Проблемы молодых семей – это отражение более глобальных проблем современного
российского общества. Одна из них – наличие (а в нашей стране точнее сказать
– отсутствие) собственного жилья. Многие ли молодожены могут похвастаться,
что имеют собственную квартиру, возможность самостоятельно вести хозяйство,
свое частное пространство, куда не вторгнутся в любой момент родственники
или соседи? Более типична ситуация, когда новая семья вынуждена втискиваться
в сложившийся быт старшего поколения. Отсюда сразу же возникающие “кухонные”
конфликты, неизбежное выяснение отношений, усталость и раздражение, с первых
дней поселяющиеся в семье. Зачастую ситуация усугубляется финансовой зависимостью
молодых. Многие начинают завидовать сверстникам, начинающим семейную жизнь
в общежитии. Кто-то уходит от постоянных скандалов к друзьям, другие замыкаются
в себе, глушат обиду на жизнь водкой, а то и “травкой”. Результат известен
– развод или одиночество и “вечный бой” при формальном сохранении брака.
Как вырваться из порочного круга? В более крупных городах это сделать
проще, так как существуют различные возможности для заработка и, соответственно,
аренды квартиры (или хотя бы комнаты). На первое время это вполне приемлемый
выход из ситуации. Но и он требует приложения определенных усилий, сплоченности
семьи. Физическая усталость и отсутствие свободного времени – неизбежная
цена собственной независимости. Но это не может служить окончательным решением
проблемы. Многолетние мытарства по чужим углам не сплачивают людей. Недаром
считается, что каждый человек за свою жизнь должен построить дом, посадить
дерево и вырастить ребенка. Возможно ли это в современной России?
Ошибки жилищной реформы
“…В среднем простая советская семья улучшала свои жилищные условия только
раз в 20–25 лет, а когда все-таки вселялась в новую квартиру, то новоселье
омрачалось недоделками, которые потом приходилось устранять за свой счет
на протяжении нескольких лет. Не случайно одной из главных социальных идей
перестройки стало ускорение решения жилищной проблемы.
Трудность решения жилищного вопроса заключалась не только в нехватке
средств, но и в отсутствии конкурентной cреды. Службы, ответственные за
управление и обслуживание жилья, выступали одновременно и как заказчики,
и как подрядчики работ и услуг. Организации по снабжению водой, теплом,
установке и ремонту лифтов, оказанию услуг связи, вывозу мусора занимали
монопольное положение, стимулов к улучшению работы у них не было. В итоге
– нежелание повышать качество и снижать издержки. Поэтому антисанитарное
состояние и низкий уровень обслуживания таких мест общего пользования,
как подъезды, дворы, детские площадки, стали нормой. Поломанные лифты,
захламленные мусоропроводы и очереди на установку телефона также стали
обыденным явлением.
Главным образом рыночные “реформы” в жилищной сфере заключались в приватизации
квартир и передаче ведомственного жилищного фонда муниципалитетам. Желаемого
результата по увеличению объема и качества оказываемых жилищно-коммунальных
услуг населению, а также снижению их стоимости не появилось. Об этом свидетельствует
то, что темпы роста затрат на жилищно-коммунальные услуги в 1994–95 гг.
опережали общие темпы инфляции.
Бесплатная приватизация только на первый взгляд кажется справедливой,
а на самом деле она просто закрепила существовавшую до этого несправедливость
в распределении материальных благ. Конечно, это для рабочего, врача
или учителя, стоявшего в очереди на свою одно-двухкомнатную квартиру 20–25
лет, она по справедливости должна была быть бесплатной. А вот партийные
функционеры, успевшие без всяких очередей получить не только себе, но еще
и родне трех-четырехкомнатные квартиры в центре города, – разве для них
"прихватизация" должна была стать бесплатной? Разве они не должны были
платить за сверхнормативную площадь, удобное месторасположение, дополнительные
удобства по прогрессивной шкале? Очевидно, что такие “ошибки” вызываются
прямой заинтересованностью властной элиты.
Приватизация квартир позволила решить проблему более эффективного их
использования (благодаря возможности обменять квартиру, продать или заложить).
Однако скоро стало очевидным, что квартира является не полноценным объектом
недвижимости, а лишь частью такого объекта – жилого дома. Собственник квартиры
ничего не может сделать для его капитального ремонта или улучшения, а при
разрушении дома остается и вовсе ни с чем. Совершенно ясно, что нужно объединение
всех владельцев квартир в качестве коллективного собственника дома.
