[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
Центр экономических и политических исследований
Гарвардский университет 
СОГЛАСИЕ НА ШАНС
О совместной программе "СССР-Запад"
21 мая - 13 июня 1991г.
Москва, СССР - Кембридж, США

СОВМЕСТНАЯ РАБОЧАЯ ГРУППА:

Г.А.Явлинский и Г.Аллисон - руководители работы, Э.Аллисон, Р.Блэкуэлл, М.Задорнов,C.Зверев, С.Иваненко, А.Макушкин, А.Мельников, А.Михайлов, Дж.Сакс, В.Ури, С.Фишер, Э.Шервуд, Т.Ярыгина

Техническую помощь оказывали: Дж.Баршэ, Э.-Ф.Бэдрозиан, М.Винер, Л.Волоски, Р.Каванах, Д.ЛеБарон, Д.Липтон, Г.Мюллер, О.Радаева, С.Сингер, Ж.Сэбил, А.Туминез, П.Уолш, В.Хоган

Большую консультационную помощь оказали многие специалисты в СССР и США.

Главы 1 и 3 работы подготовлены советскими экономистами в Москве. По этим главам были высказаны замечания западных экспертов и частично учтены. Глава 2 основана на ранее подготовленном западными специалистами материале. Остальная часть работы подготовлена совместно в ходе работы. Совместная программа подготовлена в виде двух параллельных документов на английском и русском языках. Все положения, каждая цифра и каждая дата идентичны, однако мы не стремились к дословному соответствию обоих текстов.

Совместная рабочая группа состоит из представителей двух институтов - Центра экономических и политических исследований, СССР и Школы государственного управления им. Дж.Ф.Кеннеди Гарвардского университета, США. Соответственно, Г.Явлинский и Г.Аллисон являются руководителями этих двух организаций. Американская сторона финансируется за счет благотворительных фондов. ЭПИцентр финансируется за счет спонсорских взносов различных предприятий и организаций Советского Союза и бюджетных организаций ряда республик.


Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ: ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ

I. ПОЧЕМУ СЕЙЧАС ВОЗМОЖНА ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СССР?

II. ИНТЕРЕСЫ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН И БУДУЩЕЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

III. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СССР И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА

IV. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

V. ПЕРВЫЕ ШАГИ


ПРЕДИСЛОВИЕ: ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ

1. Обзор

Доклад начинается с концепции стратегическоговзаимодействия. Руководство Советского Союза и республик стоит накануне принятия сложнейших решений относительно продолжения жизненно важных для СССР реформ. Но путь, по которому страна реально может пойти, во многом зависит от характера и степени взаимодействия с Западом. И наоборот, для западных лидеров, выражающих интересы промышленно развитых стран мира, степень сотрудничества с Советским Союзом будет решающим образом зависеть от характера реформ, которые СССР будет осуществлять.

Если эти предположения правильны, то неизбежен вопрос: а что, если вместо колебаний и обоюдного ожидания первых шагов партнера руководители Советского Союза и стран Запада шагнут навстречу друг другу одновременно? Сообща можно было бы разработать общую программу поэтапных инициатив, которые предпримет каждое из правительств, конечно, в случае если готовность действовать проявят и все остальные.

Цель настоящей работы - подготовить первые предложения для такой совместной программы.

Концепция стратегического взаимодействия не нова. Она была сердцевиной плана Маршалла. На минувшей неделе исполнилось 44 года с того момента, как Государственный секретарь США Джордж Маршалл впервые выступил в Гарварде с обращением, в котором он бросил вызов европейским государствам. В нем говорилось, что если эти страны смогут совместно разработать план того "как поставить на ноги экономику Европы", то США окажут им поддержку и предоставят свои финансовые ресурсы для такого плана действий "в той мере, в какой они сочтут это для себя практически целесообразным".

