[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
["Яблоко" и экология]
 А. Яблоков
 Яблоко – за чистое небо
Экологическая политика для России
Москва, 1999 год
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЯБЛОКА
I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
2. ПРИНЦИПЫ И ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
2.1. Принципы экологической политики России
2.2. Основные пути и формы осуществления экологической политики
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Обеспечение экологической безопасности 
3.2. Совершенствование государственного управления в области охраны природы и природопользования
3.3. Развитие единой государственной системы экологического мониторинга 
3.4. Совершенствование экономических основ природопользования и 
охраны окружающей среды 
3.5. Совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны среды 
и природопользования
3.6. Совершенствование законодательства в области охраны среды и природопользования
3.7. Обеспечение экологически безопасного развития промышленности 
3.8. Обеспечение экологически безопасного развития сельского, промыслового, лесного хозяйства и пищевой промышленности 
3.9. Обеспечение экологически безопасного развития энергетики
3.10. Обеспечение экологически безопасного развития транспорта
3.11. Обеспечение экологической безопасности при деятельности Вооруженных Сил и ракетно-космической деятельности 
3.12 .Ликвидация последствий прошлого загрязнения и реабилитация экологически неблагополучных территорий
3.13. Развитие экологического образования и воспитания
3.14. Развитие научного обеспечения государственной экологической политики
IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ 
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЯБЛОКА

Несмотря на спад производства, экологическая обстановка в наиболее населенных и промышленно развитых районах страны остается неблагополучной, а загрязнение природной среды – высоким. Около 14 % территории России – экологически неблагополучные территории. На них проживает около трети всего населения страны. Катастрофическое сокращение средней ожидаемой продолжительности жизни россиян по крайней мере на 30 % связано с экологией. На экологически неблагоприятных территориях не 30 %, а все 50 % потерь нашего здоровья связаны с прошлым или современным загрязнением. 

Из огромного числа экологических проблем России в первую очередь необходимо решать следующие:

  • прекращение хищнического использования природных ресурсов, особенно ресурсов животного и растительного мира (рыбы, лесов и др.);
  • резкое повышение объективности и значения государственной экологической экспертизы при утверждении всех программ и проектов;
  • усиление контроля за состоянием экологической ситуации в городах и обеспечение соблюдения экологических стандартов (питьевая вода, выбросы предприятий и транспорта и т. д.);
  • предотвращение техногенных катастроф на экологически опасных объектах;
  • недопущение переноса экологически грязных технологий и производств из других стран и использования территории России в качестве свалки опасных отходов (в том числе радиоактивных) из других стран; 
  • социально-экологическая реабилитация территорий экологического бедствия и неблагополучия;
  • защита и восстановление пригородных, зеленых, лесопарковых и водозащитных зон, нарушенных незаконным строительством;
  • соблюдение конституционных экологических прав граждан (в том числе права на сбор и распространение экологической информации, права на компенсацию ущерба, причиненного экологическим правонарушением, и права на участие в принятии решений, влияющих на состояние окружающей среды).
Экологический императив является для нас безусловным фактором в подходе к таким регионам, в которых опасное загрязнение или безответственное уничтожение природы стало зловещей реальностью. С этой точки зрения наше особое внимание привлекают:
  • территории России, пострадавшие от чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
  • зоны опасного промышленного загрязнения – Кемеровская, Оренбургская, Томская, Пермская, Свердловская, Челябинская, Иркутская, Омская, Вологодская области, Красноярский край и др.;
  • территории варварского разграбления природных ресурсов – Приморский и Хабаровский края, Сахалин, Амурская и Камчатская области, республики Карелия, Калмыкия и Коми, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий НО.
Россия нуждается в разработке долгосрочной экологической политики, основанной на придании большей ценности природным ресурсам, полноценном финансировании реабилитационных мероприятий, совершенствовании системы органов государственного управления природопользованием и охраны среды, повышении ответственности лиц, принимающих решения, природопользователей и субъектов хозяйствования за экологические правонарушения, привлечении регионов, муниципалитетов и общественности к решению экологических проблем.

I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Несмотря на спад производства и осуществление ряда природоохранных мер как на федеральном, так и на региональном уровне, экологическая обстановка в наиболее населенных и промышленно развитых районах страны остается неблагополучной, а загрязнение природной среды – высоким.

Накопившиеся за десятилетия экологические проблемы нередко усугубляются проблемами, возникшими в последние годы (в том числе в результате ослабления государственного управления и поспешной приватизации собственности). Предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях усилия оказываются недостаточными для необходимого улучшения охраны природы России и обеспечения экологической безопасности населения страны. 

