К вопросу об определении: основные этапы развития либеральной
теории
Многие специалисты, изучающие либерализм, подчеркивают, что правильнее
определять его исторически, прослеживая основные линии его эволюции, нежели
логически, через перечисление основных принципов, идей или ценностных приоритетов.
Как пишет, например, Э.Арбластер, “либерализм следует рассматривать не
как нечто застывшее и абстрактное, не как совокупность неизменных моральных
и политических ценностей, но как историческое движение идей в эпоху современности...”
Поэтому эта теория “требует исторического анализа, а не чисто концептуального
подхода, который неизбежно оказывается статическим”16. Рамки
настоящей работы не дают возможности рассмотреть подробно историю либеральных
идей, развертывавшуюся во многих странах, где она имела свои характерные
особенности. Однако у нас есть возможность проследить основные ее этапы
и связанные с ними направления эволюции, свойственные либерализму практически
повсюду. При этом, рассматривая указанные направления, мы будем опираться
преимущественно на англосаксонскую либеральную традицию, поскольку она
наиболее отчетливо демонстрирует прослеживаемые нами тенденции.
Будучи отражением процессов модернизации, начавшихся на Западе в XVI-XVII
вв., либерализм вобрал в себя многое из наследия раннебуржуазной общественной
мысли: в развитии его теории важную роль сыграли концепции онтологического
индивидуализма, разработанные Т.Гоббсом и Дж.Локком и связанное с ним негативное
понимание свободы, представление о связи свободы и частной собственности,
обоснованное Локком, идеи веротерпимости, развивавшиеся в эпоху Реформации,
принцип lassez-faire (“дайте действовать”), сформулированный французскими
физиократами, теория разделения властей и доктрина верховенства права.
Корни многих либеральных идей восходят чуть ли не ко временам античности,
что затрудняет определение времени рождения либерализма. Некоторые авторы
видят его истоки уже в эпохе Возрождения и Реформации17, другие
начинают его историю с XVII века, с Т.Гоббса, Дж.Локка, французских и немецких
просветителей18. Однако и то, и другое сопряжено с определенными
методологическими трудностями: нельзя взять писателя раннего Просвещения,
например, Локка, который не называл себя либералом, и представить его как
типичного представителя рассматриваемой традиции на основании его собственных
трудов, не выявляя, в каком смысле его аргументы являются либеральными.
Доказывая же их либеральный характер, мы пытаемся показать, что указанные
аргументы совместимы с базовыми идеями более поздних либеральных доктрин.
Однако общественная мысль Просвещения послужила основой для всех трех главных
направлений современной идеологии: либерализма, консерватизма и социализма.
Поэтому многих из “либералов” XVI-XVIII в. можно также отнести к числу
консерваторов или социалистов.
На наш взгляд, более обоснованной представляется точка зрения тех, кто
рассматривает мыслителей XVI-XVIII вв. как теоретических предшественников
либерализма, относя формирование последнего в качестве самостоятельной
социально-политической и этико-философской доктрины к концу XVIII - началу
XIX вв., когда сложилась та его форма, которая позже получила название
“классической”19. Обычно ее связывают в Англии с деятельностью
кружка “философских радикалов”, опиравшихся на труды И.Бентама, Д.Рикардо,
Т.Мальтуса, Дж.Милля, а также с идеями “манчестерской школы” экономического
либерализма (Р.Кобден, Д.Брайт), а во Франции - с творчеством Б.Констана.
“Философские радикалы” отказались от концепции естественного права и
общественного договора (в значительной мере - под влиянием ее критики в
работах Д.Юма и Э.Берка) и обосновывали права индивидов, исходя из натуралистической
этики утилитаризма. Последняя видит корни того, что люди считают хорошим
или плохим, соответственно, в удовольствии или страдании. “Природа, - писал
И.Бентам, - отдала человечество под власть двух господ - страдания и удовольствия.
Лишь они могут указывать, что нам следует делать и что мы станем делать”20.
По природе своей человек не может действовать иначе как руководствуясь
соображениями полезности, то есть стремлением к удовольствию и отвращением
к страданию. Общество - не что иное, как сумма индивидов, оказывающих друг
другу услуги, ибо польза одного человека обеспечивается действиями (или
бездействием) другого, при этом каждый заботится о собственных интересах.