И хотя этот факт затерялся на страницах исторических исследований, среди стран, приглашенных участвовать в программе американской помощи в то время был Советский Союз и страны Восточной Европы. Сталин отклонил это предложение.

Идея Маршалла в США была встречена со скептицизмом. Одни говорили, что после пяти лет войны ограниченные ресурсы страны в первую очередь должны быть направлены на решение внутренних проблем. Другие находили странной саму мысль о том, что доллары, необходимые Америке, могут пойти в страны, среди которых ее недавние враги, чьи солдаты еще недавно убивали американских солдат. И, может быть, самым невероятным для специалистов было предположение, что после 400 лет почти беспрерывных войн, страны Европы смогут стать мирным сообществом наций.

Тем не менее, Маршалл продолжал верить, что интересы Америки требуют по-настоящему скоординированной работы с европейскими странами в деле строительства их будущего. Он был убежден, что тесное сотрудничество европейских государств, обусловленное щедрой помощью Америки, может сделать реальным мир и процветание, о которых прежние поколения едва ли могли даже мечтать. Осуществившись, эта мечта сформировала мир, в котором мы все сейчас живем.

Наше революционное время возложило на лидеров великих стран особую ответственность за формирование образа будущего мира. Сама история ставит перед советскими и западными лидерами новые фундаментальные вопросы - вопросы более глубокие, чем те, на которые легко может найти ответ простой смертный.

* Какими будут всходы после долгих лет холодной войны?

* Каким станет СССР? Какую роль новый Советский Союз будет играть в международных делах?

* В чем интересы Запада при выборе Советским Союзом своего будущего? Должен ли Запад содействовать дезинтеграции Советского Союза или стремиться помочь превратить добровольно вошедшие в СССР республики в промышленно развитое демократическое государство? Как конкретно Запад намерен откликнуться на перемены во внутреннем и внешнем положении страны?

* Какая концепция стабильных отношений между Советским Союзом и Западом будет отвечать трезвому учету каждой стороной ее национальных интересов и требований международного порядка?

Глубокие изменения, произошедшие в Советском Союзе за последние шесть лет сегодня уже выражаются в качественно новом состоянии общества и новых целях, которые оно перед собой ставит. Многие из этих изменений стали необратимыми. Политика гласности открыла глаза и раскрепостила умы. Возврат к прошлому невозможен. Шаги на пути политической демократизации придали динамичность общественным процессам. Это наиболее рельефно выражается в активности и целеустремленности действий республик, в их настойчивом желании проводить свою собственную независимую политику. Это также дало о себе знать по скачкообразному развитию национального самосознания и небывало большому политическому влиянию рабочего движения. Впервые за многовековую историю 12 июня этого года Россия демократическим путем избрала своего Президента. Страх, который был доминантой Советского общества, уходит в прошлое, подрывая систему командного управления экономикой. Появляется настоящий предпринимательский сектор. И хотя ухудшение экономического положения для многих стало тяжкой ношей, в особенности для малоимущих и пенсионеров, новые условия меняют социальную ориентацию людей от всеобщего государственного патернализма к активной самостоятельной экономической деятельности. Трансформация системы общественных отношений, которая существовала в стране прежде, обнажила фундаментальные проблемы, которые долгое время подавлялись и замалчивались.

Эти процессы подтолкнули лидеров Союза и руководителей 9 республик к совершению политического шага огромного значения совместному заявлению от 23 апреля 1991г. В соглашении "9+1" декларируется признание идеи разделения полномочий между Союзом и суверенными республиками. Сейчас ведутся активные переговоры о новом Союзном договоре между теми республиками, которые решили объединиться. За этим последует принятие новой Конституции и новые свободные выборы в органы государственной власти страны. После этого предстоит реализовать программу далеко идущих политических преобразований на практике.

Самого пристального внимания сейчас требует экономический кризис в СССР. В этом отношении Советский Союз находится в сложном положении: назад дороги нет, но дорога вперед пугает страну, народ которой семь десятилетий прожил в совершенно ином мире.