Среднегодовые уровни загрязнения атмосферного воздуха во многих городах и поселках превышают санитарные нормы. Не отвечает нормативным требованиям качество воды в большинстве водных объектов. Усиливаются масштабы эрозии и утраты плодородия почв, деградации полезащитных лесонасаждений, сокращается численность и исчезают популяции редких видов растений и животных, беднеют ландшафты.

Использование как невозобновляемых, так и возобновляемых природных ресурсов недостаточно регулируется государством, хищническая эксплуатация природных ресурсов ведет к деградации целых природных комплексов, в том числе к деградации и уничтожению территорий традиционного природопользования.

Усугубляются экологические проблемы городов – территорий, на которых проживает большая часть населения России. В результате строительства в водоохранных и лесопарковых зонах ухудшается качество питьевой воды и санитарное состояние пригородных территорий, сокращаются возможности массовой рекреации. 

Значительные территории России опасно загрязнены в результате чернобыльской катастрофы и других радиационных аварий. Растет или остается на неприемлемо высоком уровне заболеваемость населения, обусловленная загрязнением окружающей среды, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, в местах интенсивного развития промышленности и химизации сельского хозяйства растет число новорожденных с врожденными дефектами. 

В результате несвоевременно принимаемых (и постоянно сокращаемых в объемах) противопожарных мер лесные пожары остаются основным фактором, снижающим эколого-ресурсный потенциал лесов России. Увеличиваются площади лесов, погибающих от промышленных выбросов. Органы государственной власти не принимают мер, обеспечивающих в необходимом объеме лесовосстановительные работы. Сокращению площади наиболее ценных лесов способствуют неправомерные и необоснованные решения органов государственной власти по переводу земель лесов первой группы в нелесные земли.

При организации работ по ликвидации накопленных опасных видов вооружений (химического и ядерного) проблемы обеспечения экологической безопасности не привлекают должного внимания на государственном уровне. Выведенные из строя атомные подводные лодки, ракетно-космические системы и ракетное топливо, места хранения, уничтожения и объекты по производству химического оружия создают в ряде случаев неприемлемый риск для населения и экосистем. 

Нерешенной и чрезвычайно острой остается проблема переработки бытовых и промышленных отходов. Предпринимаются попытки ввоза в Россию опасных отходов, не пригодных для употребления продуктов питания и товаров, переноса на территорию России экологически грязных и опасных технологий из других стран.

Растет число техногенных аварий с неблагоприятными экологическими последствиями в промышленности, на транспорте и строительстве. Многие гидротехнические сооружения оказались бесхозными, технически устарели или эксплуатируются без соблюдения норм безопасности; растет число разрывов трубопроводов с опасными последствиями для окружающей среды. 

Значительная часть основных производственных фондов не отвечает требованиям экологической безопасности. Доля экологически несовершенных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и на транспорте превышает 90 %. 

Нередко проекты и программы принимаются и осуществляются без требуемой законом государственной экологической экспертизы, а в проектах отсутствует раздел “Оценки воздействия на состояние окружающей среды “ (ОВОС). 

Неэффективны экономические механизмы обеспечения неистощающего и рационального природопользования, защиты окружающей среды и связанного с ней здоровья населения. Заниженная исходная стоимость природных ресурсов не стимулирует их бережного использования. В ходе приватизации и разгосударствления остались нерешенными вопросы компенсации ущерба, нанесенного прошлой хозяйственной деятельностью. 

За последние годы произошла деэкологизация государственного управления: сократилась государственная поддержка природоохранной деятельности, перманентные реорганизации (сопровождавшиеся снижением статуса и сокращением штатной численности и объемов бюджетного финансирования) поставили государственную систему охраны природы в критическое положение. Продолжение этого процесса реально угрожает разрушением природоохранных структур. Деэкологизация государственного управления сопровождается усилением секретности и противозаконных ограничений в распространении экологической информации.

Лишь в малой степени финансируются уже принятые на федеральном уровне целевые экологически ориентированные программы; слабеют и оказываются недостаточными системы государственного экологического, санитарно-эпидемиологического и радиационного контроля и мониторинга; неоправданно затянулось принятие государственной стратегии устойчивого развития.

Нарушаются законные права граждан на благоприятную окружающую среду, компенсацию ущерба в результате ее ухудшения, на объективную и своевременную информацию о состоянии окружающей среды, право на непосредственное участие граждан в принятии решений, влияющих на состояние окружающей среды.

Не в полной мере реализуются возможности решения экологических проблем на уровне субъектов федерации. Органы местного самоуправления часто устраняются от участия в решении экологических проблем территорий.

Правоохранительные органы недостаточно активно способствуют укреплению экологического правопорядка, защите прав граждан и решению проблем охраны природы; рассмотрение природоохранных дел часто затягивается или необоснованно прекращается; принятые судебные решения не выполняются или выполняются не в полном объеме.

Федеральные и региональные органы представительной власти недостаточно активно устраняют противоречия и пробелы в природоохранном и ресурсном законодательстве.

