“Если мы такие умные, то почему мы такие бедные?!” Потому что решительны
и беспощадны. Решительны в своих ошибках и беспощадны к своему прошлому.
Освоение советского Севера, начатое “спецпереселенцами” и невольниками
УСЛОНа, продолженное молодыми специалистами – романтиками, ехавшими “за
туманом и за запахом тайги”, было нашей национальной гордостью.
Заполярные города на сотни тысяч жителей, современные промышленные производства,
развитая социальная сфера, атомные ледоколы-гиганты, ходившие с регулярностью
трамвая из Дудинки в Мурманск, – весь этот громадный государственный комплекс
держался на жесткой вертикали Госплана, отраслевого монополизма и фондовых
поставок. В конце 80-х годов государственная машина серьезно расшаталась
и ослабела, планово-распределительный механизм стал давать серьезные сбои,
и Север стал катастрофически терять потребителей и поставщиков, топливо
и продовольствие, уровень жизни и зарплаты, привлекательность. Абсолютное
отстранение государства в первые годы реформ от проблем Севера, неприятие
руководителями страны государственных гарантий для работающих на Севере
как необходимых государственных обязательств во имя стратегических интересов
страны привели к взаимному отчуждению Севера и Центра. В первую очередь
это поняли самые активные жители и работники, и они бросили этот суровый
край. Разрушение Союза и возникновение новых границ спровоцировали отъезд
неграждан России: украинцев, белорусов, азербайджанцев. Переход на мировые
цены сделал многие отрасли и предприятия на Севере нерентабельными. Себестоимость
золота на Чукотке и Колыме превысила его продажную цену на Лондонской бирже
металлов. Закрылись многие прииски, рудники, заводы, предприятия стройиндустрии.
Ушли расформированные воинские части. Остались брошенными еще вчера
благоустроенные поселки. У причалов замерших заводов безжизненно застыли
десятки выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок. Наверное, лишь
один шаг оставался до полного превращения всего российского Севера в “белое
безмолвие”. И все-таки этого не произошло. Появились ростки надежды. Они
стали следствием первых шагов по самосохранению самих северян – представителей
предприятий, поселков, городов, северных субъектов. Это еще не новая государственная
политика Центра, это шаги из гиблого болота человека, нащупавшего под ногами
какую-то зыбкую твердь. Выяснилось – выжить можно лишь самим. Стало понятно:
в стране с переходной экономикой нужна самостоятельная жизнеспособная политика.
От государства потребовали активной роли в создании рыночного хозяйственного
порядка, прежде всего в ценообразовании на продукцию и услуги естественных
монополий. Меры государственного протекционизма на Севере были востребованы
как элементы нерыночной организации рыночного экономического порядка. К
сожалению, меры эти пока лишь продекларированы в законе 1996 г. “Об основах
государственного регулирования социально-экономического развития Севера
Российской Федерации”. Одним из принципов государственного регулирования
закон провозгласил “государственный протекционизм, направленный на создание
на Севере для населения и значительной части отраслей хозяйства льготного
режима развития”. Однако дальнейшего отражения в налоговом и социальном
законодательстве этот принцип “льготного режима развития” Севера не получил.
Между тем формирование конкурентной среды на Севере, развитие конкуренции
должны учитывать особые условия экономики Севера: его повышенную налогооблагаемую
базу, экстремальные режимы хозяйствования, социальные последствия. Пока
такого учета нет, северным предприятиям, чтобы выжить, приходится бороться
в неравных условиях с товаропроизводителями, работающими в более благоприятных
в климатическом и транспортном отношениях районах России, не говоря уже
о зарубежных конкурентах.
Следует отметить также, что адаптация Севера к рынку проходила в отсутствие
рыночной экономической системы федерального государства. В результате нерыночные
различия экономических механизмов в тех или иных субъектах федерации делают
конкуренцию менее честной и добросовестной.
По этим и другим общероссийским причинам оказались разрушены многие
производства на Севере, составлявшие сырьевую базу технического и технологического
перевооружения отечественной промышленности. Назовем для примера лишь уникальный
комбинат по переработке редкоземельных руд Ловозерских тундр, продукция
которого крайне необходима для космической и оборонной промышленности,
но оказалась невостребованной.
Практически остановленный в течение 5 лет градообразующий комбинат оставил
без работы и зарплаты своих трудящихся, без налогов – свой 20-тысячный
поселок и район. И таких примеров – десятки и сотни.
