Статья 41 Конституции Российской Федерации о получении квалифицированной
бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических
учреждениях фактически не выполняется. Между тем, ни Президент, ни Конституционный
суд, ни Прокуратура РФ не реагируют на систематические нарушения конституционных
прав граждан России на охрану здоровья. Правительство, обязанное практически
обеспечивать выполнение Конституции, так и не определило, какой, даже минимальный
гарантированный уровень медицинской помощи населению оно может и намерено
обеспечить.
Хотя и считается, что в стране с 1990 года проводится реформа здравоохранения,
однако настоящая реформа еще и не начиналась. Само название правительственной
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации
в высшей степени декларативно и цинично, т.к. предполагает, что реформа
здравоохранения закончена и пора развивать успехи. В действительности налицо
лишь судорожные, не скоординированные попытки замены некоторых устаревших
структур и форм организации и финансирования, на новые весьма сомнительные,
бездумно выдернутые из Западного опыта.
Выбор стратегического пути
Россия находится в положении не слаборазвитой колониальной страны, а
высокоразвитой индустриальной. В отечественном здравоохранении еще сильны
традиции научных, организационных и этических основ военной и гражданской
медицины, социальной ответственности земской медицины, всемирно признанного
опыта медицинской науки и практики советского периода, она основывается
на всеобщем неотъемлемом праве граждан на здоровье. Также необходимо учитывать
опыт введения обязательного медицинского страхования. Следовательно, для
переходного периода нашей страны необходима и особого типа модель реформирования
здравоохранения: не разрушать до основания, и затем собирать из осколков,
а преобразовывать, дополнять новыми элементами.
В современных западных странах в здравоохранении сначала развивался
частный сектор, а потом на определенном этапе развития государство переходило
к гарантиям предоставления гражданам бесплатных, общедоступные услуг здравоохранения.
Бесплатный общественный сектор создавался как дополнение к частному и только
через много лет в большинстве самых развитых европейских стран он стал
основным.
Гайдаровские псевдо реформы были нацелены именно на то чтобы сначала
разрушить прежнюю достаточно прогрессивную систему, бросить ее остатки
в бушующую стихию рынка, а потом, при наличии свободных средств в экономике,
которая к тому времени сама собой должна была стать процветающей, начать
формировать государственные бесплатные программы как дополнение к платным
приватизированным.
ЯБЛОКО выступает за то, чтобы сохранить накопленный прогрессивный опыт
государственного бюджетного здравоохранения, постепенно дополняя его эффективными
рыночными механизмами. Частный сектор следует создавать и развивать как
дополнительный. Именно создавать, а не менять вывеску. Необходимо создавать
новые частные клиники, а не приватизировать существующие больницы. Частную
медицину надо вывести из анекдотичных кабинетов ультразвуковой диагностики
в переходах Московского метрополитена, она должна стать нормальным рабочим
инструментом отечественного здравоохранения. Это позволит улучшить качество
предоставляемых услуг наиболее обеспеченным гражданам и создаст условия
для более полного удовлетворения потребностей большинства граждан, т.к.
уменьшает число претендентов на бесплатные государственные медицинские
услуги.
Такая программа должна носить долгосрочный характер, потому что она
требует детальной проработки и больших средств на организацию и финансирование
новых структур, облегчение населению трудностей переходного периода. Все
крупные российские преобразования были успешными во многом и потому, что
становились объектом долгосрочных целенаправленных усилий. На 20 лет была
рассчитана крестьянская реформа 1861 года, на две пятилетки была рассчитана
и советская индустриализация.
Мы исходим из того, что реформа здравоохранения должна проводиться ради
человека, а не ради самой реформы. Сейчас, например, много говорят,
о том какая модель здравоохранения в Нижнем Новгороде. При серьезном вдумчивом
анализе оказывается, что для простых людей там практически ничего и не
изменилось. То же самое с кемеровской моделью или с подходами к обязательному
медицинскому страхованию в Томске. Нельзя делать программы ради программы,
ради получения лавров реформаторов. Нельзя не просчитывать, не увязывать
последствия преобразований с социально - экономическими условиями той или
иной территории, а потом испытывать их на жизнях и судьбах людей.
Какой же быть нашей медицине? Платной или бесплатной? Ответ наш ясен.