Однако люди, согласно теории “классического либерализма”, достаточно разумны,
чтобы осознать необходимость соблюдения норм общежития, позволяющих каждому
эффективно достигать своих целей. Таким образом, “общественный интерес”
“классические либералы” интерпретировали не как интерес некоторой общности,
стоящей над индивидом, а как сумму интересов отдельных членов, составляющих
общество. Либеральный принцип индивидуализма, приоритета индивидуальных
интересов над социальными, отстаивался ими в наиболее крайней форме, как
онтологический принцип.
Классический либерализм обосновывал идею антипатернализма, настаивая,
что каждый человек - наилучший судья собственных интересов. А потому общество
должно обеспечивать своим гражданам наибольшую свободу, совместимую с равными
правами других. При этом свобода интерпретировалась негативно, как отсутствие
принуждения, как личная и гражданская свобода, как неприкосновенность сферы
частной жизни. Именно эта сторона свободы представлялась наиболее значимой:
политические свободы либералами начала XIX в. рассматривались как гарантия
личных и гражданских прав. Б.Констан видел причины несчастий Французской
революции в попытке ее лидеров воплотить античные идеи публичной свободы
в современных, совершенно непригодных для нее условиях. “Личная независимость
есть первейшая из современных потребностей, - писал он. - Значит, никогда
не надо требовать от нее жертвы ради установления политической свободы”21.
Напротив, последняя является лишь гарантией первой.
Этой гарантии “классические либералы” придавали важное значение. “Философские
радикалы” считали, что, исходя из идеи полезности как главного императива
поступков людей, общественная гармония определяется разумными “правилами
игры”, рациональными и равными для всех, дающими индивидам возможность
наиболее эффективно заботиться о собственных интересах. Однако современное
государство, представляющее “корыстные” интересы аристократии и духовенства
является главным препятствием к созданию таких правил. “Философские радикалы”
были активными пропагандистами парламентской реформы, накануне которой
была в то время Англия. Наиболее авторитетным изложением их политической
программы по праву считается “Исследование об управлении” Дж.Милля (1820
г.).
Наибольшая свобода, совместимая с равными правами других, обеспеченная
разумными “правилами игры”, устанавливаемыми и поддерживаемыми государством
- вот кредо “классического либерализма”. В качестве главной гарантии свободы
рассматривалась частная собственность, безопасности которой придавалось
важное значение, а главным предметом заботы была свобода экономическая.
“Классические либералы” взяли на вооружение лозунг “laissez-faire”, сформулированный
французскими физиократами (Кене, Мирабо, Тюрго) и развитый английскими
экономистами А.Смитом и Д.Рикардо. Они разделяли уверенность в том, что,
действуя свободно, без какого-либо принуждения со стороны власти, участники
рыночных отношений не только наилучшим образом реализуют собственные интересы,
которые никто не может знать лучше их самих, но и по “закону невидимой
руки” будут способствовать максимализации общего блага.
Следовательно, государство не должно управлять экономикой и не должно
перераспределять ресурсы в пользу бедных в соответствии с тем или иным
критерием общественного благосостояния. Его задача - гарантировать свободный
рынок труда и товаров. Положение же бедных, по убеждению “классических
либералов”, основанному на работах Т.Мальтуса, не может быть улучшено благотворительным
законодательством: единственным средством к решению этой проблемы является
сокращение рождаемости. В 1834 г. в Англии был принят “закон о бедных”,
по которому резко сокращалась помощь беднякам со стороны церковных приходов
и упразднялся налог, который взимали с богатых в пользу бедных.
Экономическая программа “классического либерализма” наиболее ярко проявилась
в движении за свободу торговли в Англии, направленном против так называемых
“хлебных законов”, устанавливавших протекционистские пошлины на импортируемое
зерно. По утверждению лидеров “манчерстерской школы”, возглавлявших это
движение, протекционистские пошлины, способствовавшие росту цен на хлеб,
есть не что иное как незаконный налог, взимаемый с бедняков в пользу английских
лендлордов. Отмена “хлебных законов” в 1846 г. рассматривалась как большая
победа экономического либерализма в Англии.