Эти события подводят лидеров Советского Союза и республик к рубежу, за которым волна событий может либо вознести на гребень, либо похоронить в своей пучине. Продолжение движения по пути половинчатых реформ превратит нынешний спад в советской экономике в ее неуправляемый распад. Последующий развал экономики не только обречет на поражение провозглашенные политические реформы, но и, вполне вероятно, приведет к дезинтеграции Советского Союза, не исключая ее насильственных форм. С другой стороны, Президент Горбачев, Президент Ельцин, Президент Назарбаев и лидеры других республик сегодня могут избрать кардинально иной путь - путь к рыночной экономике и интеграции страны в мировую экономику.

И их выбор не может быть безразличен Западу, как если бы он находился где-нибудь на другой планете. И потому, что СССР это шестая часть суши с почти 300-миллионным населением, обладающая огромными природными и интеллектуальными ресурсами, мощным военным потенциалом, включающим половину запасов ядерного оружия в мире. И потому, что затянувшаяся идеологическая конфронтация между этой страной и Западом фактически сформировала историю XX века. Но, главным образом, потому, что все мы жили и живем в одном политическом пространстве и, каким бы ни было отношение к СССР, нельзя ни признать, что изменения, происходящие сейчас в этой стране имеют общемировой характер. Советский Союз есть и будет великой державой, которая, как и любая другая страна, может придерживаться той политики, которая отвечает ее коренным интересам. Решения, принятые в СССР окажут влияние на судьбы западного мира именно потому, что это будут решения великой державы.

Если советские лидеры готовы предпринять попытку решительного прорыва к демократическому обществу и рыночной экономике, то лидеры Запада сами оказываются перед лицом судьбоносного выбора. Начнется ли сотрудничество пока еще двух миров - вот в чем вопрос. И если ответом будет "да", то следует стремиться максимизировать вероятность успеха. Ведь если извлечь уроки из новейшей истории, то без широкого сотрудничества и массированной западной помощи шансы успешно пройти в обозримый период времени весь путь у Советского Союза будут невелики.

2. Общие ценности и интересы.

Значительная часть населения Советского Союза объединена сегодня стремлением к тому, чтобы сформировать в стране нормальное, цивилизованное общество. Никого из объективных наблюдателей не сможет оставить равнодушным мужество Михаила Горбачева, Бориса Ельцина и других советских лидеров оценить суровую реальность и начать действовать.

Президент Горбачев в своей речи при получении Нобелевской премии выразил суть проблемы:

"Мы хотим быть органической частью современной цивилизации, жить в согласии с общечеловеческими ценностями, по нормам международного права, соблюдать "правила игры" в экономических связях с внешним миром. Нести бремя ответственности со всеми народами за судьбу нашего общего дома."

В основе общечеловеческих ценностей лежит свобода. Свобода означает право каждого человека пользоваться без всякого ущемления своими правами, среди которых такие основные права, как право на свободу слова, печати, вероисповедания и собраний.

В сфере государственного устройства, свобода означает демократию. Одно из наследий, доставшихся нам от Древней Греции - концепция демократии - оттачивалась жизнью на протяжении многих столетий. Конституционные гарантии прав личности, предоставляемые государством, власть которого держится на

согласии с народом, - защищаются системой многопартийных выборов при которых граждане могут свободно избирать своих лидеров. Сегодня мы свидетели того, как быстро идет процесс демократизации в Советском Союзе.

В экономике основной ценностью является свобода, реализуемая в рыночной системе хозяйства, базирующейся на частной собственности, в которой силы спроса и предложения сами отвечают на вопрос кто, что и для кого производит. Право частной собственности означает свободу каждого во владении, использовании и распоряжении своим имуществом по собственному усмотрению. В этом отношении основополагающие законы экономики не выносят абсолютно никакой двусмысленности и недоговоренности.

