II
В непостижимой сложности человеческого духа нет ничего раздельного,
нет никаких механических переходов от низших движений к высшим, от ощущения
к желанию, от чувственного восприятия к отвлеченной мысли,— но все в нем
слитно и цельно. И все-таки непосредственным внутренним опытом мы констатируем
в себе различные сферы духа и постигаем характер их особенности. Это касается
прежде всего природы нашего логического сознания.
Два общих закона могут быть установлены с очевидностью, вопреки учению
исторического материализма. Первый — тот, что характер деятельности нашего
сознания (т. е. ее ритм, напряжение и окраска) всецело обусловливается
врожденной психофизической организацией личности; второй — тот, что направление
и емкость сознания на известном уровне в значительной мере автономны. Другими
словами, к а к в жизни нашего сознания определяется свойствами нашей центральной
воли, что и сколько сравнительно независимы от нее и гораздо больше определяются
самостоятельным усовершенствованием механизма и характером материалов,
какие навязывают нашему сознанию для переработки воспитание, среда и пр.
Эта сравнительная независимость сознания.—кардинальный факт нашего духовного
бытия. В совокупности времен, конечно, и сознание подчинено общему мировому
плану и в этом смысле несвободно, но в каждом отдельном человеке оно эмпирически
воспринимается как сила автономная и так осуществляется. Сознание может
уходить от личности вдаль, блуждать свободно по разным путям, долетать
до неба. Оно — тот орган духа, который приемлет в себя истину. Как высокая
мачта беспроволочного телеграфа, оно воспринимает все воздушные токи единой
и целой Божественной истины. Эта истина медлительно добывается человечеством
в тысячелетнем жизненном опыте, путем наложения миллионов аналогичных и
вместе индивидуально-разнородных переживаний; она — идеал только для каждого
отдельного сознания, по существу же она — не должное, а только высшее обобщение
всечеловеческого опыта, т. е. истинно сущее, единственно реальное, именно
та норма, которая соответствует подлинному и вечному существу человека.
И оттого, что она рождается из самых основ человеческого духа, она с неотразимой
силою внедряется
в каждое отдельное сознание, так что, раз представ уму, она уже овладевает
им, от нее некуда бежать, ибо она — Бог в человеке, то есть сознательное
космическое самоопределение человека.
Велико количество истины, которое способен воспринять отдельный ум.
Все мы, образованные, знаем так много Божественной истины, что одной тысячной
доли той, которую мы знаем, было бы достаточно, чтобы сделать каждого из
нас святым. Но знать истину и жить по истине, как известно, разные вещи.
Сознание не живет, не действует; оно не имеет никакого непосредственного
прикосновения к реальному миру; живет и действует только центральная воля
человека, следовательно, только через нее сознание может осуществлять познанную
истину.
Автономность сознания — наше величайшее благо и вместе величайшая опасность
для нас. Благо в том, что благодаря этой своей большой независимости от
нашей индивидуальной воли наше сознание способно воспринимать—и в огромных
количествах—сверхиндивидуальную истину, о чем только что была речь. Но
ясно, что эта самая слабость уз грозит человеку ежеминутным разрывом между
его логическим сознанием и его чувственной личностью. Опасность заключается
в том, что индивидуальное сознание может отделяться от личности, что мы
и видим на каждом шагу, и это имеет последствием два явления: во-первых,
сознание перестает руководить волею, бросает ее, так сказать, на произвол
ее страстей, во-вторых, само оно, не контролируемое на каждом шагу той
непогрешимой целесообразностью, средоточием которой является в нас воля,
начинает блуждать вкривь и вкось, теряет перспективу, ударяется в односторонности,
впадает в величайшие ошибки. Общее сознание человечества не заблуждается,
личное же сознание в своих частных исканиях непременно заблуждается каждый
раз, когда оно своевольно отвернется от личности. Есть какая-то нормальная
деятельность сознания — ее трудно изобразить словами, но каждый человек
ее предчувствует. Это в высшем смысле слова эгоцентризм сознания, сам по
себе бессознательный,— какое-то неописуемое взаимодействие сознания и чувственной
личности, их непрерывная борьба и минутное уравновешение, в глубине — гармонический
рост всего человека, снаружи, может быть, ряд потрясений. Тогда мысль не
бродит впустую: она жадно всматривается в эту бездну личности — собственной
личности! — и, открывая ее основные антиномии, мучительно и страстно ищет
разрешить их согласно с познанной ею истиной, и истину она принимает в
себя не всю без разбора, а только ту, которая ей нужна для этой личной
работы, но зато уже и всю принятую истину она использует без остатка, так
что истина вся идет на рост организма, а не остается до смерти ненужным
богатством вроде того запаса пищи, которым птица-баба набивает свой мешок.
