Безопасность

Внешняя политика

Взаимоотношения со странами СНГ.

Особенность нынешнего международного положения России в том, что отношения с другими бывшими республиками СССР должны являться для нее главным внешнеполитическим приоритетом с точки зрения общей безопасности, а также вполне конкретных гуманитарных, экономических, политических и военных интересов. Эти республики являются членами ООН и ОБСЕ, участниками многих международных договоров и в этом плане формально они для России - иностранные государства. Но в то же время они настолько тесно связаны с Россией обширными историческими, экономическими, оборонными и человеческими узами, а во многих случаях и общими внешними границами, что эти отношения имеют ярко выраженную специфику и в беспрецедентной степени влияют как на внутренние российские дела, так и на ее отношения с дальним зарубежьем. 

Возрождение любой ценой военно-политического господства России в постсоветском пространстве, насильственное восстановление СССР или Российской империи - как всякая политика, обращенная в прошлое, принесет огромные новые издержки, жертвы и поражения. Навязывание всем другим республикам военного союза в отсутствие очевидного общего врага и общих внешнеполитических интересов возможно только силовым путем, который неизбежно вызовет противодействие и вовлечет страну в истощающие и безнадежные локальные конфликты по типу чеченского, спровоцирует вмешательство внешних держав и развалит саму Россию изнутри. 

Мы решительно отвергаем провокационные заявления, претензии и действия, которые ведут к обострению отношений России с ее ближайшими соседями. Мы исходим из реального положения дел и не разделяем иллюзий тех, кто считает, что сегодня можно простым актом отменить то, что произошло в 1991 году. 

Вместо этого - всемерная экономическая интеграция, но не в бесчисленных декларациях саммитов СНГ, а в качестве долгосрочного стратегического курса, и в первую очередь с Украиной, Беларусью и Казахстаном, обеспечит взаимодействие постсоветских республик на новой основе. Оно будет способствовать разрешению политических и военных разногласий, равно как и урегулированию проблем русскоязычного населения в ближнем зарубежье. Опыт европейской интеграции, показавшей верховенство экономических факторов над вековыми территориальными и этническими спорами, тут весьма поучителен. 

Более эффективное привлечение международных организаций, как ОБСЕ и ООН, к миротворческим действиям весьма желательно. При этом задача российской дипломатии состоит в том, чтобы добиться от этих организаций такого вклада материальных и людских ресурсов, который был бы адекватен их роли в определении мандата и акций миротворческого характера. Любые многосторонние действия по поддержанию и восстановлению мира в постсоветском пространстве гарантируют России ведущую роль в силу ее объективного положения и реальных интересов в данной зоне, но при этом избавят Москву от односторонних издержек, промахов и растущей враждебности окружающих стран. 

Двусторонние соглашения о военном сотрудничестве и обязательства по линии безопасности, например с Арменией, Грузией, Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном тоже возможны, но только если будет взаимное понимание общей угрозы и добровольное стремление к тому этих республик. Россия должна помогать соседям обеспечивать безопасность, но не взваливать на себя все бремя и не нести основные потери вместо тех, кто в первую очередь должен быть заинтересован в совместной обороне. Мы будем добиваться мирного урегулирования Карабахского конфликта, обескровливающего и Армению, и Азербайджан. 

Помогать имеет смысл только тем, кто сам хочет и может встать на ноги. Как показал современный опыт, насильно никого нельзя обратить в союзники - можно только приобрести троянского коня в своем лагере. Никакая внешняя военная сила и экономическая помощь не способны придать стабильность непопулярному режиму - это лишь укрепляет оппозицию. Данной логикой нужно руководствоваться России, даже если с ОБСЕ или ООН не удастся договориться о разумном разделении прав и обязанностей и пост-советские проблемы придется решать в рамках СНГ или на основе двусторонних оглашений. 

Во взаимоотношениях со странами СНГ мы исходим из того, что: 

    • экономическая изоляция от нового зарубежья обойдется России не дешевле, чем попытки немедленного восстановления единого государства в границах СССР. Только в первом случае придется платить большими деньгами, а во втором - большой кровью;
    • страны СНГ надолго останутся для России самым естественным и легко доступным рынком сбыта и источником поступления недостающих ресурсов;
    • страны Кавказа и Средней Азии - это естественные геополитические союзники России на южном направлении, политическое развитие соседних стран за их рубежами может дать непредсказуемые и угрожающие "выбросы".
Наша приоритетная задача - заключение Экономического Союза на базе договора, подписанного в октябре 1991 года. Необходимо подписание соглашений, регулирующих общий рынок: 
    • о статусе и полномочиях институтов Экономического Союза;
    • об образовании Банковского союза (платежного союза), включая его Устав;
    • об урегулировании прав собственности в Экономическом Союзе;
    • о сближении законодательства государств-членов Экономического Союза, регулирующего хозяйственную деятельность;
    • о создании фондов финансирования целевых программ Экономического Союза и положения о них;
    • об урегулировании взаимных обязательств государств при выходе из Экономического Союза;
    • о движении капиталов и ценных бумаг;
    • об антимонопольной политике в рамках общего рынка Экономического Союза;
    • о научно-техническом сотрудничестве
В целях более тесной интеграции также необходимы: 
    • активное использование инструментария международного права, включая судебную защиту интересов России в отношениях со странами СНГ и Балтии, для чего нужно сформировать судебные органы СНГ по аналогии с системой судебных органов Объединенной Европы;
    • пограничный союз и объединенные усилия по защите и обустройству границ СНГ;
    • культурно-образовательный союз: взаимопризнание всеми странами СНГ дипломов о высшем образовании, а также ученых степеней и званий, достижение единого стандарта образования в естественнонаучных дисциплинах, соглашения о взаимной поддержке национального образования;
    • единое культурное пространство и равенство языков на нем;
    • экологический союз - разработка единой системы нормативов и санкций за их нарушение, координация усилий по выведению из кризиса зон экологического бедствия (Чернобыль, Аральское море и т.д.);
    • отказ от пересмотра границ и вмешательства во внутренние дела стран Ближнего Зарубежья;
    • отказ от политики “двойного стандарта”: дипломатические и иные усилия с целью умеренной и постепенной демократизации авторитарных и этнократических режимов в сопредельных государствах нового зарубежья, не приводящей к их дестабилизации в краткосрочной перспективе и влекущей расширение “пространства согласия” в долгосрочной.

Наши соотечественники за рубежом

Более чем для пятидесяти миллионов населения стран нового зарубежья русский язык и русская культура были или родными языком и культурой, или языком и культурой - эталонами. Все они, независимо от места рождения или этнической принадлежности, вероисповедания или рода занятий - наша диаспора. Распад Советского Союза, к которому они не имели ни малейшего стремления, и который оказался для абсолютного большинства из них полной неожиданностью - не только их личная и семейная, но и наша общая национальная трагедия, ответственность за которую лежит и на России. 

