Внимание всего мира приковано к острой ситуации вокруг Косово. А всего
в полутора тысячах километрах к юго-востоку есть другая конфликтная точка
того же региона - Кипр. В проблеме крощечного острова-страны, как в капле
воды, тоже отражаются современная линия США и всего Запада, политика России,
складывающаяся после холодной войны система европейских отношений.
Фактологическая сторона вопроса хорошо известна и не раз освещалась
на страницах НГ. Напомнить стоит только высказанное в мемуарах Генри Киссинджера
убеждение, что при всей глупости и авантюризме военного переворота на Кипре,
затеянного греческой хунтой в июле 1974 г., Турция воспользовалась им лишь
в качестве предлога для давно замышлявшегося вторжения на Кипр и оккупации
почти половины территории острова. Якобы, для того, чтоб спасти турок-киприотов
от погрома и предотвратить присоединение острова к Греции.
Тогда, спустя всего неделю, хунта пала и на Кипре и в Греции, похоронив
идею воссоединения двух государств. Но спустя почти четверть века, страна
и ее столица остаются разрезанными колючей проволокой и минными полями,
через которые стреляют без предупреждения. По-прежнему лишены дома и собственности
сотни тысяч беженцев, подвергшихся тогда массовой этнической чистке. До
сих пор неизвестна судьба полутора тысяч пропавших без вести солдат-греков.
Северная часть острова - некогда самая богатая, а сейчас находящаяся в
запустении - все еще оккупированна турецкими дивизиями, многократно превосходящими
кипрские силы самообороны в южной части страны. Мало того, коренные турки-киприоты
покидают остров, на их место прибывают переселенцы из Турции, уже составляющие
вместе с войсками большинство населения севера. Под протекцией Анкары там
образовано самозванное и ни кем не признанное государство (Турецкая республика
северного Кипра).
Остается добавить - все это в грубом противоречии с многочисленными
резолюциями ООН, призывающими к мирному воссоединению страны посредством
прямых переговоров двух общин и при содействии международного сообщества
(в первую очередь NN 3212 от 1974 г., 541 от 1983 г. и 550 от 1984 г.).
Тем ни менее, Турция и ее вассальный режим на севере фактически ведут дело
к окончательному разделу Кипра под ширмой предлагаемой "конфедерации" и
установлению своего военно-политического доминирования над южной частью
острова.
Осуществляются демонстративные полеты турецких боевых самолетов в воздушном
пространстве Кипра. Военный прессинг идет и с суши и с моря. А в ответ
на контракт Кипра с Россией на поставку зенитно-ракетного комплекса С-300
в сугубо оборонительных целях Турцией развернута политическая кампания,
сопровождающаяся, ни много ни мало, прямыми угрозами нанесения авиаударов
по кипрским объектам или российским судам, перевозящим закупленную технику.
Понятно, что конфликт застарелый и раньше до его решения руки
не доходили. Но холодная война уже стала историей, глобальная конфронтация
и противостояние двух военных союзов в Европе закончено, российский и американский
флоты более не охотятся друг за другом в мировом океане, в том числе и
в Средиземном море.
И как же в такой ситуации ведут себя США и руководство НАТО, Совет Безопасности
ООН, ОБСЕ, Большая Восьмерка? Может быть, оказывают на Турцию давление
с целью вывода ее войск с Кипра и выполнения резолюций ООН о возврате отторгнутой
собственности грекам и мирного воссоединения страны хотя бы на основе федерации,
согласно компромиссному предложению Никозии? Или, может, ставится вопрос
в Совете Безопасности ООН о санкциях против Анкары в случае ее нападения
на Кипр всего лишь за попытку по-минимуму осуществить свое право на индивидуальную
(коли нет коллективной) самооборону? Раз уж НАТО вступается за вооруженных
албанских сепаратистов в югославской провинции Косово, то тем более резонно
было бы ожидать от альянса действий в защиту независимого европейского
государства - члена ООН, подвергающегося прямой угрозе извне. Тем более,
что речь идет о демократической стране, кндидате на вступление в Европейский
Союз.