Средства массовой информации не уделяют должного внимания экологическим проблемам, не дают полной и объективной информации по проблемам охраны окружающей среды. 

Не получает должной государственной поддержки система экологического образования и просвещения.

Экологический императив является для нас безусловным фактором в подходе к таким регионам, в которых опасное загрязнение или безответственное уничтожение природы стало зловещей реальностью. С этой точки зрения наше особое внимание привлекают:

  • территории России, пострадавшие от чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
  • зоны опасного промышленного загрязнения – Кемеровская, Оренбургская, Томская, Пермская, Свердловская, Челябинская, Иркутская, Омская, Вологодская области, Красноярский край и др.;
  • территории варварского разграбления природных ресурсов – Приморский и Хабаровский края, Сахалин, Амурская и Камчатская области, республики Карелия, Калмыкия и Коми, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий НО.
2. ПРИНЦИПЫ И ПУТИ 
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Целью экологической политики Яблака является создание и поддержание условий окружающей среды, благоприятных для жизни людей, обеспечение экологической безопасности России, организация рационального, неистощающего использования природных ресурсов, их эффективной охраны и сохранение жизнеобеспечивающих функций биосферы на территории России.

Россия нуждается в разработке долгосрочной экологической политики, основанной на придании большей ценности природным ресурсам, полноценном финансировании реабилитационных мероприятий, совершенствовании системы органов государственного управления природопользованием и охраной среды, повышении ответственности лиц, принимающих решения, природопользователей и субъектов хозяйствования за экологические правонарушения, привлечении регионов, муниципалитетов и общественности к решению экологических проблем.

Согласно Конституции Российской Федерации (статья 803) Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, а согласно статье 114в) Правительство Российской Федерации должно обеспечивать проведение единой государственной политики в области экологии.

Основы государственной экологической политики разрабатываются Правительством и утверждаются Федеральным Собранием и Президентом РФ в виде Концепции государственной экологической политики России. 

Стратегической целью государственной экологической политики является обеспечение неистощающего, рационального использования и охраны всего комплекса природных ресурсов, реализация права настоящего и будущего поколений людей на благоприятную окружающую среду обитания, создание основы перехода к устойчивому развитию и обеспечение экологической безопасности России.

2.1. ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Исходя из целей государственной экологической политики – обеспечение высокого качества среды обитания человека, рациональное использование природных ресурсов и поддержание жизнеобеспечивающих функций биосферы – принципами государственной экологической политики России являются:

  1. Охрана окружающей среды и государственное регулирование использования природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
  2. Приоритет охраны здоровья нынешнего и будущих поколений людей от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды.
  3. Приоритет вопросов охраны окружающей среды и устойчивого развития при принятии политических и экономических решений.
  4. Поддержание экологической безопасности государства как важнейшего элемента национальной безопасности России.
  5. Сохранение и поддержание жизнеобеспечивающих функций биосферы на территории России как основы экологической безопасности государства.
  6. Организация устойчивого использования природных ресурсов (возобновляемых – при условии организации работ по их возобновлению; невозобновляемых – при условии разработки их возобновляемой замены).
  7. Организационное отделение государственного контроля за природопользованием от организации природопользования.
  8. Предотвращение возможных опасных экологических последствий при развитии и размещении производительных сил.
  9. Принцип предосторожности: ограничение распространения технологий и веществ, последствия использования которых для здоровья человека и окружающей среды недостаточно ясны.
  10. Принцип “загрязнитель платит”: получение платы за загрязнение в размерах, обеспечивающих ликвидацию последствий загрязнения.
  11. Принцип “презумпции виновности” технологий – пользователи и распространители новых технологий и продуктов предварительно должны доказать их экологическую приемлемость.
  12. Принцип неистощающего использования возобновляемых ресурсов: темпы и масштабы использования пресной воды, плодородных почв, живых природных ресурсов должны соответствовать темпам их возобновления.
  13. Принцип минимизации изъятия невозобновляемых природных ресурсов: темпы использования невозобновляемых природных ресурсов должны соответствовать темпам разработки их устойчивой возобновляемой замены.
  14. Принцип учета зарубежного опыта в снижении экологических рисков.
2.2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Среди основных путей и форм осуществления экологической политики России:

