О ПОЛИТИКЕ "ОБЩЕСТВЕННОГО СОГЛАСИЯ" 
И ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРАХ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В СССР

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

Г.А. Явлинский - руководитель авторского коллектива, М. Задорнов С. Зверев, С. Иваненко, А. Макушкин, А. Мельников, А. Михайлов, Т. Ярыгина.

Выражаем благодарность за консультации д.ф.н. А.Л. Никифорову и другим специалистам, оказавшим помощь при подготовке данной работы. Мы благодарны за техническое содействие Бюро информационного обеспечения Совета Министров РСФСР и его руководителю В.П. Куприяновскому.

COPYWRIGHT: Г.А. Явлинский, М. Задорнов С. Зверев, С. Иваненко, А. Макушкин, А. Мельников, А. Михайлов, Т. Ярыгина.


 

СОДЕРЖАНИЕ

Необходимость проведения политики "Общественного согласия" 

Содержание политики "Общественного согласия"

Принципы политики "Общественного согласия" 

Цели политики "Общественного согласия"

О статусе решений, принимаемых в рамках политики "Общественного согласия"

Участие политических сил в реализации политики "Общественного согласия" Инициатива в организации переговоров 

Последовательность подготовки и проведения переговоров Возможная процедура обсуждения

Итоговые документы

Механизм контроля решений

Приложение 1

Приложение 2


 
Трансформация общества, вызванная политикой "перестройки", проходит этап резкого обострения экономических и политических противоречий. Неразрешенность противоречий ведет к углублению нестабильности, угрожающей волной социальных потрясений.

В сегодняшней ситуации невозможна стабилизация через установление единовластия одной из политических сил - даже если эта сила заявляет о принятии на себя всей полноты ответственности за вывод страны из кризиса. Захват власти - в том числе с использованием армии и правоохранительных органов открыл бы период насилия, но не стабилизации и разрешения проблем общества, во многом прямо связанных с состоянием экономики.

У страны сегодня есть лишь один цивилизованный, разумный путь - переговоры основных политических сил и нахождение компромисса, политика "общественного согласия". Совместное Заявление Президента СССР и руководителей 9 республик создало очень удобный путь для достижения политической стабильности. Заявление - серьезный шаг в этом направлении и ОПОРА ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШИХ ШАГОВ.

Россия не раз в своей истории переживала переломные моменты. К сожалению, "мирный" переход к качественно иному состоянию общества до сих пор не удавался нашему народу. И сейчас, надо признать, шансов на достижение договоренностей между основными политическими силами немного. Но других шансов на конструктивное разрешение основополагающих экономических проблем у общества просто нет.

Настоящий документ предлагает вариант проведения политики "общественного согласия", конкретизирует предложения по процедуре организации и проведения переговоров. Он не претендует ответить на те вопросы, решение которых должно быть найдено в ходе самих переговоров. Его главная цель - поддержать первые практические шаги в этом направлении и превратить их в особый политический курс в стране на период стабилизации.

 

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛИТИКИ "ОБЩЕСТВЕННОГО СОГЛАСИЯ"

Сложившиеся тенденции экономического и политического развития страны оставляют очень мало места для иллюзий: они неблагоприятны. И чем позже страна вступит в решительную борьбу с ними - тем труднее эта борьба будет - тем более высокую цену придется заплатить обществу за выход из кризиса.

Страна является заложником процессов, происходящих в экономике. Если решительные действия по стабилизации реформированию экономики будут отложены еще хотя бы на год, в ней произойдут качественные изменения, которые ДО КРАЙНОСТИ затруднят ее выход из состояния кризиса.

Во-первых, недоинвестирование экономики (уже продолжающееся не менее одного-двух лет) приведет к резкому возрастанию степени износа машин и оборудования, сокращению производственных мощностей и возможностей для маневра, скачку аварийности на производстве.

Во-вторых, в течение года могут сформироваться достаточно устойчивые стереотипы экономического поведения потребителей и производителей, связанные с инфляционными ожиданиями и ожиданием дальнейшего спада производства. По опыту других стран можно судить, что преодоление таких стереотипов - проблема гораздо более сложная и долговременная, чем, например, подавление ажиотажного спроса.

В-третьих, страна окажется еще больше втянута в проблему погашения внешней задолженности и выравнивания своего платежного баланса.

В-четвертых, проблематичной станет возможность привлечения в страну иностранных инвестиций при том, что внутренние стимулы к накоплению в народном хозяйстве будут окончательно подорваны гиперинфляцией. Наконец, продолжающееся падение уровня жизни населения создаст крайне политизированную и "взрывчатую" среду для проведения стабилизации и реформ.