Но нет, ничуть не бывало. Вместо всего этого давление оказывают как
раз на слабую, пострадавшую сторону - Кипр и Грецию. Их понуждают идти
на все новые уступки Турции и турко-кипрской общине, отказаться от военно-технического
сотрудничества с Россией, не поднимать лишний шум в ООН, а взамен подсовывают
все новые посреднические миссии и формальные обсуждения, маскирующие полное
отсутствие прогресса в решении существа проблемы.
Причину такой позиции обнаружить нетрудно. Если раньше Турция была прердовым
рубежом на южном фланге НАТО в политике сдерживания СССР, то теперь ее
роль изменилась, но не стала менее важной. В геополитической стратегии
Вашингтона эта страна расценивается как главный форпост американского влияния
в трансрегиональной Черноморско-Каспийской зоне, к которой примыкает восточное
Средиземноморье. Здесь огромные запасы энергетических ресурсов, узлы коммуникаций
и трубопроводов, ключевые геостратегические плацдармы и очаги многих конфликтов.
Турция - самая сильная военная держава региона - рассматривается как противовес
России, Ирану и арабским странам и как удобный коридор для нефтепроводов
из каспийского бассейна в Европу. Попустительство Анкаре тем более стимулируется
страхом перед приходом там к власти исламских фундаменталистов и перспективой
потери столь важного западного партнера.
Все это понятно, но какое это имеет отношение к строительству новой
многосторонней системы безопасности в Европе, которая должна придти на
смену блоковому противостоянию времен холодной войны? Чего стоит такая
система, в которой попираются нормы международного права, безопасность
и суверенитет малых государств, решения ООН - и все это в угоду чьим-то
геополитическим и экономическим расчетам? Как можно провозглашать НАТО
в качестве основы этой системы и ратовать за ее расширение, если, выходит,
ведущим членам альянса все позволено, причем как в обращении со странами,
не входящими в союз, так и в отношении участников блока, не являющихся
фаворитами (вроде Греции)?
С гуманитарным аспектом дело обстоит не менее сомнительно. Общеизвестно,
что Турция - контролируемое военными государство, сплошь и рядом нарушающее
права человека. С сепаратистским движением курдов там расправляются покруче,
чем сербы с косовскими албанцами, не останавливаясь перед вторжением на
территорию сопредельных стран. Чего реально добился Запад политическими
методами (не говоря уже о военных акциях), чтобы защитить от истребления
и репрессий мирное курдское население, предотвратить этнические чистки,
облегчить положение массы беженцев? Ровным счетом ничего, от этой проблемы
стыдливо отворачиваются, как и от сербов-жертв этнических чисток в Хорватии
и Боснии, греков с северного Кипра, миллионов русских, выжитых из бывших
Советских республик...
Если новый европейский порядок предполагает столь произвольное толкование
и избирательное применение основных цивилизованных норм внешней и внутренней
жизни государств, то он неминуемо будет взорван странами и этническими
меньшинствами, права и интересы которых несправедливо ущемлены. Или система
развалится, поскольку и другие державы решат, что в пределах проекции их
военной силы могут безнаказанно игнорировать эти нормы.
Отношения США и России как в европейском, так и глобальном масштабе
вроде бы ориентируются на партнерство и сотрудничество по широкому диапазону,
начиная от совместной космической станции и системы предупреждения о ракетных
запусках, ликвидации ядерных вооружений и отходов - и кончая нераспространением
оружия массового уничтожения (ОМУ) и ракетных технологий, миротворческими
операциями в локальных конфликтах. Тем не менее, на региональном уровне
подчас складывается впечатление, будто холодная война так и не кончалась.
Давление на Кипр и Грецию против политического и военно-технического
сотрудничества с Россией никак не согласуется с духом партнерства. Москву
упорно убеждают, что расширение НАТО на восток не представляет для нее
никакой угрозы, как и военное сотрудничество НАТО с пост-Советскими республиками,
не говоря уже о массированном перевооружении Турции, включающем приобретение
наступательных ракет с дальнобойностью в сотни километров. Что же тогда
плохого и опасного для Запада в расширении политического влияния Москвы
в восточном Средиземноморье, основанного на искреннем и добровольном стремлении
демократических стран региона к взаимодействию с Россией? Речь ведь не
идет о предоставлении ей военных баз, хотя теоретически и в этом по логике
расширения НАТО не было бы ничего предосудительного в условиях партнерства.
