С 80-х годов в России растет интерес к Китаю, где в условиях быстрого
непрерывного экономического роста и относительной социальной стабильности
впервые эволюционным путем, преодолевая большие сложности и трудности,
успешной рыночной реформе подвергается сверхцентрализованная планово-административная,
социалистическая экономическая система сталинской модели. Система, которая
по сути, структуре, форме, принципам и методам организации и управления
и т.д. вплоть до ГОСТа, по образу мышления населения в значительной мере
была скопирована и совпадала с советской. Опыт Китая, несомненно, важен,
для России в силу сходства предпосылок, и необходимости решать, несмотря
на существенные национальные отличия, одни и те же основные проблемы рыночных
реформ. .Примечательно, что успехи китайских реформ базируются не в последнюю
очередь также на усвоении положительного опыта НЭПа в СССР, идей В.И.Ленина.
Реформам в Китае предшествовало «десятилетие смуты», «неслыханных бедствий»
«ультралевацкой «культурной революции», во время которой уже к 1968 г.
спад ВНП в целом составил 13,5%, а промышленного производства - 20,9% (тяжелой
промышленности - 28,1%). В декабре 1978 г. III пленум ЦК КПК 11-го созыва
принял стратегический курс на развитие производительных сил общества на
основе рыночных реформ и внешней открытости для повышения уровня народного
благосостояния и поддержания социальной стабильности, в свою очередь являющихся
непременным условием успешности реформ и развития экономики. Успехи построения
социалистической рыночной экономики в Китае превзошли все ожидания: за
17 лет ВВП страны возрос в 4,9 раза при среднегодовом приросте в 9,86%,
«рост промышленной продукции - в 6,9 раза при среднегодовом увеличении
на 12%.
Политика перехода от экономической автаркии к сбалансированному сочетанию
принципов «опоры на собственные силы» и «экономической открытости» встретила,
как и во времена НЭПа в России, осуждение и упорное сопротивление леваков
и ортодоксальных догматиков, обвинивших реформаторов во главе с Дэн
Сяопином в «следовании капиталистическим путем», предательстве интересов
страны, трудящихся, отдаваемых на ограбление иностранным капиталистам-эксплуататорам.
Вопрос стоял так: следовать ли безответственным левацким демагогам, называющим
себя «революционерами» и «патриотами», пекущимися на словах о благе трудящихся,
но на деле ведущих страну к гибели, или идти по пути рыночных реформ и
«открытости». «Борьба с левачеством является нашей главной задачей», говорил
Дэн Сяопин. «Ни одна страна не может развиваться в условиях изолированности
и замкнутости. Без расширения сношений, без усиления международных связей,
без использования передового опыта, достижений передовой науки и техники
развитых стран, а также их капитала нельзя достигнуть цели...» «Бояться
здесь нечего. Львиную долю выгод получает государство, народ...» (Дэн Сяопин.
Основные вопросы современного Китая. Изд-во политической литературы. М.
1988. с. 220, 136,101.)
В отстаивании своих позиций китайские коммунисты-реформаторы опирались
также на слова В. И. Ленина: «...Мы так разорены, что восстановление нашей
промышленности требует многих лет. Мы должны заплатить за нашу отсталость,
за нашу слабость и за то, что мы сейчас учимся, чему должны учиться...»
(ПСС, т. 44. с. 49.) «Когда мы в положении страны наиболее хозяйственно
слабой, как можно ускорить развитие хозяйства? При помощи буржуазного капитала»(
ПСС, т. 42. с. 44.). При этом они сознавали, что успехов можно добиться
только при соблюдении принципов равенства и взаимной выгоды, а национальные
интересы могут быть защищены путем действенного государственного контроля.
Показателем достигнутых ими успехов являются 229,4 млрд. долл. США иностранных
капиталовложений, из которых 137,6 млрд. долл. составляют прямые инвестиции
в китайскую экономику в 1979 -1995 гг.
В свете ведущихся в последнее время дискуссий в Государственной Думе
РФ по поводу закона «О соглашениях о разделе продукции» (ЗСРП), общественного
интереса к китайскому опыту привлечения иностранных инвестиций для разработки
природных ресурсов (см. статью Ю.Андреева «Без цели ничего не делают» в
«Правде России» от 21.11.1996) имеет смысл обратиться к истории создания
законодательной базы и опыту международного сотрудничества по морской нефтедобыче
в Китае на основе свежих данных по этой проблеме, полученных Комитетом
Государственной Думы РФ по международным делам из китайских источников,
сравнив соответствующие положения китайского законодательства и российского
ЗСРП.