В то же время “концепция социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2005 года” строится на том, что “большинство видов
продукции Севера безальтернативно с позиции их возможного производства
в других районах страны и приобретения по импорту”. Исходя из этого Север
– это не просто один из регионов, его общенациональная значимость несомненна.
Следовательно, “северное измерение” российской государственной политики
должно составлять ее важнейший элемент. Отсюда и надежды на возрождение
– и Севера, и России. Одно без другого невозможно.
Законодательная основа возрождения экономики Севера медленно, трудно,
с большими издержками, но создается. Основополагающим здесь является упомянутый
закон “Об основах государственного регулирования социально-экономического
развития Севера Российской Федерации”, принятый по инициативе Комитета
по проблемам Севера нынешней Думы.
В этом законе государство взяло на себя обязательства создавать “благоприятные
условия для отечественных и иностранных инвесторов, направляющих средства
в приоритетные отрасли экономики Севера, обеспечивающие государственные
нужды”. Созданию таких условий служит закон “О соглашениях о разделе продукции”,
разработанный фракцией ЯБЛОКО, и соответствующие ему изменения в законах
“О недрах”, “О континентальном шельфе Российской Федерации”, “Об иностранных
инвестициях”, “О таможенном тарифе” и т. д. Однако от практической реализации
этих обязательств государство еще довольно далеко. Постоянно меняющиеся
российские правительства пока не в состоянии ни разработать концепцию развития
Севера, ни представить в парламент проект закона о современном районировании
Севера, необходимом для установления объективных различий в степени поддержки
того или иного северного района. Все это задерживает и изменения законодательства
о государственных гарантиях и компенсациях северянам, система которых давно
уже вошла в противоречие с реальными отношениями собственности, разделением
государственных властных полномочий и обязанностей.
Что имеется в виду, например, под совершенствованием районирования?
Сегодня существует заложенная еще в 30-е годы советская система районных
коэффициентов по отдельным областям, краям, республикам и отдельным районам
этих субъектов. В принципе районные коэффициенты к заработной плате должны
были компенсировать повышенные затраты на воспроизводство рабочей силы.
Однако уже давно они (коэффициенты) распространены, кроме Севера, на другие
отдаленные территории, разделены по производственным и непроизводственным
отраслям, зачастую стали предметом политического торга и политических манипуляций.
Сегодня для низкооплачиваемых категорий коэффициенты потеряли свой компенсационный
смысл, для высокооплачиваемых стали просто дополнительной оплатой, освобожденной
от повышенных налогов.
Необходимость пересмотра принципов районирования назрела давно. Еще
1992 году Правительство России одобрило методику оценки “северности” территорий,
разработанную в основном Институтом экономических проблем Кольского научного
центра. Но превратить наработки в законопроект правительство не решается
вот уже 7 лет. Причины этого ясны – боязнь роста социальной напряженности
в условиях неустойчивости. Правительство обязалось внести этот законопроект
до конца 1999 года. Наша основная позиция в этом отношении такая – конкретное
районирование должно быть определено законом, а не постановлением правительства.
Тогда его невозможно будет менять или расширять в угоду меняющейся политической
конъюнктуре и симпатиям вождей.
Гарантии и компенсации жителям Севера тоже нуждаются в переосмыслении.
Во-первых, они уже не выполняют своей функции закрепления и воспроизводства
трудовых ресурсов на Севере. Заработная плата, социальные выплаты в большинстве
акционерных и частных компаний практически зависят не от заработанных “полярок”,
а от экономических и финансовых возможностей организации, от организованности
работников, боевитости их профсоюза отраслевого и регионального уровня.
Во-вторых, привлечение новой рабочей силы на Север перестало быть не только
функцией государства, но и объективной необходимостью развития производительных
сил. Государство сегодня не финансирует значительную часть северных гарантий
ни регионам, ни тем более хозяйствующим субъектам.
В результате гарантии превращаются просто в удорожающий фактор производства,
снижающий конкурентоспособность продукции, либо уменьшают прибыль.
Наконец, размеры гарантий, способы их установления не всегда обоснованы,
не отвечают реальным условиям воспроизводства населения. Для примера достаточно
сказать, что при равном стаже работы северные льготы директора предприятия
в десятки раз могут превышать подобные льготы квалифицированного рабочего,
что способствует социальному неравенству и неоправданному расслоению населения.
А такое расслоение – первая угроза демократическому устройству общества,
в котором 55 млн. чел. живут ниже уровня бедности. Не все удачно, с точки
зрения справедливости, и в экономической области. Прежде всего организации
и предприниматели на Севере испытывают определенную дискриминационную нагрузку.