Мы выступаем за гарантированную бесплатную медицину, настолько, насколько
государство в состоянии ее обеспечить на данном этапе развития. Пора
уйти от обмана и лжи, сказав народу правду об истинном положении вещей
в здравоохранении, не превращая медицинских работников в заложников нынешней
экономической ситуации.
Нас не спасет перевод всего и вся на платную основу. Ведь рушится система
и ее инфраструктура, которые обеспечивали массовую бесплатную медицинскую
помощь. Для большинства населения, любое повышение платы за медицинские
услуги, даже минимальное, еще больше ограничит доступ к медицинским услугам.
Это означает, что при сложившейся ситуации в стране квалифицированная медицинская
помощь на высоком технологическом уровне станет для большинства населения
недоступной.
Где взять средства для эффективной работы
здравоохранения?
Россия получила в наследство от СССР соотношение расходных статей бюджета
рассчитанное на военное, а не мирное время. Финансирование военных расходов
более чем в два раза превосходило расходы на здравоохранение, в то время
как в развитых странах ситуация была обратной. В настоящее время фактические
расходы на здравоохранение в России составляют только 50-55 % от необходимой
суммы. Благодаря этому уже произошло ограничение доступности, снижение
объемов и качества бесплатных медицинских услуг и увеличение доли платных
услуг. Все это отражается на дальнейшем снижении уровня жизни наименее
социально защищенных групп населения. Поэтому ЯБЛОКО добивается переноса
приоритетов финансирования на здравоохранение. Даже в условиях тяжелого
экономического положения это принесет ощутимое улучшение качества и повышение
объемов услуг здравоохранения.
Совершенно очевидно, что общее улучшение экономической ситуации, в том
числе нормализация работы предприятий, собираемость налогов могли бы более
или менее гарантировать поступление средств и на здравоохранение. Однако
известно, что как все отрасли социальной сферы, так и здравоохранение всегда
финансировались по так называемому остаточному принципу. Поэтому нужно
законодательно закрепить более высокий процент отчислений на здравоохранение
из бюджетов всех уровней. При этом предприятиям, оплачивающим медицинские
услуги за своих работников, необходимо предусмотреть вычитание этих сумм
из базы налогообложения по прибыли. Данное положение также нуждается в
законодательном закреплении. В таком случае предприятиям будет выгодно
заботиться о здоровье своих работников.
Кроме того, хорошо известно, что фонды обязательного медицинского страхования,
страховые организации, которые аккумулируют средства для оплаты медицинского
обслуживания, часто имеют абсолютно не относящиеся к здравоохранению расходы
и направления работы, совершенно произвольно устанавливают зарплаты собственным
работникам. Иначе говоря, они совершенно незаконно тратят наши с вами деньги
не на наше здоровье, а на свои цели. Это подтверждают проверки – акты КРУ
Минфина, скажем, по Санкт-Петербургу и Ленинградской области за 3-4 года
работы по обязательному медицинскому страхованию. Всем известно, что зарплата
у врачей составляет всего порядка 500-600 рублей, и даже ниже, зато мало
кто знает, что в Фондах ОМС и страховых компаниях – более 2 тысяч рублей,
как минимум. При этом очевидно, что лишним звеном являются именно страховые
медицинские организации, поэтому их нужно или ликвидировать или поставить
под жесткий контроль, обязать их отчитываться перед органами власти,
или/и перед попечительскими (общественными) советами.
Еще один вариант сокращения расходов – разработка и внедрение нормативов
и стандартов медицинской помощи. Что это такое? Каждое заболевание
можно предотвратить, выявить и вылечить разными способами и средствами,
причем как более, так и менее простыми и дешевыми. Все эти способы хорошо
известны медицинской науке, но используются врачами и медицинскими учреждениями
не полностью или вместо них стараются применять более дорогие. Это объясняется
стремлением получить больше средств от Фонда (страховой кампании), а чаще
всего – от пациента. Следовательно, для каждого заболевания можно разработать,
издать и узаконить для обязательного применения перечень средств профилактики,
диагностики и лечения которые вполне доступны и эффективны для больного.
Этот перечень ни один специалист, ни одно учреждение здравоохранения не
в праве сокращать, он должен быть всегда обеспечен средствами.
Вот это и есть в нашем понимании обязательные минимальные размеры медицинской
помощи, которые государство обязано гарантировать каждому человеку,
они должны обеспечить доступность и высокое качество медицинской помощи.