Нельзя не сказать отдельно о зенитной системе С-300. Никто иной, как
США, потратили много времени и сил на достижение договоренности с Россией
о разграничении стратегической и тактической систем противоракетной обороны
(ПРО). Первая ограничена по Договору о ПРО 1972 г., а вторую США полны
решимости создавать для защиты от ракет средней и тактической дальности,
способных угрожать их союзникам и войскам за океаном. Комплекс С-300 лучше
и дешевле американской системы "Пэтриот", применявшейся против ракет Саддама
Хуссейна в войне 1991 г. Но при этом российская система полностью укладывается
в согласованные в 1997 г. ограничения на тактическую ПРО.
Возможно, настаивая на либеральных пределах для систем этого класса,
в США думали, что только они будут разрабатывать и развертывать в других
странах такие средства. Но это уж их дело. Сейчас же, неприкрытый политический
нажим на Кипр и Грецию за отказ от российских поставок выглядит как явный
прием нечестной конкуренции с целью вытеснения Москвы с рынка высокотехнологичной
военной техники. Причем, с цивилизованного рынка стран-членов НАТО и кандидатов
в ЕС, на который Россия имеет тем большие права, что во имя партнерства
и мирового правопорядка она отказалась от поставок оружия своим традиционным
покупателям: Ираку, Ливии, Югославии, Северной Корее, Кубе, Сирии.
В свете возрастающей угрозы распрстранения ракетного оружия Россия вправе
рассчитывать на совершенно другое отношение Запада. Совместные проекты
России и НАТО по созданию и развертыванию противоракетных систем, прежде
всего вдоль южного пояса Европы и российских рубежей - обеспечили бы эшелонированную
оборону от авиационно-ракетных ударов со стороны авантюристических режимов
Африки и Азии. Не блокировать восточное Средиземноморье для российских
зенитных систем, а сделать его отправной точкой строительства общего оборонительного
периметра, защищающего цивилизованные страны от любого агрессора - вот
что предполагается духом Основополагающего Акта России и НАТО.
Что до политики Москвы в данном вопросе, то и она вызывает изрядное
недоумение. Попробуйте найти на карте точку, в которой так же пересекались
бы несколько векторов российских интересов, которые как правило направлениы
в совершенно разные стороны. Во-первых, это выполнение резолюций ООН и
обеспечение истинно справедливого решения проблемы, утверждение верховенства
силы права над правом силы, построение новой системы европейских отношений,
в которой безопасность малых государств была бы гарантированна без военных
блоков и не зависела от баланса сил. Во-вторых, это расширение политического
присутствия и влияния России, причем в дальнем зарубежъе и, что особенно
редко, в ответ на искреннее стремление демократической страны.
И в третьих - продвижение на рынок цивилизованных стран российской высокотехнологичной
военной продукции, что помогает наиболее передовым оборонно-промышленным
кооперациям выстоять до лучших времен в условиях убийственного урезания
отечественного госзаказа. Причем, военный экспорт в данном случае полностью
соответствует интересам региональной стабильности, предотвращения агрессии,
а в перспективе - даже задачам нераспространения ОМУ и наступательной ракетной
технологии.
И это все - не говоря уже об экономических интересах в отношениях с
Кипром. Благодаря уникальному сочетанию на Кипре оффшорной зоны и соглашения
с Россией об избежании двойного налогооблажения, эта маленькая страна стала
для нас крупнейшим инвестиционным каналом. За последние годы, по данным
Центробанка, через Кипр в Россию пришло около 30 млрд.долл. портфельных
и прямых инвестиций, только за 1997 год этот приток составил почти 5 млрд.долл.
(пресловутое бегство капиталов из РФ идет не через Кипр, а другими маршрутами).