  1. Разработка и применение законодательства, защищающего природу и человека от неблагоприятных последствий использования природных ресурсов.
  2. Разработка и применение норм и правил, препятствующих загрязнению окружающей среды, а в случае загрязнения – определяющих механизм санкций за их нарушение и ликвидации последствий загрязнения для природы, и граждан.
  3. Создание и поддержание системы специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды. 
  4. Организационное отделение государственного контроля за природопользованием от организации природопользования.
  5. Разработка механизма взаимной ответственности субъектов Российской Федерации за состояние окружающей среды и природных ресурсов, разработка и проведение ими согласованной региональной экологической политики.
  6. Создание и поддержание системы государственных и общественных институтов, обеспечивающих управление экологической безопасностью.
  7. Организация и проведение государственной экологической экспертизы перед принятием любого хозяйственного решения, способного оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды и здоровье населения.
  8. Эффективное использование процедуры оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) со стороны инициатора такой деятельности.
  9. Определение допустимых масштабов воздействия на экосистемы как основы для определения хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем.
  10. Лицензирование всех видов деятельности, опасно влияющих на экологическую ситуацию.
  11. Государственная поддержка ресурсо- и энергосберегающих технологий и производств.
  12. Последовательный переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции для включения России в международную систему обеспечения экологической безопасности.
  13. Полное и своевременное возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, нанесенного экологическими правонарушениями.
  14. Организация эффективного государственного и общественного контроля за исполнением природоохранного законодательства.
  15. Организация единой государственной системы экологического мониторинга.
  16. Совершенствование экономических механизмов и финансового обеспечения деятельности в области охраны окружающей среды.
  17. Распространение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды (в том числе посредством государственной поддержки издания экологической литературы и поддержки средств массовой информации).
  18. Выделение и реабилитация территорий с опасным изменением качества окружающей природной среды (зон экологического бедствия и экологического неблагополучия).
  19. Развитие сети особо охраняемых природных территорий, расширение зон ограниченного природопользования.
  20. Разработка и осуществление системы мероприятий по сохранению редких и исчезающих видов живых организмов, сохранению экосистем и ландшафтов.
  21. Поддержка разработки и внедрения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий. 
  22. Организация научных экологических исследований как основы разработки экологической политики государства.
  23. Формирование экологической культуры общества и воспитание экологического мировоззрения.
  24. Поддержка общественного экологического движения и привлечение общественности к решению экологических проблем, организации экологического контроля и мониторинга.
  25. Поддержка благотворительной деятельности, направленной на решение экологических проблем России. 
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Сформулированные выше принципы и обозначенные пути и формы осуществления государственной экологической политики в сочетании с реальными проблемами в области охраны окружающей природной среды России определяют основные направления государственной экологической политики.

3.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Это одно из центральных направлений экологической политики России складывается из решения следующих задач:

  1. обеспечение качества питьевой воды;
  2. обеспечение качества атмосферного воздуха в местах обитания человека;
  3. обеспечение чистоты и качества продуктов питания;
  4. обеспечение экологической безопасности жилища;
  5. обеспечение экологической безопасности поселений;
  6. обеспечение экологической безопасности одежды и предметов домашнего обихода; 
  7. обеспечение радиационной безопасности населения; усиление внимания к решению социально-экологических проблем радиационно загрязненных регионов, в первую очередь территорий, пораженных чернобыльской и другими радиационными авариями и катастрофами. 
3.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Одним из важнейших направлений экологической политики государства является совершенствование структуры государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования. Есть два основных варианта решения проблемы совершенствования государственного управления в области охраны среды и природопользования (см. бокс).

Два пути совершенствования государственного управления в области охраны среды и природопользования.
 

Первый вариант: структурно-функциональное упорядочивание правительственных структур, связанных с регулированием использования природных ресурсов. 

В федеральном правительстве создается компактное, небольшое по численности аппарата Министерство по проблемам охраны окружающей среды и природопользования (на базе современного МПР и Госкомэкологии), с системой координируемых им специализированных государственных комитетов: Роскомзем, Роскомвод (выделяется из современного МПР), Роскомгеология (выделяется из современного МПР),Роскомгидромет, Рослесхоз, Роскомзаповедник и нацпарк (на базе соответствующих управлений Госкомэкологии и Роскомлеса), Роскомрыболовство и охотхозяйство (выделяется из Минсельхоза). 

Министр по охране среды мог бы быть одновременно и одним из вице-премьеров, курирующих также МЧС, Роскартографию, Госкомстат, Госстандарт, Госкомсанэпиднадзор, Гортехнадзор, Госатомнадзор.

Вариант второй: более активное участие Администрации Президента в формировании и осуществлении экологической политики. 

В Администрации Президента создаются: 

1. Блок государственных надзоров в составе: Госатомнадзор, Гортехнадзор, Госсанэпиднадзора (восстанавливается на базе соответствующего управления Минздрава), Государственный экологический надзор (создается на базе Госкомэкологии).

Возможны разные варианты создания контрольно-надзорного блока в Администрации. Например, вместе с уже существующими контрольными структурами в Администрации (Главным государственным правовым управлением, Контрольным управлением Администрации) они дают возможность усиления контроля Администрации за деятельностью как федеральной, так и региональной исполнительной власти.

