию парков прямо запрещен законом.
Это место в благоустройстве не нуждается, так как сюда периодически привозят стройматериалы для новых шедевров ресторанно-банной архитектуры.
Конюшня графа ХХI века
Еще один источник дирекции парка – частная конюшня. Владелец лошадок стоимостью от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов не является даже «сторонним пользователем» как хозяин кафе «Лав». Закон опять оплеван. Фамилия графа неизвестна. Размеры отката, который он платит под видом аренды дирекции парка, тоже неизвестен.
Пройти сеанс иппотерапии может не только владелец этой «радости», а по личной договоренности и за отдельную плату - почти любой желающий.
Офисное зодчество
На территории парка общей площадью несколько десятков гектаров разместились еще и безымянные сооружения без вывесок и других опознавательных знаков. Зато с парковками, которые для любого ООПТ являются нонсенсом и потому запрещены законом.
Мы попытались выяснить, какая фирма работает в одном из офисных зданий в парке.
Но охранник, как только услышал, что партия «ЯБЛОКО» проводит общественную инспекцию, поспешил закрыть дверь на ключ.
Мы попытались зайти в безымянный «бизнес-центр»…
…достучаться до офисного планктона не удалось
Огромную часть парка занимают сооружения для игры в пейнтбол.
В этом живописном блиндаже граф Шереметев, видимо, репетировал оборону от французов во время войны 1812 года
По словам нашего провожатого, представителя инициативной группы жителей Останкинского района Олега Сулакадзе, после многочисленных протестов жителей пейнтбольный клуб прекратил свою работу. Зато теперь рядом с ним работает баня. К этому сюжету мы еще вернемся.
Попариться здесь может любой желающий.
А вот попиариться обитатели объекта не очень хотят. Этот банщик выразил недовольство тем, что мы его фотографируем.
Судя по плакату, безымянная баня неплохо коммерчески используется.
Любители попариться, похоже, есть и среди столичных чиновников - рядом с первой баней находится вторая, обозначенная на карте парка как «фитнес-центр». Правда, попасть сюда могут только «свои» - подъезд надежно охраняется видеодомофоном и шлагбаумом. Говорят, баню курирует Департамент Москвы по ЖКХ, который, в свою очередь, курируется вице-мэром Петром Павловичем Бирюковым. Кстати, парки в Правительстве Москвы курирует тоже он.
На схеме парка эта баня обозначена как спортивный объект рядом с пейнтбольным стрельбищем.
Вообще-то, закон прямо запрещает на территории ООПТ «пребывание посетителей с пневматическим и иным оружием». Ну да ладно.
Объект, изображенный ниже пейнтбола – это и есть чиновничья баня. Судя по схеме, он общедоступный (иначе, зачем его здесь рисовать?) и спортивный (штанга).
Вот такой он общедоступный
Что касается спортивной составляющей, то никаких штанг и других признаков спорта, кроме диванов, однажды посетивший ее Олег Сулакадзе там не заметил.
Шедевры парковочного искусства
Какой парк без парковок? И слова-то почти одинаковые! Не с одних же ресторанов и бань кормиться дирекции. Ведь это – все равно, что жить на одну зарплату!
Парковка в парке Останкино стоит дороже, чем в Лосином острове
Недалеко от въезда в парк администрация разместила несколько парковок. Увидев фотоаппарат и диктофон, сторож уверял нас, что машину здесь можно поставить бесплатно. Но его коллега на другой половине парковки сообщил, что такса – 150 рублей в сутки.
Мало, мало парковок в ПИП «Останкино», надо еще. Вот этот луг дирекция музея-усадьбы хочет присоединить к своей территории, лишив жителей Останкино и их детей любимой площадки для отдыха и игр на свежем воздухе.
С этой целью луг назван «заброшенным пустырем на окраине парка». Поводом для его освоения является потребность музея-усадьбы в «хранилище экспонатов».
Странно, зачем экспонаты усадьбы хранить в каком-то отдельном месте, если они должны являться частью ее внутреннего и внешнего декора?
Тем не менее, хранилище экспонатов по мнению авторов проекта вызовет такой бурный интерес, что к нему надо еще приложить и подземную парковку.
Берегись автомобиля
Передвижение транспортных средств на особо охраняемых природных территориях осуществляется за плату или на основании разрешений, выдаваемых в специальном порядке. Этого требует ст. 15 московского закона об ООПТ.
Ясно, что при таком количестве организаций в парке это требование выполнить абсолютно невозможно.
В парке идет интенсивное движение автотранспорта – без всяких пропусков и абсолютно бесплатно. Проехать может любой желающий.
Несмотря на запрет, шлагбаум открывают всем желающим…
Посетители парка вынуждены ежеминутно уступать дорогу машинам
Мчатся иномарки по аллеям в парке
И снова о пейнтболе
Последним открытием инспекции стало то, что пейнтбол в Останкино все-таки жив. Правда, теперь он стал лазерным.
Подстрелил «бойца» – можешь сходить с ним в баню
Позвонив по указанному на плакате телефону, мы выяснили, что поохотиться на себе подобных можно в любое удобное для нас время, а обращаться надо в ту самую баню и к тому самому мужчине в голубом костюме, которому не понравилась наша фотосъемка.
- Да, - подумал я, - все-таки нельзя обвинять хозяев Шереметевского парка в отсутствии патриотизма. Как минимум, они свято блюдут традиции русского барства, описанные в рассказе А. Толстого «Баня»...
Только пейнтбола там не было. Ну, так ведь у нас ХХI век на дворе.
***
Комментарий представителя инициативной группы жителей Останкинского района Олега Сулакадзе:
Очень интересная получается дискуссия и актуальная... для Сомали или Берега слоновой кости. На остальной части земли вопрос об общественных парках давно решён. Информация Митрохина везде вызвала бы не обсуждение, а бурю возмущения и негодования.
Мэра любого европейского города через пять минут вынесли бы вперёд ногами после обнародования информации о том, что общественный парк, достояние истории и культуры "распилен" на делянки, с которых какие-то мутные люди собирают урожай.
Такое состояние общественного парка, это не только и не столько наплевательство на законы, это демонстрация презрения ко всем гражданам города, это вызов и оскорбление, к сожалению одно из многих.
Хорош ли сам по себе пейнтбол, шашлык, баня или лошади? Отвечая на вопрос об отношении к вину мудрец сказал:
Ответить надо только,
где, с кем, когда и сколько.
Я немножко в теме, поэтому одно пояснение. Есть заключение экспертов о том, что земля под пейнтбольным полем вряд ли подлежит восстановлению, так же как и земля под конным манежем вытоптана в бетон. Эта та земля,которая лелеелась и холилась 300лет, и за пять-десять лет испоганена варварами.
Я очень рад в стране есть люди, имеющие честь и достоинство, способные реагировать на обиды и унижение.
Я не собираюсь препарировать мотивы, по которым г-н Митрохин взялся за перо, мне это не интересно. Я ему благодарен за его эмоции, горячность и страсть при виде хамства.