В случае затягивания мер по стабилизации положения, экономика страны, как показывает опыт стран Латинской Америки, попадет в очень устойчивое состояние. Объемы производства стабилизируются на минимальном уровне жизнеобеспечения населения, гиперинфляция будет постоянно давать толчки к продолжающемуся падению уровня жизни, стимулы к инвестированию будут практически сведены к нулю, структурную перестройку экономики провести станет невозможно, государственные структуры власти будут сращиваться с коммерческими. Характерными чертами такого типа экономики являются, с одной стороны, постоянное воспроизводство диспропорциональности экономики, а с другой неуклонное снижение уровня жизни населения и качества окружающей среды. Неустойчивая экономическая ситуация будет основой постоянных острых социальных конфликтов и политической нестабильности. Выход из этого состояния теоретически очень труден, а практически пока не осуществлен ни в одной крупной стране.

В основе успеха любых экономических программ по оздоровлению положения в экономике лежит согласованность действий органов власти всех уровней. Ее отсутствие многократно усиливает все пороки, органически присущие нашей экономике. Эта несогласованность ведет к взрыву накопленного инфляционного потенциала, разрушает сложившуюся структуру хозяйства.

Между тем нарастание общественных конфликтов, проявившихся после десятилетий своего скрытого существования, ставит сложные задачи перед еще не окрепшими институтами представительной демократии. Властные структуры все чаще оказываются не подготовленными к решению жизненно важных проблем общества; им не удается удержать борьбу политических сил в рамках закона и цивилизованности. Тому есть несколько причин:

Во-первых, нынешние структуры государственной власти не были спроектированы на такое бурное развитие событий, которое имеет место в стране сегодня. Расстановка сил в институтах власти заметно отстает от изменения ситуации в обществе. Важнейшие политические силы, пользующиеся широкой поддержкой населения, не имеют адекватного их влиянию представительства в органах власти и на уровне Союза, и в целом ряде республик. Не нашло своего места в традиционных политических структурах рабочее движение. Результат - постоянное запаздывание в понимании и разрешении назревших проблем.

Во-вторых, вследствие разрыва во времени и различной правовой базы формирования государственных органов власти разного уровня между ними сформировалось противостояние, неразрешимое в рамках фактически действующих норм права, учитывая также расстановку реальных политических сил. Функции различных органов власти, координация их деятельности, контроль за выполнением уже принятых решений - все эти вопросы продолжают оставаться нерешенными.

В-третьих, органы государственной власти разного уровня в силу различных обстоятельств сами оказались втянутыми в борьбу на стороне одной из политических сил, что резко снижает эффективность их работы как органов представительной демократии, ведет к блокированию принимаемых решений со стороны государственных органов другого уровня и оппозиционных политических движений.

Учитывая динамику экономических и политических процессов в обществе, можно с уверенностью ожидать дальнейшего обострения социальной напряженности. Массовые волнения населения, вызванные повышением цен 2 апреля 1991г., правительство еще может рассчитывать несколько "погасить" за счет дополнительных компенсаций. Однако, продолжающееся повышение розничных цен, истощение сделанных на "черный день" запасов вызовут к концу лета - началу осени новый всплеск массовых волнений, сопровождаемых требованиями индексации доходов, повышения зарплаты и т.п.

Этот прилив недовольства будет гораздо более политизированным, чем нынешний. Если сейчас основная масса населения в целом смирилась с ростом цен в ожидании появления продуктов на прилавках магазинов, - то настроение следующей волны массового недовольства будет связано именно с нетерпимостью по отношению к постоянному росту цен на фоне растущей недоступности товаров.

Появление к этому моменту решений по формированию Экономического Союза республик и сильной исполнительной власти союзного уровня с мандатом доверия на срок, определенный для проведения стабилизационной экономической программы и реформ, стали бы чрезвычайно благоприятным фактором стабилизации обстановки в обществе. Решения, направленные на борьбу с инфляцией и экономической разрухой, которые будут найдены к этому времени в ходе широких и хорошо подготовленных переговоров между основными силами, реально определяющими общественную обстановку, могут получить поддержку у населения.

К этому моменту должна быть сформулирована в своих основных принципах программа стабилизации экономики, достигнута достаточная прочность Экономического Союза республик, приняты основные решения о внешнеполитическом, правовом и ином обеспечении стабилизационной программы. Несколько месяцев должны остаться руководству страны для доработки согласованной программы, которая с нового года могла бы вступить в действие.

Если этот шанс будет упущен и руководство страны и республик, ведущих политических и рабочих движений не придет ни к каким очевидным для населения договоренностям, размах массовых волнений и недовольства может привести к переходу к крайним формам политической борьбы со стороны населения.