Превращение Госкомэкологии в надзорный орган (при передаче в другое водомство его хозяйственных функций, связанных с управлением заповедникам, и функций экологического мониторинга, дублирующих функции Росгидромета) оправдано тем, что по существу за Госкомэкологией остаются три главные функции: осуществление государственного экологического контроля, проведение государственной экологической экспертизы и разработка федеральных экологических норм и правил. Это полностью соответствует характеру деятельности именно надзорного органа (как и в случае с Госатомнадзором, Гортехнадзором, Госсанэпиднадзором).

2. Президентский Совет по устойчивому развитию (в соответствии с рекомендациями Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) и Генеральной Ассамблеи ООН (1997).

Такие советы существуют во многих странах, формулируя для глав государств предложения по наиболее общим направлениям экологической политики (по Конституции России, только президент определяет внутреннюю и внешнюю политику страны).

В федеральном правительстве: 

Упорядочивается управление всеми видами природных ресурсов и создается пока отсутствующая стройная система федеральных органов, ответственных за управление отдельными видами природных ресурсов: Гос(Рос)комгеология (на основе МПР); Гос(Рос)ковмвод (на основе МПР); Гос(Рос)комзем; Гос(Рос)комлес; Гос(Рос)комгидромет (с усилением за счет структур экологического мониторинга, передаваемых из Госкомэкологии); Гос(Рос)комрыболовство и охотхозяйство (на базе соответствующих подразделений Минсельхоза); Гос(Рос)комитет по национальным паркам, заповедникам и редким видам растений и животных (на основе соответствующих подразделений Госкомэкологии и Роскомлеса).


Другие направления совершенствования государственного управления в этой сфере:

  • приведение в соответствие с Конституцией Российской Федерации разделения ответственности и выполнения обязанностей между федеральными и региональными органами государственного управления в области управления (владения, распоряжения, пользования) и контроля за природными ресурсами и обеспечением качества окружающей природной среды.
  • усиление и ужесточение государственного контроля за соблюдением природоохранного законодательства.
  • совершенствование системы государственной статистики в области использования природных ресурсов, состояния окружающей среды и здоровья населения.
  • уточнение распределения функций между специально уполномоченными в сфере природопользования и охраны среды органами власти на всех уровнях.
  • установление лимитов использования природных ресурсов.
  • установление лимитов воздействия на окружающую среду.
  • организация системы лицензирования природопользования.
  • внедрение системы обязательной экологической сертификации предприятий, их продукции и отходов.
  • проведение экологической паспортизации территорий, в первую очередь территорий с высокой антропогенной нагрузкой; выделение зон экологического бедствия и экологического неблагополучия и принятие эффективных федеральных программ по социально-экологической реабилитации каждой из таких территорий.
  • разработка и реализация государственных, региональных и других программ и планов действий по охране окружающей среды.
  • осуществление мероприятий по повышению экологической грамотности высшего управленческого звена.
  • разработка и принятие плана действий на 1998–2003 годы по выполнению программы устойчивого развития российской федерации.
  • разработка и принятие кратко- и среднесрочных планов действий правительства по охране окружающей среды.
  • разработка и осуществление государственных программ по ликвидации основных форм крупномасштабного загрязнения территории россии (радиационного, тяжелыми металлами, диоксинами и др.).
  • восстановление юрисдикции Госатомнадзора над всеми ядерно и радиационно опасными объектами независимо от их ведомственной принадлежности.
  • дальнейшее развитие сети охраняемых природных территорий (в том числе рекреационно-оздоровительных: национальных парков, курортно-заповедных районов, парковых и зеленых зон на урбанизированных территориях, на границах между государствами). Развитие Черноморского побережья России преимущественно как рекреационно-оздоровительной территории. Развитие экологического туризма. Доведение площади заповедников и национальных парков до 3 % территории России.
3.3. РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

В области экологического мониторинга государственная экологическая политика включает в себя: 

  • обеспечение эффективного функционирования сохранившихся действующих систем мониторинга состояния природной среды;
  • поэтапное создание государственной системы инструментального контроля за соблюдением нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и других антропогенных воздействий;
  • развертывание системы мониторинга биотических параметров окружающей среды (растительного и животного мира) для информационного обеспечения решения проблемы сохранения биоразнообразия;
  • развитие и совершенствование системы санитарно-гигиенического мониторинга – мониторинга показателей здоровья населения, связанных с качеством окружающей среды; 
  • ужесточение радиационного контроля на границах России, а также в торговле и строительстве. 
3.4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Основные недостатки существующего экономического механизма – отсутствие действенных стимулов применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, недостаточность платежей за выбросы и сбросы, за размещение отходов и использование природных ресурсов, и следовательно, невозможность финансирования природоохранной деятельности в требуемых масштабах из-за искусственного занижения стоимости природных ресурсов (платежи за природопользование не базируются на экономической оценке природных ресурсов, объектов и воздействий). Последнее определяет то обстоятельство, что государство не обеспечивает важнейшей функции собственника природных ресурсов, не получает доход от использования принадлежащих ему природных ресурсов.