Налог на добавленную стоимость взимается с тех же государственных гарантий
и компенсаций, отчисления во внебюджетные фонды – пенсионный, социального
страхования, занятости – производятся с учетом коэффициентов и надбавок,
а при расчетах пенсий и пособий они учитываются не в полной мере.
Мало того, попытки убедить правительство и многих депутатов принимать
во внимание эти доводы о несправедливости такого подхода вызывают “праведный”
гнев: “Страна в нищете и разрухе, а эти требуют себе какие-то надбавки!”.
И невдомек многим, что нищета и разруха страны во многом объясняются неумелым
использованием ее северного потенциала, не только экономического, но и
людского.
Примерно такое же положение и с платежами за пользование природными
ресурсами. При этом – дополнительные отчисления из северных регионов в
другие регионы России. Все это еще раз доказывает изначальное донорство
многих северных территорий и их самодостаточность.
Для возрождения и роста экономики Севера даже в условиях сегодняшнего
критического состояния нужна не гуманитарная помощь и дотации – нужна система
мер по предоставлению режимов благоприятствования.
Система должна включать:
-
изменения налогового законодательства, учитывающие повышенную налогооблагаемую
базу северных территорий, в частности по налогу на добавленную стоимость
и акцизам;
-
увеличение на 20–30% отчислений платежей за пользование природными ресурсами
в доходы бюджетов субъектов РФ, в т. ч. для образования фондов наследия;
-
упорядочение таможенных пошлин для рыбодобывающих организаций с целью разворота
потоков продукции в отечественные порты;
-
использование в качестве государственных гарантий залога прав пользования
недрами для привлечения частного отечественного и иностранного капитала;
-
использование для привлечения инвестиций механизма закона “О разделе продукции”;
-
усиление государственного, в т. ч. со стороны представительных органов
власти регионов, контроля над ресурсами с целью их эффективного использования;
-
упрощенный порядок трансграничного сотрудничества в сфере среднего и малого
бизнеса, устраняющий бюрократические рогатки, волокиту и вымогательство,
дискредитирующие страну;
-
приведение пенсионного законодательства, законодательства о социальном
страховании, о занятости в соответствие с реальными платежами северных
регионов в социальные внебюджетные фонды.
К этому надо бы добавить и создание режима политической стабильности, что
на самом деле на Севере более достижимо и реально, но все-таки зависит
от общей ситуации в стране. В каких направлениях может и будет развиваться
экономика Севера – определяется его ресурсами и региональными особенностями.
Прежде всего это добыча и переработка нефти и газа, добыча и комплексное
использование минеральных сырьевых ресурсов, заготовка и переработка возобновляемых
ресурсов – леса, рыбы, пушнины. Транспортировка всех видов продукции морским,
железнодорожным и автомобильным транспортом. Следовательно, строительство
и реконструкция морских портов, железных дорог в широтном направлении,
автомобильных дорог, транспортной инфраструктуры. Соответственно, судостроение
и судоремонт, в т. ч. строительство буровых платформ, ледоколов, сухогрузов
и танкеров ледового класса, железнодорожных вагонов и т. д. Возможно, строительство
транспортных средств принципиально нового класса – чрезвычайно перспективных
кораблей-самолетов для тундры, мелководных северных рек, замерзающих морей.
Все перечисленное – совсем не строительство “Нью-Васюков” незабвенным Остапом
Бендером. Уже сооружаются пограничные переходы на Кольском полуострове,
строятся от них современные автодороги на российской территории; республики
Карелия и Коми, Архангельская область начали и продолжают строительство
железной дороги Ледмозеро – Кочкома, Карпогоры, Вендига, – т. н. “Архангельский
коридор”. На бывшем оборонном судоремонтном заводе в Северодвинске создаются
буровые платформы. Новое месторождение хромитовых руд осваивает комбинат
“Североникель” в Мурманской области; наращивает объемы производства концентратов
для фосфорных удобрений комбинат “Апатит”. Отрадный факт: на этом комбинате
запущена в эксплуатацию ранее законсервированная апатито-нефелиновая фабрика
АНОФ-3.
Эти “точки роста” еще не делают погоды, но обозначают движение вперед.
Нужно совсем немногое: предсказуемая власть, политическая стабильность,
стабильные и переносимые налоги, исключение коррупции и бюрократической
волокиты, – чтобы страна вздохнула с надеждой.
|