В этом случае создастся момент благоприятный для сторонников свертывания практики политического плюрализма, которые попытаются вернуть управляемость страной с помощью прямых репрессий. Реализация такой политики приведет к ликвидации ныне действующей системы государственного управления, еще больше дестабилизирует внутриполитическую ситуацию, подорвет положительный образ страны в сознании мирового сообщества. Провал "правого переворота" объективно неизбежен из-за отсутствия в этих условиях каких-либо реальных механизмов выхода из экономического кризиса.

Девальвация Закона, девальвация власти, ослабление моральных норм, неразрешимость элементарных человеческих проблем - все это уже привело к девальвации самой человеческой жизни. Жертвы конфликтов исчисляются сотнями, беженцы - уже сотнями тысяч. Излишне говорить, что страдания сотен тысяч людей совершенно неприемлемы с позиции нравственности и необходимо сделать все, чтобы прекратить эскалацию насилия в стране.

Выход из кризиса реален на основе достижения согласия основных политических сил путем взаимных уступок.

Будучи убеждены в верности предложенного сценария развития событий и представляя процедуру организации переговорного процесса в рамках политики "общественного согласия", считаем, что начинать первые практические шаги по ее проведению надо не откладывая - уже в мае.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИКИ "ОБЩЕСТВЕННОГО СОГЛАСИЯ"

Необходимы новые, нетрадиционные и достаточно гибкие формы разрешения проблем, вставших перед нашим обществом. Эти формы в переходный период, не заменяя, могли бы существенным образом дополнить уже имеющиеся политические институты и обеспечить, тем самым, общественную поддержку и действенность работы законодательных и исполнительных органов власти.

Такой нетрадиционной формой разрешения общественных конфликтов и проблем в наших условиях может стать политика "ОС" - организация переговоров основных политических сил по всему кругу ключевых вопросов настоящего и будущего страны и выработка решений, удовлетворяющих большинство политических сил. О том, что политика "ОС" может принести успех, свидетельствует, в частности, пример договоренностей, достигнутых между основными социальными силами в период осуществления "реформы Эрхарда" в послевоенной Западной Германии и др.

Преимуществами политики "ОС" являются: 

- возможность прямого участия в переговорах самого широкого спектра политических сил, пользующихся общественной поддержкой;

- оперативность рассмотрения проблем при возникновении конфликтов;

- возможность рассмотрения и решения вопросов в комплексе; - гибкая процедура обсуждений;

- возможность контроля за принятыми решениями не только со стороны государственных органов, но и основными политическими силами, обществом в целом.

В момент, когда общественные конфликты достигают особой остроты, прямые переговоры в рамках политики "ОС" могут оказаться единственно приемлемой формой их урегулирования.

Содержание политики "ОС" заключается в инициировании и поддержке всех видов переговоров противоборствующих политических сил по ключевым вопросам переустройства и развития общества и отказе от насилия. При необходимости органы государственной власти могут оказывать давление на крайние политические силы, игнорирующие переговорный процесс и не отказывающиеся от насильственных действий - в этих случаях органы власти опираются на широкую общественную поддержку.

Об осознании обществом необходимости поиска компромиссных решений свидетельствует обсуждение идеи "круглого стола" основных политических сил, а также подписанное Президентом СССР и руководителями девяти союзных республик Совместное заявление. Это заявление можно расценивать как первый значительный шаг в направлении достижения общественного согласия.

Важно подчеркнуть, что в сегодняшних условиях речь должна идти не о единственном раунде переговоров, не о разовом мероприятии а именно о ПОЛИТИКЕ "общественного согласия", о длительном переговорном процессе, имеющим целью укрепление институтов представительной демократии в стране и недопущение насильственных форм политической борьбы.

За последнее время в силу неподготовленности многих крупных решений, слабой организационной работы, непонимания реальных общественных закономерностей в значительной мере подорвано доверие к таким понятиям, как "демократия", "суверенитет", "парламентаризм". Такая же судьба постигнет и политику переговоров основных политических сил - если не будут ясны ее концепция и цели, если проблемы не будут рассматриваться и решаться в комплексе, если неэффективным окажется механизм контроля принятых решений.

Поэтому вызывают возражения предложения о немедленном проведении "круглого стола" с неясным составом и полномочиями участников, с несогласованной повесткой переговоров при отсутствии заранее проработанных документов, которые должны лечь в основу решений. Поспешность в проведении переговоров означала бы выхолащивание и дискредитацию самой идеи "общественного согласия".

Между тем, политика "ОС" могла бы дать действенные формы разрешения конфликтов в переходный период от:

унитарного государства к новым формам межгосударственных отношений суверенных республик;

централизованной плановой экономики к созданию институциональных основ экономики смешанного типа; однопартийности и тоталитаризма к существованию организованной и ответственной оппозиции, цивилизованным методам политической борьбы.

 

ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИКИ "ОБЩЕСТВЕННОГО СОГЛАСИЯ".