Разработка морских нефтезалежей стала первой со времени начала реформ
отраслью народного хозяйства, прорубившей окно в международное сотрудничество
Китая с целью привлечения иностранных инвестиций, поиска пути и приобретения
опыта перехода предприятий от плановой к рыночной экономике. Она имеет
важное значение ввиду все возрастающих энергетических потребностей Китая:
морские запасы нефти здесь оцениваются в 1,2 млрд. т, природного газа -
180 млрд. куб. м. Выбор пал на нее, как наиболее рискованную, капиталоемкую,
практически неразвитую и требующую применения самых современных зарубежных
технологий. Как правило, правительства нефтедобывающих государств
мира предпочитают распределять риск инвестиций в разведку и разработку
морских нефтегазовых месторождений между отечественными и зарубежными нефтяными
компаниями, причем сформировалась международная практика сотрудничества
между правительством ресурсовладеющего государства и нефтяными корпорациями.
Перед китайской стороной стояла непростая задача: максимально соблюсти
интересы страны и в то «же время создать самые благоприятные условия и
гарантии для конкурентоспособного привлечения иностранных инвестиций. Очевидно,
что главнейшей и первоочередной задачей для достижения этого было создание
законодательной базы, отвечающей условиям страны и стыкующейся с международной
практикой, а также эффективной системы права, управления и контроля.
Подготовительный период был посвящен: изучению опыта всех нефтедобывающих
стран мира; консультациям с представителями Центра ООН по транснациональным
корпорациям, Министерства энергетики Норвегии; коммерческим переговорам
с 23 международными нефтяными компаниями из 9 стран; созданию практической
базы законотворческого процесса путем предварительного подписания 5 нефтяных
контрактов для 5 относительно хорошо разведанных ранее морских месторождений;
совещаниям под эгидой Госсовета КНР представителей 19 министерств и ведомств
для согласования вопросов международного сотрудничества по морской нефтедобыче,
как, например, законодательство, налогообложение, а также создание наземных
баз, и др.
Через 3 года, в 1982 году, еще до принятия «Закона КНР о минеральных
ресурсах», после рассмотрения Постоянным комитетом Всекитайского Собрания
Народных Представителей (ВСНП) и утверждения Госсоветом, соответствующими
министерствами и ведомствами КНР, были приняты и вступили в действие:
- основополагающее «Положение о между народном сотрудничестве в разработке
морских нефтяных ресурсов» (ПРМНР),
- типовой нефтяной контракт (ТНК),
- документы международных торгов,
- сопутствующие законы и положения, включая «Закон о подоходном налоге
для иностранных предприятий»,
- «Постановление об экологической защите среды при морской разведке
и добыче нефти»,
- «Постановление о безпошлинном импорте и экспорте и о консолидированном
промышленном и коммерческом налогооболожении при китайско-иностранном сотрудничестве
в морской добыче нефти»,
- «Постановление о плате за эксплуатацию нефтеносного месторождения»,
- «Постановление о промышленно-коммерческой регистрации иностранных
предприятий» и др.
В 1993 г, с учетом опыта и успехов в области морской нефтедобычи, Госсовет
утвердил аналогичное «Положение о международном сотрудничестве по разработке
нефтяных ресурсов на суше» (ПРНРС) с некоторыми изменениями и дополнениями.
(В России Закон «О соглашениях о разделе продукции» (ЗСРП) вступил в силу
11.01.1996 г., однако до сих пор не принят необходимый для его полноценного
функционирования пакет законодательных и правовых документов. Первый проект
СРП был предложен о России еще в 1976 г., а систематическая разработка
законодательных основ была начата в 1989г.)
В основу китайского законодательства (как и более подробно и детально
расписанного российского ЗСРП) была положена модифицированная так называемая
«индонезийская» модель соглашения о разделе продукции. Вновь учтены советский
опыт нэповских концессий, позиция В. И. Ленина: «Что такое концессии? Договор
государства с капиталистом, который берется поставить или усовершенствовать
производство (например, добычу или сплав леса, добычу угля, нефти, руды
и т.п.), платя за это государству долю добываемого продукта, а другую долю
получая в виде прибыли... Нам приходится идти на некоторые жертвы, лишь
бы добиться быстрого, даже немедленного улучшения положения рабочих и крестьян.