Принципом российской политики по отношению к диаспоре должно быть обеспечение равноправия всех бывших граждан СССР и их прямых потомков независимо от места проживания, этнической принадлежности, рода и характера занятий, языка и вероисповедания и их интеграции в социальную жизнь в странах проживания без обязательной ассимиляции. Для этого необходимо: 

    • заключить в рамках СНГ договор о взаимной поддержке диаспор;
    • обеспечить защиту международно-правовыми, дипломатическими и экономическими мерами российской диаспоры от любых форм дискриминации, используя имеющуюся международно-правовую базу и возможность судебного преследования как отдельных лиц и организаций, так и государств;
    • содействовать повышению роли мало политизированных самодеятельных объединений - культурных автономий и т.п, - которые защищены международным правом и без шума решают большинство реальных проблем российских соотечественников;
    • обеспечить расширение и упрощение процедуры принятия российского гражданства, предоставление российского гражданства в порядке регистрации и сближение статуса соотечественника с национальным статусом в Российской Федерации в качестве первоочередной меры;
    • создать эффективную и развернутую систему государственной поддержки, расселения и трудоустройства беженцев и вынужденных переселенцев - жертв национальных конфликтов в России и СНГ.
    • с целью представительства интересов российской диаспоры создать выборный совещательный орган при Федеральном Собрании, формируемый соотечественниками в рамках избирательной процедуры, устанавливаемой Законом Российской Федерации и международными договорами;
    • содействовать ассоциациям культурных автономий, в том числе межгосударственных;
    • гарантировать всем представителям диаспоры возможность репатриации (иммиграции) в Российскую Федерацию, с одной стороны, и их эвакуацию в Россию при угрозе их безопасности.
Проект декларации, включающий эти предложения, уже внесен фракцией “Яблоко” в соответствующие комитеты Государственной Думы вместе с пакетом законов (поправки к Закону о гражданстве, к Закону о въезде-выезде и т.д. плюс три самостоятельных закона). 

Дальнее зарубежье

Ответственной деятельностью в качестве одной из великих держав мира Россия должна вносить посильный вклад в стабилизацию международных отношений и обеспечивать благоприятные внешние условия для выполнения внутренних задач. 

Что касается западных альянсов и союзов, Россия никогда не будет членом НАТО, никогда не будет членом Европейского Союза. У нас другое измерение, другая величина. С НАТО и прочими у нас могут быть напряженные отношения, могут быть - наилучшими. Но только отношения, а не членство. Учитывая масштабы нашей страны, ее вооруженные силы, Россия может в итоге стать частью международного баланса сил, обеспечивающего безопасность в Евразии и Европе. 

Для нас важен серьезный широкомасштабный диалог с США, странами Западной Европы, Японией. Мы заинтересованы в стабильном и развивающемся Китае. 

Дипломатия России должна быть не визитно-рекламно-показушной, а результативной. Не многоподъездной, а национальной, четко скоординированной. Не импульсивной и противоречивой, а последовательной и понятной гражданам России. 

Важнейшим аспектом внешней политики является достойное и цивилизованное поведение российских лидеров как внутри России, так и за рубежом. Ни один российский официальный представитель за рубежом не имеет права забывать, что он олицетворяет страну с великой тысячелетней культурой. Не нужно все время к месту и не к месту повторять, что Россия - это великая держава. Предоставим говорить об этом иностранным лидерам и избавим россиян от чувства стыда и национальной униженности. Гражданам России нужны не декларации, а политический стиль, основанный на реализме, предсказуемости, спокойном достоинстве. В Европе главный приоритет России состоит в строительстве эффективной многосторонней системы безопасности "второго поколения", т.е. через повышение действенности ОБСЕ в качестве организации не просто наблюдения и посредничества, но принятия коллективных решений по поддержанию мира, и если нужно - силового принуждения к миру. ОБСЕ проходит серьезное испытание в Центральной и Южной Европе, а также постсоветском пространстве. Взаимодействие России и других республик с НАТО в рамках "партнерства во имя мира" (ПВМ) отнюдь не заменяет ОБСЕ, но должно дать этой организации эффективные силовые инструменты для такой деятельности. 

На Балканах, отстаивая свою позицию по Югославии, уравновешивая антисербскую предвзятость Запада, Москва должна добиваться мирного урегулирования исключительно в рамках коллективного миротворчества и противостоять сепаратным шагам любой из сторон. 

Создание новой системы безопасности может остановить процесс расширения НАТО на восток и предотвратить новый раздел Европы на замкнутые военные блоки. В рамках взаимодействия ЕС, НАТО и ОБСЕ ни России, ни другим европейским странам можно было бы не опасаться разрастания посткоммунистических конфликтов. 

На юге, в черноморско-каспийском бассейне и в Южной Азии, политика Москвы в ближнем зарубежъе и примыкающих зонах должна твердо препятствовать попыткам ущемить экономические, политические и военные (граница) интересы России со стороны Турции, Пакистана и Афганистана. Законные интересы России могут быть подкреплены и путем сотрудничества в рамках миротворческих мер ОБСЕ и ООН. 

Противодействие агрессивному исламскому фундаментализму и региональному великодержавию является общим интересом России, США, Западной Европы, как и борьба с распространением оружия массового уничтожения (ОМУ), ракетных систем, наркотиков и международного терроризма. У России здесь остаются крупные козыри, как у ведущей державы-обладательницы ядерных и ракетных технологий. Особую роль в этих вопросах имело бы взаимодействие с Индией - традиционным партнером России. 

Это не означает, что Россия должна рефлекторно втягиваться в региональное противоборство с южными соседями. В Средней Азии Россия не должна увязнуть во внутреннем конфликте в Таджикистане и в пограничных боях с Афганистаном. 

На Дальнем Востоке главной задачей Москвы должно быть создание системы коллективной безопасности хотя бы "первого поколения" - какая была создана в Европе в лице СБСЕ в 70-е годы. Она предусматривала согласие стран об основных принципах отношений (в частности, отказ от силового изменения границ), гуманитарное сотрудничество и военные меры доверия. Совместно с Китаем, Японией и США следует стремиться к созданию тут зоны пониженных уровней вооруженных сил, транспарентности, военного сотрудничества и свертывания односторонней военной активности. Со временем эта система могла бы распространиться и на Юго-Восточную Азию. 

Для организации такой структуры Россия должна, поддерживая дружественные отношения с Китаем, приложить все силы для поэтапного и взаимоприемлемого урегулирования территориального вопроса с Японией. Даже если США и Япония и дальше будут уходить от предложений по системе коллективной безопасности на Дальнем Востоке, более сбалансированные отношения со странами региона несомненно будут способствовать российской безопасности. 

Сокращение вооружений и разоружение

Вопросы сокращения вооружений и разоружения теснейшим образом связаны с глобальными и региональными интересами России. Подчас реализация тех или иных договоров стоит недешево, однако в этой области затраты себя вполне окупают. 