Это было второй ошибкой. Люди не успели понять преимущества новых
возможностей коллективных домов, а муниципальные чиновники с удовольствием
“наложили лапу” на мощнейший финансовый поток дотаций на жилье.
Ведь
ясно, что пока этими дотациями командует чиновник, а не “коллективный жилец”,
ничего в этой сфере не изменится, будь то чиновник федеральный, муниципальный
или ведомственный. Конкурсы на обслуживание домов по большей части – фикции,
их “выигрывают” по договоренности с чиновником.
Третья ошибка – так и не был создан цивилизованный рынок жилья.
Рынок жилья состоит из двух сегментов: купля-продажа объектов нового
строительства (первичный рынок), а также купля-продажа и обмен существующих
квартир (вторичный рынок). Обмен и купля-продажа были призваны привести
качество и количество занимаемого жилья в соответствие с возможностями
и потребностями семей, т. к. часть населения, обладающая определенными
средствами, но недостаточными для строительства или покупки целого дома
или квартиры, может оплатить дополнительные удобства и метраж. Также эта
часть рынка призвана способствовать развитию рынка труда, т. к. должна
облегчать приобретение жилья по новому месту работы. Однако ее функционирование
усложняется дырами в законодательстве, за которые приходится расплачиваться
гражданам.
Сколько было случаев, когда людей, особенно пожилых и с ограниченными
возможностями, всяческими способами обманывали, забирали квартиры и выбрасывали
на улицы или вовсе убивали. Государство, введя непомерно высокие пошлины
и налоги при продаже квартиры фактически вынуждает людей занижать рыночную
стоимость жилья при продаже. Официально продавать квартиру можно только
по расценкам Бюро технической инвентаризации (БТИ), которые, например в
1992–1994 гг. не имели ничего общего с рыночной стоимостью квартир и составляли
всего несколько процентов от ее стоимости, а сейчас составляют порядка
половины ее стоимости. Понятно, что все деньги сверх оценки БТИ идут “черным
налом”, создавая возможность всякого рода мошенникам и жуликам наживаться
за счет честных людей. Более того, государство еще и открыто грабит население,
введя налогообложение доходов от приращения стоимости квартиры при продаже
квартиры. Ведь какой это доход, если гражданин иногда вынужден продать
квартиру или ее часть, чтобы заплатить за ставшее платным медицинское обслуживание
или чтобы дать детям возможность учиться в платном учебном заведении?
В настоящее время в стране не предпринимается адекватных действенных
мер по улучшению ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве. Состояние последнего
никак не соответствует цивилизованным стандартам. Мы по-прежнему остаемся
один на один со своими проблемами. Это стесненные жилищные условия, низкое
качество жилья и коммунальных услуг. Многие не имеют собственного жилья
и вынуждены снимать квартиру или жить в общежитии, многие ютятся в “коммуналках”
и “хрущобах”. Дома обветшали и требуют капитального ремонта, новые не строятся,
подъезды находятся в антисанитарном состоянии, дворы не благоустроены,
детские площадки не оборудованы.
Что делает правительство? Ничего для того, чтобы добиться реальной
жилищной реформы. Все для того, чтобы переложить бремя содержания жилья
с бюджета на карманы людей.
По сути, в процессе так называемой “жилищно-коммунальной реформы” правительство
пытается уже в который раз обобрать народ!
Правительство предполагает взимать с людей за жилье максимально допустимую
долю ежемесячных доходов, а взамен предоставить гарантии, которые ниже
даже принятых в мире минимальных стандартов! Так, максимально допустимая
доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг
в совокупном доходе семьи на перспективу до 2003 года составляет 25%. При
этом, вероятно, правительство устанавливало эту цифру исходя из опыта США,
где верхним пределом возможных расходов на жилье считается 25% ежемесячных
доходов. Неужели правительство собирается через четыре года создать для
россиян уровень жизни, аналогичный американскому? К сожалению, нет. Ведь
есть другой стандарт – минимальная норма обеспеченности жильем. Почти полвека
назад ООН разработала первый международный стандарт рекомендуемых жилищных
условий, которые требуются для обеспечения жизнедеятельности людей. По
этому стандарту, на каждого члена семьи должно приходиться не менее 20
кв. метров общей площади жилья. Более того, каждый член семьи. по заключению
ООН, нуждается в одной индивидуальной комнате, а еще минимум одна комната
предназначается для совместного пребывания. В последующие годы данный стандарт
был увеличен до 30 кв. метров и числа комнат совместного пребывания до
двух. В большинстве индустриальных стран, в том числе и США, стандарт обеспеченности
жильем составляет 40–50 кв. метров.
