В то же время, доля сбережений в доходах населения в 1994 году превзошла дореформенный 1991 год (26.4% и 24.6%). Однако, структура этих сбережений претерпела принципиальные сдвиги. Основной формой сбережений в 1991 году были вклады в Сбербанке (19.6% доходов населения), в 1992 году - в наличных рублях (13.6% доходов), в 1994 - в свободно конвертируемых валютах (15.7% доходов).
Правительство и Банк России полны решимости перевести валютные средства населения (около 20 млрд. долл., что в 2-3 раза выше вкладов населения в банках) в рубли и заставить их работать на национальную экономику. Это - абсолютно иллюзорная цель. Во-первых, пока финансовой стабилизации не достигнуто, а макроэкономическая политика отличается шараханиями из одной стороны в другую, перевести эти средства в рубли будет практически невозможно. Во-вторых, усилия надо прилагать не к конвертации сбережений из долларов в рубли, а к легализации долларовых сбережений. Ведь практически все валютные средства населения - это наличные, а не банковские счета и не депозиты. В случае, если эти наличные валютные средства просто попадут на банковские счета они уже начнут работать на российскую экономику. Для этого необходим целый ряд условий.
Во-первых, должны быть устранены преграды на пути легализации валютных вкладов. Главная проблема состоит в том, что значительная часть валютных средств либо получена в "теневой" экономике (например, оплата услуг и т. д.), либо предполагается быть истраченной в ней (в частности "челночный" импорт). Для решения проблемы необходима модификация налоговой и таможенной системы, изменение некоторых правил обслуживания клиентов банками и др. Вот некоторые из этих мероприятий:
• отмена ограничений по вывозу наличной валюты из страны, как не имеющих никакого практического смысла (они легко обходятся),
• отмена порядка обязательного декларирования банками крупных денежных операций граждан (как не имеющего практического значения, но отпугивающих граждан от банков).
Необходим также целый ряд других мер, касающихся рационализации выплат обязательных платежей и налогов, выплачиваемых населением.
Второе направление стимулирования сбережений - введение системы гарантий вкладов населения.
Для того, чтобы мобилизовать средства населения, необходимо создать систему государственных гарантий сбережений населения для банков и финансовых институтов долгосрочных сбережений (пенсионных, страховых фондов). Банки и финансовые институты, которые пожелают войти в эту систему, должны принять на себя повышенные обязательства по обеспечению надежности вкладов населения (требования к структуре активов, надежности аудита и т. д.). В случае, если эти финансовые структуры впоследствии окажутся банкротами, государство гарантирует гражданам выплаты по индивидуальным вкладам (по предварительным расчетам - до $10.000 долларов; выше по долгосрочным депозитам, ниже - по депозитам до востребования).
Долгосрочные инвестиции этих финансовых структур должны поддерживаться определенными льготами: налоговыми, снижением обязательных резервов, предоставлением прав выступать агентами государства по бюджетным программам, прав выхода на мировые фондовые рынки и возможности расчетов в валюте.
Должны быть также предприняты жесткие административные меры для искоренения случаев прямых финансовых махинаций и обмана вкладчиков - отзыв лицензий, проверки, штрафы.
За счет этих мер, проведения эффективной приватизации и реорганизации предприятий и сбалансированной макроэкономической политики государство должно стремиться обеспечить процент по вкладам населения выше уровня инфляции при полной гарантии их безопасности.
Однако, четырьмя годами неудачных реформ Россия фактически оказалась загнана в угол - утеря значительной части обрабатывающей промышленности, "проедание" старых научных и научно-технических заделов, "утечка умов", обветшание инфраструктуры, потеря рынков сбыта и т.д.
Сегодня практически единственный сектор, на который можно уверенно опереться - сырьевые отрасли российской экономики. Здесь самый низкий спад производства, огромный экспортный потенциал, интерес отечественных и иностранных инвесторов. Именно он может и должен дать импульс для всей экономики. Но - и это принципиально! - развивать этот сектор необходимо почти исключительно за счет частных инвестиций (в том числе иностранных) в поиски, разведку и добычу нефти и газа, а также твердых полезных ископаемых.
Стремясь увеличить инвестиции в этот сектор российской экономики мы преследуем две основные цели:
• создать за счет роста экспорта минерального сырья стратегические источники накоплений, которые будут использованы в рамках программы структурной перестройки экономики. Эти средства будут направлены на стимулирование развития машиностроительных отраслей, не связанных с сырьевым сектором.