Политика "ОС" исходит из принятия следующих принципов:

1. Признание всеми участниками переговоров неприемлемости продолжающегося ухудшения ситуации в стране и невозможности преодоления этой тенденции в условиях жесткой политической конфронтации.

2. Признание относительного равновесия политических сил: ни одна из них не обладает политическим потенциалом для того, чтобы самостоятельно вывести страну из кризиса.

3. Отказ политических сил от стремления к полной "победе" над другими политическими силами и ориентация их на поиск взаимного компромисса во имя спасения страны.

Достижение согласия по этим трем принципам будет означать принятие движением или партией идеи политики "ОС" и возможность перехода к проблемам конкретной организации переговорного процесса.

При организации и проведении переговоров используются уже достигнутые договоренности, подготовленные заделы, разработанные документы - то есть переговоры начинаются не с "чистого листа", в этой политике находит реализацию накопленный к сегодняшнему дню потенциал компромиссных решений, опыт взаимодействия различных сил.

 

ЦЕЛИ ПОЛИТИКИ "ОБЩЕСТВЕННОГО СОГЛАСИЯ"

В качестве практических задач политики "ОС" предлагаются: проведение консультаций, выработка процедур и принятие итоговых документов с последующей их ратификацией ВС СССР и республик.

Важнейшие цели политики "ОС" следующие:

1. Разрешение неотложных экономических проблем на основе достижения договоренностей между основными политическими силами:

- заключение межреспубликанских соглашений по ключевым направлениям экономической политики;

- достижение и соблюдение договоренностей между органами исполнительной власти, профессиональными союзами и рабочими движениями о взаимных обязательствах на переходный период, с особым рассмотрением вопросов о забастовках;

- подготовка и осуществление стабилизационной (антиинфляционной) программы;

- рассмотрение экономических аспектов проблемы поддержания обороноспособности, решение вопросов социально-экономического положения военнослужащих и членов их семей.

Согласованная экономическая политика должна исходить из признания всеми сторонами реальности: единого "рублевого" экономического пространства, высокой степени взаимозависимости всех без исключения республиканских экономик, предпочтительности совместного преодоления спада производства и инфляции.

Потребуется согласование мероприятий, проводимых республиками в области бюджетно-финансовой, кредитно-денежной, валютной, ценовой, социальной и др. политики, а также неотложных действий в этих областях, выработка мер контроля и санкций за нарушение достигнутых договоренностей.

При этом можно было бы вернуться к идее заключения Экономического Союза республик. Она не противоречит продолжению работы над Союзным Договором, но может позволить ускорить достижение экономических соглашений и привлечь к переговорам республики, отказывающиеся от участия в Союзном Договоре. Очевидно, участники экономического Союза и его ассоциированные члены будут иметь различный объем прав в рамках этого Союза.

2. Урегулирование межнациональных конфликтов:

- проведение ряда региональных "круглых столов"; первая цель - снижение накала конфликтов, прекращение вооруженных столкновений, конечная цель - достижение конкретных договоренностей;

- законодательное решение проблемы беженцев, оказание им всесторонней экономической помощи;

- определение условий, при которых органы государственной власти обязаны применять силу для прекращения эскалации межнациональных конфликтов и порядка использования "силовых рычагов";

- роспуск незаконных вооруженных формирований.

3. Разрешение нарастающих социальных конфликтов:

- согласование принципов и форм стимулирования создания и законодательного оформления организаций, представляющих интересы различных социальных слоев и профессиональных групп, в первую очередь - рабочего движения;

- выработка приемлемых для всех сторон форм разрешения социальных конфликтов, предотвращение неконтролируемых, "крайних" форм проявления социальной напряженности;

- достижение конкретных договоренностей о взаимных обязательствах органов государственной власти и организаций трудящихся по вопросам проведения экономической политики.

4. Достижение соглашений о будущем государственном устройстве:

- определение формы государственного устройства нового Союза;

- определение процедуры и сроков заключения договоров о будущем государственном устройстве;

- определение принципов взаимоотношений с республиками, принявшими решения о самоопределении;

- определение роли "силовых рычагов" власти - армии, КГБ, МВД в политической системе общества; законодательное оформление имущественных и иных прав армии на всей территории страны;

- достижение договоренностей о защите прав национальных меньшинств.

5. Как заключительный этап проведения политики "ОС" возможна организация переговоров основных политических сил по проблеме структуры власти. На этом, заключительном этапе переговоров можно было бы рассмотреть следующие вопросы:

- подготовка предложений по процедуре и срокам новых выборов в законодательные органы власти Союза и республик.

- формирование правительства с предоставлением ему широких полномочий на проведение экономической политики в рамках согласованных основных ее принципов;

- формирование судебной власти нового Союза, определение ее функций;

- определение форм поддержки становления различных политических партий и общественных движений.

