ИНВЕСТИЦИОННАЯ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Стимулирование сбережений

На сегодня в России отсутствует система, хоть как то стимулирующая сбережения населения и последующее перераспределение капиталов по различным секторам экономики - в зародышевом состоянии конкуренция, крайне неразвит фондовый и вообще финансовый рынок, отсутствуют негосударственные социальные институты.

В то же время, доля сбережений в доходах населения в 1994 году превзошла дореформенный 1991 год (26.4% и 24.6%). Однако, структура этих сбережений претерпела принципиальные сдвиги. Основной формой сбережений в 1991 году были вклады в Сбербанке (19.6% доходов населения), в 1992 году - в наличных рублях (13.6% доходов), в 1994 - в свободно конвертируемых валютах (15.7% доходов).

Правительство и Банк России полны решимости перевести валютные средства населения (около 20 млрд. долл., что в 2-3 раза выше вкладов населения в банках) в рубли и заставить их работать на национальную экономику. Это - абсолютно иллюзорная цель. Во-первых, пока финансовой стабилизации не достигнуто, а макроэкономическая политика отличается шараханиями из одной стороны в другую, перевести эти средства в рубли будет практически невозможно. Во-вторых, усилия надо прилагать не к конвертации сбережений из долларов в рубли, а к легализации долларовых сбережений. Ведь практически все валютные средства населения - это наличные, а не банковские счета и не депозиты. В случае, если эти наличные валютные средства просто попадут на банковские счета они уже начнут работать на российскую экономику. Для этого необходим целый ряд условий.

Во-первых, должны быть устранены преграды на пути легализации валютных вкладов. Главная проблема состоит в том, что значительная часть валютных средств либо получена в "теневой" экономике (например, оплата услуг и т. д.), либо предполагается быть истраченной в ней (в частности "челночный" импорт). Для решения проблемы необходима модификация налоговой и таможенной системы, изменение некоторых правил обслуживания клиентов банками и др. Вот некоторые из этих мероприятий:

• резкое увеличение размеров доходов, с которых взимается прогрессивный налог, планка неналогооблагаемого минимума также должна быть заметно поднята (либо снижена ставка для низких доходов),

• отмена ограничений по вывозу наличной валюты из страны, как не имеющих никакого практического смысла (они легко обходятся),

• отмена порядка обязательного декларирования банками крупных денежных операций граждан (как не имеющего практического значения, но отпугивающих граждан от банков).

Во-вторых, необходимо оказывать всяческое содействие вплоть до предоставления налоговых льгот для развития безналичных расчетов (чеками и кредитными карточками). Необходимо как можно шире развивать сеть магазинов и предоставления услуг с использованием этих форм расчетов.

Необходим также целый ряд других мер, касающихся рационализации выплат обязательных платежей и налогов, выплачиваемых населением.

Второе направление стимулирования сбережений - введение системы гарантий вкладов населения.

Для того, чтобы мобилизовать средства населения, необходимо создать систему государственных гарантий сбережений населения для банков и финансовых институтов долгосрочных сбережений (пенсионных, страховых фондов). Банки и финансовые институты, которые пожелают войти в эту систему, должны принять на себя повышенные обязательства по обеспечению надежности вкладов населения (требования к структуре активов, надежности аудита и т. д.). В случае, если эти финансовые структуры впоследствии окажутся банкротами, государство гарантирует гражданам выплаты по индивидуальным вкладам (по предварительным расчетам - до $10.000 долларов; выше по долгосрочным депозитам, ниже - по депозитам до востребования).

Долгосрочные инвестиции этих финансовых структур должны поддерживаться определенными льготами: налоговыми, снижением обязательных резервов, предоставлением прав выступать агентами государства по бюджетным программам, прав выхода на мировые фондовые рынки и возможности расчетов в валюте.

Должны быть также предприняты жесткие административные меры для искоренения случаев прямых финансовых махинаций и обмана вкладчиков - отзыв лицензий, проверки, штрафы.

