Статьи А.Д.Сахарова на нашем сервере
А.Д.САХАРОВ
ПРОЕКТ
КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК ЕВРОПЫ И АЗИИ
1. Союз Советских Республик Европы и Азии (сокращенно -
Европейско-Азиатский Союз, Советский Союз) - добровольное объединение суверенных республик Европы
и Азии.
2. Цель народа Союза Советских Республик Европы и Азии и его
органов власти - счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная, благосостояние, мир
и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле независимо от их расы, национальности,
пола, возраста и социального положения.
3. Европейско-Азиатский Союз опирается в своем развитии на
нравственные и культурные традиции Европы и Азии и всего человечества, всех рас и народов.
4. Союз в лице его органов власти и граждан стремится к сохранению
мира во всем мире, к сохранению среды обитания, к сохранению внешних и внутренних условий
существования человечества и жизни на Земле в целом, к гармонизации экономического, социального и
политического развития во всем мире. Глобальные цели выживания человечества имеют приоритет
перед любыми региональными, государственными, национальными, классовыми, партийными, групповыми и
личными целями. В долгосрочной перспективе Союз в лице органов власти и граждан стремится к
встречному плюралистическому сближению (конвергенции) социалистической и капиталистической систем
как к единственному кардинальному решению глобальных и внутренних проблем. Политическим выражением
конвергенции в перспективе должно быть создание Мирового правительства.
5. Все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье. Целью и
обязанностью граждан и государства являются обеспечение социальных, экономических и гражданских прав
личности. Осуществление прав личности не должно противоречить правам других людей, интересам общества
в целом. Граждане и учреждения обязаны действовать в соответствии с законами Союза и республик и
принципами Всеобщей декларации прав человека ООН. Международные законы и соглашения, подписанные
СССР и Союзом, в том числе Пакты о правах человека ООН и Конституция Союза имеют на территории
Союза прямое действие и приоритет перед законами Союза и республик.
6. Конституция Союза гарантирует гражданские права человека -
свободу убеждений, свободу слова и информационного обмена, свободу религии, свободу ассоциаций, митингов
и демонстраций, свободу эмиграции и возвращения в свою страну, свободу поездок за рубеж, свободу
передвижения, выбора места проживания, работы и учебы в пределах страны, неприкосновенность жилища,
свободу от произвольного ареста и необоснованной медицинской необходимостью психиатрической
госпитализации. Никто не может быть подвергнут уголовному наказанию за действия, связанные с
убеждениями, если в них нет насилия, призывов к насилию, иного ущемления прав других людей или
государственной измены.
7. В основе политической, культурной и идеологической жизни
общества лежат принципы плюрализма и терпимости.
8. Никто не может быть подвергнут пыткам и жестокому обращению.
На территории Союза в мирное время полностью запрещена смертная казнь.
9. Принципы презумпции невиновности являются основополагающими
при судебном рассмотрении любых обвинений каждого гражданина. Никто не может быть лишен какого-либо
звания и членства в какой-либо организации или публично обвинен в совершении преступления до
вступления в законную силу приговора суда.
10. На территории Союза запрещена какая-либо дискриминация в
вопросах работы, оплаты труда и трудоустройства, поступления в учебные заведения и получения
образования по признакам национальности, религиозных и политических убеждений, наличия в прошлом
судимости, при условии ее снятия, а также (при отсутствии прямых противопоказаний) по признакам пола,
возраста и состояния здоровья.
11. На территории Союза запрещена дискриминация в вопросах
предоставления жилья, медицинской помощи и в других социальных вопросах по признакам пола,
национальности, религиозных и политических убеждений, возраста и состояния здоровья, наличия в
прошлом судимости.
