[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Публикации] [Нижегородский пролог]
Нижегородский пролог
Справка Департамента экономики и прогнозирования Администрации Нижегородской области по итогам реализации в Нижегородской области разработок программы «Нижегородский пролог»
 13 апреля 1993 года

 
Основная работа по реализации программы "Нижегородский пролог" велась по четырем направлениям:

1.Выпуск облигаций областного займа.

2 .Разработка и внедрение оперативной системы .социальных индикаторов (ОССИ).

3. Организация свободной регистрации (саморегистрации) индивидуальных частных предприятий в городе Нижнем Новгороде.

4. Реорганизация системы содержания и эксплуатации жилья в области.
Основные итоги реализации программы  «Нижегородский про-
лог» по всем четырем пунктам следующие:

1. Решение о выпуске облигаций областного займа было принято областным Советом в июне 1992 года в период острого дефицита наличности. При разработке проспекта эмиссии предполагалось использовать займ как многоцелевой финансовый инструмент, в том числе и для использования облигаций в качестве средств платежа.

Регистрация проспекта эмиссии проведена в установленном порядке р Министерстве финансов РФ 04.08.92 за номером 32-3-130.

К моменту изготовления облигаций займа проблема дефицита наличности во многом была решена и необходимость использования облигаций в качестве платежного средства отпала.

С ноября 1992 года по январь 1993 года облигации займа в сумме 1 млрд. руб. использовались для оплаты при отпуске ГCМ через автозаправочные станции. Это позволило практически безболезненно перейти от единых талонов к отпуску ГСМ за наличный расчет, выполнив за эти три месяца комплекс работ по оснащению А3С решётками,  тамбурами, охранной сигнализации, организовав службу инкассации. По готовности АЗС к отпуску за наличный расчет, облигации были изъяты из обращения и с 1 марта 1993 года начато распространение облигаций уже как традиционного займа.

Займ определен как социальный, основного его целью является обеспечение максимальной защиты сбережений населения области от инфляции путем ежеквартальной выплаты 30% по облигациям (120% годовых). Облигации распространяются через почтовые отделения и могут быть сданы в любое время по желанию их владельца с немедленной выплатой полной стоимости независимо от ранее выплаченных по ним процентов. Планируется проведение не менее двух раз в год тиражей займа в форме вещевых выигрышей
(автомобили, холодильники,  стиральные машины и другие товары
народного потребления повышенного спроса). Выигравшая облигация не погашается и остается собственностью прежнего владельца. После удовлетворения спроса на облигации у населенная, планируется введение распространения облигаций по безналичному расчету, денежные ресурсы, аккумулированные от продажи облигаций, вкладываются в предприятия по поставке, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, природного газа,  сжиженного газа и других видов топлива, прибыль от этих операций направляется на выплату процентов и обслуживание займа.

Гарантом займа областной Совет определил областной бюджет и 20% акций наиболее рентабельных   предприятий   областной собственности, приватизируемых в 1993 году. Объем эмиссии определен в размере 5 млрд. руб. Первый месяц распространения облигацией показал высокий уровень спроса на них. Достаточно сказать, что при распространении на первом этапе только через 6 почтовых отделений в г. Н. Новгород при практическом отсутствии рекламы за март месяц распространено облигаций на 200 млн. рублей.

В настоящее время число пунктов распространения в Н. Новгороде доведено до 18 и открыты 17 пунктов в крупных городах и районных центрах области.

Организацию работы займа выполняет Совет займа, состоящий из руководителей отраслевых департаментов областной Администрации (3 человека) под председательством Губернатора области.

2. Опираясь на разработки группы Г.А.Явлинского департаментом по занятости и социальной защите населения областной Администрации были разработаны концепция социальной защиты граждан области, концепция занятости населения, положение о фонде социальной защиты, план основных мероприятии по. социальной защите населения и другие документы.

Проведенные мер по социальной поддержке населения базируется на разработанной и внедренной оперативной системе социальных индикаторов (ОССИ),  ориентированной на оперативную и срочную систему слежения за изменением показателей, характеризующих их «социальное здоровье» населения и возможные его отклонения. Эта система позволит определить критические точки социального напряжения и вырабатывать меры по их локализации.

ОССИ поступает в 30 адресов: руководителям области и города Н.Новгорода, департаментов администрации, председателям постоянных комиссий областного Совета, средствам массовой информации, Совету и комитетам профсоюзов и т.д.

Анализ показателей ОССИ позволил выработать и реализовать ряд конкретных мер по защите населения и прежде всего его наиболее незащищенной части:  организации бесплатного питания или доставка на дом набора продуктов малоимущим гражданам, денежная компенсация на питание школьникам и молочным кухням, льготы по оплате за детские дошкольные учреждения и летний отдых детей, бесплатный проезд всех пенсионеров и инвалидов на городском транспорте, компенсационные доплаты инвалидам за жилую площадь и коммунальные услуги, единовременная помощь малоимущим на приобретение топлива, овощей, обеспечение их обувью, одеждой, бельем, расширение системы социального обслуживания на дому одиноких престарелых граждан и инвалидов и др.

В систему мер социальной поддержки на селения входит также, как основная часть ОССИ, еженедельный расчет бюджета прожиточного  минимума и ежеквартальный   минимальный   потребительский бюджет. ОССИ позволяет также сделать прогноз величины бюджета прожиточного минимума на весь 1993 год. Это создает основу для выработки мер по социальной поддержке населения на перспективу.