 

О СТАТУСЕ РЕШЕНИЙ, ПРИНИМАЕМЫХ В РАМКАХ ПОЛИТИКИ "ОБЩЕСТВЕННОГО СОГЛАСИЯ".

Решения могут приниматься в виде:

- деклараций (совместных заявлений) по ключевым проблемам; - рекомендаций для органов государственной власти и законодательных инициатив (с последующим рассмотрением уполномоченными на то органами);

- нормативных документов, предусматривающих конкретные меры и обязательных для исполнения органами власти и всеми участниками переговоров (с последующей ратификацией Верховными Советами Союза и республик);

- соглашений и договоров, предполагающих изменения в Конституции СССР и республик.

Правом принятия нормативных решений совещания, проводимые в рамках предлагаемой политики, наделяются действующими органами власти, направляющими своих представителей на переговоры. Соответствующая процедура вырабатывается на Совете Федерации совместно с представителями политических сил.

 

УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ "ОБЩЕСТВЕННОГО СОГЛАСИЯ"

Максимальную поддержку принятым решениям можно обеспечить только при условии участия в переговорах основных политических сил страны. Два наиболее общих критерия отбора участников:

- значимость политической силы;

- признание принципов политики "ОС".

Значимость политической силы определяется:

1. наличием реальных властных функций, полученных конституционным путем - согласно этому в переговорах должны принять участие представители как законодательных, так и исполнительных органов власти Союза и республик, включая автономные.

2. широкой общественной поддержкой, имеющей юридическое или иное подтверждение:

а) для политических партий и общественных движений прохождение официальной регистрации и определенный минимум членов партии (движения);

б) для профессиональных союзов и других организаций трудящихся - официальная регистрация, получение в установленном законом порядке права представлять интересы конкретных социальных слоев и профессиональных групп;

в) для политических лидеров - наличие полномочий от соответствующих партий, движений и иных общественных объединений или высокая степень доверия населения, выявленная данными социологических опросов.

3. реальной возможностью данной политической силы оказывать своими действиями влияние на общественно-политическую и экономическую ситуацию в регионе, стране в целом.

Условием участия в переговорах любой политической силы должно стать признание ею основных принципов политики "ОС", а также публичный отказ от использования насильственных действий в политической борьбе и от поддержки сил, применяющих или призывающих к применению насилия.

Участники переговоров могут формировать блоки политических сил (общественных объединений), занимающих сходную позицию по определенным проблемам и делегировать общего представителя для переговоров.

В случае необходимости переговоры должны происходить при участии третьей стороны. Возможно также присутствие иностранных наблюдателей в случаях, когда обсуждение не носит закрытого характера.

Представители Вооруженных Сил должны входить в состав делегации, представляющей исполнительную власть Союза.

* * *

Политика "Общественного Согласия" может быть реализована с применением конкретных процедур. При их выборе может быть использован как наш собственный опыт, так и исторический опыт других государств. Возможно использование модели международных переговоров.

Наши предложения на этот счет исходят из анализа социально-политической ситуации в стране и сводятся к следующим моментам.

ИНИЦИАТИВА В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕГОВОРОВ

Инициативу в проведении политики "ОС" может проявить любая из политических сил. Однако, для того, чтобы принятые решения обрели значимость и были воплощены на практике, инициативу в организации переговорного процесса должны проявить официальные структуры власти. В противном случае именно на них ляжет ответственность за упущенную возможность изменения политической ситуации и дальнейшее ухудшение положения дел в стране.

Проявление инициативы властными структурами объективно ставит их в более выгодное положение в сравнении с ситуацией, когда власть вынуждена идти на уступки другим политическим силам в результате давления. Промедление ослабляет положение органов власти в меру ухудшения общей ситуации в стране.

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ

(Основные этапы)

Началом осуществления политики "общественного согласия" может стать Совместное заявление Президента СССР и руководителей союзных республик, подписанное 23 апреля 1991г. Для этого необходимо подкрепить заявление практическими шагами.

На Совете Федерации (СФ) могут быть определены цели и принципы политики "общественного согласия", достигнуты договоренности об организации переговоров по некоторым проблемам. После этого СФ мог бы выступить с официальным призывом к началу переговоров, направить своих представителей в те республики, которые не принимают участия в его работе с соответствующими предложениями и обратиться к основным политическим движениям.

Из членов ВС СССР и республик необходимо сформировать делегации для переговоров в районах межнациональных конфликтов (Южная Осетия, НКАО, Молдова и др.) и наделить эти делегации официальными полномочиями. Союзные органы власти должны продемонстрировать свою заинтересованность в успехе переговоров. Потребуется готовность сторон к взаимным уступкам.

В результате консультаций СФ с органами власти Союза и республик, а также общественными движениями принимаются конкретные решения об организации переговоров, формируются группы экспертов.