Развал системы сокращения вооружений, создававшейся на протяжении последних десятилетий, тем более по вине России, резко ухудшит прежде всего ее собственную безопасность. По экономическим причинам практически ни в одной из сфер, перекрытых договорами, Россия не могла бы иметь больше или лучше вооружений или вооруженных сил. В отличие от этого, другие страны, прежде всего, США и их союзники, при достаточной политической мотивации способны без перенапряжения ресурсов существенно увеличить военный потенциал по всему диапазону и добиться безоговорочного превосходства над Россией - если не для победы в войне, то во всяком случае для того, чтобы значительно меньше считаться с Москвой в международных делах в военном отношении. 

С другой стороны, при всех слабостях экономического и политического положения России в мире - она все еще остается наряду с США ядерной сверхдержавой и обладательницей крупнейшей, хотя и плохо обеспеченной, армии, а также мощного, правда неоплачиваемого, военно-промышленного, ядерного и ракетно-космического комплексов. Система ограничения, сокращения и ликвидации ядерных и обычных вооружений, нераспространения оружия массового уничтожения и опасных технологий - это ныне единственная сфера международных отношений, где роль России не просто велика, но действительно незаменима. Эта роль остается, пожалуй, единственным серьезным активом России в отношениях с США и другими станами как на глобальном так и на региональном уровнях. Но для того, чтобы он работал в российских интересах, необходимы по меньшей мере три необходимых условия. 

Во-первых, подписанные и ратифицированные договоры Россия должна неукоснительно выполнять, как подобает ответственной державе, и требовать того же от других стран. Между тем, ссылаясь на финансовые и иные трудности, в Москве фактически ведут дело к срыву договоров об СНВ-2, ОБСЕ, "открытому небу" и уничтожению химического оружия. При этом частные недостатки договоров не перевешивают их суммарного позитивного значения для России, которой было бы не по средствам поддерживать безопасность без договоров, только опираясь на свои вооруженные силы. 

Во-вторых, как и во внешней политике, в области разоружения нужна скоординированная долгосрочная стратегия, которая увязывала бы меры разоружения с военными планами и экономическими возможностями государства, как три грани единой политики безопасности. Исходя из нее Россия должна упорно отстаивать свои интересы на переговорах, избегать односторонних уступок, но раз подписав соглашение - гарантировать его реализацию. Тогда будет реализована главнейшая цель мер разоружения: не предотвращение войны - это вопрос всей внешней и военной политики - а обеспечение более прочной безопасности страны с меньшими затратами. Вместо этого уступки в последнее время делались легко и произвольно, после чего договоры "зависают" из-за напора внутренней оппозиции или нехватки финансовых и технических ресурсов. 

И третье - сами по себе договоры по сокращению вооружений не обеспечивают безопасность без разумной военной политики и военного строительства с четкими приоритетами финансирования. Если договорились о сокращении вооружений до какого-то уровня, то в этих пределах военный потенциал должен быть обеспечен полностью, в ином случае нужно добиваться других условий соглашения. Без этого партнеры просто потеряют интерес к переговорам с Россией. Недопустимо, как делается сейчас, ставить под сомнение выполнение заключенных договоров (и тем более предлагать новые), не обеспечивая финансирование сил и средств даже в пониженных договорных пределах. 

Внешнеполитический механизм

Для исправления кризисного положения в сфере безопасности, как и во всей внешней политике России в целом, самым настоятельным требованием момента являются реализм, целеустремленность и предсказуемость. Поэтому жизненно важным интересом России (и не только во внешней политике) является налаживание четкого механизма разработки и осуществления внешнеполитических мероприятий. 

Большая политика делается не только и не столько тогда, когда на высоких международных форумах произносятся речи и подписываются декларации - а когда мероприятия разрабатываются и когда они затем претворяются в жизнь. Для этого внешнеполитические акции в рамках соответствующего механизма должны тщательнейшим образом готовиться и продумываться: с привлечением максимально широкого круга заинтересованных ведомств и специалистов, комитетов и фракций парламента, академических кругов и, по необходимости, местных властей и общественных организаций. Исключительно полезными бывают специальные независимые вневедомственные комиссии для непредвзятого критического изучения вопросов и выработки новых подходов. Это оправданно еще и потому, что бюрократии свойственно жить текущими делами, путать цели и средства политики, за тактикой терять из вида стратегию, акцентировать ведомственные интересы. Нужна также постоянная работа с прессой, подготовка общественного мнения внутри и за рубежом. 

Но раз решение принято - внешнюю политику имеют право определять и осуществлять только президент и министр иностранных дел или по их поручению - другие официальные лица. 

Нетерпимо сложившееся сейчас положение, когда решения принимаются наспех и в узком (часто анонимном) кругу, но одновременно многочисленные должностные лица, организации и политические деятели выражают и проводят в жизнь российскую позицию по важнейшим вопросам, зачастую противореча друг другу. Нельзя допускать никаких экспромтов от лица высших руководителей, которые потом приходится отменять или исправлять на противоположный смысл с большим ущербом для престижа страны. Неправильно, когда формируются и обнародуются скоропалительные позиции, от которых потом легко отступают на саммитах. Максимальная гибкость и конструктивность должны проявляться во время внутренней подготовки позиции, но затем ее следует жестко отстаивать на переговорах с другими государствами. 

Из недавнего опыта следует и тот вывод, что к задачам практической внешней политики России не должно относиться добывание иностранных кредитов, экономической помощи и иностранных инвестиций. Иначе неизбежно возникает представление о "продажной внешней политике" и к ней складывается соответствующее отношение за рубежом. 

Обеспечивая безопасность государства и его конструктивное влияние в зонах жизненно важных интересов, внешняя политика должна по возможности не мешать внешнеэкономическим интересам страны. И этого достаточно, если внутренние условия благоприятствуют экономическому сотрудничеству. Если же это не так, то как учит опыт последних лет - помощь извне пойдет не впрок государству, а сделанные за это политические уступки компрометируют и внешнюю политику, и идею экономического сотрудничества с другими странами. 

Совершенно недопустимо вовлечение иностранных государств в российские внутриполитические проблемы и конфликты между ветвями власти и политическими партиями. Это резко сужает внутриполитическую базу внешней политики, делает ее объектом и разменной картой борьбы между ветвями власти, партиями и ведомствами. В какой-то мере это имеет место в любой стране, но в России сейчас это стало самодовлеющим обстоятельством, за которым потерялась собственно внешнеполитическая сторона дела. Нет национального консенсуса даже по самым общим параметрам и принципам внешней политики. С другой стороны, если "заграница" явно поддерживает какую-то политическую "команду" против других группировок, то она естественно вправе требовать от нее полного послушания и лояльности. Любое несогласие воспринимается как измена духу сотрудничества, и "команда" лишается возможности проводить курс национальных интересов, пользующийся широкой поддержкой внутри, не обостряя при этом отношения с зарубежными партнерами. 