За счет этих мер, проведения эффективной приватизации и реорганизации предприятий и сбалансированной макроэкономической политики государство должно стремиться обеспечить процент по вкладам населения выше уровня инфляции при полной гарантии их безопасности.

Структурный маневр для будущего

Необходимо принципиально изменить направления структурной эволюции российской экономики. Будущее России - в передовых отраслях обрабатывающей промышленности и высоких технологий, в завоевании рынков СНГ и "дальнего" зарубежья. Пока еще не полностью утерян научный потенциал и научно-производственная база, высок образовательный уровень населения, осталось огромное количество квалифицированных работников, прозябающих без дела, наконец, сохранилось желание доказать миру, что Россия остается в ряду передовых научно-промышленных держав.

Однако, четырьмя годами неудачных реформ Россия фактически оказалась загнана в угол - утеря значительной части обрабатывающей промышленности, "проедание" старых научных и научно-технических заделов, "утечка умов", обветшание инфраструктуры, потеря рынков сбыта и т.д.

Сегодня практически единственный сектор, на который можно уверенно опереться - сырьевые отрасли российской экономики. Здесь самый низкий спад производства, огромный экспортный потенциал, интерес отечественных и иностранных инвесторов. Именно он может и должен дать импульс для всей экономики. Но - и это принципиально! - развивать этот сектор необходимо почти исключительно за счет частных инвестиций (в том числе иностранных) в поиски, разведку и добычу нефти и газа, а также твердых полезных ископаемых.

Стремясь увеличить инвестиции в этот сектор российской экономики мы преследуем две основные цели:

• стимулировать развитие российского машиностроения, в том числе и конверсируемых мощностей за счет спроса на продукцию машиностроительных отраслей, предъявляемого со стороны инвесторов, осуществляющих вложения в сырьевые отрасли (мультипликативный эффект инвестиций);

• создать за счет роста экспорта минерального сырья стратегические источники накоплений, которые будут использованы в рамках программы структурной перестройки экономики. Эти средства будут направлены на стимулирование развития машиностроительных отраслей, не связанных с сырьевым сектором.

Особое значение мы придаем привлечению иностранных инвестиций, так как на мировом рынке капиталов нет избытка предложения инвестиций, там есть избыток спроса. Россия на этом рынке конкурирует за привлечение иностранных инвестиций с большой группой стран. Просто так иностранные инвестиции в Россию не придут, для них нужно создавать условия. Иначе инвестиции уйдут в другие страны. То, что не получит Россия, получит Китай, Восточная Европа или Латинская Америка.

У России есть конкурентные ("естественные") преимущества перед другими странами: перспективный и емкий внутренний рынок; более низкие цены на внутреннем рынке на ряд видов товаров; относительно более дешевая по отношению к некоторым странам рабочая сила; наличие огромных запасов природных ресурсов; относительно высокий уровень ряда российских технологий. Ряд инвесторов заинтересован в создании в России производств для освоения рынков третьих стран и внутреннего российского рынка.

Тем не менее, в 1993 и 1994 годах в российскую экономику было вложено всего лишь по 1 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций (для сравнения - в Китай инвестиции в 1993 и 1994 годах составили примерно по 30 млрд. долларов ежегодно). Основная причина - крайне неблагоприятный инвестиционный климат. В чисто экономическом аспекте это в первую очередь объясняется несовершенством законодательства и нестабильной и неблагоприятствующей инвестициям фискальной среде: слишком высоки налоги, импортные таможенные тарифы на оборудование, слишком часто меняются правила игры. Точно такие же "деинвестирующие" мотивы у отечественных инвесторов.

Существенное увеличение притока как отечественных, так и иностранных инвестиций в сырьевой сектор экономики произойдет только в случае качественного улучшения инвестиционного климата в России. Мы считаем, что для этого необходимо создать принципиально иную законодательную базу, которая будет обеспечивать для инвестора, во-первых, благоприятные, а, во-вторых, стабильные условия вложения средств.