Созданное правительством Федеральное агентство ипотечного кредитования
бездействует. Развитие ипотеки тормозится неразвитостью рынка недвижимости,
высоким риском и неприемлемыми накладными расходами при совершении сделок,
несовершенством законодательства. Все это оборачивается высокой стоимостью
кредитов, К тому же одно из условий предоставления кредита предполагает,
что ежемесячная выплата по кредиту не превысит 30% от дохода семьи. Если
платить за кредит 300 долларов в месяц, а сейчас установилась именно такая
средняя сумма выплаты, то ежемесячный доход семьи должен быть порядка 1000
долларов. И это при том, что большая часть населения получает мизерную
зарплату или вовсе не получает заработанные деньги в течение долгих месяцев,
а то и лет.
Вместе с этим в городах, где велика степень концентрации капитала, некоторые
люди все-таки имеют достаточные для инвестирования в строительство доходы,
однако существующее законодательство не позволяет задекларировать заработанные
деньги, т. к. после уплаты налогов от них мало что останется.
Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство столкнулось с непреодолимым
противоречием. Низкое качество жилья и коммунальных услуг весьма далеки
от мировых стандартов, однако оплата за них, устанавливаемая на основе
монопольных цен, берется по мировым стандартам. За долгие годы отсутствия
прогрессивных преобразований правительство показало себя не способным в
полной мере удовлетворить одну из базовых потребностей человека – потребность
в жилье”.
Так есть ли сейчас примеры успешного решения проблемы? Да, но
они эпизодические. Так, некоторые крупные предприятия, сумевшие сохранить
объемы производства, продолжают строить дома для своих работников либо
перестраивают старые рабочие общежития под дома с отдельными квартирами
(так поступает, например, ГАЗ). В крупных городах встречаются случаи выдачи
кредитов под строительство предприятиями (фирмами) жилья для своих наиболее
ценных сотрудникав. Более распространенным способом решения жилищной (и
не только) проблемы стал переезд молодых семей в пригороды или поселки.
Например, в Нижегородской области существуют целые деревни из таких переселенцев.
Несмотря на первоначальные трудности, люди обживаются, обзаводятся подсобным
хозяйством и налаживают жизнь на новом месте. Однако большинство решает
проблему путем обмена квартир или заселения в новостройки. А дальше новоселов
поджидают новые проблемы. Как их решить и возможно ли это?
Квартиру – каждой семье! Справедливую оплату коммунальных
услуг!
“Мы выступаем против утвержденного правительством на 1999–2000
гг. предельного уровня повышения расходов семьи на жилье, равного
19–20%. Этот уровень должен быть снижен и составлять не более 15% с дифференциацией
по регионам. Повышать этот уровень можно будет только в случае роста реальных
доходов населения.
Дотации на жилье пока сохраняются. Но весь вопрос в их распределении!
Мы
должны стремиться к тому, чтобы они доводились не до муниципального чиновника,
а до каждого дома. И именно жильцы дома принимали решение, какая из коммунальных
организаций обслуживает этот дом, как и когда проводится капитальный ремонт
и т. д. И, как правило, определять такие организации нужно через систему
конкурсов или аукционов.
Надо стимулировать жилищное строительство за счет налоговых льгот
и развития механизмов привлечения дополнительного финансирования, а также
снижения стоимости строительства. Каждый рубль государственных средств,
направленных на развитие жилищного строительства, должен за собою привлекать
пять рублей из коммерческого сектора. Коммерческие фирмы и банки должны
вкладывать деньги в реальный сектор экономики, а не в торговые операции
по перепродаже.
Давно назрела необходимость создания механизма полного зачета НДС
по
объектам законченного капитального строительства, по крайней мере по жилью.
В настоящее время застройщикам НДС не возмещается, что удорожает стоимость
строительства.