Возможна следующая последовательность в проведении политики "ОС":

- заключительному этапу переговоров предшествуют переговоры в республиках и регионах. На них необходимо добиться общереспубликанского (в Грузии - между грузинами и осетинами, в Молдове - между молдаванами и гагаузами, в России - Федеративный Договор и др.) и регионального (напр. между Арменией и Азербайджаном) согласия. Достигается также согласие политических движений внутри республик. Переговоры, где это необходимо, должны происходить при участии третьей стороны (например, переговоры между Грузией и Южной Осетией могут происходить при посредничестве российских и союзных органов власти);

- в случае, если противоборствующие силы по каким-либо причинам продолжают конфронтацию, начало переговоров должно инициироваться третьей силой, которая значима для первых двух; 

- на время переговоров все вооруженные формирования сил, участвующих в переговорах, должны прекратить свою деятельность;

- в республиках и регионах, организуются переговоры по всему комплексу экономических проблем с рассмотрением требований рабочих движений, подготовкой межреспубликанских соглашений и др.;

- решения, принятые во время переговоров в республиках и на межреспубликанском уровне должны быть подготовлены заранее в результате интенсивных конфиденциальных консультаций в различных комбинациях глав Союза, республик, лидеров движений и/или их полномочных представителей. Для этого Верховные Советы соответствующих уровней, а также съезды партий дают полномочия своим главам на ведение переговоров и подписание соглашений с последующей их ратификацией, а также формируют группы экспертов.

Таким образом, основные этапы подготовки и проведения переговоров могут предусматривать:

1. Обсуждение и уточнение содержания политики "ОС" в Совете Федерации (СФ).

2. Направление СФ представителей в республики, не участвующие в его работе.

3. Принятие принципов политики "ОС" органами власти Союза и республик, основными политическими движениями. Официальные заявления.

4. Оформление политических сил, определение ими своих позиций. Работа по привлечению всех основных политических сил к участию в переговорах (осуществляется органами власти вместе с движениями, решившими участвовать в переговорах).

5.Проведение консультаций. Выбор непосредственных организаторов. Принятие решений о сроках и месте проведения переговоров.

6. Определение тем (проблем), выносимых на обсуждение.

7. Принятие высшими органами общественных объединений решений о составе делегаций. Решения ВС СССР и республик.

8. Работа экспертных групп по направлениям (проблемам). Предварительная подготовка документов. Неофициальные консультации участников переговоров.

9. Переговоры в регионах и республиках, а также по отдельным проблемам. Предварительные соглашения. Принятие документов.

10. Заключительный этап переговоров. Принятие итоговых документов. Определение процедуры реализации и контроля решений.

11. Ратификация документов органами законодательной власти.

12. Реализация решений.

Участники переговоров выступают с обращением ко всем политическим силам, рабочим движениям с призывом о прекращении межнациональных и социальных конфликтов на период проведения переговоров, достигается договоренность о предварительном согласовании принимаемых законодательных актов между органами власти Союза и республик.

Во время подготовки и проведения переговоров обеспечивается возможно более полное освещение этой работы в средствах массовой информации.

Полномочия участников, а также привлекаемых экспертов должны быть подтверждены решениями органов государственной власти и общественных объединений.

ВОЗМОЖНАЯ ПРОЦЕДУРА ОБСУЖДЕНИЯ

Обсуждение строится по "проблемному" принципу. Очередность рассмотрения проблем (повестка) и регламент обсуждения предварительно согласовываются представителями сторон и утверждаются на первом заседании. Председательствуют на переговорах поочередно представители всех сторон-участниц.

Заседания целесообразно проводить в несколько раундов, используя перерывы для консультаций участников с теми политическими силами, которые они представляют, уточнения позиций и работы над документами.

Работа может проводиться по следующей схеме:

1. Согласование обсуждаемых вопросов.

2. Заявление сторонами своих позиций. Обмен документами. 

3. Работа экспертных групп.

4. Обсуждение согласованных документов.

5. Процедура официального подписания соглашений.

Конкретные процедуры переговоров будут отличаться гибкостью и разнообразием.

Можно сформулировать некоторые требования к организации обсуждений:

- общий состав участников не более нескольких десятков человек;

- срок проведения каждого раунда не более нескольких дней; - присутствие наблюдателей, в том числе и возможность

присутствия иностранных наблюдателей;

- отдельные заседания, связанные с проблемами безопасности страны должны носить закрытый характер.

 
 

ИТОГОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Первые документы, которые должны быть приняты - это соглашения о принципах политики "ОС" и процедурах проведения переговоров.

Вторым шагом могло бы стать принятие совместных деклараций по наиболее острым проблемам, - направленных на приостановление конфликтов.