У России есть конкурентные ("естественные") преимущества перед другими странами: перспективный и емкий внутренний рынок; более низкие цены на внутреннем рынке на ряд видов товаров; относительно более дешевая по отношению к некоторым странам рабочая сила; наличие огромных запасов природных ресурсов; относительно высокий уровень ряда российских технологий. Ряд инвесторов заинтересован в создании в России производств для освоения рынков третьих стран и внутреннего российского рынка.
Тем не менее, в 1993 и 1994 годах в российскую экономику было вложено всего лишь по 1 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций (для сравнения - в Китай инвестиции в 1993 и 1994 годах составили примерно по 30 млрд. долларов ежегодно). Основная причина - крайне неблагоприятный инвестиционный климат. В чисто экономическом аспекте это в первую очередь объясняется несовершенством законодательства и нестабильной и неблагоприятствующей инвестициям фискальной среде: слишком высоки налоги, импортные таможенные тарифы на оборудование, слишком часто меняются правила игры. Точно такие же "деинвестирующие" мотивы у отечественных инвесторов.
Существенное увеличение притока как отечественных, так и иностранных инвестиций в сырьевой сектор экономики произойдет только в случае качественного улучшения инвестиционного климата в России. Мы считаем, что для этого необходимо создать принципиально иную законодательную базу, которая будет обеспечивать для инвестора, во-первых, благоприятные, а, во-вторых, стабильные условия вложения средств.
Главным направлением в этой сфере является внедрение гражданско-правовых отношений в сферу недропользования. В этой связи мы будем добиваться принятия пакета законодательных актов, среди которых важнейшими являются закон "О соглашениях о разделе продукции" (принятый Государственной Думой по инициативе фракции "ЯБЛОКО" в июне 1995 года), а также поправки, предлагаемые в налоговое, таможенное и недропользовательское законодательство, с целью обеспечения действие данного закона. Улучшение инвестиционного климата достигается следующими ключевыми нормами:
• приоритет соглашения о разделе продукции над лицензией, что дает инвестору общую гарантию правовой стабильности;
• замена налогов, сборов, пошлин и других платежей разделом продукции, что позволяет перейти от неблагоприятной и крайне сложной системы налогообложения к простой и стимулирующей инвестиции системе платежей рентного характера;
• гарантии стабильности условий соглашения на весь срок реализации соглашения ("дедушкина оговорка"), что означает для инвестора гарантии от законодательных изменений фискального характера, способных ухудшить коммерческие результаты инвестиционного проекта;
• возможность переуступки прав по соглашению (с согласия государства), что создает условия для более эффективной реализации инвестиционного проекта;
• возможность использования прав по соглашению в качестве предмета залога (с согласия государства), что облегчает привлечение финансовых ресурсов инвестором;
• возможность проведения в четко оговоренных случаях прямых переговоров между государством и инвестором, что позволит, в частности, начать работу на основе соглашений о разделе продукции по проектам, переговоры по которым были начаты (в соответствии с законом "О недрах") до вступления закона "О соглашениях о разделе продукции" в силу (уже подписанные соглашения "Сахалин-I" и "Сахалин-II" на шельфе острова Сахалин, ведущиеся переговоры по месторождению Приобское в Ханты-Мансийском АО, по разработке Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и Харьягинского месторождения в Ненецком АО и некоторые другие).
• положение о режиме налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
• примерное соглашение о разделе продукции;
• инструкция о порядке возмещения и учета капитальных и эксплуатационных затрат при реализации соглашений о разделе продукции;
• положение, регламентирующее проведение прямых переговоров между государством и инвестором;
• положение, регламентирующее распределение государственной доли продукции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
• положение, позволяющее трансформировать лицензионные соглашения в соглашения о разделе продукции;
• другие нормативные документы.
Примерно 50-70% этих средств (если брать оценки, содержащиеся в технико-экономических обоснованиях имеющихся проектов) будут направлены на закупки оборудования российских обрабатывающих предприятий (заводы в Северодвинске, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Комсомольске-на-Амуре и др.), создав дополнительные рабочие места и стимулировав разработку передовых образцов оборудования.
Для стимулирования производства оборудования российским машиностроительным комплексом должна быть продумана программа банковского кредитования, в рамках которой могла бы использоваться часть средств федерального бюджета, направляемых на государственные инвестиции. Желательной альтернативой использованию бюджетных средств было бы привлечение целевых кредитов Мирового Банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития и др. международных финансовых организаций. Эти средства должны через механизм банков развития и проектного финансирования и коммерческих банков, работающих с институтами развития по схеме "каскадного" финансирования, направляться в промышленность.