Кроме того, серьезные проблемы возникают как со сбором, так и с использованием средств государственного экологического фонда. Наконец, на финансировании природоохранных мероприятий отрицательно сказываются отсутствие стимулирования инвестиций природоохранного назначения и недостаточная развитость экологического страхования.

Государственная политика в этой области:

  • увеличение платы за природные ресурсы, доведение ее до 25–30 % от всех источников формирования доходов в доходной части федерального бюджета; 
  • реформа институциональных отношений (разграничение полномочий, прав и обязанностей) в области собственности на природные ресурсы на федеральном и региональном уровнях;
  • совершенствование системы платежей за использование природных ресурсов с постепенным увеличением их доли в доходной части бюджета;
  • расширение перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе;
  • усиление государственного контроля за сбором и расходованием средств государственного экологического фонда;
  • целенаправленное выделение средств на охрану природы из сумм, получаемых в результате приватизации государственной собственности;
  • усиление экологической составляющей в рентных (арендных) отношениях;
  • совершенствование оценки природно-ресурсного потенциала территорий;
  • совершенствование определения компенсации ущерба в результате загрязнения окружающей среды;
  • поддержка малого и среднего предпринимательства в области охраны окружающей среды, в том числе в области реализации научных и образовательных программ;
  • включение в единую систему налогов специальных налогов на употребление экологически вредной продукции (шины, аккумуляторы, моторные масла и топливо, удобрения и пестициды, некоторые виды упаковки и т. п.);
  • применение залогово-возвратных экономических механизмов, стимулирующих повторное использование и вторичную переработку (например, для люминесцентных ламп, шин, аккумуляторов и т. п.);
  • внедрение обязательного и добровольного экологического страхования для аккумуляции средств для решения экологических проблем.
3.5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Более четкое разграничение полномочий федерации, ее субъектов и органов муниципального управления в сфере природопользования и охраны среды.

Устранение несогласованности нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях.

Совершенствование системы платежей за загрязнение окружающей среды.

Ужесточение мер, обеспечивающих целевое использование средств, предназначенных для восстановления природных ресурсов и качества среды.

Нормативно-правовое обеспечение более широкого участия общественности в принятии решений, контроле и мониторинге в области охраны среды и природопользования.

3.6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Несмотря на то, что основная законодательная база в области охраны среды и природопользования уже создана, остается несколько важных областей, не охваченных необходимыми законодательными актами. В ближайшие годы необходимо создание следующих законов:

  • О разграничении прав собственности на природные ресурсы (О федеральных природных ресурсах);
  • О статусе зон экологического неблагополучия;
  • Об охране атмосферного воздуха;
  • Об экологической безопасности;
  • Об охоте и охотничьем хозяйстве;
  • О рыболовстве и охране водных биоресурсов;
  • О растительном мире;
  • Об исключительной экономической зоне России;
  • Об охране зеленых насаждений;
  • Об экологических фондах;
  • Об экологическом страховании,
  • О государственных кадастрах природных ресурсов,
  • а также внесение дополнений и изменений в уже имеющиеся законы (в том числе в Уголовный кодекс и Кодекс административных правонарушений).
Будут устранены противоречия в законах, регулирующих использование и охрану природных ресурсов, качество окружающей природной среды. 

К 2003 г. будет разработан и принят Экологический кодекс Российской Федерации;

3.7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Среди основных направлений государственной политики в этом секторе:

  • снижение выбросов до уровня, при котором они не оказывают негативного воздействия на состояние экосистем;
  • широкое использование вторичных ресурсов с целью создания замкнутых циклов использования веществ;
  • поддержка использования малодоходных технологий;
  • поддержка разработки и внедрения принципиально новых ресурсо- и энергосберегающих технологий;
  • повышение экологической безопасности в работе нефтяной и газовой промышленности, в том числе:
    • повышение экологической безопасности при транспортировке нефтепродуктов по суше и по морю;
    • реабилитация территорий и акваторий, загрязненных разливами нефти;
    • ликвидация бесхозных скважин;
    • прекращение сжигания попутного газа; 
    • обеспечение экологически безопасного развития нефтегазового комплекса Сахалина и других территорий и акваторий.
Экологизация строительной индустрии, в том числе посредством жесткого соблюдения санитарных норм по использованию в строительстве экологически опасных материалов, контроля и мониторинга за уровнем радона, фенолов, асбеста, пыли и аэрозолей в жилых и рабочих помещениях.

