НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛИТИКИ
"ОБЩЕСТВЕННОГО СОГЛАСИЯ"
Сложившиеся тенденции экономического и политического
развития страны оставляют очень мало места для иллюзий: они неблагоприятны.
И чем позже страна вступит в решительную борьбу с ними - тем труднее эта
борьба будет - тем более высокую цену придется заплатить обществу за выход
из кризиса.
Страна является заложником процессов, происходящих
в экономике. Если решительные действия по стабилизации реформированию экономики
будут отложены еще хотя бы на год, в ней произойдут качественные изменения,
которые ДО КРАЙНОСТИ затруднят ее выход из состояния кризиса.
Во-первых, недоинвестирование экономики
(уже продолжающееся не менее одного-двух лет) приведет к резкому возрастанию
степени износа машин и оборудования, сокращению производственных мощностей
и возможностей для маневра, скачку аварийности на производстве.
Во-вторых, в течение года могут сформироваться
достаточно устойчивые стереотипы экономического поведения потребителей
и производителей, связанные с инфляционными ожиданиями и ожиданием дальнейшего
спада производства. По опыту других стран можно судить, что преодоление
таких стереотипов - проблема гораздо более сложная и долговременная, чем,
например, подавление ажиотажного спроса.
В-третьих, страна окажется еще больше втянута
в проблему погашения внешней задолженности и выравнивания своего платежного
баланса.
В-четвертых, проблематичной станет возможность
привлечения в страну иностранных инвестиций при том, что внутренние стимулы
к накоплению в народном хозяйстве будут окончательно подорваны гиперинфляцией.
Наконец, продолжающееся падение уровня жизни населения создаст крайне политизированную
и "взрывчатую" среду для проведения стабилизации и реформ.
В случае затягивания мер по стабилизации
положения, экономика страны, как показывает опыт стран Латинской Америки,
попадет в очень устойчивое состояние. Объемы производства стабилизируются
на минимальном уровне жизнеобеспечения населения, гиперинфляция будет постоянно
давать толчки к продолжающемуся падению уровня жизни, стимулы к инвестированию
будут практически сведены к нулю, структурную перестройку экономики провести
станет невозможно, государственные структуры власти будут сращиваться с
коммерческими. Характерными чертами такого типа
экономики являются, с одной стороны, постоянное воспроизводство диспропорциональности
экономики, а с другой неуклонное снижение уровня жизни населения и качества
окружающей среды. Неустойчивая экономическая ситуация будет основой постоянных
острых социальных конфликтов и политической нестабильности. Выход из этого
состояния теоретически очень труден, а практически пока не осуществлен
ни в одной крупной стране.
В основе успеха любых экономических программ
по оздоровлению положения в экономике лежит согласованность действий органов
власти всех уровней. Ее отсутствие многократно усиливает все пороки, органически
присущие нашей экономике. Эта несогласованность ведет к взрыву накопленного
инфляционного потенциала, разрушает сложившуюся структуру хозяйства.
Между тем нарастание общественных конфликтов,
проявившихся после десятилетий своего скрытого существования, ставит сложные
задачи перед еще не окрепшими институтами представительной демократии.
Властные структуры все чаще оказываются не подготовленными к решению жизненно
важных проблем общества; им не удается удержать борьбу политических сил
в рамках закона и цивилизованности. Тому есть несколько причин:
Во-первых, нынешние структуры государственной
власти не были спроектированы на такое бурное развитие событий, которое
имеет место в стране сегодня. Расстановка сил в институтах власти заметно
отстает от изменения ситуации в обществе. Важнейшие политические силы,
пользующиеся широкой поддержкой населения, не имеют адекватного их влиянию
представительства в органах власти и на уровне Союза, и в целом ряде республик.
Не нашло своего места в традиционных политических структурах рабочее движение.
Результат - постоянное запаздывание в понимании и разрешении назревших
проблем.