Главным направлением в этой сфере является внедрение гражданско-правовых отношений в сферу недропользования. В этой связи мы будем добиваться принятия пакета законодательных актов, среди которых важнейшими являются закон "О соглашениях о разделе продукции" (принятый Государственной Думой по инициативе фракции "ЯБЛОКО" в июне 1995 года), а также поправки, предлагаемые в налоговое, таможенное и недропользовательское законодательство, с целью обеспечения действие данного закона. Улучшение инвестиционного климата достигается следующими ключевыми нормами:

• национальный режим осуществления инвестиций, что означает для российских и иностранных инвесторов равные условия осуществления инвестиций;

• приоритет соглашения о разделе продукции над лицензией, что дает инвестору общую гарантию правовой стабильности;

• замена налогов, сборов, пошлин и других платежей разделом продукции, что позволяет перейти от неблагоприятной и крайне сложной системы налогообложения к простой и стимулирующей инвестиции системе платежей рентного характера;

• гарантии стабильности условий соглашения на весь срок реализации соглашения ("дедушкина оговорка"), что означает для инвестора гарантии от законодательных изменений фискального характера, способных ухудшить коммерческие результаты инвестиционного проекта;

• возможность переуступки прав по соглашению (с согласия государства), что создает условия для более эффективной реализации инвестиционного проекта;

• возможность использования прав по соглашению в качестве предмета залога (с согласия государства), что облегчает привлечение финансовых ресурсов инвестором;

• возможность проведения в четко оговоренных случаях прямых переговоров между государством и инвестором, что позволит, в частности, начать работу на основе соглашений о разделе продукции по проектам, переговоры по которым были начаты (в соответствии с законом "О недрах") до вступления закона "О соглашениях о разделе продукции" в силу (уже подписанные соглашения "Сахалин-I" и "Сахалин-II" на шельфе острова Сахалин, ведущиеся переговоры по месторождению Приобское в Ханты-Мансийском АО, по разработке Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и Харьягинского месторождения в Ненецком АО и некоторые другие).

Вторым важнейшим шагом будет создание нормативной базы, призванной детализировать эти положения на уровне исполнительной власти. Мы будем поддерживать и контролировать создание такой базы в составе следующих нормативных документов: • положение о порядке заключения и выполнения соглашений о разделе продукции (в приложениях к которому должны содержаться нормы, регулирующие функции и полномочия федерального органа исполнительной власти по организационному обеспечению заключения и выполнения соглашений о разделе продукции и порядок функционирования объединения юридических лиц без создания нового юридического лица);

• положение о режиме налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

• примерное соглашение о разделе продукции;

• инструкция о порядке возмещения и учета капитальных и эксплуатационных затрат при реализации соглашений о разделе продукции;

• положение, регламентирующее проведение прямых переговоров между государством и инвестором;

• положение, регламентирующее распределение государственной доли продукции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

• положение, позволяющее трансформировать лицензионные соглашения в соглашения о разделе продукции;

• другие нормативные документы.

По нашим расчетам, в случае создания указанной нормативной базы приток отечественных и иностранных инвестиций возрастет до 10-12 млрд. долларов в год (примерно в равной пропорции между национальными и иностранными инвесторами), если иметь в виду только те проекты по разработке месторождений нефти и газа, переговоры по которым либо завершены ("Сахалин-I", "Сахалин-II"), либо продолжаются (Приразлоиное, Тимано-Печора, Харьяга, Салым, Приобское, "Сахалин-III" и др.).

Примерно 50-70% этих средств (если брать оценки, содержащиеся в технико-экономических обоснованиях имеющихся проектов) будут направлены на закупки оборудования российских обрабатывающих предприятий (заводы в Северодвинске, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Комсомольске-на-Амуре и др.), создав дополнительные рабочие места и стимулировав разработку передовых образцов оборудования.