Эти средства сравнимы по объему с кредитами МВФ, но в отличие от них -
в значительной части пошли не на поддержание искусственной госбюджетной
"пирамиды", рухнувшей в августе 1998 г., а на стимулирование реальной экономики
и создание рабочих мест. Впредь, когда перспектива новых кредитов выглядит
весьма тускло, России надо бы холить и лелеять прямые инвестиционные каналы
вроде кипрского, поддерживая их как экономическими, так и политическими
мерами.
Исходя из всего сказанного, можно было бы ожидать от Москвы самой активной
наступательной политики по кипрскому вопросу. Проблема должна была бы постоянно
подниматься в ООН, на Большой Восьмерке, на всех форумах России и НАТО,
на двусторонних переговорах с Турцией. Контракт по С-300 нужно было бы
политически поддержать договором о дружбе и сотрудничестве хотя бы по типу
уже имеющегося договора с Грецией. Беспрепятственное развертывание тактических
систем ПВО/ПРО и сотрудничество в создании оборонительного южного периметра
должно быть пунктом повестки дня на саммитах с США. И, безусловно, угрозы
Анкары в отношении объектов предполагаемого размещения зенитных комплексов
и росийских транспортов должны были бы получить самый недвусмысленный отпор
на самом высоком официальном уровне в Москве, стать предметом рассмотрения
на СБ ООН.
Но вместо всего этого в российской политике присутствует раздвоенность
и аморфность, выдаваемая за "сбалансированность" и "гибкость". Формально
подтверждая приверженность резолюциям ООН по Кипру, на практике Москва
проявляет пассивность и, судя по всему, уже готова примириться с отказом
запуганной Никозии от доставки комплекса - благо деньги за него будуи выплачены.
Все это - лишь бы не брать на себя дополнительных обязательств, не осложнять
отношений с Турцией и принявшим ее сторону Западом.
Спору нет, взаимопонимание с Западом есть важнейший приоритет росийских
интересов безопасности в глобальном масштабе и к тому же - фактор преодоления
нынешнего экономического кризиса, особенно в части реструктуризации внешнего
долга. Это однако не означает, что российскую внешнюю политику следует
просто "закрыть" до лучших времен. В общих рамках партнерства и взаимодействия
с США и их союзниками по главным вопросам международной безопасности, которые
сложились в 90-е годы, Россия должна твердо отстаивать свои позиции по
решению конкретных проблем. Особенно в тех случаях, когда линия Запада
столь вопиюще несправедлива и противоречит основным международным нормам,
как по кипрскому вопросу. Прямая или коссвенная увязка экономической помощи
Запада с позицией России по таким проблемам дискредитирует идею международного
партнерства после холодной войны. Да и финансовая помощь, добытая подобной
ценой, никогда впрок не пойдет, как не помогли избежать августовского краха
все миллиардные кредиты МВФ и Всемирного Банка, обслуживавшие спекулятивную
бюджетно-финансовую политику Черномырдина-Кириенко.
Взаимовыгодные отношения России с Турцией - это один из ключевых вопросов
ее региональных политических и экономических интересов на нестабильных
южных рубежах. Но эти отношения должны основываться на взаимном уважении
и соблюдении основных правил международной жизни. Если Москва предупредит
Анкару, что примет все необходимые меры самообороны в случае нападения
на российские суда в нейтральных водах или удара по местам размещения зенитного
комплекса, где будут работать и российские специалисты, - то воспринимать
это как недружественный акт или угрозу безопасности Турции могут только
политики с совсем уж перевернутыми мозгами. Попробовал бы кто-то заикнуться
о таких действиях в отношении американских кораблей или стран-получателей
американских военных поставок! (Включая ту же Турцию, не спрашивающую разрешения
соседних стран на приобретение той или иной военной техники за рубежом.)
Еще недавно российские лидеры и дипломаты не уставали повторять, что
у России за рубежом нет врагов. Но если не требовать уважать свои законные
интересы, не защищать слабых партнеров, не противодействовать грубому давлению
силы - как бы не вышло, что Москва останется без друзей...
|