Следует поначалу ориентироваться на минимально необходимый круг договоренностей, а в случае успешного развития переговорного процесса готовить к рассмотрению в ходе переговоров и другие документы.

Документы, которые должны стать итогом переговоров, можно разделить на несколько групп:

1) По проблемам экономической политики:

а) ряд межреспубликанских соглашений:

- о бюджетной системе и государственном бюджете Союза на 1992 г.;

- о внебюджетных фондах;

- о едином минимуме социальных гарантий;

- о межреспубликанских поставках и закупках для государственных нужд;

- о валютном фонде СССР и внешнеэкономической политике;

- об иностранных инвестициях;

б) стабилизационная программа;

в) соглашение на 1991-1992гг правительства СССР и правительств союзных республик с профсоюзами и рабочими движениями.

2) По проблемам государственного устройства:

а) ряд соглашений:

- о будущем государственном устройстве Союза, процедурах и сроках заключения договоров;

- об отношениях с республиками, принявшими решения о независимости;

- о защите прав национальных меньшинств;

- о разграничении полномочий органов государственной власти различного уровня;

- об имущественных и иных правах министерства обороны СССР, статусе военных баз и других оборонных объектов; и др.

3) По урегулированию межнациональных конфликтов:

а) законодательные акты СССР и республик о беженцах;

б) соглашение о порядке урегулирования конкретных конфликтов; в том числе:

- о неприменении силы;

- о разоружении и роспуске незаконных военизированных формирований;

- о формах государственного управления на территориях, входящих в зону конфликта;

в) соглашения и законодательные акты об условиях и порядке применения силы органами государственной власти в межнациональных конфликтах.

4) По урегулированию социальных конфликтов:

а) соглашения между органами исполнительной власти и организациями трудящихся по конкретным вопросам экономической политики.

Представляется, что итогом проведения первых раундов переговоров (май-октябрь 1991г.) могут стать только некоторые из перечисленных документов, по которым достижимо наибольшее согласие. По другим вопросам целесообразно ограничиться декларациями с тем, чтобы иметь возможность продолжить переговоры и в дальнейшем.

 

МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ РЕШЕНИЙ

Для эффективного контроля за выполнением принятых решений необходимо:

- предусматривать в итоговых документах взаимные обязательства сторон (при нарушении своих обязательств одной из сторон другие участники переговоров освобождаются от обязательств и вправе применять заранее оговоренные санкции);

- выработать порядок применения санкций против нарушителей принятых решений, начиная с политического осуждения, экономических санкций, предусмотрев условия и порядок использования "силовых рычагов";

- использовать институт наблюдателей;

- открыто освещать в средствах массовой информации ход переговоров и, особенно, сами решения - с целью использования общественного контроля за их реализацией.

Для непосредственного осуществления контроля за выполнением принятых решений участники переговоров формируют согласительные комиссии и определяют порядок их работы.

* * *

В этом документе, разумеется, даны ответы не на все вопросы, которые возникнут при практической реализации политики "общественного Согласия". Но на все вопросы и невозможно ответить заранее - находить решения помогает искусство политиков, их воля и умение.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Известно, к каким гибельным последствиям приводило в России нежелание противоборствующих сил объединиться против общей опасности. В 1237 г. во время нашествия Батыя на Русь князья рязанские, а также князья муромский и пронский просили помощи у князя Владимирского Юрия. Тот, однако, решил обороняться один. В результате татарам оказалось гораздо легче разбить русских князей поодиночке.

С другой стороны, известны случаи, когда единение противоборствующих сил приводило к победе. Яркий пример история России начала 17 века. Состояние России того времени - ужасное. Как пишет Ключевский: "В конце 1611г. Московское государство представляло зрелище полного видимого разрушения... страна оставалась без правительства. Государство, потеряв свой центр, стала распадаться на составные части; чуть не каждый город действовал особняком, только пересылаясь с другими городами. Государство преображалось в какую-то бесформенную мятущуюся федерацию. "В этой обстановке государство было восстановлено соединенными усилиями Церкви (призывные грамоты архимандрита Дионисия и келаря Авраамия), служилых людей, городовых дворян, детей боярских (составивших второе дворянское ополчение против поляков под руководством князя Д.Пожарского), посадских людей (снарядивших ополченцев на свои деньги), казаков, сыгравших решающую роль в борьбе с поляками (именно они в октябре 1612 г. взяли Китай-город и отбили от Волоколамска короля Сигизмунда, шедшего к Москве). Показательно, что лидерами движения и его героями были князь Д.Пожарский, мясной торговец К.Минин, монах А.Палицын.

В результате объединенных усилий русских людей завершился четырнадцатилетний период Смуты, в 1613 г. на Соборе царем был избран Михаил Романов. Можно сказать, что одним из основных результатов совместных усилий явилась политическая стабилизация Московского государства.