Если в Англии главные проблемы, занимавшие либералов в первой половине
XIX в., концентрировались вокруг экономики, то для их собратьев на континенте
главной проблемой были политические гарантии гражданских свобод. Их политическая
программа включала более последовательное разделение властей (согласно
английским образцам), защиту свобод, особенно свободы слова, гарантии самостоятельности
местного управления, создание Национальной гвардии, состоящей из представителей
среднего класса как силы, противостоящей и черни, и королевской армии.
Французский либерализм представлял собой программу “среднего класса”, противостоящего
как аристократии, так и низшим слоям общества. Отстаивая идею народного
представительства, французские либералы первой половины XIX в., как впрочем
и английские, жестко увязывали собственность и политические права. По словам
Констана, только собственность, дающая достаточный досуг, дает человеку
возможность осуществлять политические права. Революции 1830 и 1848-1850
гг. во Франции в значительной мере реализовали программы либералов.
Таким образом, идеи “классического либерализма” оказали несомненное
влияние на историю Европы первой половины XIX в. Вместе с тем, некоторые
положения, приписываемые этой форме либеральных доктрин, не только никогда
не были реализованы на практике, но и в теории были сформулированы гораздо
более мягко, чем принято полагать. Это касается прежде всего идеи государства-”ночного
сторожа”, миссия которого якобы сводится к установлению и поддержанию права.
“Классический либерализм” действительно выступал за минимальные функции
государства, но никогда не ограничивал последние областью права (хотя и
рассматривал эту область в качестве главной заботы государства). Правительство
должно брать на себя то, с чем не могут справиться отдельные индивиды и
частные ассоциации. Оно должно поощрять развитие промышленности и таким
образом создавать рабочие места, законодательными мерами способствовать
частной благотворительности в пользу тех, кто не может обеспечить себя
сам, смягчать негативные проявления коммерции, культивировать в обществе
дух взаимопомощи. По мысли А.Смита, преимущества свободного предпринимательства
будут гарантированы лишь если государство обеспечит гражданские добродетели,
а потому оно должно, в частности, заботиться об элементарном образовании
для бедных. А утилитаристская доктрина Бентама возлагала на государство
целый ряд обязанностей, вызвавших в адрес этого теоретика упреки в чрезмерной
“социальной инженерии”22. Таким образом, настаивая на сокращении
функций государства, “классический либерализм” был далек от мысли ограничить
его миссию сферой права.
Рассматриваемый тип либеральной теории сформировался в Европе конца
XVIII - первой половины XIX в. как ответ на проблемы, поставленные ходом
истории. К середине века обосновываемая этой теорией экономическая и политическая
программа была отчасти выполнена. “Тремя китами” “классического либерализма”
были свобода личности, понимаемая как свобода от принуждения извне, рыночные
отношения, основанные на незыблемости частной собственности и минимальное
государство. Этот либерализм идеализировал рыночные отношения между мелкими
предпринимателями, характерные для раннего капитализма: свободный рынок
казался основой “хорошего общества”, в котором ответственные граждане,
полагающиеся на собственные силы, взаимодействуют к собственной выгоде
и всеобщему благу. Однако на практике свободная конкуренция не привела
к гармонизации общественных отношений и торжеству меритократических принципов:
оказалось, что в отстуствие контроля рыночные механизмы ведут к поляризации
социальных контрастов, причем в основе вознаграждения далеко не всегда
лежит принцип заслуг.
В конце XIX - начале XX в. все “три кита” “классического либерализма”
оказались пересмотрены. Новые обстоятельства ставили новые задачи, однако
их решение было невозможно в рамках прежних доктрин. Преемственность между
“классической” и “новой” либеральной теорией оказалась возможной благодаря
существенной переработке социально-философских основ либерализма начала
XIX в., связанной главным образом с творчеством Дж.С.Милля.
Начав свою литературную и политическую деятельность как “философский
радикал”, Милль впоследствии пересмотрел концепцию взаимоотношений личности
и общества, сформулированную его предшественниками. Он показал несостоятельность
предложенной ими теории мотивации: человек, по мнению Милля, не обязательно
должен быть эгоистом, напротив, истинно человеческая сущность проявляется
в заботе о других людях, более того, именно поступки, направленные на благо
других, приносят высшее удовольствие. Человек способен проявлять как эгоистические,
так и альтруистические качества, однако последние не возникают сами по
себе, а формируются практикой взаимодействия и сотрудничества с другими
людьми. Задача общества - поощрять такую практику.