Все это не исключает развития системы добровольного медицинского страхования,
платных приемов и больниц, услуг специалистов. Но это дополнительно, если
человек или предприятие имеет и хочет потратить свои деньги на здоровье.
Также при этом желательно вычитать потраченные суммы из базы подоходного
налогообложения.
Все это вполне можно сделать законодательно, и что важно – уже сейчас.
Тем более, что существующая Программа государственных гарантий обеспечения
граждан РФ бесплатной медицинской помощью только усложнила, а не упростила
ситуацию. Гарантии по-прежнему выражены неконкретно, а сама Программа связана
с успехом развития ОМС, которое в настоящих условиях практически не развивается.
Таким образом, реформируя наше здравоохранение, мы можем и должны обеспечить:
-
бесплатные консультации и услуги специалистов по месту жительства,
-
бесплатную больничную помощь с обеспечением минимума необходимых лекарств,
материалов и коек,
-
безотказно работающую бесплатную “Скорую помощь”,
-
восстановление системы предупреждения инфекционных заболеваний,
-
восстановление системы профилактических осмотров,
-
безусловную бесплатность и доступность лекарственных средств для категорий
граждан, которые не могут обходиться без лекарств (страдающие сахарным
диабетом, онкологическими и сердечными заболеваниями и др.).
Контроль нужен и в медицине
Пациент в большинстве случаев не в состоянии самостоятельно поставить
диагноз, выбрать методы лечения и оценить эффективность и результативность
лечения в краткосрочный период. Говоря в рыночных терминах, потребитель
не может самостоятельно решить, что именно ему необходимо для удовлетворения
его потребности в здоровье и поэтому вынужден полагаться на врача, который
заинтересован продать пациенту подороже свои услуги и в то же время врач
определяет спрос со стороны пациента, выписывая ему те или иные лекарства
или процедуры. Поэтому совершенно понятно чтобы имеющиеся средства расходовались
максимально эффективно, необходим контроля в медицине.
Во-первых, законом должны быть определены организации, которые разрабатывают
стандарты медицинской помощи и отвечают за их эффективность. Это должны
быть независимые от бюджетного и коммерческого финансирования, а также
органов здравоохранения организации. Они должны привлекать к работе высококлассных
специалистов медицинской науки и практики, активно сотрудничать с ассоциациями
и другими объединениями врачей.
Во-вторых, в законе должны быть прописаны положения о независимой
экспертизе работы отдельных врачей, медицинских учреждений, страховых
медицинских организаций, учреждениях или органах, осуществляющих такую
экспертизу в интересах больных. Эксперты должны иметь возможность оценить,
как вылечили конкретного больного, были ли в полном объеме выполнены те
стандарты помощи, о которых мы написали. А самое главное, чтобы больной
знал, куда он может обратиться в конфликтных случаях, при неполучении помощи,
неправильном или безрезультатном лечении. Какие круги ада проходят сейчас
пациенты во всех этих ситуациях, мы все знаем, потому что руководители
медицинских учреждений и чиновники от здравоохранения сдерживаются рамками
корпоративности – как бы не вынести сор из избы! Больной зачастую остается
без вины виноватым и еще более больным.
Фонды обязательного медицинского страхования должны отчитываться ежегодно
за использование материальных средств перед представительными органами,
чтобы не было нецелевого разбазаривания хотя бы тех крох, которые выделяются
здравоохранению.
Отдельной строкой бюджета, исполняемой вне всяких ситуаций и экономических
проблем должно стать обеспечение здравоохранения в полной мере по стандартам,
утвержденным в законе, в том числе финансирование закупки лекарств,
государственных программ поддержки материнства и детства, донорства и производства
кровезаменителей, борьбы с наркоманией и СПИДом, туберкулезом и другими
социально-опасными болезнями, поддержки больных – инвалидов, с сахарным
диабетом и др. Иначе зачем декларировать эти программы на федеральном или
региональном уровнях, если они существуют только на бумаге, но не обеспечиваются
в жизни. Мало того, мы считаем, что в законе должны быть предусмотрены
санкции за неисполнение этой статьи бюджета, потому что от этого зависит
не только здоровье каждого из нас, но и будущее нашей России.