Наконец, важнейшим аспектом внешней политики является солидное и респектабельное поведение российских лидеров как в России, так и за ее пределами. Это тоже неотъемлемый атрибут статуса великой державы. Общепринятые правила хорошего тона и дипломатического этикета, сдержанность и достоинство вдвойне обязательны для представителей большой и могучей страны. 

 

Военная реформа

Принципы

Вооруженные Силы (ВС) России призваны защитить безопасность страны и союзных ей государств от внешних военных угроз их территориальной целостности, суверенитету, экономическим и политическим интересам. Они также должны обеспечить российское участие в международных миротворческих акциях под эгидой ООН, ОБСЕ, СНГ, в том числе в целях предотвращения распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и ракетной технологии — в соответствии со статусом России как великой державы и правопреемницы СССР в поддержании международной безопасности и режима ограничения вооружений и разоружения. 

Несмотря на окончание “холодной войны”, радикальное улучшение отношений России со странами Запада и Китаем, военная сила остается важнейшим, хотя и не главенствующим фактором национальной безопасности и мировой политики. Достаточная военная мощь является в современном мире неотъемлемым атрибутом роли и престижа государства в мире, особенно для великих держав. Ныне и в обозримом будущем Россия — в свете ее размеров, ресурсов и геостратегического положения — не обойдется без крупной, хорошо оснащенной и подготовленной армии. По численности она едва ли может быть меньше суммарного уровня армий трех-четырех ведущих европейских держав. По техническому оснащению и уровню НИОКР (если не по количеству вооружений современных классов) она должна быть сопоставима с вооруженными силами США. 

Вместе с тем, избыточная военная мощь не в состоянии компенсировать экономическую слабость, внутриполитическую неустойчивость и внешнеполитическую непредсказуемость страны — наоборот, она усугубляет их негативные последствия. Ввиду тяжелого экономического положения России и ограниченных возможностей федерального бюджета, в котором военные расходы и так являются самой большой статьей, жизненно важное значение для безопасности и судьбы армии и ВПК имеет четкое, емкое и в то же время реалистически ограниченное определение потребностей обороны РФ. 

ВС России ни при каких условиях не должны применяться ни для разрешения политических конфликтов между разными политическими группировками внутри страны и между ветвями власти, ни для силовых акций внутри страны. Только в исключительных случаях и в полном соответствии с Конституцией и федеральными законами ВС могут использоваться для поддержки и прикрытия внутренних войск при пресечении вооруженного сепаратизма и т.п. Единственная нормальная внутренняя функция ВС — спасательные действия во время стихийных бедствий и техногенных катастроф. 

Мы выражаем категорическое несогласие с официальными установками на выведение новых доктринальных положений ВС из опыта операций в Чечне. Этот трагический урок следует учесть прежде всего во внутренней политике, национальных отношениях, преобразовании федерального устройства РФ, при подготовке внутренних войск и спецназа. Но мы не приемлем превращения армии в придаток ОМОН, будь то для действий в городских или сельских условиях. Армия, натасканная для карательных акций против определенных социальных или этнических групп из состава собственного населения и вооруженных формирований — никогда не будет способна защитить страну от угрозы со стороны регулярных вооруженных сил других государств — потенциальных противников и никогда не будет пользоваться уважением и поддержкой своего народа. 

Мы видим свою цель в том, чтобы освободить армию от несвойственных ей функций и в то же время полностью обеспечить ее способность выполнять свои задачи по обороне страны (и ряд законодательных акций в этом направлении уже был предпринят ЯБЛОКОМ). Мы сделаем все возможное в плане законодательства, финансирования, исправления нетерпимой морально-психологической атмосферы — чтобы возродить благосостояние, престиж и высокий социальный статус профессии защитников Отечества. 

Геостратегическая ситуация и приоритеты развития вооруженных сил

В обозримой перспективе не просматривается угрозы широкомасштабного нападения на Россию со стороны ее основных противников времен “холодной войны”: США, их европейских союзников, Японии. В крайне нежелательном случае обострения напряженности в отношениях России со странами Запада (наступления “холодного мира”) в качестве гарантии безопасности и для обеспечения равноправных стратегических отношений (в т.ч. в сфере ограничения вооружений) — вполне достаточно поддержания надежного ядерного сдерживания с помощью стратегических ядерных сил (СЯС). В ближайшие 10—15 лет это вполне по силам России даже в условиях экономического кризиса (общие расходы на СЯС не превышают сейчас 20% военного бюджета, а на развитие приоритетных программ вооружений ракетных войск стратегического назначения — 5%). 

Достаточность СЯС РФ определяется поддержанием примерного паритета с США по общей численности боеголовок, который предполагается договорами СНВ-1 и СНВ-2, при одновременном сохранении 3—4-кратного превосходства над любой из третьих ядерных держав. России необходимо развитие таких структуры и состава российских стратегических сил, которые не копировали бы чужую модель, обеспечивали бы с наименьшими затратами наиболее живучий и надежно управляемый потенциал военно-политического сдерживания в отношении любого государства — обладателя ядерного оружия. Этот потенциал должен основывать способность нанесения заданного уровня ущерба в ответном ударе любому потенциальному ядерному агрессору и при любых условиях развязывания войны. Он должен основываться на оптимальном сочетании и взаимодействии ракетных сил наземного и морского базирования, объединенных интегрированной, живучей и полностью застрахованной от срывов системой предупреждения и боевого управления. 

По обычным вооруженным силам и вооружениям для России нет ни смысла, ни возможности стремиться к паритету с НАТО, из-за ее огромного превосходства в экономическом потенциале и людских ресурсах, технологических и геостратегических преимуществ (передовые базы и пр.), как и благодаря высочайшей восприимчивости Запада к ядерному сдерживанию. 

В отношении других государств — возможных противников и иных масштабов вооруженных конфликтов российские ВС общего назначения в ближнесрочной перспективе (2—3 года) вполне могут ограничиться на южном направлении, в среднесрочной перспективе (5—10 лет) — в региональных конфликтах тоже на юге и в долгосрочной перспективе (15—20 лет) — к региональным конфликтам на юге или (и) на востоке. 

Эта оценка исходит из сценария нераспространения НАТО на восток и может быть пересмотрена, если положение изменится. Поскольку речь идет не о внезапном возникновении угрозы военной агрессии с западного направления, а о постепенном наращивании военно-политического давления — для перестройки стратегического планирования и передислокации войск у России будет достаточно времени. Оно может происходить поэтапно в соответствии с этапами нарастания напряженности и должно оставаться обратимым в зависимости от политики западных соседей. 

Таким образом, неспровоцированные крупные военные угрозы могут возникнуть лишь через 10—15 лет, что предоставляет России “окно безопасности” для проведения серьезной экономической реформы, военной реформы и оптимальной конверсии. В промежуточный период можно ограничиться небольшим составом полностью боеготовых вооруженных сил общего назначения, более крупным резервом скадрованных соединений и мощным прикрытием в виде ядерного сдерживания. 