Жертвы состоят в том, что мы десятки миллионов пудов ценных продуктов отдадим
капиталисту... Концессия есть своего рода арендный договор. Капиталист
становится арендатором части государственной собственности по договору,
на определенный срок, но не становится собственником. Собственность остается
за государством. Советская власть наблюдает за тем, чтобы капиталист-арендатор
соблюдал договор, чтобы договор был для нашей выгоды, чтобы было улучшение
положения рабочих и крестьян» (ПСС, т.43, с. 248-249).
Действие ПРМНР и ПРНРС распространяется на изыскание, разработку и добычу
нефти и газа на море и на суше, которые по закону находятся только в ведении
центрального Правительства. (Сфера действия ЗСРП - разработка минеральных
ресурсов в целом, находящаяся в ведении центрального и местного органов
исполнительной власти.) Субъектами их действия являются государство в лице
Правительства (Госсовета), представляемого Государственной нефтяной компанией
(ГНК), и иностранные инвесторы. (Субъектами ЗСРП являются Правительство
РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ и в равной мере отечественные
и иностранные частные инвесторы, что существенно для привлечения и учета
интересов также отечественных инвесторов и прекращения бегства российского
капитала за рубеж. В КНР до последнего времени не могло быть своих частных
инвесторов, и задача была в привлечении только иностранных инвестиций.)
Уполномоченная ГНК, обладающая монопольными правами на разведку, добычу
и реализацию нефти на выделенном Правительством участке месторождения,
полностью отвечает за осуществление операций по международному сотрудничеству
в нефтедобыче. Она подписывает нефтяной контракт (НК) с выигравшим торги
иностранным инвестором, временно передает ему определяемые НК права по
разработке месторождения, которые инвестор, с согласия ГНК, может передать
любой третьей стороне. По Положению и ТНК иностранный участник полностью
берет на себя риск, осуществляет инвестиции и операции по разведке месторождения.
После обнаружения промышленного нефтегазоносного месторождения ГНК и иностранный
контрактор совместно инвестируют добычу (как правило в соотношении 51:49),
сохраняя независимость юридического лица. В период разведки, разработки
и добычи иностранный инвестор исполняет функции оператора, которые на стадии
успешной добычи могут по согласованию перейти к ГНК. Все решения принимаются
совместно ГНК и инвестором. (Согласно ЗСРП, инвесторы, получившие в результате
победы на торгах временное право разработки выделенных государством месторождений,
полностью несут риск, осуществляют капиталовложения и отвечают за оперативное
исполнение соглашения на всех стадиях разработки природных ресурсов. Высвобожденные
таким образом госбюджетные средства могут быть инвестированы в промышленность,
социальные или иные сферы, которые в этом крайне нуждаются и которым не
доступны частные инвестиции. Координация работ осуществляется управляющим
комитетом с равным представительством сторон.)
Как защищены суверенитет, интересы государства?
В соответствии с положениями собственность на нефтяные ресурсы в пределах
юрисдикции КНР принадлежит государству (как и на все недра и ресурсы по
Конституции РФ). Принципиальна схема раздела нефти. В качестве НДС государство
получает 5% добываемой нефти. На платежи за право разработки месторождения
(роялти) и возмещение расходов ГНК и иностранного контрактора выделяется
62,5% добычи. Величина роялти определяется уровнем прогнозируемой добычи
и достигает максимальной величины в 12,5% от годовой добычи, превышающей
4 млн. т. (По ЗСРП инвесторы, помимо роялти в 6-16% по имеющимся проектам,
осуществляют еще одноразовые (бонусы) и арендные (ренталс) платежи государству.)
Оставшаяся «компенсационная» часть (50% и более) идет на покрытие инвестиций
инофирмы в изыскание, а затем расходов обеих сторон на освоение и эксплуатацию
пропорционально их вложениям. Последние 32,5% нефти делятся на «государственную»
и «прибыльную» части. Доля причитающейся государству части (в пределах
5-30% от вышеуказанной величины) определяется НК и также зависит от прогнозируемого
объема нефтедобычи. «Прибыльная» часть и присоединяемый к ней остаток от
«компенсационной» части (если таковой имеется), после вычетов в счет выплаты
государству налога на прибыль, делятся в соответствии с долевым участием
сторон. Налог на прибыль составляет 33%. (По ЗСРП нефть, оставшаяся после
выплаты бонусов, ренталс, роялти, идет на компенсацию всех расходов инвестора,
затем остаток делится согласно НК между государством и инвестором в соответствии
с гибкой шкалой, учитывающей уровень и рентабельность добычи. Доля инвестора,
за вычетом налога на прибыль, составляет его прибыльную часть. Налог на
прибыль составляет 35%.) Пропорции раздела нефти зависят главным образом
(как и по ЗСРП) от достигнутых и утвержденных государством соглашений.
