Закон в нашей жизни
(вместо предисловия)
Закон - это инструмент, посредством которого государственная власть
претворяет в жизнь свою волю. Если такая воля формируется как система целенаправленных
мер, обеспечивающих в первую очередь защиту прав и интересов граждан, базируется
на четкой экономической, политической и социальной программах, то и законы
будут последовательными, справедливыми, устанавливающими оптимально разумные
правила поведения.
Если же воля выражается лишь в том, чтобы сохранить свою власть любой
ценой, укрепить ее во что бы то ни стало, невзирая на то, что при этом
попираются права и свободы отдельного человека, наступает пора произвола.
Наличие законов само по себе не является препятствием против беззаконий.
Среди действующих законов много таких, которые как раз поощряют всевозможные
злоупотребления и коррупцию. Это происходит потому, что многие из них предоставляют
свободу не гражданину, а чиновнику. Сегодня количество нормативно-правовых
актов в России составляет несколько десятков тысяч, а число законов не
превышает 1, 5 тысяч. Следовательно, через всевозможные инструкции и ведомственные
циркуляры чиновник получает неслыханную свободу рук, которая, естественно,
оборачивается в первую очередь против гражданина.
Законы не соблюдаются, бесконечно интерпретируются в свою пользу представителями
высших эшелонов власти, в том числе Президентом. Отсутствует систематизированный
подход к принятию законов, то есть происходит беспорядочное латание дыр
- одну заштопали, смотришь - а в другом месте опять поползло. Многие законы
не подкреплены конкретными механизмами исполнения: отсутствует ответственность
должностных лиц за нарушение законов.
Кризис власти, кризис экономики неизбежно приводит и к кризису в сфере
законодательства. Но есть здесь и обратная связь. Рыхлое, противоречивое
законодательство, не подкрепленное эффективной системой правоприменения,
есть одна из причин кризиса экономики и власти. Возникает порочный круг.
Выход из порочного круга существует. Это - упорная систематическая работа
с законодательством, приведение его в единую, логически стройную систему,
которую просто не сможет обойти ни один чиновник.
Объединение “Яблоко” выступает за неотложные преобразования, направленные
на излечение и укрепление всего государственного организма. “Яблоко” -
единственная партия в Государственной думе, последовательно отстаивающая
приоритет права над усмотрением, идею правового государства, государства
для граждан.
Что означает “идея правового государства” для судьбы современной России?
Во-первых, верховенство правового закона, согласно которому граждане
могут все, что не запрещено законом, а чиновники - только то и так, что
и как им законом разрешено.
Во-вторых, такое распределение полномочий между органами государственной
власти, которое делает невозможным злоупотребление ими. Власть должна знать
о своей наказуемости, а не верить в собственную безнаказанность.
В-третьих, независимый от исполнительной власти, справедливый и уважаемый
обществом суд.
Что получают граждане от реализации идеи и принципов правового государства?
Граждане получают право на достойную человеческую жизнь, ибо в правовом
государстве:
-
закон не мешает, а помогает человеку жить, поскольку учитывает социальное
и материальное положение граждан, их различия по возрасту, полу, состоянию
здоровья,;
-
реализация общегражданских прав и свобод зависит от желания и воли самого
человека, а не от произвола чиновника;
-
власть подзаконна и ответственна перед законом так же, как простой гражданин;
-
суд справедлив и служит закону, а не власти.
Законы, которые мы намерены принять, если большинство из Вас отдаст нам
свои голоса, направлены на реализацию нашей экономической, политической
и социальной программы.
В данном издании мы знакомим Вас с частью из них. Они изложены в максимально
“неюридической” форме. Цель предлагаемой брошюры - изложить идеи нашего
законотворчества, не используя при этом весь арсенал профессиональной юридической
техники.
Изучая наши законодательные предложения, вы можете убедиться в том,
что ряд из них требует поправок в Конституцию России. Действительно, мы
не считаем Основной закон нашей страны “священной коровой”, к которой нельзя
прикоснуться. С другой стороны. мы - против поспешной и радикальной переделки
Конституции. Не топором, а скальпелем и пером должен орудовать законодатель.