Это—не личное, что решает здесь мысль: это в личной ипостаси реально преображается
всемирная плоть, ибо эта плоть едина во всем, и всякое существенное изменение
в атоме есть бесповоротный акт космический.
Нужны ли примеры? Но вот два героических образчика. Джон Бениан, бедный
и грубый лудильщик старых котлов, среди своей темной жизни (он жил -в глухом
английском местечке в XVII веке) внезапно был объят необычайной скорбью.
Он с детства знал ту простую евангельскую, истину, которую знаем и мы все,—
и вдруг она ожила в нем. И вот началась борьба между сверхиндивидуальной
истиной и индивидуальной волей. Внутренний голос неотступно спрашивал:
хочешь ли ты отринуть грех или остаться с ним и погубить свою душу? Два
с половиною года продолжалось это мученье. «Однажды,— рассказывает Бениан,—
я пошел в соседний город, сел на улице на скамью и погрузился в глубокое
раздумье о той мерзости, в которую погрузила меня моя греховность. И после
долгого размышления я поднял голову, и мне казалось, что я вижу, как солнце
отказывается поделиться со мной светом и как даже черепицы на крышах сговариваются
против меня. Они гнушались мною, и я не смел оставаться рядом, так как
согрешил против Спасителя. О, насколько счастливее меня была всякая тварь!
Для меня одного не было спасения!»
Бениан победил и воскрес для новой жизни. Двести лет спустя Карлейль
в другой плоскости пережил ту же борьбу. Его дух был долго скован чувственным
страхом, который знают столь многие. Карлейль в «Sartor Resartus» рассказывает,
как совершилась в нем победа: «Но тут вдруг возникла во мне Мысль, и я
спросил себя: «Чего ты боишься? Ради чего, подобно какому-нибудь трусу,
ты постоянно тоскуешь и плачешь, от всех скрываешься и дрожишь? Презренное
двуногое! Чему равняется итог худшего из того, что перед тобой открыто?
Смерти? Хорошо, Смерти, скажи также — мукам Тофета и всему, что Дьявол
и Человек станет, захочет или сможет сделать против тебя. Разве у тебя
нет мужества? Разве ты не можешь вытерпеть что бы то ни стало и, как Дитя
свободы, хотя и изгнанное, растоптать самый Тофет под твоими ногами, покуда
он сжигает тебя? Итак, пусть идет! Я его встречу презрением». И когда я
так думал, по всей душе моей пробежал как бь1 поток огня, и я навсегда
стряхнул с себя низкий Страх. Я был силен неведомой силой; я был дух, даже
бог. С этой минуты и навсегда характер моего несчастия был изменен: теперь
уже это был не Страх и не хныкающее Горе, но Негодование и суровое Презрение
с огненными очами».
Я выбрал эти два ярких примера, чтобы наглядно показать органическую
работу сознания, когда оно не уходит вдаль, чтобы витать в необозримых
пространствах, а устремляется внутрь личности и реально перестраивает волю.
И у Бениана, и у Карлейля душевная борьба приняла характер катаклизма,
в этом смысле они — исключение. Обычная работа сознания несравненно менее
бурна, но правильной, т. е. органической она будет только тогда, когда
ей присущ тот же характер личного дела, самосознания личности, как и в
двух приведенных примерах.
Каждый человек рождается готовым и единственным, с определенной, нигде
более в мире не повторяющейся психофизической организацией. В каждой живой
особи есть чувственно-волевое ядро, как бы центральное правительство, которое
из таинственной глубины высылает свои решения и действует с непогрешимой
целесообразностью. Каждое такое ядро, т.е. каждая индивидуальная воля —
unicum в мире, все равно, возьмем ли мы человека или лягушку, и сообразно
с этим нет ничего более своеобразного, как мироотношение каждого живого
существа. Все, что живет, живет индивидуально, т. е. по-особенному в каждом
существе и абсолютно цельному плану. Но человеку, кроме этой стихийной
воли, присуще самосознание, и потому стать человеком - значит сознать своеобразие
своей личности и разумно определить свое отношение к миру. Как только пробуждается
сознание и пред ним начинает развертываться многосложная жизнь, все силы
духа, если он не искалечен, инстинктив но сосредоточиваются на стремлении
осмыслить действительность просто потому, что для раскрывшегося сознания
нестерпимо созерцать хаос, что оно должно искать единства в мире, которое
есть не что иное, как единство собственной личности. В наблюдении жизни,
в собственном опыте, в книгах юноша ищет элементов своего сознания, т.