Для стимулирования производства оборудования российским машиностроительным комплексом должна быть продумана программа банковского кредитования, в рамках которой могла бы использоваться часть средств федерального бюджета, направляемых на государственные инвестиции. Желательной альтернативой использованию бюджетных средств было бы привлечение целевых кредитов Мирового Банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития и др. международных финансовых организаций. Эти средства должны через механизм банков развития и проектного финансирования и коммерческих банков, работающих с институтами развития по схеме "каскадного" финансирования, направляться в промышленность.

Развитие инвестиций в сырьевые отрасли окажет большое влияние на:

• ход институциональных реформ, поскольку даст мощный импульс развитию фондового рынка и получению с него дополнительных ресурсов российскими предприятиями (за счет роста доходности ценных бумаг предприятий, работающих в качестве субконтракторов или инвесторов по проектам о соглашениях о разделе продукции и связанного с этим роста портфельных инвестиций);

• рост доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (там где реализуются соглашения о разделе продукции и где работают российские субконтракторы по проектам);

• улучшение социальной ситуации в обществе, поскольку появятся дополнительные рабочие места, а в рамках федерального и региональных бюджетов больше средств можно будет тратить на социальные программы;

• развитие банковского сектора российской экономики, который получит дополнительные возможности для своего развития через участие в проектном финансировании и в операциях на рынках ценных бумаг с акциями предприятий, работающих на основе контрактов по соглашениям о разделе продукции, и российских субконтракторов;

• положение российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний ("ЛУКойл", "ЮКОС" и др.) позволив стабилизировать их финансовое положение, поскольку принятие законодательства о разделе продукции создаст дополнительные возможности по привлечению финансовых ресурсов с мирового рынка капиталов.

Стратегические источники накоплений, возникающие в результате реализации инвестиционных проектов в сырьевом секторе, дадут возможность развернуть действенную поддержку национальных приоритетов в промышленной политике со стороны государства.

Национальные приоритеты и промышленная политика

К числу национальных приоритетов необходимо отнести: • программу строительства доступного жилья,

• производство дешевого отечественного автомобиля,

• космос и авиастроение, некоторые другие наукоемкие отрасли и производства.

Возможно добавление к этому списку еще 2-3 приоритетов - их не должно быть слишком много, пока это не по силам для страны.

Каждый из этих приоритетов по цепочке даст импульс для развития широкого круга смежных производств, создаст спрос на их продукцию и в совокупности сдвинет российскую конъюнктуру с замкнутого круга сокращения производства и отсутствия спроса. Именно эти национальные приоритеты будут лидерами экономического роста, за которыми потянется вся экономика.

По каждому из национальных приоритетов необходимо принять федеральные целевые программы и обеспечить их полное финансирование за счет отмены большинства других целевых программ.

Должны быть тщательно отработаны механизмы реализации национальных приоритетов. Вот некоторые из них:

1. Налоговые инструменты:
• использование специальных налоговых режимов - соглашений о разделе продукции, концессий, свободных экономических зон и др.,

• предоставление налоговых отсрочек не произвольно, как сейчас, а только в определенных случаях (например, при освоении производства принципиально новой продукции),

• предоставление налоговых каникул в некоторых случаях (например, при первом выходе фирм на внешний рынок при определенных условиях),

• политика таможенных пошлин должна быть перестроена с учетом предоставления возможностей для российских предприятий в течение ограниченного времени накопить средства и реализовать проекты реорганизации производства, выводящие их на конкурентоспособный уровень.

2. Кредитные инструменты:
• создание реально действующей системы экспортного кредитования продукции высоких степеней обработки и выделение отдельной строкой в федеральном бюджете средств для предоставления льготных кредитов,

• стимулирование возникновения системы банков развития, льготный режим налогообложения для системы венчурных фондов в банках и т.п.