В 19 веке примером соединения сил является война 1812 года. Общеизвестно, какую роль сыграли в войне крестьянские партизанские отряды, действовавшие совместно с регулярной армией против Наполеона. Велика была их роль в уничтожении французской армии, вынужденной (не только Кутузовым, совершившим блестящий "Тарутинский маневр", но и теми же крестьянскими партизанами, перекрывавшими поступление провианта в Москву) зимой 1812 года отступить из России.

Наконец, в 20 веке (1915-1917гг) в Четвертой Государственной Думе существовал Прогрессивный блок, объединивший 22 августа 1915 года шесть думских фракций (прогрессистов, националистов-прогрессистов, группу "Союз 17 октября", земцев-октябристов, кадетов, партию центра) и три фракции Государственного Совета (центр, академическая группа, внепартийные). Создать блок фракций столь различных, как например прогрессисты и кадеты, побудила тяжелая обстановка в стране, вызванная страшным отступление русской армии летом 1915 года и возникшим в связи с этим глухим недовольством верхами на фронте и в тылу. Умный и дальновидный политик В.В.Шульгин, инициатор создания блока и его участник, почувствовал в то время необходимость направить народное недовольство "в отдушину, именуемую Государственной Думой". Похоже видел задачу другой лидер блока П.Н.Милюков, который полагал, что политический смысл блока "заключается в последней попытке найти мирный исход из положения, которое с каждым днем становилось все более грозным".

И хотя блок не решил эту задачу, в течение полутора лет он играл положительную роль, препятствовал наступлению социального хаоса. Можно сказать, что и в этом случае политика союза противоборствующих сил, их объединения перед лицом общей опасности, оказалось верной.

Чему же должен научит нас этот беглый взгляд на русскую историю? По-видимому, следующему: когда возникает опасность, угрожающая всем соперничающим силам одновременно, опасность перехода общества из состояния порядка в состояние хаоса, необходимо всем силам, желающим созидать, а не разрушать сначала стабилизировать ситуацию (для чего необходимы совместные действия) и лишь затем решать спорные вопросы мирным путем.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Зримым выражением политики социального компромисса в послевоенной Германии явились более высокие темпы развития немецкой экономики по сравнению с британской. (К примеру, если говорить о благосостоянии населения, то индекс частного потребления на душу населения (1952=100) вырос в Западной Германии с 77 в 1949 г. до 126 в 1955 г., а в Великобритании, соответственно, со 100 до 110.

В Великобритании у власти находились лейбористы,

национализировавшие после прихода к власти часть отраслей. Влияние профсоюзов в английской промышленности было очень велико. Профсоюзы добивались больших заработков для рабочих путем организации забастовок. Нередко таким путем удавалось парализовать целые отрасли.

В Германии власть была в руках либерально-консервативной коалиции, которая формировала правительство, чередуясь с либеральной социал-демократической коалицией. Некоторое время существовала и большая коалиция. Профсоюзы в немецкой экономике были влиятельной силой. Однако в противовес Англии все три главные силы разрушенной немецкой экономики: частные собственники, государственный аппарат и наемные работники, представленные профсоюзами, поняли, что спор по поводу перераспределения богатства был бы губителен для всех. Результатом политики согласия явился отказ профсоюзов от своего права на забастовку. Это - один из источников послевоенного "немецкого экономического чуда".

Чему может научить нас германский опыт? Прежде всего тому, что рабочие, представленные профсоюзами, только тогда пойдут на соглашение о прекращении забастовок, когда увидят впереди четкую цель. Архитектор "чуда", директор управления хозяйства объединенных западных зон оккупации Л.Эрхард (впоследствии ставший министром народного хозяйства ФРГ и канцлером республики) писал в своих мемуарах: "Трудящиеся ... поняли, разобравшись в сложности происходившего, в сколь сильной степени начавшееся тогда развитие, несмотря на некоторые тягостные затруднения, все же в конечном итоге идет им на пользу."

Пояснить же рабочим цель нашей экономической эволюции, а также их роль в ней, должны представители других социальных групп. (Тот же Л.Эрхард вспоминал, что для того чтобы объяснить последствия повышения заработной платы в 1956г. он "буквально изъездил всю страну, чтобы разъяснить ... элементарные истины даже самым простодушным людям".) Наилучшим образом это можно сделать в рамках политики "общественного согласия", так как именно в ее рамках рабочие могут: 1) получить представление о позиции других социальных групп; 2) выслушать аргументы о неприемлемости некоторых положений собственной программы и теоретически оценить меры воздействия, которые могут быть к ним применены со стороны других участников политиков "общественного согласия". (В Германии первоначально политика социального согласия встретила на своем пути препятствия. Требования профсоюзов в области повышения заработной платы стали умеренными только после провала всеобщей забастовки12 ноября 1948 года).