Развитие инвестиций в сырьевые отрасли окажет большое влияние на:
• рост доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (там где реализуются соглашения о разделе продукции и где работают российские субконтракторы по проектам);
• улучшение социальной ситуации в обществе, поскольку появятся дополнительные рабочие места, а в рамках федерального и региональных бюджетов больше средств можно будет тратить на социальные программы;
• развитие банковского сектора российской экономики, который получит дополнительные возможности для своего развития через участие в проектном финансировании и в операциях на рынках ценных бумаг с акциями предприятий, работающих на основе контрактов по соглашениям о разделе продукции, и российских субконтракторов;
• положение российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний ("ЛУКойл", "ЮКОС" и др.) позволив стабилизировать их финансовое положение, поскольку принятие законодательства о разделе продукции создаст дополнительные возможности по привлечению финансовых ресурсов с мирового рынка капиталов.
• производство дешевого отечественного автомобиля,
• космос и авиастроение, некоторые другие наукоемкие отрасли и производства.
Каждый из этих приоритетов по цепочке даст импульс для развития широкого круга смежных производств, создаст спрос на их продукцию и в совокупности сдвинет российскую конъюнктуру с замкнутого круга сокращения производства и отсутствия спроса. Именно эти национальные приоритеты будут лидерами экономического роста, за которыми потянется вся экономика.
По каждому из национальных приоритетов необходимо принять федеральные целевые программы и обеспечить их полное финансирование за счет отмены большинства других целевых программ.
Должны быть тщательно отработаны механизмы реализации национальных приоритетов. Вот некоторые из них:
• предоставление налоговых отсрочек не произвольно, как сейчас, а только в определенных случаях (например, при освоении производства принципиально новой продукции),
• предоставление налоговых каникул в некоторых случаях (например, при первом выходе фирм на внешний рынок при определенных условиях),
• политика таможенных пошлин должна быть перестроена с учетом предоставления возможностей для российских предприятий в течение ограниченного времени накопить средства и реализовать проекты реорганизации производства, выводящие их на конкурентоспособный уровень.
• стимулирование возникновения системы банков развития, льготный режим налогообложения для системы венчурных фондов в банках и т.п.
• развитие принципов гражданского права в отношениях государство-инвестор за пределы недропользования на основе принятия закона "О концессионных и иных договорах" (в нем должны определяться права и обязанности инвестора, подписавшего с государством договор на долгосрочное пользование объектом, находящимся в собственности государства или занявшимся видом деятельности, составляющим государственную монополию, а также соответствующие гарантии государства),
• политика государственных заказов должна быть распространена не только на оборонные отрасли или потребление государственных органов, но и на поддержку ряда производств в наукоемкой промышленности,
• предоставление бюджетных ссуд.
Ключевая проблема состоит в том, что в сложившихся условиях невозможно полностью ориентироваться как на фермерские хозяйства, так и на реальную реорганизацию колхозов и совхозов, хотя эти направления остаются стратегически важными. Необходимо продолжить работу по выделению земли для фермеров и обеспечения их льготного доступа к иным ресурсам, продумать способы распространения прогрессивного опыта аграрных преобразований (отечественного и зарубежного). Это было бы правильным при условии осуществления огромных инвестиций в производственную инфраструктуру (дороги, энерго- и водоснабжение) и предоставления крупных льгот по продаже многочисленным сельскохозяйственным производителям техники (прежде всего, тракторов и грузовых автомобилей). Однако нереалистично рассчитывать на это в условиях продолжающегося спада производства и дефицитного бюджета.
При непродуманном преобразовании крупных коллективных хозяйств в индивидуальные существует реальная опасность резкого снижения товарности сельского хозяйства. Из-за того, что удельный вес частного сектора в поставках в города основных продовольственных товаров (хлеб, мясо, молоко) незначителен (5-10%), постоянная угроза срыва продовольственного обеспечения населения страны должна делать политику Правительства в отношении преобразования колхозов и совхозов чрезвычайно осторожной.
С другой стороны мы считаем недопустимым восстановление в полном объеме системы государственных закупок, при которой сельскохозяйственным предприятиям гарантируется покупка любого объема продукции по приемлемым для производителя ценам. Это означает выведение по сути всего аграрного сектора из рыночных отношений и замораживания неэффективной структуры в аграрном секторе. Общество не может оплачивать те издержки, которые сегодня в значительной части являются чрезмерными из-за формально коллективного, а по сути феодального характера сельскохозяйственных предприятий.