Регулярные российские ВС не будут применяться в боевых действиях против других республик бывшего СССР, где отсутствуют сколько-нибудь боеспособные армии. Исключением может быть лишь тот случай, если эти страны станут членами враждебных России союзов, позволят разместить на своей территории зарубежные вооруженные силы, и с этих плацдармов будет предпринято неспровоцированное нападение на российскую территорию, граждан, имущество, или объекты ВС. С другой стороны, российские ВС могут применяться для защиты других стран — членов коллективной безопасности СНГ от вооруженного нападения извне по их просьбе. В этих случаях российские силы будут в основном поддерживать местные войска с воздуха и с моря, предоставлять оружие и тыловое обеспечение — и лишь в крайнем случае сами примут участие в наземных боевых действиях, если этого потребуют действительные интересы безопасности России и наличие агрессии извне, а не мнимые цели поддержки непопулярных местных режимов. 

В среднесрочной перспективе с востока может возникнуть более серьезная угроза российским союзникам, важным для России нейтральным странам, а в долгосрочном плане - и территории самой России (Забайкалье и Приморье). Этот сценарий требует подготовки к проведению крупной трансрегиональной операции. Не чеченская акция, а операция “Буря в пустыне” 1991 г. должна служить моделью подготовки, оснащения и обеспечения российских ВС на перспективу. К тому же потребуется заблаговременное развертывание на восточных границах РФ передовой оборонительной группировки и обеспечение возможности ее усиления в течение нескольких месяцев с использованием большей части остальных сил общего назначения. Ограниченная группировка оперативно-тактических ядерных средств должна прикрывать эти силы и обеспечивать ядерное сдерживание широкомасштабного неядерного нападения на РФ. 

В отличие от защиты союзников от нападения извне, участие российских ВС в миротворческих операциях в пределах СНГ (в конфликтах между странами СНГ или внутри них) должно происходить в составе многосторонних контингентов и желательно под эгидой ООН или ОБСЕ, и оплачиваться не из российского военного бюджета. Тем более это относится к операциям в “дальнем зарубежье”. 

Гражданское управление вооруженными силами

Гражданское управление необходимо прежде всего для выведения самой армии из политической борьбы, освобождения высшего военного командования от административных, хозяйственных и бухгалтерских функций. Без этого нельзя обеспечить эффективное политическое руководство военной политикой и военным строительством, их разумную открытость, демократический механизм принятия решений, при котором все органы власти и общество чувствовали бы ответственность за выполнение принятых обязательств по развитию ВС. Сверх всего, сейчас это необходимо для осуществления военной реформы, которую, как показал опыт последних лет, невозможно провести изнутри реформируемого ведомства. 

Гражданский министр обороны, не стесненный интересами видов вооруженных сил и родов войск, из которых выходят военные министры, имеет больше возможностей проводить беспристрастную политику внутри минобороны. При этом он должен в полной мере опираться на экспертизу военачальников, военных и технических специалистов. Гражданский министр не страдает от противоречивой дилеммы сохранения лояльности президенту и поддержания своей популярности в армии. За ошибки президент может легко уволить такого министра, и соответственно добиться их исправления, не нанося удара по престижу армии, как в случае с военным министром, который по определению должен быть самым авторитетным представителем ВС. 

Другой неотъемлемой частью гражданского управления является постоянное и широкое участие парламента в определении военной политики и обеспечении ее бесперебойного финансирования. 

Функции оперативного управления и боевой подготовки должны остаться в Генштабе и командовании видов ВС, а гражданскому руководству МО следует предоставить общее определение военной политики и оборонных приоритетов, военно-промышленное управление, материальное обеспечение, социальную политику и пр. 

Это обеспечит большую открытость и обоснованность принятия решений, большую объективность в выборе приоритетов развития ВС, а главное: приспособление армии к изменившимся потребностям безопасности и ресурсным возможностям страны, вместо ведомственных интересов ВС и запросов оборонной промышленности. 

Первоочередные меры военной политики

Небывалый и опаснейший кризис российских Вооруженных Сил и военно-промышленного комплекса (ВПК) вызван тремя основными причинами: 
    • Ошибки экономической реформы, подорвавшие все бюджетные сферы, включая самую большую из них - военную,
    • Импульсивный и непродуманный роспуск СССР, поставивший в самое трудное положение наиболее интегрированный и всеобъемлющий компонент союзного государства - армию и оборонную промышленность,
    • Отсутствие сколько-нибудь серьезной программы военной реформы и частичной конверсии “оборонки” в 1992-1995 годах.
В результате армия и ВПК оказались брошенными на произвол судьбы, утратили военно-политические ориентиры в отношении конкретных угроз безопасности страны. Армию стали все более активно втягивать в политику. Бюджетное финансирование сократилось и стало носить непредсказуемый характер. 

Демографические ограничения в России, в сочетании с массовым уклонением от призыва (как следствие крайне плохих материальных и моральных условий службы в армии) подрывают боеспособность ВС (некомплект рядового состава достигает 50%, а в некоторых частях до 60%), делают армию небоеспособной. 

Исправить положение в армии и ВПК невозможно без изменения экономической и бюджетной политики и полного пересмотра курса реформ. Но еще до того, как это будет сделано, можно предложить ряд экстренных частичных мер для уменьшения остроты кризиса: 

    • Военный бюджет должен обеспечивать разумные потребности внешней безопасности государства, а также сохранения и конверсии научно-технического потенциала, сконцентрированного в ВПК в силу исторических обстоятельств. Это должно достигаться, главным образом, за счет внутреннего перераспределения ассигнований по статьям самого военного бюджета. В бюджетах 1994 и 1995 годов фракция “ЯБЛОКО” инициировала некоторое увеличение военных расходов соответственно на 5 и 3 триллиона рублей, одновременно предусмотрев их рационализацию по статьям.
    • Временно сосредоточить все капитальное строительство на жилье и складах вооружений и военной техники, остающихся после сокращения личного состава, отвода войск из-за рубежа и расформирования частей и соединений.
    • Сэкономленные средства и дополнительные ассигнования использовать для поддержания ВПК и научно-технического развития, увеличив статьи по закупкам оружия, техники и опытно-конструкторских разработок в 1.5 и 2 раза соответственно (что тоже было в определенной мере сделано “ЯБЛОКОМ” в бюджетах 1994-1995 годов).
    • В сфере ВПК и НИОКР сосредоточить ресурсы на самых передовых, высокотехнологичных производствах, составляющих основу современного военного потенциала и невосполнимых в течение многих десятилетий: ракетная и космическая техника, ядерные вооружения, авиастроение, радиоэлектроника, системы управления и связи, отдельные экспортные предприятия. Провести санацию, закрытие и консервацию, а по возможности конверсию большей части остальных производств и предприятий, обеспечить создание рабочих мест. Определение военных потребностей и четких стратегических приоритетов ВС намного облегчит задачу определения и спасения действительно нужных стране элементов ВПК, выдачи контрактов на производство нужных объемов ВВТ и осуществления ОКР.
Для решения проблемы некомплекта нужно принять следующие меры: 
    • Сокращать численность ВС не за счет людей, а путем сокращения штатного расписания и лишних должностей, реорганизации структуры ВС, уменьшения числа ведомств, объединений и соединений. Тогда станет возможным сосредоточение финансирования на бесперебойной выплате денежного довольствия офицерскому составу, улучшении обеспечения рядового состава, выплате военных пенсий.
    • Необходимо продолжить в 1996-1997 годах дальнейшее сокращение численности ВС до уровня в 1-1,2 млн. чел. Причем это сокращение должно происходить преимущественно за счет рядового состава и сокращения призыва, сохраняя в рядах ВС офицеров и младший командный состав, расширяя контингент контрактников и гражданского персонала (где не требуется военный). На переходный период можно иметь небольшое число полностью укомплектованных офицерским и рядовым составом соединений, а в остальном скадрованные части и базы хранения военной техники, обеспечивая минимальным призывом охрану объектов, складов и простые вспомогательные работы.
    • Постепенно набор по контракту, стимулированию которого должно соответствовать финансирование по защищенной статье, будет восполнять контрактниками вакансии в скадрованных соединениях, избыток старших офицеров будет уходить, а подготовка младших офицеров должна уже ориентироваться только на новую структуру и численность ВС.
Сокращение ВС должно происходить не механически, а наряду с совершенствованием их структуры и реорганизацией Армии и Флота в соответствии с приоритетами военных потребностей по времени и географическим параметрам. 