Будучи существом не только биологическим, но и социальным, человек зависит
от общества в формировании и удовлетворении своих потребностей. И хотя
условием развития личности является некоторая мера автономии, независимости
от других людей и социальных институтов, самосовершенствование невозможно
вне общества. Рассматривая развитие индивидуальности как высшую цель, делающую
людей счастливыми, Милль был убежден, что эта цель может реализовываться
только через осознание тесной взаимосвязи интересов каждого индивида с
благом окружающих его людей и всего человечества. Таким образом, чтобы
создать условия для максимального раскрытия человеком своих возможностей,
нужно, с одной стороны, обеспечить ему личную свободу и оградить от тирании
общественного мнения, а с другой - предоставить ему возможность активно
участвовать в социальной жизни, реорганизовав соответствующим образом политические
и экономические институты23.
Милль был одним из тех, кто наполнил центральный для либеральной философии
принцип индивидуализма новым содержанием. Он попытался отойти от свойственного
“классическому либерализму” представления о том, что общество - это механическая
сумма индивидов, преследующих эгоистические цели и интересы. В его понимании
человек - существо социальное, и общественный прогресс связан с развитием
институтов, воспитывающих в нем “социальные” качества. Следовательно, соперничество
и конкуренция - это не единственно возможная форма человеческого общежития,
люди способны к осознанию своих высших, “социальных” интересов, а значит,
к сотрудничеству и взаимодействию, к принятию решений, основанных не на
сиюминутной корысти, а на долгосрочном просчете интересов, связанном с
благом других людей.
Благодаря Миллю, понятие “индивидуализм” получило новое этическое содержание,
связанное с признанием высшей ценности уникального человеческого “я”, права
человека на развитие всех его сил и способностей. Именно концепция индивидуальности
как высшей ценности рассматривалась Миллем в качестве главного аргумента
в пользу его знаменитого “принципа свободы”, согласно которому “единственная
цель, оправдывающая законное применение власти к члену цивилизованного
общества против его воли, есть предотвращение вреда для других людей. Его
собственное благо, физическое или моральное, не является основанием для
такого вмешательства... Единственный вид поступков, в которых человек несет
ответственность перед обществом, есть поступки, затрагивающие других людей.
Во всем, что касается его одного, он по праву абсолютно независим.”24
По мысли Милля, этот принцип призван обеспечить человеку относительную
автономию, необходимую для развития индивидуальности, для защиты от “коллективной
посредственности”. И вместе с тем, важное значение английский философ придавал
ответственности, которую рассматривал как оборотную сторону свободы.
Идеи Милля подготовили почву для последующего изменения либеральной
теории. По словам Л.Т.Хобхауза, “он один заполнил промежуток между старым
и новым либерализмом”25.
В основе “новой либеральной теории” лежала позитивная концепция свободы,
разработанная профессором Оксфордского университета Т.Х.Грином, опиравшимся
на традиции немецкой идеалистической философии. Грин вслед за Гегелем рассматривал
историю как борьбу за нравственное совершенствование человека, реализующуюся
в попытках создать социальные институты, способные обеспечить условия для
осуществления интеллектуальных и моральных возможностей людей. Он настаивал
на органическом понимании общества как целого, образуемого взаимозависимыми
частями. Право на свободу - право социальное, оно, согласно Грину, вытекает
из факта принадлежности к обществу. Свобода в его понимании означает не
просто отсутствие органичений, но “позитивную способность или возможность
делать что-то или пользоваться чем-то, заслуживающим наших усилий и внимания,
наравне с другими”26. Свобода не дает человеку права ограничивать
возможности других: люди должны иметь равные возможности для самосовершенствования.
Исходя из этого, Грин утверждал, что цель общества - создать каждому своему
члену условия для достойного существования. В связи с этим либералам следует
пересмотреть свое отношение к государству: закон не обязательно ограничивает
свободу, он может ее расширять, устраняя то, что ей препятствует.
Идея государственного вмешательства в социальную и экономическую сферу,
обоснованная Т.Х.Грином и его последователями и нашедшая в некоторой степени
отражение в деятельности правительства У.Гладстона, далеко не у всех либералов
вызывала поддержку. Одним из тех, кто резко выступал против нее, был Г.Спенсер.
В серии статей, позднее переизданной под общим названием “Человек против
государства” (1884 г.), он призывал вернуться к истинному либерализму.