Во-вторых, вследствие разрыва во времени
и различной правовой базы формирования государственных органов власти разного
уровня между ними сформировалось противостояние, неразрешимое в рамках
фактически действующих норм права, учитывая также расстановку реальных
политических сил. Функции различных органов власти, координация их деятельности,
контроль за выполнением уже принятых решений - все эти вопросы продолжают
оставаться нерешенными.
В-третьих, органы государственной власти
разного уровня в силу различных обстоятельств сами оказались втянутыми
в борьбу на стороне одной из политических сил, что резко снижает эффективность
их работы как органов представительной демократии, ведет к блокированию
принимаемых решений со стороны государственных органов другого уровня и
оппозиционных политических движений.
Учитывая динамику экономических и политических
процессов в обществе, можно с уверенностью ожидать дальнейшего обострения
социальной напряженности. Массовые волнения населения, вызванные повышением
цен 2 апреля 1991г., правительство еще может рассчитывать несколько "погасить"
за счет дополнительных компенсаций. Однако, продолжающееся повышение розничных
цен, истощение сделанных на "черный день" запасов вызовут к концу лета
- началу осени новый всплеск массовых волнений, сопровождаемых требованиями
индексации доходов, повышения зарплаты и т.п.
Этот прилив недовольства будет гораздо
более политизированным, чем нынешний. Если сейчас основная масса населения
в целом смирилась с ростом цен в ожидании появления продуктов на прилавках
магазинов, - то настроение следующей волны массового недовольства будет
связано именно с нетерпимостью по отношению к постоянному росту цен на
фоне растущей недоступности товаров.
Появление к этому моменту решений по формированию
Экономического Союза республик и сильной исполнительной власти союзного
уровня с мандатом доверия на срок, определенный для проведения стабилизационной
экономической программы и реформ, стали бы чрезвычайно благоприятным фактором
стабилизации обстановки в обществе. Решения, направленные на борьбу с инфляцией
и экономической разрухой, которые будут найдены к этому времени в ходе
широких и хорошо подготовленных переговоров между основными силами, реально
определяющими общественную обстановку, могут получить поддержку у населения.
К этому моменту должна быть сформулирована
в своих основных принципах программа стабилизации экономики, достигнута
достаточная прочность Экономического Союза республик, приняты основные
решения о внешнеполитическом, правовом и ином обеспечении стабилизационной
программы. Несколько месяцев должны остаться руководству страны для доработки
согласованной программы, которая с нового года могла бы вступить в действие.
Если этот шанс будет упущен и руководство
страны и республик, ведущих политических и рабочих движений не придет ни
к каким очевидным для населения договоренностям, размах массовых волнений
и недовольства может привести к переходу к крайним формам политической
борьбы со стороны населения.
В этом случае создастся момент благоприятный
для сторонников свертывания практики политического плюрализма, которые
попытаются вернуть управляемость страной с помощью прямых репрессий. Реализация
такой политики приведет к ликвидации ныне действующей системы государственного
управления, еще больше дестабилизирует внутриполитическую ситуацию, подорвет
положительный образ страны в сознании мирового сообщества. Провал "правого
переворота" объективно неизбежен из-за отсутствия в этих условиях каких-либо
реальных механизмов выхода из экономического кризиса.
Девальвация Закона, девальвация власти,
ослабление моральных норм, неразрешимость элементарных человеческих проблем
- все это уже привело к девальвации самой человеческой жизни. Жертвы конфликтов
исчисляются сотнями, беженцы - уже сотнями тысяч. Излишне говорить, что
страдания сотен тысяч людей совершенно неприемлемы с позиции нравственности
и необходимо сделать все, чтобы прекратить эскалацию насилия в стране.
Выход из кризиса реален на основе достижения
согласия основных политических сил путем взаимных уступок.
Будучи убеждены в верности предложенного
сценария развития событий и представляя процедуру организации переговорного
процесса в рамках политики "общественного согласия", считаем, что начинать
первые практические шаги по ее проведению надо не откладывая - уже в мае. |