3. Совершенствование законодательства:
• создание рационального режима функционирования финансово-промышленных групп,

• развитие принципов гражданского права в отношениях государство-инвестор за пределы недропользования на основе принятия закона "О концессионных и иных договорах" (в нем должны определяться права и обязанности инвестора, подписавшего с государством договор на долгосрочное пользование объектом, находящимся в собственности государства или занявшимся видом деятельности, составляющим государственную монополию, а также соответствующие гарантии государства),

4. Бюджетная политика
• реформа бюджетного финансирования фундаментальной науки, обеспечение государственных заказов на разработки и достойных доходов для ученых, занятых в приоритетных отраслях науки, в которых Россия находится на мировом уровне,

• политика государственных заказов должна быть распространена не только на оборонные отрасли или потребление государственных органов, но и на поддержку ряда производств в наукоемкой промышленности,

• предоставление бюджетных ссуд.

Аграрная политика и земельные отношения

Положение в аграрном секторе очень тяжелое. Продолжается спад, сокращается поголовье, снижается товарность. Сложившиеся тенденции не дают оснований для того, чтобы при сохранении прежней политики бессистемной и бессмысленной финансовой поддержки тех же колхозов и совхозов (под новыми названиями) рассчитывать на перелом. Это означает, что сохранится сильнейшая зависимость экономики от импорта продовольствия и сельское хозяйство страны окончательно придет в упадок.

Ключевая проблема состоит в том, что в сложившихся условиях невозможно полностью ориентироваться как на фермерские хозяйства, так и на реальную реорганизацию колхозов и совхозов, хотя эти направления остаются стратегически важными. Необходимо продолжить работу по выделению земли для фермеров и обеспечения их льготного доступа к иным ресурсам, продумать способы распространения прогрессивного опыта аграрных преобразований (отечественного и зарубежного). Это было бы правильным при условии осуществления огромных инвестиций в производственную инфраструктуру (дороги, энерго- и водоснабжение) и предоставления крупных льгот по продаже многочисленным сельскохозяйственным производителям техники (прежде всего, тракторов и грузовых автомобилей). Однако нереалистично рассчитывать на это в условиях продолжающегося спада производства и дефицитного бюджета.

При непродуманном преобразовании крупных коллективных хозяйств в индивидуальные существует реальная опасность резкого снижения товарности сельского хозяйства. Из-за того, что удельный вес частного сектора в поставках в города основных продовольственных товаров (хлеб, мясо, молоко) незначителен (5-10%), постоянная угроза срыва продовольственного обеспечения населения страны должна делать политику Правительства в отношении преобразования колхозов и совхозов чрезвычайно осторожной.

С другой стороны мы считаем недопустимым восстановление в полном объеме системы государственных закупок, при которой сельскохозяйственным предприятиям гарантируется покупка любого объема продукции по приемлемым для производителя ценам. Это означает выведение по сути всего аграрного сектора из рыночных отношений и замораживания неэффективной структуры в аграрном секторе. Общество не может оплачивать те издержки, которые сегодня в значительной части являются чрезмерными из-за формально коллективного, а по сути феодального характера сельскохозяйственных предприятий.

Учитывая состояние проблемы, в ближайшие годы необходима крупная государственная поддержка всего аграрно-промышленного сектора, в том числе прямые ассигнования из федерального бюджета. Однако принципиальным мы считаем изменение подхода к оказанию такой поддержки - она должна предоставляться только в рамках заранее определенных государственных программ (причем их не должно быть много). Не должен принцип "всем сестрам по серьгам" оставаться основопологающим принципом государственной политики. Финансирование аграрного сектора не должно быть поставлено в зависимость от "пробивной силы" аграрного лобби, только в этом случае можно будет определить разумные пределы такой поддержки.

Мы считаем, что главный приоритет в аграрной политике - обеспечение продовольственной безопасности страны. Все средства, которые предполагается выделить сельскому хозяйству из федерального бюджета, должны быть сконцентрированы в единой федеральной целевой программе "Продовольствие". Учитывая исключительную важность этой программы, необходимо рассмотреть возможность ее принятия специальным законом.