Свобода, по утверждению Спенсера, “определяется не характером государственной
машины, которой он подчинятся, - будет ли она представительной или нет,
- а сравнительно меньшим числом наложенных на него ограничений”27.
Негативное понимание свободы в работах Спенсера приобрело крайне индивидуалистический
оттенок, а его трактовка конкуренции как одной из форм естественного отбора
существенно отличалась от представлений либералов “классической” поры о
механизме социального прогресса.
В начале ХХ в. необходимость государственного регулирования социально-экономической
сферы стала очевидной для значительной части либералов как в Англии, так
и на континенте. К этому времени относится завершение доктрины “нового
либерализма”, связанной с именами Л.Т.Хобхауза и Дж.А.Хобсона в Англии,
Дж.Дьюи в США и др.28 Хобхауз стремился противопоставить социал-дарвинизму
Спенсера выдвигавшуюся Миллем идею о том, что общество существует благодаря
взаимопомощи своих членов и что прогресс его связан с переходом от конкуренции
к сотрудничеству. “Новые либералы” приняли также и разработанную Грином
концепцию “позитивной свободы”. “Мы... можем сказать, - писал Хобхауз,
- что задача государства - обеспечить условия для развития ума и характера...
Государство должно предоставить своим подданным возможность самим получить
все необходимое, чтобы стать полноценными гражданами”29.
Таким образом, “новый либерализм” решительно отказывался от классической
доктрины “laissez-faire”, радикально пересмотрев отношение к свободной
конкуренции и функциям государства. “Прежний либерализм рассматривал самостоятельную
и конкурентную экономическую деятельность индивидов в качестве средства
к достижению общественного благосостояния как цели, - писал Дж.Дьюи. -
Нам надлежит сменить эту перспективу на обратную и увидеть, что обобществленная
экономика есть средство обеспечить свободное развитие индивида как цель”30.
Опираясь на эти идеи, “новые либералы” обосновывали программу мероприятий,
призванных обеспечить социальные права, без которых невозможны свобода
и достойная жизнь. Эта программа включала создание общественной системы
образования, установление минимальной заработной платы, контроль за условиями
труда, предоставление пособий по болезни и безработице и т.п. Средства
на проведение этих реформ должны быть получены за счет прогрессивного налогообложения.
“Новые либералы” пересмотрели классическую теорию собственности. Источником
всех прав, утверждали они, является общество, и если доход не соответствует
вкладу человека в общее благо, то часть его может быть через налоги присвоена
государством и перераспределена на социальные нужды. Улучшение условий
жизни беднейших слоев, по мысли Л.Т.Хобхауза, окажется выгодным для общества
в целом, поскольку приведет к расширению внутреннего рынка и будет способствовать
экономическому росту. Программа “нового либерализма” представляла собой
альтернативу радикальным социалистическим теориям и должна была способствовать
смягчению конфликтов и мирной трансформации “капитализма эпохи свободной
конкуренции” в общество с “социальной экономикой”, основанной на частной
собственности и регулируемых рыночных отношениях.
Философские и социально-политические концепции, обосновывавшие эту программу,
в 20-30-х гг. ХХ в. были дополнены экономической теорией, разработанной
Дж.М.Кейнсом и его последователями. Кейнс предложил конкретные механизмы
воздействия на капиталистический рынок, способные, по его убеждению, предотвратить
кризисы перепроизводства и стимулировать экономический рост. Кроме того,
предусмотренные им меры по стимулированию платежеспособного спроса и сохранению
“полной занятости”, должны были снять остроту социальных конфликтов. Работы
Дж.М.Кейнса и его учеников оказали значительное влияние на практику государственного
регулирования экономики, которая начала складываться в период первой мировой
войны. В 30-е гг. его идеи нашли воплощение в “новом курсе” Т.Рузвельта.
А в годы второй мировой войны и последовавший за нею период меры, предлагаемые
кейнсианскими и неолиберальными программами стали неотъемлемой частью экономики
развитых капиталистических стран.