В системе социальной защиты особое место занимает оценка фактического состояния рынка труда и на этой основе анализ процессов его формирующих. Такая информация в еженедельной и месячной динамике также входит в ОССИ. Источником информации являются сами предприятия, данные которых обрабатываются и обобщаются службой занятости населения. Сложившаяся структура службы занятости населения позволяет строить свою работу в
соответствии с концепцией занятости населения, что воплощается в квотировании рабочих мест, профессиональной подготовке и переподготовке безработных, информировании населения о рынке труда и т.д.

3. На основании решения Малого Совета Нижегородского городского Совета народных депутатов от 30.09.92 г. принято Положение о свободной регистрации индивидуальных частных предприятий (ИЧП) в Нижнем Новгороде с 01.12.92г.

С этого момента любой совершеннолетний гражданин, имеющий нижегородскую прописку, может зарегистрировать свое предприятие.. В каждом из 8-ми районов города и в одном почтовом отделе Связи (в здании Главпочтамта) были открыты отделения по регистрации индивидуальных частных предприятий. Для регистрации необходимо заполнить Свидетельство установленного образца и оплатить государственную пошлину (2000 рублей). Свидетельство является решением нового собственника об учреждении индивидуального частного предприятия и выполняет функции Устава, а его владелец имеет все права, предусмотренные законодательством РФ. В Свидетельстве указывается наименование предприятия с указанием фамилии собственника, его имущества, паспортные данные владельца предприятия, основные виды деятельности, размер Уставного фонда,  ответственность по обязательствам индивидуального  предприятия.

На основании Свидетельства органы банка открывают ИЧП счета и заключают кредитные договоры с его владельцем,  органы внутренних дел дают разрешение владельцу ИЧП на изготовление печати. ИЧП, зарегистрированные подобным образом, выполняют налоговые обязательства и пользуются налоговыми льготами в соответствии с законодательством РФ о налогообложении.

По состоянию на 1 апреля 1993 г. было зарегистрировано 504 индивидуальных  частных предприятия, из них 266 в почтовом отделении связи. Анализ показывает, что основными направлениями деятельности ИЧП являются ремонт квартир,  строительство, ремонт бытовой техники, автотранспорта, посредничество в торговых сделках.

4. В условиях приватизации через акционирование предприятия федерального уровня неизбежно возникает вопрос о реорганизации существующей системы содержания и эксплуатации «ведомственного» жилья. В домах, находящихся на балансе предприятий проживает не более 40% работников непосредственно занятых на самом предприятии.

Значительная часть расходов по содержанию жилого фонда осуществляется из прибыли предприятий. В итоге предприятия оказываются убыточными в силу неокупаемости содержания и эксплуатации жилья. Возникает необходимость определить период перехода к положению оплаты непосредственно квартиросъемщиками и собственниками квартир. Предполагается создание «Единого фонда содержания жилищной сферы в городе». 

Формирование фонда планируется осуществлять из следующих источников по определенным нормативам:

- налог на работающего, со всех работодателей независимо от организационно-правовой формы ,

- бюджетные   средства   соответствующих   статей,

- средства пенсионного фонда, исходя из удельного веса
контингента пенсионеров, 

- средства государственного фонда занятости с учетом соответствующей доли контингента.

Продолжительность переходного периода планируется от 1,5 до 3 лет. Предлагается следующий механизм реализации средств единого фонда содержания жилья в Н.Новгороде. Средства распределяются между всеми имеющими прописку в городе из расчета суммы приходящейся на среднюю обеспеченность жителя общей площадью. Для этого:

- вводятся лицевые счета на каждую квартиру, где фиксируются сумма дотаций, приходящихся на квартиру в соответствии с числом проживающих в ней,

- определяются все статьи расходов по содержанию жилья,

- обеспечивается централизованное направление средств оплаты за услуги, которые в ближайшее время нецелесообразно передавать на уровень квартиросъемщиков и собственников квартир (лифтовое хозяйство, пожарная безопасность и т.п.)

Первоначальное дотирование жилья, по предлагаемой схеме, определяется реально сложившейся суммой содержания, полученной путем расчета по состоянию на 4-й квартал 1992 г. Впоследствии планируется трансформация в процентную долю от затрат на содержание. Разность до полной стоимости компенсируется непосредственно жильцом. С учётом потребительских качеств жилья возможно перераспределение средств единого фонда.

В перспективе планируется трансформация «Единого фонда содержания жилья в городе» в «Жилищный банк»,  основными функциями которого станут: проведение кредитной политики по реконструкции и ремонту жилья, кредитование жилищного строительства, организация и проведение ипотечных операций с жильем, залоговые операции с жильем и пр.

Предлагаются следующие меры по практической реализации предлагаемого варианта реорганизации системы содержания жилья в городе:

- введение налога на одного работающего по всем работодателям в городе,

- привлечение средств из государственных фондов (пенсионного и занятости).

В  настоящее время в Н. Новгороде разработана методика и ведется работа по определению себестоимости содержания усредненного метра жилья в городе. По предварительному анализу расходы на содержание среднего размера жилой единицы (45,5 кв.м. общей площади на трех проживающих человек) составляют на сегодняшний день 3340 руб. Из них будет оплачено квартиросъемщиком около 120 руб. Остальные средства будут компенсироваться из «Единого фонда содержания жилья».
 

Департамент экономики и прогнозирования Администрации Нижегородской области 
13 апреля 1993 года
Обсуждение справки

[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Публикации] [Нижегородский пролог]
info@yabloko.ru