Конституция должна установить реальный баланс властей, меру и форму ответственности
каждой из них, четко работающую систему сдержек и противовесов. Каждый
орган власти - президент, парламент, правительство, суд - должен действовать
в рамках своих полномочий и нести ответственность за свои решения. Если
говорить о президенте, то мы выступаем за четкое определение его полномочий
и ответственности за их выполнение. Но мы - против превращения президента
в декоративную фигуру.
В нашей фракции идет постоянная, ежедневная работа, направленная на
решение конкретных задач по реализации нашей программы. Поэтому тот перечень,
который мы Вам представляем сегодня, уже завтра пополнится новыми законопроектами.
Я приношу благодарность А. Г. Арбатову, О. А Беклемищевой, А. Г. Голову,
С. Э. Дону, Т. В. Злотниковой, В. Н. Кущенко, Е. Б. Мизулиной, А. Ю. Михайлову,
А. Г. Светланову, С. К. Таланкиной, В. Л. Шейнису, Т. В. Ярыгиной, чьи
материалы, идеи и организационная помощь были положены в основу этой брошюры.
Григорий Явлинский
I. Законодательство о государственной власти и местном
самоуправлении
1. Законодательство об органах государственной власти
Закон о предсказуемом Президенте
Направлен на повышение ответственности и предсказуемости института
президентства1.
-
устанавливает, что указы Президента принимаются только на основе и во исполнение
законов;
-
запрещает Президенту уклоняться от исполнения своих конституционных полномочий,
выходить за их пределы, отправлять их произвольно, не вступая в диалог
с обществом и парламентом;
-
запрещает администрации и иным вспомогательным органам, создаваемым Президентом,
присваивать его президента и тем более - превращаться в параллельное правительство;
-
предусматривает четкий и неукоснительный порядок передачи полномочий президента
(и досрочных выборов) во всех случаях, когда президент в силу тех или иных
причин не может их осуществлять;
-
детализирует условия и процедуру отстранения президента от должности
-
расширяет полномочия Президента в сфере обеспечения единства государственной
власти РФ и ее целостности;
-
наделяет Президента правом отстранять от должности губернаторов (президентов)
на основании решения суда за нарушение ими Конституции и федеральных законов.
Закон об ответственном Правительстве
Направлен на повышение роли правительства в структуре исполнительной
власти2.
-
устанавливает, что при утверждении кандидатуры председателя Правительства
Государственной Думе должны быть представлены не только основные положения
правительственной программы, но и предложения по назначениям на ключевые
министерские посты;
-
предусматривает перечень требований, предъявляемых к кандидатам на посты
федеральных министров:
-
устанавливает процедуры разрешения споров, возникающих в процессе отставки
действующего правительства или его председателя;
-
вводит правило, согласно которому все без исключения назначения и смещения
министров производятся лишь с согласия председателя правительства, которому
они все подчинены на равных основаниях;
-
четко определяет меры и формы ответственности правительства перед Федеральным
Собранием;
-
льготы, предоставляемые министрам, заменяются индивидуальным финансированием,
лимиты которого устанавливаются законом о федеральном бюджете.
Закон об эффективной Государственной Думе
Направлен на упорядочение работы Государственной Думы и усиление
ее контрольных полномочий по отношению исполнительной власти3.
Устанавливает, что
-
Государственная Дума наделяется правом проводить парламентское расследования;
-
увеличивается влияние Думы на порядок формирования и отставки вительства;
-
обеспечивается прозрачность для общества всех сторон работы и организации
Государственной Думы;
-
расширяются права меньшинства, всех депутатов в разработке законов и принятии
решений;
-
уточняются гарантии депутатской деятельности;
-
ограничивается депутатская неприкосновенность;
-
ограничиваются депутатские привилегии;
-
устанавливается строго фиксированное соотношение между зарплатой депутата
и официально утвержденным прожиточным минимумом;
-
льготы, предоставляемые депутатам через аппарат Государственной Думы и
Управление делами Президента, заменяются индивидуальным финансированием
деятельности каждого депутата в разумных границах, что приведет к реальному
сокращению государственных расходов;
-
Государственная Дума наделяется правом инициировать ратификацию международных
конвенций.
Закон о губернаторах
Направлен на ограничение власти губернаторов, введение их деятельности
в законные рамки4.