Концепции “общества благосостояния” в ХХ в. разрабатываются и реализуются
не только “новыми либералами”, но и социал-демократами 31. У
первых и вторых есть, тем не менее, некоторые различия: они опираются на
разные представления о природе человека и его связи с обществом. Неолибералы
исходят из идеи автономного самореализующегося индивида, имеющего определенные
потребности, в том числе нуждающегося для своего развития во взаимодействии
с другими такими же индивидами. Они, как правило, не строят своих рассуждений
на аргументах, вытекающих из определенных моральных требований к обществу
или представлений о том, что жизнь человека определяется социальными императивами.
Каждый человек имеет свой собственный жизненный план и вправе его осуществлять.
Право на достойное существование - индивидуальное, а не коллективное право.
Социал-демократические концепции опираются на органическое представление
об обществе, аргументы, связанные с моральными требованиями к обществу
(социальная справедливость, равенство и т.п.) и идею коллективных прав.
Вместе с тем, практические выводы обеих концепций во многом схожи. Иными
словами, имея разные корни и апеллируя к разным аргументам, неолибералы
и социал-демократы обосновывают необходимость примерно одних и тех же социальных
функций и институтов.
Либеральные идеи развивались и в России. Будучи восприняты у европейской
общественной мысли, они играли заметную роль в дискуссиях о перспективах
модернизации в этой стране. Вместе с тем, здесь они разрабатывались в контексте
совсем иной культуры, имели другие социальные опоры, были направлены на
решение специфических задач. По словам С.С.Секиринского и В.В.Шелохаева,
“либеральные идеи и ценности были обязаны своим присутствием в интеллектуальной
жизни страны, политических проектах, социальных движениях, правительственной
политике противоречивым подчас интересам и стремлениям разных элементов
европеизированной части русского общества - верховной власти, административной
элиты и поместного дворянства. Их отношение к доктрине западного либерализма
носило порой весьма избирательный характер: попадая на русскую “почву”,
она как бы рассыпалась от соприкосновения с ней”32.
Однако и в российской политической мысли мы находим два типа либеральных
теорий. Первый из них ярко и талантливо развивал Б.Н.Чичерин, которого
известный польский исследователь русской общественной мысли А.Валицкий
назвал “наиболее последовательным представителем классического либерализма
на востоке от Германии.” По его словам, “как критик социализма и уступок
принципу распределительной справедливости” Чичерин “стоит в одном ряду
с самыми известными либералами ХХ века, включая Фридриха Хайека”33.
По мнению Чичерина, право на достойное существование обеспечивается человеколюбием,
а не правом: “право, - пишет он, - одно для всех; человеколюбие же имеет
в виду только известную часть общества, нуждающуюся в помощи”. Государство
не должно изменять право, ущемляя свободу богатых ради бедных34.
Однако была и другая традиция. В.Соловьев одним из первых в Европе сформулировал
идею “права на достойное существование”, дав ему юридическое обоснование
в контексте своего понимания права как “минимума нравственности”. Эта идея
легла в основу концепций “нового либерализма” П.Новгородцева, Л.Петражицкого,
И.Покровского, позднее - Б.Кистяковского и С.Гессена. По утверждению П.И.Новгородцева,
“правосознание нашего времени выше права собственности ставит право человеческой
личности и во имя этого права... устраняет идею неотчуждаемой собственности,
заменяя ее принципом публично-правового регулирования приобретенных прав
с необходимым вознаграждением их обладателей в случае отчуждения”345.
Этот принцип вытекает, по его мнению, из либеральных, а вовсе не социалистических
посылок, ибо “нравственная основа социализма - уважение к человеческой
личности - есть начало либеральное, а не социалистическое,... в учениях
социализма эта основа не развивается, а затемняется”36. Русские
либералы обосновывали социальные права как часть естественных прав человека
и настаивали на изменении фабричного законодательства, разрешении деятельности
профсоюзов, создании системы государственного и общественного призрения
нетрудоспособных и т.д.
“Новый либерализм” в России возникает практически одновременно с аналогичными
идеями на Западе. Вместе с тем, в России не было решено большинство проблем,
входивших в число основных требований “классического либерализма” (последний
в России, в отличие от западных стран, был представлен в виде теоретических
концепций, но не конкретных политических программ). Однако факторы, способствовавшие
популярности радикальных и социалистических идей в России, равно как и
необходимость противостоять последним стимулировали и “ускоренное” развитие
либеральной теории, воспринимавшей новейшие веяния западной мысли.