12. Никто не должен жить в нищете. Пенсии по старости для лиц,
достигших пенсионного возраста, пенсии для инвалидов войны, труда и детства не могут быть ниже
прожиточного уровня. Пособия и другие виды социальной помощи должны гарантировать уровень жизни
всех членов общества не ниже прожиточного минимума. Медицинское обслуживание граждан и система
образования строятся на основе принципов социальной справедливости, доступности минимально достаточного
медицинского обслуживания (бесплатного и платного), отдыха и образования для каждого, вне зависимости от
имущественного положения, места проживания и работы.
Вместе с тем должны существовать платные системы повышенного
типа медицинского обслуживания и конкурсные системы образования, обеспечивающие более высокий
общий уровень на основе конкуренции.
13. Союз не имеет никаких целей экспансии, агрессии и мессионизма.
Вооруженные силы строятся в соответствии с принципом оборонительной достаточности.
14. Союз подтверждает принципиальный отказ от применения
первым ядерного оружия. Ядерное оружие любого типа и назначения может быть применено лишь с санкции
Главнокомандующего Вооруженными силами страны при наличии достоверных данных об умышленном
применении ядерного оружия противником и при исчерпании иных способов разрешения конфликта.
Главнокомандующий имеет право отменить ядерную атаку, предпринятую по ошибке, в частности уничтожить
находящиеся в полете запущенные по ошибке межконтинентальные ракеты.
Ядерное оружие является лишь средством предотвращения ядерного
нападения противника. Долгосрочной целью политики Союза является полная ликвидация и запрещение
ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, при условии равновесия в обычных
вооружениях, при разрешении региональных конфликтов и при общем смягчении всех факторов,
вызывающих недоверие и напряженность.
15. В Союзе не допускаются действия каких-либо тайных служб
охраны общественного и государственного порядка. Тайная деятельность за пределами страны ограничивается
задачами разведки и контрразведки. Тайная политическая, подрывная, дезинформационная деятельность,
поддержка террористической деятельности и участие в ней, участие в контрабанде, в торговле наркотиками
и в других незаконных действиях запрещаются.
16. Основополагающим и приоритетным правом каждой нации
и республики является право на самоопределение.
17. Вступление республики в Союз Советских Республик Европы
и Азии осуществляется на основе Союзного договора в соответствии с волей населения республики
по решению высшего законодательного органа республики.
Дополнительные условия вхождения в Союз данной республики
оформляются Специальным протоколом в соответствии с волей населения республики. Никаких других
национально-территориальных единиц, кроме республик. Конституция Союза не предусматривает, но
республика может быть разделена на отдельные административно-экономические районы.
Решение о вхождении республики в Союз принимается на
Учредительном съезде Союза или на Съезде народных депутатов Союза.
18. Республика имеет право выхода из Союза. Решение о
выходе республики из Союза должно быть принято высшим законодательным органом республики в
соответствии с референдумом на территории республики не ранее, чем через год после вступления
республики в Союз. Республика может быть исключена из Союза. Исключение республики из Союза
осуществляется решением Съезда народных депутатов Союза большинством не менее 2/3 голосов
в соответствии с волей населения Союза, не ранее чем через три года после вступления республики
в Союз.
19. Входящие в Союз республики принимают Конституцию Союза
в качестве Основного закона, действующего на территории республики, наряду с Конституциями
республик. Республики передают Центральному Правительству осуществление основных задач внешней
политики и обороны страны. На всей территории Союза действует единая денежная система. Республики
передают в ведение Центрального Правительства транспорт и связь союзного значения. Кроме
перечисленных общих для всех республик условий вхождения в Союз, отдельные республики могут
передать Центральному Правительству другие функции, а также полностью или частично объединять
органы управления с другими республиками. Эти дополнительные условия членства в Союзе данной
республики должны быть зафиксированы в протоколе к Союзному договору и основываться на
референдуме на территории республики.
20. Оборона страны от внешнего нападения возлагается на
Вооруженные силы, которые формируются на основе Союзного закона. В соответствии со специальным
протоколом республика может иметь республиканские Вооруженные силы или отдельные рода войск,
которые формируются из населения республики и дислоцируются на территории республики.
