Ю. Болдырев, касаясь в своих ответах темы законодательства о соглашениях
о разделе продукции ("О СРП"), призванного, с точки зрения о/о "ЯБЛОКО",
привлечь инвестиции в российскую экономику, изрядно лукавит.
1. Ю. Болдырев пишет: "...команда Явлинского в 1995 году предлагала
закон, по которому инвестор мог бы ввозить из-за рубежа оборудование для
добычи, переработки и транспортировки сырья без таможенных пошлин, акцизов
и НДС".
Это не соответствует действительности. В законе "О СРП" (пункт 1 статьи
13) говорится: "За исключением налога на прибыль и платежей за пользование
недрами инвестор в течение срока действия соглашения... освобождается от
взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей... предусмотренных
законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов,
сборов и иных обязательных платежей заменяется разделом продукции на условиях
соглашения в соответствии с настоящим федеральным законом".
Ю. Болдырев утверждает, что речь шла об отмене налогов (предоставлении
льгот), а в законе записано, что вопрос касается замены налогов
разделом продукции (переходе от налогового на рентный способ обложения
инвестора).
2. Ю. Болдырев заявляет, что в соответствии с "яблочной" редакцией закона
"О СРП" "правительство должно было получить право произвольно и бесконтрольно
заключать соглашения на сотни миллиардов долларов".
Это неправда. В соответствии с версией закона "О СРП", отстаиваемой
"ЯБЛОКОМ", Правительство Российской Федерации не имело права заключать
соглашений о разделе продукции. В пункте
1 статьи 3 закона "О СРП" говорится, что стороной соглашения является
"Российская Федерация (далее—государство), от имени которой в соглашении
выступают правительство Российской Федерации и орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные
ими органы".
Неправдой являются и слова Ю. Болдырева о "произвольности и бесконтрольности
заключения соглашений". Глава 3-я закона "О СРП" регламентирует действия
государства и инвесторов. Достаточно перечислить названия всего лишь нескольких
статей данной главы, чтобы усомниться в верности слов Ю. Болдырева: "порядок
заключения соглашения", "условия выполнения работ", "раздел продукции",
"налоги и платежи при исполнении соглашения", "учет и отчётность", "банковские
счета и валютное регулирование", "контроль за исполнением соглашений",
"ответственность сторон по соглашению" и др. Произвол существует тогда,
когда отсутствуют правила. Закон же "О СРП", напротив, именно правила и
устанавливает.
3. Ю. Болдырев утверждает, что Счетная палата "настаивает на ... процедурах
и гарантиях использования оборудования, произведенного на российской территории.
Без таких гарантий ключевые заказы, безусловно, уйдут за рубеж, и мы, в
том числе в Петербурге, не получим ни рабочих мест, ни отчислений в бюджеты
и социальные фонды".
Слышали бы слова Ю. Болдырева о "безусловности" сотрудники петербургского
ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова или ЦКБ морской техники "Рубин", уже выполнившие
работы в рамках проекта СРП "Сахалин-2"! Или десятки других российских
предприятий, уже реально работающих по проектам СРП "Сахалин-1"
и "Сахалин-2"! Между прочим, по проекту "Сахалин-1" доля российских подрядчиков
за 1996 год составила 71%, на что в ходе последних парламентских слушаний
по СРП 21.01.97 г. указал Ю. Болдыреву представитель “Сахалинморнефтегаза”.
Но, видимо, не был услышан...
Гарантию в рыночной экономике дают не административные меры, а экономическое
стимулирование производителей оборудования. Можно снизить налоги, дать
льготы по таможенным тарифам, помочь долгосрочными кредитами. Но дальше
предприятие должно само сражаться на тендере за продвижение своей продукции!
В противном случае урон понесет государство. Использование менее производительного
оборудования будет означать меньшие доходы государства от добычи, задержка
в сроках поставки оборудования ведет к задержке в получении доходов государством,
более низкое качество может означать большие экологические риски, а более
высокая цена означает меньшую долю продукции, остающуюся для раздела между
инвестором и государством. Можно предпочесть российских поставщиков, но
только при прочих равных условиях (цена, качество и т. д.).
Такова позиция "ЯБЛОКА".
Ю. Болдырев, напротив, настаивает именно на .административных мерах
регулирования. У него "процедура" одна - даешь на уровне закона запись
70% оборудования для российских производителей! Легко и просто, хотя и
не имеет аналогов в мировой практике. Такую позицию думские коммунисты
встречают с восторгом. О том, что экономика все равно отомстит за то, что
с ее законами не хотят считаться, популист Болдырев не задумывается.
4. Ю. Болдырев говорит о том, что "ЯБЛОКО" "освоило замечательный, хорошо
известный по прошлым временам метод -жалоба по месту работы. Счетная палата
получила от них уже с десяток таких жалоб на меня".
В ответ на это следует сказать, что практика работы показывает - Ю.
Болдырев, требуя от других выполнения закона, не предъявляет столь же высоких
требований к себе лично, а также к ряду сотрудников Счетной палаты, работающих
под его руководством. Документы по законодательству о СРП, которые рождаются
из-под пера Ю. Болдырева и его коллег, вызывают ужас у специалистов своей
безграмотностью. Работа выполняется спустя рукава. Выдвигаются требования,
противоречащие действующему законодательству. Срываются сроки. В качестве
предлога указывается якобы нежелание исполнительной власти предоставить
нужные Счетной палате документы. При этом списки документов, поступивших
из правительства, говорят как раз об обратном.
В соответствии с законом "О Счетной палате Российской Федерации" Счетная
палата есть инструмент парламентского контроля за исполнительной
властью. Как же должны реагировать депутаты Госдумы, если они видят ужасающую
некомпетентность?
В заключение отмечу, что взгляды Ю. Болдырева на СРП не раз подвергались
обоснованной критике специалистов. Для интересующихся укажем книги разработчиков
закона "О СРП" А. Конопляника и М. Субботина - "Государство и инвестор:
об искусстве договариваться”, чч. 1-2 (Москва - Харьков, "ЭПИцентр"- "ФОЛИО",
1996); "Тяжба о разделе (дискуссия вокруг Закона о соглашениях о разделе
продукции)" (Москва, ВНИИОЭНГ, 1996), а также только что опубликованный
С. Сосной "Комментарий к федеральному закону "О соглашениях о разделе продукции"
(Москва, "Юрист", 1997).
Однако Ю. Болдырев предпочитает не замечать аргументов профессионалов,
продолжая с маниакальным упорством говорить неправду о законодательстве
"О СРП". Видимо, самое сладкое чувство для Ю. Болдырева - слушать звук
собственного голоса.
|