Устанавливает, что
-
губернаторы (президенты республик) освобождаются от всех иных обязанностей
и сосредотачиваются исключительно на управлении своими регионами;
-
губернаторам (президентам) запрещается быть депутатами каких-либо представительных
органов власти (в том числе Совета Федерации);
-
выборы губернатора проводятся в два тура;
-
губернаторам запрещается избираться более, чем на два срока;
-
устанавливается процедура отстранения от должности губернаторов за подтвержденные
судом нарушения Конституции и федеральных законов, сопротивление законным
действиям федеральной власти;
-
устанавливается прямой запрет федеральным структурам (МВД, ФСБ, министерств
и ведомств) выполнять распоряжения и нормативные акты, противоречащие федеральным
законам, вводится административная ответственность за такие действия;
-
устанавливается, что законодательные собрания субъектов РФ вправе создавать
комиссии по расследованию деятельности региональных администраций,создавать
счетные палаты для контроля финансовой деятельности администраций,преодолевать
вето губернаторов (президентов), на законопроекты, выражать недоверие главам
администраций.
Закон о Конституционном Собрании
Направлен на создание реально действующего механизма изменения Конституции.
устанавливает
-
порядок выборов в Конституционное Собрание;
-
статус депутата Конституционного Собрания;
-
порядок работы Конституционного Собрания.
Избирательный Кодекс
Направлен на систематизацию законодательства о выборах РФ, доведение
его до изберателя в целостном и непротиворечивом виде.
-
Устанавливает принцип, согласно которому нормы федерального законодательства
имеют прямую силу в случае, если законы субъектов РФ противоречат им, либо
отсутствуют;
-
квалифицирует фальсификацию выборов как преступление против основ конституционного
строя и безопасности государства, устанавливает уголовную ответственность
за эти действия, предусматривает, что предварительным следствием по делам
о фальсификации, а также предупреждением такого рода преступлений занимается
Федеральная служба безопасности5 .
Закон о федеральном надзоре
Направлен на пресечение бесконтрольности и произвола региональных
и муниципальных властей6.
-
создается механизм приведения региональных правовых актов в соответствие
с федеральными, в том числе путем “опережающего контроля” на этапе их подготовки;
-
устанавливается система контрольных органов, призванных противодействовать
произволу региональных и местных органов власти;
-
контрольный орган вправе давать указания региональным и местным органам
власти по исполнению федеральных законов, а также приостанавливать действие
любого нормативного акта субъекта Российской Федерации, противоречащего
федеральным законам, причем эти решения субъект РФ и орган местного самоуправления
вправе обжаловать в суде;
-
контрольный орган вправе приостанавливать действие закона о бюджете субъекта
РФ, либо положения о бюджете муниципального образования - в случае, если
эти бюджетами не обеспечиваются федеральные стандарты и нормативы (социальные,
образовательные и др.), а возможности для их финансирования имеются.
Закон о выборности Совета Федерации
Направлен на восстановление
1. выборности верхней палаты Федерального Собрания,
2. принципа разделения властей при формировании Совета Федерации.
устанавливает, что
-
члены Совета Федерации избираются прямым всеобщим тайным голосованием -
по 2 человека от каждого субъекта РФ;
-
членство в Совете Федерации несовместимо с занятием иных должностей в органах
государственной власти и местного самоуправления;
-
финансирование деятельности членов Совета Федерации производится в порядке,
аналогичном порядку финансирования депутатов Государственной Думы (см.
выше).
Закон о справедливом суде
Направлен на усиление имеющихся и создание дополнительных гарантий
независимости судов7.