Большое косвенное бремя для ВС - это наличие еще 15 федеральных структур, претендующих на призывной контингент, лучше ВС обеспеченных деньгами и имеющий личный состав численностью около 1 млн. чел. Исходя из интересов защиты отечества, нужно обеспечить призывом прежде всего ВС и погранвойска, а потом уже другие структуры по остаточному принципу. Нехватку они должны восполнять приемом по контракту или переходом на найм гражданских лиц из средств помимо бюджета МО. 

 

Преступность

Борьба с преступностью - один из главных приоритетов нашей программы. В этой борьбе мы надеемся обрести опору в честных профессионалах, которые пока еще не покинули правоохранительные органы или готовы вновь занять в них свое место. 

Основные причины роста преступности - в разрушении системы моральных и идеологических ориентиров, ухудшении социально-экономических условий жизни широких слоев населения, несовершенном законодательстве, дезорганизации правоохранительных органов, которые оказались недостаточно приспособленными к работе в новых условиях. 

Преступность - тяжелая болезнь всего общества. При ее излечении хирургическое вмешательство нужно совмещать с длительной терапией всего организма. Общая терапия подразумевает: 

    1. смену экономического курса, ведущего к массовому обнищанию смягчение социального расслоения;
    2. систему мер по укреплению семьи;
    3. повышение качества массового (бесплатного!) начального и среднего образования;
    4. систему местного самоуправления, без которого не наведешь порядок на каждой отдельной улице;
    5. меры по сокращению безработицы, особенно среди молодежи;
    6. организацию разнообразных форм молодежного досуга;
    7. решение проблемы детских домов;
    8. инвестиции в “высокую” культуру и наиболее цивилизованные направления массовой культуры;
    9. установление в государстве жесткой системы контроля над всеми органами власти, начиная с президента;
    10. экспертизу и корректировку экономического законодательства на предмет выявления и ликвидации в нем криминальных лазеек.
    11. систему реабилитации преступников, отбывших срок наказания.
“Хирургическое вмешательство” также необходимо. Но сначала нужно привести в порядок хирургические инструменты: 

1. прокуратуру, 

    • начав с утверждения парламентом генерального прокурора;
    • приняв срочные меры по восстановлению разрушенного следственного аппарата;
    • усилив прокурорский и судебный надзор за порядком применения и продления меры пресечения в виде заключения под стражу, за деятельностью должностных лиц органов дознания, следствия и предварительного заключения под стражу.
2. МВД, 
    • сделав его полноценной частью Правительства;
    • поставив его под жесткий контроль Федерального Собрания;
    • создав механизм отчетности и ответственности правоохранительных органов перед налогоплательщиками. Граждане должны знать, как и на что тратит милиция отданные ими средства.
    • очистив его от коррупционеров и агентов уголовного мира;
    • передав охрану общественного порядка органам местного самоуправления, а борьбу с профессиональной и организованной преступностью - федерации и ее субъектам;
    • увеличив материальное, техническое обеспечение и уровень социальной защищенности милиционеров и их семей не увеличивая при этом численность работников МВД.
3. Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы, 
    • ужесточив наказания за преступления против личности и собственности;
    • заменив принцип “поглощения наказаний”, поощряющий многоэпизодные преступления, принципом “сложения наказаний”.
    • внеся в действующий УПК Российской Федерации изменения и дополнения, устраняющие возможности для необоснованного избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу, затягивания предварительного и судебного следствия и других стадий уголовного правосудия (ознакомление с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания, проведения экспертиз и т.п.)
4. Систему исправительно-трудовых учреждений и мест предварительного заключения, 
    • проведя их реформу сделав более достойными условия содержания заключенных;
    • изменив практику досудебных арестов, шире используя меры пресечения, не связанные с лишением свободы (залог, поручительство, подписка о невыезде и др.) - для лиц, совершивших не тяжкие преступления;
    • повысив законодательно разрешенный уровень самообороны;
    • приняв жесткие меры по контролю за своевременным финансированием СИЗО;
    • создав при центральных и региональных органах власти группы гражданского контроля за местами предварительного заключения, с наделением их рядом полномочий.
После того, как эти инструменты будут готовы, понадобится только одно: желание политического руководства покончить с преступностью и твердость в следовании этому курсу. 

Уличная преступность может быть резко снижена в сравнительно короткие сроки. Мы предлагаем возродить или укрепить известные и давно испытанные формы борьбы с уличной преступностью: 

    • установить сети стационарных постов на улицах населенных пунктов;
    • добиваться повсеместного оснащения улиц системами вызова милиции;
    • материально и организационно поддерживать системы передвижных милицейских групп;
    • выработать систему мер по борьбе с бандитизмом на автодорогах.
    • вернуть былое значение и укрепить престиж службы участковых милиционеров;
Мы придаем исключительно важное значение защите прав и интересов граждан, ставших жертвами разного рода финансовых афер. Государство не может возместить их потери за счет налогоплательщиков. Но оно может и должно разыскать преступников и заставить их отвечать перед обманутыми гражданами всеми сохранившимися у них активами, в том числе, переправленными за границу. А главное - оно обязано создать систему лицензирования и финансового контроля, надежно защищающего неискушенных граждан от мошенников, поощрить создание финансовых институтов, гарантирующих сбережения вкладчиков. 