Появление “новой” либеральной теории не означало конца “классической”:
у последней также оставались приверженцы, возражавшие против тех перемен,
которые, на их взгляд, противоречили духу истинного либерализма. Так, в
послевоенных работах Ф.Хайека, К.Поппера, Дж.Тальмона проводилась мысль
о том, что, поддерживая практику государственного интервенционизма, неолибералы
идут по пути, ведущему к тоталитаризму. Будущее западной цивилизации, по
мнению этих авторов, связано с возвратом к “классическим” принципам, с
ограничением функций государства, с сохранением “открытого общества”37.
К этому же выводу приходил и известный английский исследователь И.Берлин:
в работе, оказавшей заметное влияние на ход дискуссии между сторонниками
двух направлений в либерализме, он на основе анализа негативной и позитивной
концепций свободы доказывал, что приоритеты свободы и равенства несовместимы,
что приверженность свободе исключает какие-либо обязательства в отношении
равенства, за исключением формального равенства прав, и что позитивная
интерпретация свободы ведет к догматизму и тоталитаризму, поскольку ее
осуществление заставит все общество принимать цели, которые поддерживает
лишь часть его граждан38. В годы “холодной войны” и последовавший
за ними период развитие либеральной теории в значительной степени стимулировалось
противоборством с “тоталитарными идеологиями”, и если в XIX в. “символическая
форма либерализма” определялась борьбой с консервативным традиционализмом
и социализмом, то с середины ХХ в. пограничные линии были обозначены концептом
“тоталитаризма”.
Серьезным аргументом в пользу “неоклассической” концепции стали послевоенные
работы теоретиков так называемой “чикагской школы”: Ф.Хайека, М.Фридмана,
Л.Мизеса и др. Их авторы - преимущественно экономисты, развивавшие свои
концепции до уровня политических обобщений - выступали против придания
государству функции “справедливого распределения”, утверждая, что это несовместимо
со свободой личности. Как писал Ф.Хайек, эгалитаристские принципы, заложенные
в программах неолибералов “не будут вполне реализованы до тех пор, пока
все стороны общественной жизни не изменятся в соответствии с ними. Результатом
такой реорганизации будет общество, в сущности своей несвободное, общество,
в котором властям будет предоставлено право решать, что и как следует делать
человеку”39. Государство должно ограничиться защитой “основных
прав”, то есть преимущественно личных и политических. Важным аргументом
доктрины “неоклассического” либерализма является тезис о неразрывной связи
экономической и политической свободы. “Я не знаю... примера более или менее
свободного общества, - пишет М.Фридман, - которое не использовало бы в
том или ином виде свободный рынок в качестве средства организации экономической
жизни”40.
Представители “чикагской школы” критиковали кейнсианские методы, доказывая,
что всякое произвольное вмешательство в экономический процесс ведет к сбою
естественных закономерностей рынка, и единственным очевидным результатом
таких мер является инфляция. Они разработали монетаристскую модель регулирования
экономики (за результаты этих исследований в 1976 г. М.Фридман был удостоен
Нобелевской премии): она предусматривала регулирование рынка за счет контроля
над денежной массой, находящейся в обращении, сокращение бюджетных расходов
(следовательно, социальных программ) и снижение налогов. В 1970-х гг. эта
программа была взята на вооружение неоконсерваторами и в 1980-х успешно
осуществлена в ряде западных стран.
В то же время, сохраняют своих приверженцев и неолиберальные концепции,
арсенал которых в 70-90-х гг. пополнился авторитетными философскими работами
Дж.Ролса, Дж.Чэпмена, Р.Дворкина, У.Галстона, Дж.Шкляр и др. Большой общественный
резонанс вызвала книга Дж.Ролса “Теория справедливости” (1971 г.), выдвигавшая
принцип справедливости, позволявший обосновать неолиберальную практику
“государства благосостояния”. Дж.Ролс предложил новый способ аргументации
либеральных ценностей, который, по признанию многих критиков, является
серьезным вкладом в реконструкцию либеральной теории41. Таким
образом, в современных идейных диспутах в странах Запада участвуют оба
исторически сложившихся типа либеральных теорий. Что же касается их воплощения
в программах политических партий, то в силу сложившихся традиций, в США
“либералами” называют себя сторонники неолиберальных подходов, а в Европе
это слово употребляется применительно к политикам, более строго следующим
“классическим” канонам. |