Недавно, к сожалению, был принят неудачный закон о новых ставках налога
на недвижимость граждан. Этот закон должен быть пересмотрен. Во-первых,
должна быть исключена возможность того, что высокие ставки могут быть распространены
на обычных граждан, имеющих обычные квартиры. Высокие ставки налога – только
на богатых. Но важнее даже другое. Надо видоизменить сам налог. Необходима
замена налогом на недвижимость непригодных для рыночных условий административно
определяемого налога на землю и налога на имущество физических и юридических
лиц.
Системно решить проблему жилья можно только посредством системы долгосрочного
жилищного кредитования, механизмами которого являются различные формы
ипотеки
– кредитования под залог недвижимости, ссудо-сберегательные схемы – привлечение
сбережений будущих заемщиков по принципу кассы взаимопомощи и некоторые
другие формы. Смысл ипотеки очень прост: въезжаешь в квартиру (дом)
сейчас, а платишь еще 15–20 лет. Механизм ипотечного кредитования в
большинстве стран мира проявил себя как самый результативный и эффективный
для финансирования строительства.
При этом нам не нужны суррогаты ипотеки – для немногих избранных, для
получения западных кредитов, наподобие той, которая действует в некоторых
крупнейших городах страны. В нынешних рыночных условиях говорить об ипотеке
пока не приходится. Да, сейчас можно получить кредит под залог квартиры,
но это не ипотека, а, скорее, ломбард. И условия этих кредитов таковы,
что только человек в отчаянном положении прибегнет к таким кредитам (вот
московские стандарты: срок – 0,5–3 года, выдается не более 70% стоимости
квартиры под 30% годовых в валюте и, естественно, при условии “выписки”
из квартиры).
Все новое жилье должно вводиться в строй только с учетом новых экономичных
стандартов. Потери энергии, тепла, воды в наших домах огромны, превосходят
все возможные нормы. Установка стеклопакетов вместо обычных окон сделает
квартиру не только более красивой и удобной, но и экономичной – тепло не
будет уходить со сквозняками. Весь мир переходит на технологии, сберегающие
тепло, энергию и другие ресурсы. Необходимо в этом направлении продвигаться
и нам. Переделывать старые дома дорого и хлопотно, но необходимо потребовать,
чтобы в новых строящихся домах применялись технологичные материалы и проекты,
например, материалы с теплоизолирующим эффектом, автономные системы тепло-
и энергообеспечения и т. д.
Установка приборов индивидуального учета и расхода воды, тепла и газа
не только стимулирует их рациональное использование и экономию населением,
но и указывает на потери в сетях. Поэтому такие явления, как пар и горячая
вода, бьющие зимой гейзерами и обогревающие улицу, или прорвавшаяся канализация,
будут немедленно устраняться.
Важнейшей проблемой рыночной экономики является забота о социально
уязвимых группах населения. При этом мы исходим из принципа адресной
помощи. Для этого необходимо упорядочить процесс предоставления льгот отдельным
категориям граждан, ввести дифференцированную оплату жилья в зависимости
от его метража, качества и местоположения, обложить излишки жилплощади
дополнительным муниципальным налогом. В то же время мы отказываемся от
поощрения социального иждивенчества. Поэтому основные меры надо направить
на активизацию возможностей населения, повышение самостоятельности и ответственности.
Надо, чтобы каждый человек стал хозяином своей судьбы.
Наши лозунги:
-
Остановить правительственную реформу ЖКХ!
-
За справедливую оплату жилищно-коммунальных услуг!
-
Всю власть жильцу, а не муниципальному чиновнику!
-
Превратить страну в большую стройку доступного и качественного жилья!
-
Развивать ипотечное кредитование!
-
За создание открытого и честного рынка жилья! Нет рынку жулья – да рынку
жилья!”
Но решение проблем с выдачей кредитов, успешным существованием кондоминимумов
возможно лишь при стабильной экономике, росте производства, выплатах зарплат
и их приличном уровне. В наше время даже оплата жилищно-коммунальных услуг
стала для многих непосильным бременем. Сейчас мало кто готов вкладывать
деньги в долгосрочные проекты, предприятия с легкостью меняют кадры, рассматривая
сам факт выплаты зарплаты как благотворительность, банки не хотят рисковать,
выдавая кредиты людям, которые в любой момент могут лишиться даже своих
нынешних источников существования. И мы вновь остаемся один на один со
своими проблемами. Особенно остро они встают при появлении нового члена
семьи. |