В международных отношениях фундаментальными ценностями являются мир и свобода народов: международный правопорядок, который позволяет любой стране свободно определять свой путь развития без применения и без угрозы применения силы и вмешательства извне.

Готовы ли советские руководители принять эти ценности и решительно действовать в соответствии с ними? Лучшим свидетельством тому являются факты перемен, произошедших в последнее время в советской внешней политике. В отношении Восточной Европы Президент Горбачев объявил об отказе от "доктрины Брежнева", заменив ее новыми подходами, которые позволяют народам самим избирать путь своего развития. Президент Горбачев и Канцлер Коль в кратчайшие сроки провели переговоры по воссоединению суверенной Германии. Советское руководство предприняло радикальные шаги для завершения эпохи холодной войны, пойдя на переговоры о массовом сокращении обычных вооружений в Европе. Когда предстояло определить позицию своих стран после вторжения войск Саддама Хусейна в Кувейт 2 августа 1990 г., Министр иностранных дел Советского Союза Эдуард Шеварднадзе и Госсекретарь США Джеймс Бейкер вместе осудили эту акцию, объявив об отмене поставок вооружения Ираку. В течение последующих недель, Советский Союз не только проголосовал за каждую из резолюций ООН с осуждением Ирака, требующих вывода его войск из Кувейта, но и сыграл важную роль в том, чтобы убедить остальных продолжать идти этим курсом.

Хотя многие события в Советском Союзе не позволяют отказаться от сомнений в том, что обновление основополагающих ценностных установок произошло полностью - нельзя отрицать успехов советского руководства в изменении роли страны в международных делах. На международной арене смелые действия советского руководства, с одной стороны, были поддержаны не менее смелыми шагами руководителей Запада, с другой стороны. На Мальте, в Вашингтоне и других столицах каждая сторона продвигалась навстречу друг другу осторожно, шаг за шагом. Эти достижения уже стали историческим фактом. Они осуществились благодаря коренному пересмотру устаревших доктрин, продемонстрировав наличие у обеих сторон новых подходов к взаимодействию между различными государствами. Они сделали наш мир иным. Мы считаем, что главный вывод состоит именно в этом.

3. Что возможно сейчас?

Успех в формировании новых международных отношений между Западом и Советским Союзом открывает перед нами новые возможности. Требуется совершить еще один концептуальный прорыв. Анализируя, в меру наших возможностей, исторические процессы, происходящие в Советском Союзе и на Западе, наблюдая за словами и делами лидеров ведущих стран, мы видим, как

постепенно складывается основа для ответов на вопросы, которые задает современная история. В процессе будущих совместных действий по политической демократизации и становлению рыночной экономики в Советском Союзе выделяются три ведущих принципа.

* В государственном строительстве главным принципом является демократизация. В частности это означает: (1) наличие политической структуры, базирующейся на разделении полномочий между центром и суверенными республиками, которая дает значительную власть республикам, замещает институты унитарного государства на новую федеральную структуру для тех республик, которые добровольно решили войти в состав Союза; (2) признание суверенитета республик, включая их право на самоопределение; (3) свободные демократические выборы политического руководства всех уровней; (4) исключение возможности монополии любой политической партии на власть в стране; и (5) гарантии прав человека.

* В экономической сфере основным принципом является создание рыночной экономики и ее интеграция в мировое хозяйство. Конкретно это означает: (1) легализацию основных экономических прав, начиная с утверждения права собственности; (2) приватизацию большей части государственных предприятий; (3) демонополизацию в целях создания новых предприятий и свободной конкуренции предприятий; (4) бюджетную и денежную стабилизацию за счет резкого сокращения государственных расходов, субсидий, расходов на оборону и т.п.; (5) либерализацию цен для того, чтобы они могли определяться силами спроса и предложения, действующими на рынке и (6) нормализацию внешней торговли путем принятия установившейся практики международной торговли, включая конвертируемость валюты.