Республиканские Вооруженные силы и подразделения входят в Союзные Вооруженные силы и
подчиняются единому командованию. Все снабжение Вооруженных сил вооружением, обмундированием
и продовольствием осуществляется централизованно на средства союзного бюджета.
21. Республика может иметь республиканскую денежную систему
наряду с союзной денежной системой. В этом случае республиканские денежные знаки обязательны
к приему повсеместно на территории республики. Союзные денежные знаки обязательны во всех
учреждениях союзного подчинения и допускаются во всех остальных учреждениях. Только Центральный банк
Союза имеет право выпуска и аннулирования союзных и республиканских денежных знаков.
22. Республика, если противное не оговорено в Специальном
протоколе, обладает полной экономической самостоятельностью. Все решения, относящиеся к
хозяйственной деятельности и строительству, за исключением деятельности и строительства, имеющих
отношение к функциям, переданным Центральному Правительству, принимаются соответствующими
органами республики. Никакое строительство Союзного значения не может быть предпринято без
решения республиканских органов управления. Все налоги и другие денежные поступления от предприятий
и населения на территории республики поступают в бюджет республики. Из этого бюджета для
поддержания функций, переданных Центральному Правительству, в Союзный бюджет вносится сумма,
определяемая бюджетным Комитетом Союза на условиях, указанных в Специальном протоколе.
Остальная часть денежных поступлений в бюджет находится в
полном распоряжении Правительства республики.
Республика обладает правом прямых международных экономических
контактов, включая прямые торговые отношения и организацию совместных предприятий с зарубежными
партнерами.
23. Республика имеет собственную, независимую от Центрального
Правительства систему правоохранительных органов (милиция, министерство внутренних дел, пенитенциарная
система, прокуратура, судебная система). Однако судебные решения и приговоры по уголовным и
гражданским делам, принятые в республике, могут быть обжалованы в кассационном порядке в Верховном
Суде Союза. Приговоры по уголовным делам могут быть отменены в порядке помилования Президентом
Союза или Президиумом Съезда Народных депутатов Союза. На территории республики действуют союзные
законы при условии утверждения их Верховным законодательным органом республики, и республиканские
законы.
24. На территории республики государственным является язык
национальности, указанной в наименовании республики. Если в наименовании республики указаны две
или более национальности, то в республике действуют два или более государственных языка. Во всех
республиках Союза официальным языком межреспубликанских отношений является русский язык.
Русский язык является равноправным с государственным языком республики во всех учреждениях
и предприятиях союзного подчинения. Язык межнационального общения не определяется конституционно.
В республике Россия русский язык является одновременно республиканским государственным языком
и языком межреспубликанских отношений.
25. Первоначально структурными составными частями Союза
Советских Республик Европы и Азии являются Союзные и Автономные республики. Национальные
автономные области и Национальные округа бывшего Союза Советских Социалистических Республик.
Бывшая РСФСР образует республику Россия и ряд других республик. Россия разделена на четыре
экономических района - Европейская Россия, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь. Каждый
экономический район имеет полную экономическую самостоятельность, а также самостоятельность в
ряде других функций в соответствии со Специальным протоколом.
26. Границы между республиками являются незыблемыми первые
10 лет после Учредительного Съезда. В дальнейшем изменение границ между республиками,
объединение республик, разделение республик на меньшие части осуществляются в соответствии
с волей населения республик и принципом самоопределения наций в ходе мирных переговоров с
участием Центрального Правительства.
27. Центральное Правительство Союза располагается
в столице (главном городе) Союза. Столица какой-либо республики, в том числе столица России,
не может быть одновременно столицей Союза.
28. Центральное правительство Союза включает:
1) Съезд народных депутатов Союза;
2) Совет Министров Союза;
3) Верховный Суд Союза.