Однако, контроль контролю рознь. Сейчас правительство готовит
меры по введению жесткого административного контроля за всеми финансовыми
потоками. Министр здравоохранения предлагает убрать всех посредников с
рынка и оставить одного или двух. Это вызывает возражения. Ликвидируется
конкуренция, потребитель будет приобретать все по тем ценам, которые где-то
в министерских коридорах сочтут нужными. Когда рынок будет уничтожен и
нужный посредник останется один, благодаря коррумпированному чиновнику
деньги из бюджета к нему потекут рекой. Цены на лекарства посредник с чиновником
действительно установят дешевые. Выстроятся длинные очереди, но лекарства
кончатся быстро. Все остальные лекарства поступят на черный рынок, созданный
чиновником и посредником. Иначе, какой интерес заботиться о народе и вводить
лекарства по 5 копеек? Это очень опасные способы государственного контроля,
вернее его подмена собственническими интересами.
Как решить проблему лекарственного обеспечения
Каждое заболевание можно достаточно эффективно лечить и дешевыми
лекарствами. Но наши аптеки, а часто и врачи, прежде всего, стараются применять
те препараты, что поновее и подороже. Это определяется, во-первых, тем,
что многие фармацевтические фирмы заключают устные или письменные договоры
со специалистами или учреждениями, по которым врачам или учреждениям,
а часто только их руководителям отчисляется процент со сбыта тех или иных
лекарств. Материальная заинтересованность медицины и ее работников в этом
вопросе бьет по карману пациентов, причем назначение таких лекарств может
быть и лишним. Аптеки теперь, в основном коммерческие и также заинтересованы
в продаже более дорогих, импортных лекарств. Фармацевтические фирмы - поставщики
лекарств выбираются зачастую руководителями от здравоохранения на основе
личной выгоды.
В этом случае также помогут нормативы и стандарты. Их наличие
обяжет врача применять, прежде всего, более дешевые, но эффективные лекарства.
Одновременно должны быть определены конкурсные комиссии, которые
бы квалифицированно отбирали фармацевтические фирмы для поставки лекарств
на основе качества поставляемых препаратов и материальной выгоды для государства.
Эти комиссии должны быть подконтрольны исполнительным и представительным
органам власти, формироваться коллегиально с привлечением медиков и отчитываться
ежегодно.
Насущной является проблема обеспечения льготными лекарствами,
разработка системы значительных скидок по объявленному обязательному списку
лекарств. Аптекам материально невыгодно заниматься распространением бесплатных
и льготных лекарств, в медицинских учреждениях же их часто распределяют
среди “своих” пациентов, объявляя остальным, что все льготные лекарства
уже закончились или их нет. В этом случае может помочь социальная аптека,
которая будет заниматься только такими лекарствами. Для этого необходимо
создать механизм материальной компенсации и поощрения.
Переориентация на амбулаторное лечение
Существующая структура отрасли не соответствует требованиям времени,
так как в последние десятилетия развитие стационарной медицинской помощи
шло в ущерб амбулаторной. Эти приоритеты необходимо изменить: размеры финансирования
стационарной помощи постепенно будут уменьшаться, а вот расходы на оказание
первичной медицинской помощи в амбулаторных условиях будут возрастать.
Необходимо сократить количество коек в стационарах общего профиля и провести
их специализацию, поскольку в специализированных отделениях мест для больных
не хватает.
Стационары должны стать круглосуточными, должны работать интенсивней,
не превращаясь в спальные корпуса или бесплатные столовые. Также необходимо
сократить чрезмерное использование стационаров в диагностических целях.
Это позволит сконцентрировать средства, выделяемые на нужды здравоохранения,
а также финансировать развитие и применение в диагностике и лечении новых
медицинских технологий. Будет выгоднее организовать транспортную доставку
больных для прохождения курса лечения в течение дня, чем оплачивать круглосуточные
стационары и содержать малопосещаемые больницы в отдаленных районах области.
Профилактика и реабилитация
Введенная система медицинского страхования работает в рамках старой
системы, которая была ориентирована на стационарное лечение, и не в состоянии
решить существующие проблемы укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
Существующая система первичного здравоохранения не поддерживает развитие
профилактики. Основными препятствиями в профилактической работе являются:
нехватка времени, отсутствие оплаты, недостаток знаний и низкая степень
следования населения советам врачей. Для улучшения существующей ситуации
требуется создание переподготовка медицинского персонала и создание системы
стимулирования.