* В области политики безопасности основными являются совместные действия по созданию нового мирового порядка. Огромный прорыв уже совершен. Но надо идти еще дальше. В плане конкретных практических действий это означает: (1) быструю реализацию договора о сокращении обычных вооружений в Европе и завершение переговоров о сокращении стратегических (наступательных) вооружений; (2) быстрое обоюдное согласованное сокращение вооруженных сил и расходов на оборону; (3) прекращение помощи странам и силам, политика которых служит источником региональных конфликтов; (4) укрепление сотрудничества в разрешении международных проблем, включая региональные конфликты и глобальные угрозы, проблемы распространения баллистических ракет, оружия массового уничтожения и терроризма.

Содержанием следующего этапа советской истории мог бы стать решительный курс на переход страны к рыночной экономике на основе демократии; открытость страны и ее интеграция в мировое сообщество наций. Стратегией для Запада было бы активное участие в восстановлении Советского Союза после поразившего его системного кризиса. Лидеры Запада от имени своих стран могут взять на себя обязательства всеми возможными для себя способами помогать советским руководителям в их упорной работе по превращению Советского Союза в нормальное, цивилизованное общество.

4. Как этого достичь?

Как эти принципы можно применить в процессе политических и экономических реформ, происходящих в Советском Союзе? В этом плане предстоит решить три задачи.

Первая - ОБЕСПЕЧИТЬ ОБОЮДНУЮ ВЫГОДУ СТОРОН. Ни одно правительство, из вовлеченных в этот процесс, не станет предпринимать действия из соображений благотворительности или потому, что этого требуют какие-либо третьи лица. Лишь ясные интересы сторон могут служить основой для решительных действий. К счастью, переход Советского Союза к политической и экономической демократии отвечает условиям этой задачи. Для Советского Союза этот переход предоставляет наиболее благоприятные шансы для успешного завершения реформ и сближения уровня жизни его народов с уровнем жизни, сложившимся в экономически развитых странах. Для Запада успех в этой области позволит отказаться от безумных чрезвычайных расходов по обеспечению своей безопасности. Это будет беспрецедентный шаг к миру в послевоенном периоде.

Вторая задача состоит в ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЭТАПНОГО (ШАГ ЗА ШАГОМ) СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТОРОН. Это означает наличие совместного плана, составленного на основании четкой концепции действий, которая строится исходя из основных принципов рыночной экономики. Основные этапы и меры при осуществлении советской экономической реформы должны быть синхронизированы с мерами, предпринимаемыми Западом при поддержке этих реформ.

Третья задача - это СОГЛАСИЕ НА ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ. Поскольку ни Советский Союз, ни страны Запада не потерпят чрезмерного вмешательства в свои внутренние дела, действия каждой из сторон должны быть строго согласованы с действиями партнера так, чтобы они обеспечивали объективные предпосылки для успеха. И было бы безответственным продолжать дальнейшее движение, не имея программы действий, отвечающей условиям настоящей задачи. Это верно и в отношении Запада. Продвижение по намеченному пути демократических преобразований важно не только само по себе, но и как условие легитимности власти и возможностей правительства до конца следовать избранным курсом. Заключение нового Союзного Договора и принятие широкомасштабной программы экономических реформ являются необходимыми условиями для оказания Западом действенной экономической помощи.

Если, исходя из своего понимания фундаментальных национальных интересов, Советское руководство, продвигаясь к политической демократии, сочтет возможным выбрать такой путь, ведущий к рыночной экономике - то эта инициатива должна быть поддержана Западом не только на словах, но и практическими действиями, включая ощутимую финансовую помощь.