3.8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО, ПРОМЫСЛОВОГО, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Экологизация сельского и промыслового хозяйства как первичного источника продуктов питания – и тем самым самого существования человечества, является одним из фундаментальных направлений государственной экологической политики. Труды российских ученых, а также практика ведения устойчивого сельского хозяйства в самых разных природно-климатических условиях дают надежную основу для экологически ориентированной государственной политики в этом секторе, которая включает:

  • поддержку экологически безопасных форм ведения сельского хозяйства, расширение применения интегрированного и биологического методов защиты, мероприятий по поддержанию и увеличению плодородия почв;
  • увеличение, а не сокращение разнообразия сортов, пород и введение в культуру новых объектов, переход от монокультур к поликультурам; 
  • развитие поле- и почвозащитного лесоразведения, агролесомелиорации;
  • поддержку традиционных экологически дружелюбных форм природопользования;
  • поддержку перехода от промысла к хозяйству (“сначала разведи – потом снимай урожай”) по все большему числу объектов в охотничьем и рыбном хозяйстве, развитие аквакультуры;
  • организацию эффективного контроля за распределением и реализацией квот на вылов морепродуктов на шельфе и экономической зоне России;
  • расширение масштабов и эффективности лесовосстановления и защиты лесов от пожаров; разработку и принятие программ по лесоразведению (в том числе агромелиоративному), сохранению старовозрастных лесов в Европейской части России, горных и особо ценных (кедровых, грушевых, ореховых, дубовых) лесов Кавказского, Дальневосточного и Южно-Сибирского регионов;
  • перепрофилирование Байкальского ЦБК;
  • надежное обеспечение населения чистой питьевой водой, восстановление и строгое соблюдение водоохранных зон и санитарных норм и правил эксплуатации водоемов, имеющих питьевое, рекреационное и природоохранное значение; прекращение использования питьевой воды на технические нужды; принятие региональных и федеральной программ по очистке поверхностных и подземных вод.
  • организацию учета и безопасного уничтожения неиспользованных и бесхозных пестицидов;
  • ужесточение государственного контроля за качеством продуктов питания.
3.9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ  ЭНЕРГЕТИКИ

Экологически безопасное развитие энергетики является ключом к экологически безопасному развитию общества.

Государственная экологическая политика в области энергетики включает:

  • поддержку энергосбережения;
  • использование “газовой паузы” (периода широкого использования ресурсов природного газа) для разработки новых, экологически приемлемых форм использования энергии атома и водородной энергетики;
  • поддержку все более широкого использования возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой, гидроволновых, бесплотинных, приливных и т. п.); 
  • диверсификацию источников энергоснабжения и сокращение расстояний передачи электроэнергии;
  • пересмотр принятой правительством в 1998 г. программы развития атомной энергетики России, исходя из преимущественного развития энергосбережения;
  • принятие решений о строительстве АЭС только после проведения референдумов в соответствующих субъектах федерации;
  • обеспечение ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации существующих АЭС.
3.10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ  ТРАНСПОРТА

Транспорт является необходимой и жизненно важной частью народного хозяйства, играющей все большую роль в определении экологического состояния страны. Основные направления государственной экологической политики на транспорте следующие: 

  • развитие сети современных автомобильных дорог;
  • совершенствование организации движения и размещения автомобильного транспорта в городах (строительство разноуровневых развязок, многоместных, многоэтажных, подземных стоянок автотранспорта); 
  • развитие газового и водородного автомобильного транспорта;
  • поддержка выпуска высокоэкономичных (3 и менее л на 100 км пробега) легковых автомобилей;
  • поддержка новых типов межгородского высокоскоростного транспорта (монорельс, на струне и т. п.);
  • развитие скоростного электрического внутригородского общественного транспорта (метро, скоростные трамваи);
  • обеспечение экологической безопасности трубопроводного транспорта;
  • обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками 
  • отказ от использования этилированного бензина;
  • развитие комфортабельного и дешевого общественного транспорта;
  • отказ от строительства новых балтийских и черноморских портов и преимущественное развитие Санкт-Петербургского порта, портов Мурманска, Архангельска и Новороссийска.
3.11. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На 10–15 % территории России экологическая обстановка определяется или находится под влиянием деятельности Вооруженных Сил и ракетно-космической активности. Государственное регулирование в этой области включает:

  • обеспечение экологически безопасного уничтожения химического оружия;
  • обеспечение экологически безопасной утилизации вышедших из строя атомных подводных лодок;
  • обеспечение экологической безопасности при уничтожении ракет и пусковых установок по программе СТАРТ-2;
  • реабилитацию территорий республики Саха-Якутия и Алтайского края, Архангельской, Кольской, Новосибирской областей и других территорий, загрязненных ракетно-космической деятельностью;
  • реабилитацию территорий, загрязненных радиоактивными веществами предприятиями ядерно-оружейного комплекса, и мест проведения подземных ядерных взрывов;
  • обеспечение ядерно-радиационной безопасности военно-морских сил России;
  • обеспечение экологической безопасности космодромов “Плесецк”, “Свободный” и Капустин Яр;
  • использование возможностей, открывающихся при осуществлении конверсии ВПК и реформе армии, для решения экологических проблем страны; 
  • создание экологических подразделений для прохождения альтернативной военной службы.
3.12 ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОШЛОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Важным направлением государственной политики в обозримый период будет преодоление последствий и ликвидация особо опасных загрязнений окружающей среды, произведенных в прошлом. Среди конкретных направлений действий:

  • реабилитация территорий и обеспечение социально-экологического благополучия населения на территориях, пострадавших от чернобыльской катастрофы, радиационного загрязнения территорий на Южном Урале, в Сибири и на Алтае;
  • выявление и реабилитация мест ранее произведенного уничтожения химического оружия;
  • выявление и реабилитация зон экологического неблагополучия и экологических катастроф;
  • инвентаризация и организация безопасного хранения или уничтожения старых химических средств защиты.
3.13. РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Экологическое образование и воспитание является основой экологического благополучия общества. Основные направления государственной экологической политики в этой области включают:

  • организацию непрерывного экологического образования в системе народного образования;
  • экологизацию как естественного, так и гуманитарного образования путем введения элементов экологии во все учебные предметы;
  • поддержку распространения экологической информации всеми средствами массовой информации;
  • поддержку издания экологической литературы. 
3.14. РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Научная обоснованность принимаемых политических решений является важным условием реализации любых долгосрочных программ в этой области. Для обеспечения этого условия необходимо:

усилить государственную поддержку исследований, обеспечивающих разработку государственной политики в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности;

поддерживать на высоком уровне фундаментальные исследования в области выяснения влияния антропогенных экологических факторов на здоровье населения и состояние жизнеобеспечивающих природных систем биосферы.

развивать концепцию здоровья среды как условия поддержания и сохранения здорового общества.

IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ 
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Осуществление экологической политики России невозможно без учета глобальных экологических проблем (изменение климата, проблемы Мирового океана, трансграничного переноса, истощения озонного слоя и др.). Выполнение действующих международных соглашений в этой области создает благоприятные условия для решения целого ряда внутренних экологических проблем. Для этого нужно:

обеспечить более активное участие России в выполнении международных соглашений по охране окружающей природной среды;

заключить двусторонние соглашения по охране окружающей среды со всеми странами, связанными с Россией мигрирующими представителями животного мира;

разработать и представить в ООН проект международной конвенции по экологически безопасному освоению космического пространства;

более активно выполнять подписанные Россией международные экологические соглашения и конвенции, а также подписанные Россией соглашения по охране природы;

использовать пограничные территории для развития сети двусторонних природных охраняемых территорий (международных заповедников);

активно развивать международное сотрудничество по решению экологических проблем в рамках СНГ, Центральной и Восточной Европы;

активизировать сотрудничество с Украиной и Белоруссией в области смягчения последствий чернобыльской катастрофы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главным препятствием для решения экологических проблем России является отсутствие политической воли у всех трех ветвей власти, распространенность экологического нигилизма и авантюризма среди лиц, принимающих решения. Чтобы обеспечить экологическое просветление и переход к экологизации политики, деятельность правительственных чиновников следует поставить под эффективный контроль – общество должно получать своевременную, полную и точную информацию о состоянии окружающей среды, о влиянии загрязнений на человека и природу и о том, что делает власть для улучшения экологического состояния страны.

Экологизация политики положительно скажется на развитии всего российского общества.

СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЯБЛОКА
I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
2. ПРИНЦИПЫ И ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
2.1. Принципы экологической политики России
2.2. Основные пути и формы осуществления экологической политики
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Обеспечение экологической безопасности 
3.2. Совершенствование государственного управления в области охраны природы и природопользования
3.3. Развитие единой государственной системы экологического мониторинга 
3.4. Совершенствование экономических основ природопользования и 
охраны окружающей среды 
3.5. Совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны среды 
и природопользования
3.6. Совершенствование законодательства в области охраны среды и природопользования
3.7. Обеспечение экологически безопасного развития промышленности 
3.8. Обеспечение экологически безопасного развития сельского, промыслового, лесного хозяйства и пищевой промышленности 
3.9. Обеспечение экологически безопасного развития энергетики
3.10. Обеспечение экологически безопасного развития транспорта
3.11. Обеспечение экологической безопасности при деятельности Вооруженных Сил и ракетно-космической деятельности 
3.12 .Ликвидация последствий прошлого загрязнения и реабилитация экологически неблагополучных территорий
3.13. Развитие экологического образования и воспитания
3.14. Развитие научного обеспечения государственной экологической политики
IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
["Яблоко" и экология]

info@yabloko.ru