Организованная преступность в большей мере, чем какая-либо иная является результатом несовершенства политической системы современной России. Свою силу и неуязвимость она черпает из безграничных возможностей сращивания с государственной властью на всех уровнях. Борьба с оргпреступностью должна начинаться с изменений в Конституции, которая оставляет множество лазеек для бесконтрольного “распыления” властных полномочий. Кроме того, необходимо подвергнуть тщательной криминологической экспертизе законодательство и подзаконные акты - преимущественно в экономической сфере. Ликвидация криминогенных зон в законодательстве должна стать частью комплексной национальной программы по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Только в рамках этой программы может дать реальный эффект собирание мощной межведомственной команды честных профессионалов и нанесение ее силами стратегического удара по организованной преступности. 

Это - наша альтернатива неконституционной, бессмысленной с практической точки зрения и крайне опасной для общества чрезвычайщине, дань которой отдается как в ряде указов президента, так и в некоторых законах, принятых Государственной Думой. Мы исходим из того, что борьба с данным видом преступности должна проводиться исключительно в рамках закона. Любое пренебрежение нормами законности - это новое приращение той питательной среды, в которой развивается организованная преступность

Коррупция

Мы считаем, что самым важным условием, необходимым для искоренения коррупции на всех этажах государственной власти, является ярко выраженная и ясно обозначенная воля политического руководства страны, - та самая воля, которая отсутствует у ее нынешних властителей. Примирительное отношение, терпимость к коррупции в органах государственной власти не может быть оправдано никакими соображениями политической, экономической, или какой-либо иной выгоды. Общая воля народа, воплощенная в институте государства, ни при каких обстоятельствах не должна терпеть ущерба от корыстных интересов частных лиц. Не справившись с преступностью в самом себе, государство не сможет защитить от нее гражданина

Проблема коррупции - это в первую очередь проблема чиновника. Для ее искоренения необходимо: 

    • жестко ограничить законами круг вопросов, решаемых чиновником;
    • заставить государственные органы работать в таком режиме, при котором решение вопросов, затрагивающих интересы граждан, не будет зависеть от личного усмотрения чиновника;
    • в процессе судебной реформы облегчить и удешевить процедуру обжалования в суде любых действий чиновника, решение чиновника не должно считаться окончательным;
    • добиться полной открытости и прозрачности в деятельности чиновника; обеспечить жесткий государственный и всячески стимулировать общественный контроль на тех “скользких” участках, где происходит встреча чиновника с гражданином (организацией, предприятием), стремящимся реализовать свои права: получить земельный участок, лицензию или патент, льготы и т.д.;
    • при выдаче лицензий применять практику конкурсов и аукционов.

Экология

Экономические, социальные и политические реформы в России не будут иметь никакого смысла, если они погубят природную среду. 

Наша Природа - это общий капитал, совладельцами которого выступают настоящее и будущие поколения. Мы не можем бездумно растратить его и должны жить сообразно возможностям природной среды, не обременяя ее чрезмерными антропогенными нагрузками. 

Экологическая политика для нас - это неотъемлемая часть процесса преобразования страны. Ее основными целями являются: 

    • обеспечение прав граждан на здоровую окружающую среду;
    • создание современного экологического права;
    • предотвращение негативных для окружающей среды последствий экономических реформ;
    • обеспечение национальной экологической безопасности России;
    • формирование экологических установок в массовом сознании;
    • установление баланса интересов России и других стран мирового сообщества, исключающего нанесение ими взаимного экологического ущерба;
    • внесение вклада в решение глобальных экономических проблем.

Экологическая политика как часть экономических реформ.

Проведение рыночной реформы, повышение экономической эффективности производства представляют собой средства "беспроигрышной" политики в том смысле, что они способствуют более быстрому экономическому росту и в то же время улучшают среду обитания. Прямые затраты на достижение сопутствующего экологического эффекта невелики, это процесс, когда экологическая политика является составной частью экономических преобразований. Для нас особенно актуальны те аспекты реформы, в которых интересы экономики и экологии совпадают. 

Так, в ходе приватизации возникает объективная необходимость в определении ответственности за прошлый экологический ущерб. Эта необходимость приводит к развитию практики экологического аудита, открытости и доступности информации, улучшения природоохранных стандартов и т.д. 

В условиях переходного периода, связанного с дефицитом капитала, недорогостоящие экологические мероприятия, приводящие к существенному улучшению качества окружающей среды, предпочтительнее крупномасштабной программы инвестиций с относительно низким коэффициентом эффективности. 

Экологические действия должны быть очень четко ориентированы на неотложные задачи в социально-экономической сфере. Это прежде всего: 

1. система социальных приоритетов, связанных с охраной здоровья людей: 

    • защита от загрязнений, вызывающих повышенную заболеваемость, а следовательно и нетрудоспособность населения
    • реабилитация населения, проживающего в зонах экологического бедствия;
    • переселение людей из санитарно-защитных зон
2. обеспечение занятости. 

Государство обязано создать условия, при которых структурная перестройка экономики может дать реально ощутимый экологический эффект. К числу таких условий относятся: 

    • организация общественных работ по восстановлению загрязненных территорий
    • создание программ экологической реабилитации территорий, на которых закрываются или перепрофилируются предприятия;
    • использование высвобождаемых людских ресурсов для проведения общественных экологических работ;
    • создание условий для реконструкции и повышения технологического уровня “экологически грязных” производств и основных источников загрязнения атмосферы, воды и почвы.
    • создание условий для переориентации ряда предприятий ВПК на разработку экологически чистых технологий.
3. создание рынка экологических технологий . 

Долгосрочные направления экологической политики

1. Переориентация хозяйства с потребления невозобновляемых на использование возобновляемых природных ресурсов. 

Виднейшие представители российской науки уже неоднократно высказывались по поводу неизбежности изменения энергетической базы хозяйствования. Несмотря на относительное богатство России минеральным топливом, его количество тем не менее ограничено. Наиболее ценная и доступная часть запасов нефти и газа может быть исчерпана уже при жизни ближайших двух-трех поколений. Надежды на открытие бесконечных источников энергии несбыточны и опасны. Если уже сейчас не предпринять радикальных мер, то в недалеком будущем обладающая крайней инерционностью система технологий и производственных операций, нацеленная на сжигание и переработку полезных ископаемых, останется без сырья и остановится... наступит коллапс. 

Что можно сделать сейчас ? 

В начальной поддержке государства нуждается альтернативная энергетика, где необходимо стимулировать научные исследования и прикладные разработки, приносящие быстрый эффект. 

2. Экологизация экономического развития. 

Государство должно последовательно создавать условия, при которых будет проходить структурная перестройка экономики, приносящая реальный экологический эффект. Признавая тот факт, что в России сейчас имеется в наличии множество технологических укладов, первостепенной задачей является выравнивание уровня технологического развития народного хозяйства и создание предпосылок (прежде всего накопление капитала) для будущего перехода к наиболее экологически безопасным "высоким технологиям". В противном случае Россия очень легко может стать не только очередным “сырьевым донором” Запада, но и страной, в которую будут вытесняться “грязные” и морально устаревшие технологии. 