На практике иностранный контрактор получает, несмотря на значительные государственные
капиталовложения, в зависимости от относительных расходов, от 20 до 40%
совместно добытой нефти. (Согласно российскому проекту Сахалин-2, в отсутствие
госвложений, инвестор получит расчётно 43% нефти.)
Государство, ГНК являются собственником полученных в процессе выполнения
НК информации, материалов, образцов, а также оборудования после компенсации
расходов на него иностранному инвестору, который может пользоваться всем
этим до завершения контрактного срока. (То же в ЗСРП, но еще с условием
демонтажа инвестором ненужного оборудования.)
НК осуществляется в соответствии с национальным правовым режимом без
каких-либо исключении для иностранного инвестора (аналогично в ЗСРП). Только
в случае отсутствия соответствующего китайского закона используются международные
правила. Контроль за исполнением НК осуществляет Госсовет в лице Госплана,
Министерства внешнеэкономических связей и торговли и других правительственных
ведомств. (По ЗСРП контроль осуществляется федеральными и региональными
исполнительными органами власти.)
Как защищены права инвестора?
Деятельность, капиталовложения и прибыль иностранного инвестора находятся
под защитой законодательства. Как компенсирующая часть нефти может быть
вывезена за границу, так и причитающаяся прибыль, после уплаты налогов,
может быть переведена за границу в натуральном или денежном виде без уплаты
экспортных налогов. Причитающаяся инвестору нефть или ее часть может быть
изъята государством только в чрезвычайных обстоятельствах при обязательной
выплате денежной компенсации. (Аналогично в ЗСРП.)
Как учтены интересы отечественных производителей и поставщиков?
НК должен выполняться на самом современном технологическом уровне, с
максимальной рентабельностью, соблюдением условий безопасности и охраны
недр, окружающей среды. В связи с этим и для повышения конкурентоспособности
отечественных производителей и поставщиков Китай отказался от политики
протекционизма. Все необходимые подрядные проектные и производственные
работы, оборудование и материалы осуществляются и поставляются победителями
специально организуемых международных торгов. Только при конкурентоспособности
по качеству, цене, срокам поставок и прочих равных условиях, предпочтение
отдается участникам с китайской территории без каких-либо дополнительных
льгот и квот. Импорт необходимого для выполнения НК оборудования и материалов
осуществляется беспошлинно (кроме введенных недавно исключений для легковых
автомобилей и мини-компьютеров). Обусловлено обучение, по возможности максимальное
использование китайского персонала. (В основном то же в ЗСРП, кроме требования
обязательной квоты для производителей оборудования с российской территории,
отсутствующей в китайском законодательстве.)
Как разрешаются спорные вопросы?
Для обеспечения гарантий инвестору, его заинтересованности, возникающие
в процессе исполнения НК споры, не разрешимые путем дружеских консультаций,
могут разрешаться как китайским, так и, по согласованию сторон, любым другим
арбитражным органом, в частности, созданным сторонами вместе с третьей
стороной временным арбитражем. Предусмотрен ряд конкретных санкций вплоть
до расторжения НК в случае нарушения определенных статей одной из сторон.
(Сходно в ЗСРП).
На протяжении 15 лет с момента принятия Положения в 1982 г. по сей день
Генеральной компанией морской нефтедобычи Китая было подписано 119-нефтяных
контрактов с 65 иностранными нефтяными компаниями из 18 стран. Следует
отметить, что, с целью демонополизации и создания конкурентных условий,
они заключались на конкурсной основе не только с гигантами зарубежной нефтедобычи.