Ее содержание:

• прямые государственные инвестиции (желательно по схеме совместного с производителями финансирования) в создание объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации продовольственной продукции или в их расширение и модернизацию с обязательной последующей продажей их сельскохозяйственным производителям или их ассоциациям;

• прямые дотации и льготы по фиксированному перечню (создание специальных продовольственных фондов помощи малоимущим и многодетным семьям, одиноким матерям и пожилым, нетрудоспособным гражданам, малооплачиваемым пенсионерам; льготы по импортным пошлинам на ввозимые технологии, технику и оборудование, племенной молодняк и высококачественный семенной материал для аграрного комплекса);

• создание системы гарантированных форвардных закупок государством или уполномоченными им коммерческими структурами всего объема жизненно важных продуктов питания - мяса, молока, картофеля, яиц, некоторых видов овощей и фруктов. Эта система должна быть распространена примерно на 30% крупных хозяйств, производящих около 70% товарной продукции (прежде всего, сельскохозяйственных и животноводческих комплексов). При создании этой системы предусмотреть, что в последующие годы обязательно либо установление предельных величин закупок с постепенным их снижением, либо сохранение гарантии закупки всего объема продукции, но по снижающимся в реальном исчислении ценам с учетом фактического состояния внутреннего и мирового рынков продовольствия;

• создание специальных фондов в регионах (передача целевых средств из федерального бюджета) для фермерских хозяйств и хозяйств, прошедших реальную реорганизацию - в первую очередь, в районах рискованного земледелия и неблагоприятных для ведения животноводства. Для частных хозяйств соответствующих регионов поддержка должна оказываться путем предоставления сезонных льготных кредитов либо продажи техники по льготным ценам на закрытых аукционах;

• создание инфраструктуры (дороги, газо- и электроснабжение) и инвестиции в сельскохозяйственную науку и для организации российской службы внедрения и новых систем управления в АПК (кредиты международных финансовых организаций для аграрного сектора, если они будут, использовать только на это направление).

Эта программа должна быть рассчитана на длительный период, причем ее структура должна существенно меняться. В первые годы доля средств, выделяемых на прямые государственные инвестиции (эффективность которых по сравнению с частными инвестициями, разумеется, гораздо ниже) и систему госзакупок должна быть заметно больше, чем остальные элементы. В последующем доля средств, вкладываемых государством в поддержку реорганизованных сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств и в развитие инфраструктуры должна существенно возрасти.

Принципиальное значение для аграрной политики (и не только для нее) имеет вопрос о том, на какой основе должны формироваться ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Мы исходим из того, что общее право частной собственности должно распространяться и на землю, причем не только сельскохозяйственного назначения, но и землю в городах. России нужен рынок земли. Иначе земля никогда не будет в полной мере эффективно использоваться. Однако право на землю должно быть объектом очень тщательно продуманной и закрепленной законом системы регулирования.

Возможная последовательность разработки такой системы:

1. Вся земля должна быть учтена и в каждом регионе детально проработаны зоны, в которых земельные участки могут использоваться только на те цели, которые установлены федеральным законом и законодательством субъектов федерации (за нарушение - жесткие санкции вплоть до изъятия и уголовной ответственности).

2. Определяются земли федерального значения для нужд обеспечения государственной безопасности и сопоставимых с ними иных государственных интересов. Эти земли в принципе могут быть объектом только федеральной собственности.

3. Устанавливаются детальные нормы, связанные с использованием земли, независимо от того, в какой форме собственности она находится - включая введение особого налогового режима для земель, которые частный собственник приобретает "про запас" и вообще никак не использует.

4. Порядок, сроки и условия введения в каждом регионе частной собственности на землю должны определяться непосредственно в регионах (невозможно установить общую схему, скажем для Москвы, Кубани, Нечерноземья, Тюменской области и т. д.).

Мы отдаем себе отчет в том, что вопрос о формах землевладения и землепользования является наиболее острым не только для аграрной политики, но и для всей экономической реформы. Поэтому необходимо проявить максимальную осторожность и предусмотрительность и не допустить "шока" в приватизации земли, который по своим последствиям будет многократно болезненнее и опаснее, чем состоявшаяся "ваучерная" приватизация.