Глава Центрального Правительства Союза - Президент Союза
Советских Республик Европы и Азии. Центральное правительство обладает всей полнотой высшей власти
в стране, не разделяя ее с руководящими органами какой-либо партии.
29. Съезд народных депутатов Союза имеет две палаты.
1-я Палата, или Палата Республик [1000 (750?) депутатов], избирается по территориальному принципу
по одному депутату от избирательного территориального округа с приблизительно равным числом
избирателей, 2-я Палата, или Палата Национальностей, избирается по национальному признаку.
Избиратели каждой национальности, имеющей свой язык, избирают определенное число депутатов,
а именно по одному депутату от 600 тыс. (500 тыс.?) избирателей данной национальности и
дополнительно еще два депутата данной национальности. Выборы в обе палаты - всеобщие и
прямые на альтернативной основе - сроком на пять лет.
Обе палаты заседают совместно, но по ряду вопросов,
определенных регламентом Съезда, голосуют отдельно. В этом случае для принятия закона или
постановления требуется решение обеих палат.
30. Съезд Народных депутатов Союза Советских Республик
Европы и Азии обладает высшей законодательной властью в стране. Законы Союза, не затрагивающие
положений Конституции, принимаются простым большинством голосов от списочного состава каждой
из палат и имеют приоритет по отношению ко всем законодательным актам союзного значения, кроме
Конституции.
Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии и
законы Союза, затрагивающие положения Конституции, а также прочие изменения текста статей
Конституции принимаются при наличии квалифицированного большинства не менее 2/3 голосов от
списочного состава в каждой из палат Съезда. Принятые таким образом решения имеют приоритет
по отношению ко всем законодательным актам союзного значения.
31. Съезд обсуждает бюджет Союза и поправки к нему,
используя доклад Комитета Съезда по бюджету. Съезд утверждает высших должностных лиц Союза.
Съезд назначает Комиссии для выполнения одноразовых поручений, в частности для подготовки
законопроектов и рассмотрения конфликтных ситуаций. Съезд назначает постоянные Комитеты
для разработки перспективных планов развития страны, для разработки бюджета, для постоянного
контроля над работой органов исполнительной власти. Съезд контролирует работу Центрального
банка. Только с санкции Съезда возможны несбалансированные эмиссия и изъятие из обращения
союзных я республиканских денежных знаков.
32. Съезд избирает из своего состава Президиум. Члены
Президиума не имеют других функций и не занимают никаких руководящих постов в Правительстве
Союза и республик и в партиях. Президиум съезда обладает правом помилования.
33. Совет Министров Союза включает Министерство иностранных
дел. Министерство обороны. Министерство оборонной промышленности. Министерство финансов.
Министерство транспорта союзного значения. Министерство связи союзного значения, а также другие
Министерства для исполнения функций, переданных Центральному Правительству отдельными
республиками в соответствии со Специальными протоколами к Союзному договору. Совет Министров
включает также Комитеты при Совете Министров Союза.
Кандидатуры всех министров, кроме министра иностранных
дел и министра обороны, предлагает Председатель Совета Министров и утверждает Съезд. В том же
порядке назначаются Председатели Комитетов при Совете Министров.
34. Верховный Суд Союза имеет четыре палаты:
1) палата по уголовным делам;
2) палата по гражданским делам;
3) палата арбитража;
4) Конституционный суд.
Председателей каждой из палат избирает на альтернативной основе
Съезд народных депутатов Союза.
35. Президент Союза Советских Республик Европы и Азии
избирается сроком на пять лет в ходе прямых всеобщих выборов на альтернативной основе. До
выборов каждый кандидат в Президенты называет своего Заместителя, который баллотируется
одновременно с ним.