Деньги, однако, это не начало и не конец дела. Ни одна из сторон не должна иметь иллюзий по поводу условий финансовой помощи. Эта помощь не является единственным условием успеха и предполагает решительные шаги как в экономике, так и в политике. Едва ли можно представить себе более верный способ провалить все начинание, если Запад ограничится тем, что выложит пакет с миллиардами долларов и будет сидеть сложа руки. Ведь советскому руководству разных уровней предстоит определить, какие конкретные шаги смогут изменить состояние общества. Выводы из уроков, преподанных многовековым мировым опытом проб и ошибок в строительстве демократических обществ и эффективных экономических систем, должны быть донесены не только до высших советских руководителей, но и до руководителей всех других уровней. Чрезвычайно важной в этом деле является моральная, интеллектуальная и техническая помощь. Как и в случае с планом Маршалла, доверие значит больше, чем доллары: у европейцев была уверенность в том, что США не откажут им во всех видах практической помощи.

Определяющее значение для перехода к рыночной экономике, будут иметь возможности страны, мужество и решительность ее народа. Советский Союз может и должен мобилизовать тот огромный потенциал, которым он располагает: богатейшие природные и людские ресурсы. Никто со стороны не сможет сделать за Советский Союз то, что он должен сделать для себя сам.

Но давайте внесем полную ясность. Если руководство Советского Союза решило, что страна должна перейти к рыночной экономике, то тяжесть пути, на который вступает страна в решающей степени зависит от меры сотрудничества с Западом, включая и предоставление им финансовой помощи. Те препятствия, которые необходимо преодолеть, скорость с которой будет происходить продвижение, масштаб трудностей, которые придется перенести Советскому народу и, что особенно важно для Запада, риск неудачи, которая может обернуться катастрофой - зависят как от Советского Союза, так и от Запада.

Какие финансовые средства понадобятся для поддержки такой программы действий? В нашем анализе финансовых потребностей нет никакого магического числа. В конечном итоге финансовые нужды будут выявлены в ходе разработки и практического выполнения соответствующей программы. В данном совместном плане мероприятий мы выражаем свою профессиональную точку зрения на проблему финансирования, которое понадобится для поддержки последовательной и ясной советской программы, чтобы продвигаться к рыночной экономике настолько быстро насколько это представляется возможным. Мы указываем виды помощи Запада, которая может значительно повысить шансы на успех. Наши суждения о видах требующейся финансовой помощи стран Запада опираются на данные анализа, представленного в совместном докладе о советской экономике, подготовленном Мировым Банком, МВФ, ОЭСР и ЕБРР для лидеров стран "Семерки", на основе информации о нарастающих темпах экономического кризиса в Советском Союзе. Мы также основывались на анализе подготовки программ западной помощи для других стран, находящихся в экономическом кризисе, учитывая, в особенности, опыт стран Восточной Европы.

По нашему мнению, программа реформ такого масштаба, о которой мы ведем речь, потребует значительных средств в течение первых нескольких лет. Мы считаем, что объем этой помощи должен быть максимальным на начальном этапе реформ, и постепенно снижаться по мере завершения программы. Эти фонды потребуются не для помощи вообще, а для специфических целей, включающих поддержку платежного баланса в период либерализации цен, создание фонда стабилизации рубля во время перехода к его конвертируемости, для поддержки развития новых предприятий в частном секторе. Поскольку средства будут распределены между наиболее развитыми в экономическом отношении странами мира и международными финансовыми организациями, то ежегодные бюджетные расходы для самых крупных стран мира не будут слишком велики.

Конкретные условия получения финансирования должны будут стать предметом тщательного изучения и постоянного анализа хода реформы. Мы надеемся, что правительства стран Запада предоставят международным организациям - МВФ, Мировому Банку, ЕБРР и ОЭСР - возможность играть центральную роль в уточнении экономической программы действий и оценок масштабов финансирования Советского Союза на протяжении всего периода реформы. Таким образом, взаимодействие превратится из слов в дела.

Завершая, хотели бы пояснить, что в основных главах доклада мы старались раскрыть и конкретизировать наиболее принципиальные положения концепции, изложенные в настоящем Предисловии.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]