В частности, американская компания «АРКО», занимающая среднее положение
в табели рангов, заключила 6 контрактов с Китаем на разработку морских
нефтегазовых ресурсов, среди которых богатое месторождение Ячэн в Южно-Китайском
море в районе о. Хайнань пущено в промышленную эксплуатацию. Прямые капиталовложения
иностранных нефтяных корпораций в разведку и разработку морских месторождений
Китая достигли 5,24 млрд. долл. США, что составляет 3,8% от суммы инocтpaнныx
инвестиций в китайскую экономику. (По оценкам, ежегодные инвестиции в российскую
нефтедобычу только по 10 крупным нефтегазовым проектам могут достигнуть
7-8 млрд. долл. США.) Пущены в эксплуатацию17 нефтяных месторождений, 2
месторождения природного газа. В этом. году добыча нефти на море составила
14 млн. т. (9,4%.от общей добычи), природного газа- 3млрд. куб.м.(17,2%).
Пригоден ли многолетний опыт Китая по привлечению иностранных инвестиций
в разработки природных ресурсов для России, имея в виду не слепое копирование,
а критическое усвоение?
Обе страны существенно различаются: у России фактически другой экономический
уклад, нет богатой диаспоры и, как говорят сами китайские товарищи, значительно
более «толстая основа» (более богатые природные и интеллектуальные ресурсы,
высокий исходный технологический и жизненный уровень).
За последние 4 года в России спад ВВП составил 28%, промышленного производства
- более 50%. Экономика находится в кризисном состоянии, жизненный уровень
народа упал до критической черты. Не хватает средств не только на модернизацию,
подъем промышленности, экономики в целом, но даже на самые насущные социальные
нужды, на зарплату и пенсии. Не вдаваясь в причины этого, каков выход?
Возврат к старой системе закрытой централизованной плановой экономики,
выжимание средств для «индустриализации» путем «закручивания гаек»,
«затягивания поясов» и дальнейшего обнищания народа или серьезная корректировка
политики рыночных реформ, широкое привлечение иностранных инвестиций и
технологий под жестким контролем государства в интересах скорейшего возрождения
промышленности и подъема экономики, благосостояния людей? Дэн Сяопин
так ответил в свое время на это: «Старая практика, как показывает опыт,
накопленный не за одно десятилетие, к успеху не приводит». «Теперь мы на
верном пути, народ этому рад, и мы уверены в себе. Наша политика не изменится...
Политика расширения внешних связей станет еще более гибкой... К чему мы
придем, если повернуть назад? Только к отсталости и нищете». (Дэн Сяопин.
Основные вопросы современного Китая. Изд-во политической литературы. М.,
1988, с. 24, 224.)
Является ли использование СРП особенностью только бедных стран?
При разработке шельфовых месторождений нефти его применяют не только
развивающиеся страны, ряд из которых (Турция, Чили) по ВВП на душу населения
уже опередил Россию, но в некоторых случаях и США. СРП применяют любые
государства, для которых выгодно привлечение таким путем частных инвестиций
и высвобождение для других целей государственных средств. Именно поэтому
КНР, выйдя ныне на одно из первых мест в мире по ВВП и запасам валюты (свыше
105 млрд. долл.), - тем не менее распространило действие СРП на материковую
нефтедобычу. Наконец, инвестиции по СРП отличаются по структуре от иностранных
капиталовложений в Китае в целом: подавляющая часть их составляет капитал
нефтяных корпораций развитых стран (США, Японии, Англии, Франция и др.),
а не этнических китайцев (хуацяо) из Гонконга и Аомыня.
В заключение хотелось бы процитировать вывод из справки Генеральной
компании морской нефтедобычи Китая: «История развития промышленности морской
нефтедобычи в полной мере показала, что законодательство не только является
основной гарантией защиты суверенных прав государства» на природные ресурсы,
но и методом привлечения иностранных инвестиций, развития международного
сотрудничества.
Ситуация в России требует продуманных, точных, ответственных, но форсированных
решений и действий, корректируемых практикой. Опыт Китая показывает, что
быстрейшее утверждение пакета законодательных и правовых документов по
СРП, эффективная и жестко контролируемая государством практическая реализация
его в интересах страны несомненно послужат возрождению промышленности,
экономики и подъему жизненного уровня и народного благосостояния в России.
Ше Мидон
помощник председателя Комитета по международным
делам Государственной Думы РФ
Автор выражает искреннюю благодарность Послу КНР
в России Ли Фэнлиню, Комиссии по экономике и финансам ВСНП, Генеральной
компании морской нефтедобычи Китая, к.э.н. Спрогис Е.В. (ИДВ РАН) за предоставленные
материалы.
|