е. те идеи, в которых наиболее полно, наиболее точно уместились бы основные
склонности его натуры. Это вовсе не односторонняя работа ума: как раз в
этот период чувственно болевая жизнь человека достигает своей высшей напряженности,
врожденные тенденции духа определяются с наибольшею яркостью, так что работа
совершается слитно, до полного нахождения своего раскрытого «я» в сознании.
И здесь же одновременно идет другой процесс — самооценка личности согласно
сверхличным идеям, накопляющимся в сознании, и активное ее преобразование
согласно этим идеям. Опыт показывает, что такая ломка возможна. Сознание
может овладевать отдельными движениями воли и, подавляя или направляя их,
тем самым путем навыка постепенно воспитывать сообразно с познанной истиной
самую волю. Такова роль сознания в отдельной личности, такова она и в общественной
жизни, потому что государственный закон или институт есть не что иное,
как объективированное сознание, которое, принудительно регулируя поступки,
стремится этим путем перевоспитывать воли.
Такая нормальная душевная жизнь требует прежде всего внутренней сосредоточенности
и свободы. Деятельность сознания должна быть устремлена внутрь, на самую
личность, и должна быть свободна от всякой предвзятости, от всякой инородной
тенденции, навязанной внешними задачами жизни. Ошибочно думать, что это
суживает горизонт сознания; индивидуальное сознание по самой своей природе
не может замыкаться в себе, не может обособляться от общей жизни разума;
поэтому каждое существенное движение общего разума неминуемо отдается в
каждом отдельном сознании, с той разницей, что здесь, в душе, живущей целостно,
мнимые запросы разума не находят себе почвы, но зато вечные идеи, нагруженные
всей глубокой серьезностью общечеловеческой истины, разгораются в страсть,
как это можно видеть на примерах Бениана и Карлейля. Только такой человек
умеет, во-первых, желать отчетливо и сильно, во-вторых, направлять свою
сплоченную духовную силу на перестройку действительности. Эта цельность,
разумеется, еще не определяет человека в высшем смысле, т. е. в смысле
религиозных, нравственных и политических убеждений, но она есть первое,
самое элементарное условие всякого такого определения, потому что она ручается
за то, что человек усвоит себе круг убеждений не по каким-нибудь внешним,
случайным или односторонним побуждениям — не в угоду общепринятому мнению
или моде, не ради остроумия или увлекательности прочитанной книги,— а в
точном, инстинктивно-принудительном соответствии с врожденными особенностями
своей воли, и что усвоенные путем такого глубоко индивидуального подбора
идеи не останутся в нем бесплодной движимостью сознания, а будут внутренним
двигателем всей его жизни, тем, что, в противоположность чисто умозрительной,
по существу еще мертвой идее, можно назвать идея-чувство, идея-страсть.
Но, не предопределяя в частностях мировоззрения человека, такая духовная
цельность категорически обусловливает общий характер этого мировоззрения,
именно его религиозность: нормальный, т. е. душевно цельный человек не
может не быть религиозен, по самой природе человеческой души. Но об этом
нам еще придется говорить.
Казалось бы, ясно, что это самосознание и самовоспитание личности —
не какой-нибудь моральный долг, а просто закон человеческой природы, обусловленный
самым фактом наличности сознания в человеке. Оно — такой же естественный
процесс в духовном организме человека, как прорезание зубов или половое
созревание в физическом. Но физическое созревание человека не подлежит
его вмешательству, в духовном же он — не только объект, но и свободный
участник. Зубы мудрости непременно прорежутся в свое время, а нормальный
ход духовного развития может быть бесконечно искажен историческими условиями,
общественными предрассудками и личным заблуждением людей. Такое печальное
искажение — духовная жизнь русской интеллигенции.
|