Необходимо также развивать сеть реабилитационных учреждений, где больные
могли бы полностью восстановить свое здоровье. А то получается, что человека
лечат с использованием дорогостоящих лекарств и медицинской техники, потом
выписывают из больницы – и сразу на работу. Не все выдерживают такие нагрузки,
и усилия врачей пропадают впустую. Создание санаторно-курортных пансионатов,
открытие центров медико-социальной реабилитации, где пациенты после выписки
смогут восстановить свою рабочую форму – это наша задача на ближайшее будущее.
Семейный врач
Очень важный элемент структурной перестройки здравоохранения – развитие
институтов семейного врача и независимого врача общей практики. Семейный
врач, отслеживающий здоровье своих пациентов с самого рождения непосредственно
в домашней обстановке, сможет поставить диагноз и назначить лечение более
точно, чем участковый врач. Принцип прост – лечить человека, а не болезнь.
Однако реформу надо проводить с учетом накопленного опыта и имеющихся возможностей.
По сути, участковый врач - это и есть врач общей практики. Подготовка
участковых врачей велась на достаточно высоком уровне. Они изучали в вузе
60 предметов и умеют принять роды, записать и прочитать ЭКГ, провести дифференциальную
диагностику по всему кругу заболеваний, а также многое другое. Переход
к семейной медицине должен основываться на переподготовке участковых врачей
и освобождении их от функции диспетчера. В какой-то степени это предполагает
возврат к давно известным принципам земской медицины.
В тоже время, эта реформа должна проходить осторожно. Например, система
семейной медицины в США вызывает массу нареканий, она является одной из
наиболее дорогостоящих и громоздких в мире и поэтому в настоящее время
подвергается преобразованиям.
Может ли нищий врач хорошо лечить?
Общеизвестна мизерность зарплат рядовых медицинских работников, медицинской
науки. Также общеизвестно, что за рубежом врачи зачастую богаче президентов.
И эта проблема – одна из насущных в здравоохранении. Самые высоко квалифицированные
медицинские кадры, как правило, работают в медицинских вузах и НИИ. Но
это федеральные учреждения, средства на которые сейчас никогда во время
не выделяются и полностью – тоже. В результате платность услуг таких специалистов
стала повсеместной. А значит, и снизилась возможность у больных проконсультироваться
и лечиться в этих учреждениях, которые к тому же влачат жалкое существование
в плане материального обеспечения: нет современного оборудования, приборов,
реактивов, инструментов, лекарств, есть только знания. Специалисты уходят
в платные медицинские организации, становятся недоступными широким слоям
населения. Все это снижает качество медицинской помощи и ее объемы. Одновременно
изменилось качество обучения студентов в медицинских вузах, там тоже многое
переведено на коммерческие рельсы. Да и престижность работы в медицине
заметно снизилась из-за ее финансового положения.
Поэтому мы считаем эту проблему исключительно важной. Безусловно, должны
быть экономически обеспечены подготовка, переподготовка, повышение квалификации
врачей и специалистов, чтобы врачи не выписывали рецептов по телевизионной
и газетной рекламе. Зарплата врачей, конечно, должна быть повышена и не
должна зависеть от экономического положения региона, а только от качества
работы и квалификации. Необходимо решить также вопрос с военной обязанностью
медицинских работников. Она абсолютно не нужна, затрудняет работу военкоматов.
К тому же есть врачи-военные по своему образованию, вполне обеспечивающие
потребности армии, а студентам медицинских вузов достаточно подготовки
во время учебы, чтобы иметь представление о специфике работы военного врача.
Общественный диалог
В этой брошюре мы не можем охватить все вопросы защиты здоровья нашего
населения и проблемы здравоохранения. Однако мы надеемся, что в целом рассказали
вам о тех проблемах, которые требуют скорейшего решения и при этом указали
пути их решения. Так как результаты реформы здравоохранения скажутся на
каждом, кто лечится и на каждом, кто лечит, она не может быть навязана
сверху или со стороны, а должна сопровождаться общественным диалогом, поскольку
наилучшие результаты достигаются именно таким путем.
Спасение и улучшение здоровья народа возможно только в том случае, если
все общество, включая правительство, политические партии и движения, широкие
слои трудящихся примут общенациональное решение спасти жизнь, здоровье
и будущее народа, найдут адекватные финансовые и технические средства для
решения этой громадной задачи. Без активного и сознательного отношения
каждого человека к своему здоровью и здоровью других людей, без здорового
образа жизни и активного участия населения в проведении оздоровительных
и профилактических мероприятий, успех в охране и укреплении индивидуального
и общественного здоровья невозможен. |