Нельзя допустить, чтобы деятельность по захоронению и переработке отходов (в том числе радиоактивных) стала местом России в международном разделении труда. 

Что можно сделать сейчас ? 

    • Создавать и последовательно применять систему эколого-экономических инструментов, воздействующих на наиболее экологически опасные производства: экологические акцизы на товары повышенного уровня загрязнения, налоги на большие предприятия добывающего сектора, приводящие в своей деятельности к крупномасштабным изменениям природной среды, платежи за все виды загрязнения окружающей среды.
    • Предупредить - легче, чем исправить. Принять Закон об оценке воздействия на окружающую среду, включающий оценку экологического ущерба в предпроектную стадию принятия решений.
    • Осуществлять строгий экологический контроль за деятельностью иностранных фирм на территории России, а также ведомств, заинтересованных в заключении контрактов с ними.
3. Переход к новым формам производственной организации пространства. 

Созданная за годы так называемого "социализма" структура размещения производительных сил на территории страны, противоречит интересам человека и целиком обусловлена потребностями производства. И сейчас на любом уровне (республики, края, области, района) в основе планов социально-экономического развития стоит задача максимально полной эксплуатации местных природных запасов. Такая корыстная близорукая политика приводит к деградации окружающей среды, лишает человека возможности строить долговременные планы и жить на своей малой Родине (процесс "прирастания корнями"). В результате большая часть населения России по-прежнему ведет кочевой образ жизни. 

Преобразование жизненного пространства включает органичное развитие территорий исходя из жизненных планов и экономических возможностей российских семей, а также семей русской диаспоры, проживающих за рубежом и желающих выехать в Россию; образование компактных поселений с развитым самоуправлением и хозяйственными функциями, сообразными природному потенциалу территории. 

Что можно сделать сейчас? 

    • Изменить процедуру составления и характер территориальных планов, увязать их с национальным планом действий по охране окружающей среды.
    • Внедрять практику зонирования территорий, опирающуюся на разработанную систему нормативов нагрузки на окружающую среду, - что позволит повысить степень управляемости пространственным развитием.
4. Переход к гибким производственным структурам. 

Переход к гибким производственным структурам связан прежде всего с необходимостью повышения маневренности энергетики, путем внедрения новых форм использования энергии, создания дополнительных возможностей для эффективного перераспределения энергии, всемерного повышения эффективности ее производства и потребления. Все это является резервом снижения энергоемкости производства. Как показывает мировой опыт, малые и средние предприятия легко адаптируются к технологическим нововведениям, нацеленным на сокращение материалоемкости, снижение уровня загрязнения и т.д. Стимулирование развития этих форм организации производства - одна из важнейших задач российского государства. 

Что можно сделать сейчас? 

Выдвинуть в число реальных (а не декларируемых) приоритетов развитие малого и среднего бизнеса, создающего основу для "расшивания" сверхцентрализованной и сверхконцентрированной структуры производства и энергетики. 

    • Создать эффективную систему защиты малого и среднего предпринимательства, прежде всего от угрозы со стороны монополистических структур.
    • Создать систему стимулов для развития среднего и малого экобизнеса.

Первоочередные меры в области экологической безопасности

Охрана воздуха: 

Необходимо снижение выбросов предприятий энергетики, черной и цветной металлургии, топливной промышленности, - прежде всего кислотообразующих соединений, парниковых газов и газов-разрушителей озонового слоя; 

Необходимо приступить к срочной разработке федеральной программы по экологизация автомобильного транспорта, в которой должны быть предусмотрены: 

    • выработка жестких экологических требований к топливу и параметрам двигателя;
    • реконструкция нефтеперерабатывающих заводов с целью улучшения качества бензина;
    • стимулирование перехода на газ и метиловый спирт;
    • установление контроля за качеством реализуемого бензина;
    • введение акцизов на некачественный и этилированный бензин;
    • инвестиции в инфраструктуру общественного транспорта;
    • строительство многоярусных гаражей и стоянок;
    • санкции за причинение автовладельцами экологического ущерба — порчу и вырубку зеленых насаждений, уничтожение газонов, загрязнение водоемов и почв и т.п.
Охрана воды: 
    • снижение водопотребления промышленными предприятиями за счет максимального использования оборотного и повторно-последовательного водоснабжения;
    • изменение технологии полива в сельском хозяйстве.
    • снижение потерь воды при транспортировке;
    • изменение структуры потребления воды в жилищно-коммунальном хозяйстве: введение платы за сверхнормативное потребление воды (водосчетчиков в квартирах);
    • раздельная очистка сточных вод на каждой стадии технологического процесса.
Охрана почв: 
    • распространение техники, оказывающую минимальное вредное воздействие на почву;
    • стимулирование сельскохозяйственных предприятий к предотвращению эрозии и деградации земель;
    • ответственность за экологически опасное использование приватизированных и арендуемых земель;
    • разработка системы обязательств по рекультивации земель пользователями.
Охрана лесов: 
    • жесткий контроль за использованием лесных ресурсов;
    • пресечение практики сплошной вырубки при лесозаготовках;
    • ужесточение санкций за незаконные рубки и продажи леса;
    • поддержание и увеличение лесозащитных насаждений и лесовостановления;
    • финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации лесных пожаров;
    • особое внимание - сохранению и рациональному использованию хвойных лесов, в первую очередь кедровых.
Радиационная безопасность: 
    • законодательно закрепить, что валютные средства от экспорта ядерных материалов расходуются только на решение задач повышения безопасности ядерной энергетики, обращения с радиоактивными отходами и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ядерных и радиационных катастроф;
    • обеспечить создание технологий промышленного снятия с эксплуатации атомных станций, предприятий ядерно-топливного цикла и атомных подводных лодок;
    • прекратить или, хотя бы, сократить практику заключения с зарубежными фирмами контрактов по обогащению, утилизации и захоронения радиоактивных отходов на территории России. Мощности ядерного комплекса направить для решения внутренних задач - таких, как реабилитация загрязненных территорий;
    • направлять на государственную экологическую экспертизу договоры с иностранными государствами по совместному использования атомной энергии;
    • способствовать проведению на территории РФ независимой экспертизы местностей, где осуществлялись подземные атомные взрывы в мирных целях;
    • разработать государственную программу использования исследовательских ядерных установок, а также провести оценку состояния их безопасности на соответствие требованиям по безопасности в атомной энергетике. Установить конкретные сроки прекращения эксплуатации, а также выполнить мероприятия по снятию с эксплуатации;

    • создать централизованной федеральной системы управления деятельностью специализированных предприятий по сбору, переработке, транспортировке и захоронению радиоактивных отходов.
 

Яблоко. Начальная страница
Яблоко. Объединение

Copiright (c) 1998 Yabloko info@yabloko.ru 
Web Powered by ORC info@orc.ru