Учитывая состояние проблемы, в ближайшие годы необходима крупная государственная поддержка всего аграрно-промышленного сектора, в том числе прямые ассигнования из федерального бюджета. Однако принципиальным мы считаем изменение подхода к оказанию такой поддержки - она должна предоставляться только в рамках заранее определенных государственных программ (причем их не должно быть много). Не должен принцип "всем сестрам по серьгам" оставаться основопологающим принципом государственной политики. Финансирование аграрного сектора не должно быть поставлено в зависимость от "пробивной силы" аграрного лобби, только в этом случае можно будет определить разумные пределы такой поддержки.
Мы считаем, что главный приоритет в аграрной политике - обеспечение продовольственной безопасности страны. Все средства, которые предполагается выделить сельскому хозяйству из федерального бюджета, должны быть сконцентрированы в единой федеральной целевой программе "Продовольствие". Учитывая исключительную важность этой программы, необходимо рассмотреть возможность ее принятия специальным законом.
Ее содержание:
• прямые дотации и льготы по фиксированному перечню (создание специальных продовольственных фондов помощи малоимущим и многодетным семьям, одиноким матерям и пожилым, нетрудоспособным гражданам, малооплачиваемым пенсионерам; льготы по импортным пошлинам на ввозимые технологии, технику и оборудование, племенной молодняк и высококачественный семенной материал для аграрного комплекса);
• создание системы гарантированных форвардных закупок государством или уполномоченными им коммерческими структурами всего объема жизненно важных продуктов питания - мяса, молока, картофеля, яиц, некоторых видов овощей и фруктов. Эта система должна быть распространена примерно на 30% крупных хозяйств, производящих около 70% товарной продукции (прежде всего, сельскохозяйственных и животноводческих комплексов). При создании этой системы предусмотреть, что в последующие годы обязательно либо установление предельных величин закупок с постепенным их снижением, либо сохранение гарантии закупки всего объема продукции, но по снижающимся в реальном исчислении ценам с учетом фактического состояния внутреннего и мирового рынков продовольствия;
• создание специальных фондов в регионах (передача целевых средств из федерального бюджета) для фермерских хозяйств и хозяйств, прошедших реальную реорганизацию - в первую очередь, в районах рискованного земледелия и неблагоприятных для ведения животноводства. Для частных хозяйств соответствующих регионов поддержка должна оказываться путем предоставления сезонных льготных кредитов либо продажи техники по льготным ценам на закрытых аукционах;
• создание инфраструктуры (дороги, газо- и электроснабжение) и инвестиции в сельскохозяйственную науку и для организации российской службы внедрения и новых систем управления в АПК (кредиты международных финансовых организаций для аграрного сектора, если они будут, использовать только на это направление).
Принципиальное значение для аграрной политики (и не только для нее) имеет вопрос о том, на какой основе должны формироваться ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Мы исходим из того, что общее право частной собственности должно распространяться и на землю, причем не только сельскохозяйственного назначения, но и землю в городах. России нужен рынок земли. Иначе земля никогда не будет в полной мере эффективно использоваться. Однако право на землю должно быть объектом очень тщательно продуманной и закрепленной законом системы регулирования.
Возможная последовательность разработки такой системы:
1. Вся земля должна быть учтена и в каждом регионе детально проработаны зоны, в которых земельные участки могут использоваться только на те цели, которые установлены федеральным законом и законодательством субъектов федерации (за нарушение - жесткие санкции вплоть до изъятия и уголовной ответственности).
2. Определяются земли федерального значения для нужд обеспечения государственной безопасности и сопоставимых с ними иных государственных интересов. Эти земли в принципе могут быть объектом только федеральной собственности.
3. Устанавливаются детальные нормы, связанные с использованием земли, независимо от того, в какой форме собственности она находится - включая введение особого налогового режима для земель, которые частный собственник приобретает "про запас" и вообще никак не использует.
4. Порядок, сроки и условия введения в каждом регионе частной собственности на землю должны определяться непосредственно в регионах (невозможно установить общую схему, скажем для Москвы, Кубани, Нечерноземья, Тюменской области и т. д.).
Мы отдаем себе отчет в том, что вопрос о формах землевладения и землепользования является наиболее острым не только для аграрной политики, но и для всей экономической реформы. Поэтому необходимо проявить максимальную осторожность и предусмотрительность и не допустить "шока" в приватизации земли, который по своим последствиям будет многократно болезненнее и опаснее, чем состоявшаяся "ваучерная" приватизация.