-
устанавливает жесткие федеральные нормативы финансирования судов;
-
устанавливает пределы судейского усмотрения при принятии решений;
-
устанавливает дополнительные гарантии независимости судьи;
-
обеспечивает доступность Конституционного суда РФ для граждан;
-
устанавливает правило единоличного рассмотрения большинства гражданских
дел и коллегиального их разбирательства (в определенных случаях не менее,
чем тремя судьями);
-
определяет порядок и сроки повсеместного введения суда присяжных, мировых
судов;
-
предусматривает порядок упразднения военных судов;
-
предоставляет Верховному Суду право рассматривать и выносить решения о
соответствии законов субъектов РФ федеральным законам по вопросам, отнесенным
Конституцией к ведению РФ и совместному ведению Федерации и ее субъектов;
-
вводит институт судебного прецедента для решений Конституционного Суда:
решение КС по проверке соответствия одного субъекта РФ автоматически (или
по облегченной процедуре) распространяется на аналогичные решения другого;
-
распространяет правило несменяемости судей на судей Конституционного суда;
-
вводит ответственность органов государственной власти и местного самоуправления
за неисполнение решений судов;
-
повышает ответственность судей за качество отправления правосудия и расширяет
полномочия квалификационных коллегий судей при рассмотрении вопросов нарушения
судьями требований профессиональной этики;
-
предусматривает создание системы административных судов,
-
предусматривает реорганизацию органов уголовной юстиции на основе четкого
разграничения и обособления процессуальных и профессиональных функций:
оперативно-розыскной, дознавательской, следственной, надзорно-обвинительной,
судебной, уголовно-исполнительной, исключает ведомственное совмещение этих
функций, предусматривает их самостоятельное и независимое осуществление;
-
создает стадию предварительного судебного производства, в том числе обязательного
проведения распорядительных заседаний по делам о тяжких и особо тяжких
преступлениях;
-
совершенствует кассационное разбирательство путем широкого внедрения элементов
апелляционного производства;
-
предусматривает расширение полномочий вышестоящих судов в сфере процессуального
контроля за деятельностью судов, в частности, делает предметом пристального
внимания вышестоящих судов такие нарушения, как рассмотрение единолично
уголовных дел средней тяжести, длительное содержание подсудимых под стражей,
необоснованный отказ в удовлетворении ходатайств сторон, заявленных в ходе
судебного разбирательства, и др.
Закон о независимом прокуроре
Направлен на повышение эффективности работы прокуратуры8.
предусматривает:
-
восстанавливает прокурорскую вертикаль, устраняет систему двойного подчинения
прокуроров РФ9;
-
постепенное сокращение полномочий по общему надзору за законностью до пределов
надзора за следствием и за местами содержания задержанных, за исправительно-трудовыми
учреждениями;
-
выведение следственного аппарата из состава прокуратуры;
-
финансово-материальное обеспечение прокуроров, соизмеримое с финансово-материальным
обеспечением судей;
-
повышение статуса межрегиональных объединений прокуратуры.
Закон о следственном комитете
Направлен на ликвидацию несогласованности в следственных действиях
правоохранительных органов (Прокуратуры, МВД, ФСБ, Налоговой полиции)10.
предусматривает:
-
выведение следственных подразделений из состава различных ведомств и их
объединение в рамках единого ведомства - следственного комитета;
-
отделение функции расследования от обвинения;
-
допуск следователя для дачи свидетельских показаний в суде11;
-
установление системы гарантий независимости следователя;
-
в целях создания процессуальных гарантий полной реализации права на защиту
на предварительном следствии предусматривает такие меры, как
-
разрешение пользоваться помощью защитника при проведении следственных действий
так называемому “свидетелю на подозрении”,
-
возможность осуществления адвокатом розыскных действий для обнаружения
и приобщения к делу оправдательных доказательств в случае отказа следователя
удовлетворить соответствующее ходатайство,
-
расширение права обвиняемого и его защитника на судебное обжалование решений
и действий следователя и прокурора,
-
предоставление возможности для альтернативного выбора участниками процесса
форм и средств отстаивания своих интересов в уголовном судопроизводстве;
Закон об адвокатуре
Направлен на усиление гарантий прав граждан на доступную и квалифицированную
судебную помощь.
предусматривает:
-
закрепление функционирования альтернативных коллегий адвокатов;
-
отнесение адвокатской деятельности к особому виду публичной, но не предпринимательской
деятельности, решение вопросов налогообложения применительно к публичной,
а не предпринимательской деятельности;
-
освобождение от налогообложения суммы неполученных доходов, связанных с
обязательной защитой по уголовным и гражданским делам.
Закон о нотариате
Направлен на улучшение качества нотариальной деятельности12.