Президент не может совмещать свой пост с руководящей
должностью в какой-либо партии. Президент может быть отстранен от своей должности в соответствии
с референдумом на территории Союза, решение о котором должен принять Съезд народных депутатов
Союза большинством не менее 2/3 голосов от списочного состава. Голосование по вопросу о
проведении референдума производится по требованию не менее 60 депутатов. В случае смерти
Президента, отстранения от должности или невозможности им исполнения обязанностей по
болезни и другим причинам его полномочия переходят к Заместителю.
36. Президент представляет Союз в международных переговорах
и церемониях. Президент является Главнокомандующим Вооруженными силами Союза. Президент
предлагает на утверждение Съезда кандидатуры Председателя Совета Министров Союза и министров
иностранных дел и обороны. Президент обладает правом законодательной инициативы в отношении
союзных законов и правом вето в отношении любых законов и решений Съезда народных депутатов,
принятых менее чем 2/3 от списочного состава депутатов.
37. Экономическая структура Союза основана на плюралистическом
сочетании государственной (республиканской и союзной), кооперативной, акционерной и частной (личной)
собственности на орудия и средства производства, на все виды промышленной и сельскохозяйственной
техники, на производственные помещения, дороги и средства транспорта, на средства связи и
информационного обмена, включая средства масс-медиа, и собственности на предметы потребления,
включая жилье, а также интеллектуальной собственности, включая авторское и изобретательское
право.
38. Земля, ее недра и водные ресурсы являются собственностью
республики и проживающих на ее территории наций. Земля может быть непосредственно без посредников
передана во владение на неограниченный срок частным лицам, государственным, кооперативным и
акционерным организациям с выплатой земельного налога в бюджет республики. Для частных лиц
гарантируется право наследования владения землей детьми и близким родственникам. Находящаяся
во владении земля может быть возвращена республике лишь по желанию владельца или при нарушении
им правил землепользования, и при необходимости использования земли государством по решению
законодательного органа республики с выплатой компенсации.
39. Количество принадлежащей одному лицу частной собственности,
изготовленной, приобретенной или унаследованной без нарушения закона, ничем не ограничивается.
Гарантируется неограниченное право наследования являющихся частной собственностью домов и
квартир с неограниченным правом поселения в них наследников, а также всех орудий и средств
производства, предметов потребления, денежных знаков и акций. Право наследования интеллектуальной
собственности определяется законами республики.
40. Каждый имеет право распоряжаться по своему усмотрению
своими физическими и интеллектуальными трудовыми способностями.
41. Частные лица, кооперативные, акционерные и государственные
предприятия имеют право неограниченного найма работников в соответствии с трудовым
законодательством.
42. Использование водных ресурсов, а также других
возобновляемых ресурсов государственными, кооперативными, арендными и частными предприятиями
и частными лицами облагается налогом в бюджет республики. Использование невозобновляемых
ресурсов облагается выплатой в бюджет республики.
43. Предприятия с любой формой собственности находятся
в равных экономических, социальных и правовых условиях, пользуются равной и полной
самостоятельностью в распределении и использовании своих доходов за вычетом налогов,
а также в планировании производства, номенклатуры и сбыта продукции, в снабжении сырьем,
заготовками, полуфабрикатами и комплектующими изделиями, в кадровых вопросах, в тарифных
ставках, облагаются едиными налогами, которые не должны превышать в сумме 35% фактической
прибыли, в равной мере несут материальную ответственность за экологические и социальные
последствия своей деятельности.
44. Система управления снабжения и сбыта продукции
в промышленности и сельском хозяйстве, за исключением предприятий и учреждений союзного
подчинения, строится в интересах непосредственных производителей на основе их органов
управления, снабжения и сбыта продукции.
45. Основой экономического регулирования в Союзе
являются принципы рынка и конкуренции. Государственное регулирование экономики осуществляется
через экономическую деятельность государственных предприятий и посредством законодательной
поддержки принципов рынка, плюралистической конкуренции и социальной справедливости.
© Е.Г.Боннэр
Статьи А. Д. Сахарова публикуются с любезного разрешения Е. Г. Боннэр.