предусматривает:
-
переход к единой негосударственной основе деятельности нотариусов;
-
усиление ответственности нотариусов, в том числе и материальной, за качество
оказываемых ими нотариальных услуг, создание страховых фондов нотариусов;
-
упорядочение взаимоотношений органов юстиции и нотариальных палат;
-
восстановление правил об обязательном нотариальном удостоверении сделок
с недвижимостью;
-
установление справедливых принципов налогообложения доходов от нотариальной
деятельности как особого вида публичной, но не предпринимательской деятельности.
2. Законодательство о местном самоуправлении
Направлено на создание
-
полноценной финансовой и материальной базы местного самоуправления,
-
системы федерального государственного контроля за органами местного
самоуправления,
-
дополнительных гарантий участия граждан в делах муниципальных образований,
доступности местных властей для граждан.
Закон о местных финансах13
Направлен на четкое закрепление за муниципалитетами финансовых ресурсов,
включая местные налоги и отчисления от федеральных налогов.
-
устанавливает ясную концепцию местного налога, в соответствии с которой
-
все доходы от него поступают в соответствующий местный бюджет;
-
органы самоуправления самостоятельно устанавливают ставку налога в пределах,
ограниченных федеральным законом;
-
льготы по местным налогом - прерогатива местных властей;
-
местная власть обладает широкими правами по сбору местного налога.
-
запрещает практику “централизации” средств местного налога в вышестоящие
уровни бюджетной системы14;
-
устанавливает в качестве местных налогов
1. налог на недвижимость,
2. налог с продаж,
3. налог на вмененный доход с малого бизнеса;
-
устанавливает, что доли федеральных налогов, закрепляемые за местными бюджетами,
отсчитываются не от региональной доли налога, а от всего налогового контингента,
собираемого на территории субъекта РФ;
-
закрепляет подоходный налог за каждым муниципальным образованием (а не
в среднем по региону) в размере не менее 70 %;
-
закрепляет за местными бюджетами не менее 25 % поступлений от налога на
вмененный доход с предпринимателей15.
Закон о муниципальной недвижимости
Направлен на закрепление за муниципальными образованиями земли и
иной недвижимости, необходимой для осуществления функций местного самоуправления16.
-
определяет порядок передачи объектов недвижимости из государственной собственности
в муниципальную;
-
наделяет органы местного самоуправления полномочиями по обслуживанию участников
рынка недвижимости;
-
вводит систему открытых конкурентных торгов при покупке государственной
и муниципальной недвижимости, а также приобретении ее в аренду;
-
устанавливает, что муниципальными являются земли муниципальных образований,
не обремененные правами иных лиц и не находящиеся под объектами государственной
собственности;
-
наделяет органы местного самоуправления полномочиями по кадастровому учёту
физических объектов недвижимости на основе параметров, определяемых федеральным
законом;
-
устанавливает основные принципы муниципального налогообложения недвижимости;
-
принципы и порядок государственного контроля за операциями органов местного
самоуправления с недвижимостью.
Закон об общественном и государственном контроле за местными властями
Направлен на пресечение фактов произвола со стороны муниципальных властей,
а также на создание системы защиты населения от непрофессиональных решений
на местном уровне17.
-
устанавливает, что положение о бюджете муниципального образования вступает
в силу только после опубликования его в СМИ;
-
устанавливает, что органы местного самоуправления ежеквартально публикуют
отчет об исполнении муниципального бюджета;
-
устанавливает, что граждане, общественные организации, политические партии
вправе запрашивать у местных властей информацию об исполнении бюджета,
а также о любых принимаемых решениях; непредоставление такой информации
должно стать предметом разбирательства в органах федерального контроля
и может быть обжаловано в суде;
-
устанавливает, что оплата товаров и услуг, предоставляемых в рамках муниципального
заказа производится на конкурсной основе;
-
разделяет полномочия органов местного самоуправления на обязательные и
факультативные;
-
наделяет федеральные контрольные органы полномочиями по приостановке решений
местных властей
-
ущемляющих законные права граждан,
-
нарушающих федеральные законы,
-
влекущие неисполнение обязательных полномочий органов местного самоуправления,
-
влекущие нецелевое использование бюджетных средств;
-
предусматривает, что действия федеральных контрольных органов по приостановке
решений местных властей могут быть обжалованы в суде.
|