Председательствующий. Слово заместителю Председателя Совета
Министров РСФСР Явлинскому Григорию Алексеевичу.
Явлинский Г. А. Уважаемые депутаты! В течение восьми дней шло
обсуждение программы. И это большая честь для всех, кто ее разрабатывал.
По нашему мнению, завершен нулевой цикл, если можно так выразиться,
работы над программой. Сегодня, очевидно, будет принято ответственное
решение. Я остановлюсь на основных проблемах, поднятых при обсуждении.
Наиболее острая дискуссия развернулась по вопросам, связанным
с агропромышленным комплексом. В процессе обсуждения нам, разработчикам,
стало ясно, что позиция подхода к агропромышленному комплексу
в программе изложена несколько односторонне. Мы уже начали обдумывать,
каким образом сформулировать свою позицию с учетом дискуссий,
которые прошли в комиссиях, комитетах и палатах. Там говорилось
о субсидиях агропромышленному комплексу, о его гарантированном
снабжении, о приоритетах, сформулированных в программе. Считаем,
что эти вопросы должны обсуждаться конкретно, применительно к
условиям Российской Федерации и, безусловно, с учетом концепции,
разработанной в комитетах.
Другой вопрос, на котором я хотел бы остановиться, который, по
нашему мнению, недостаточно проработан в данной программе, это
вопрос отраслевой структуры, структурно-отраслевой вопрос. Имеется
в виду необходимость создания конкретных программ развития отраслей
в период перехода к рынку, особенно тяжелых, добывающих, а также
отраслей непроизводственной сферы. Основные позиции но данным
вопросам высказаны в программе, однако этим ограничишься ни в
коем случае нельзя, необходима тщательная проработка при подготовке
мер для Российской Федерации.
Особо остановлюсь на приватизации. Я говорил в комиссиях, комитетах,
палатах и повторю сессии: после того, как принято общее решение,
это уже не только экономическая, но и социально-политическая проблема.
Она относится к разряду сложнейших. Решить её окончательно не
может никакая группа специалистов. Как минимум она решается Верховным
Советом РСФСР. Варианты, возможные, с точки зрения экономистов,
подходы к ней, учитывающие в какой-то мере социальное положение
в стране, мы изложили в программе. Но кропотливая работа в этом
направлении начнется лишь после того, как этот курс будет либо
принят, либо отвергнут.
Депутаты высказывали беспокойство о реализме программы, о сроках,
о "Пятистах днях". Начну с последнего. Смысл "500
дней" применительно к программе означает два обстоятельства.
Bo-первых, все мероприятия, проводимые при переходе к рынку, должны
быть синхронизированы и уложены в относительно короткий промежуток
времени. Растяжка во времени, нескоординированное их проведение
вызовут негативные явления, не позволят ничего сделать толком.
Вот что означают пятьсот дней применительно к программе.
Второе. Разработчики программы не имеют в виду, что через 500
дней наступит изобилие. Через 500 дней реализации программы будут
созданы экономические гарантии от экономического рабства, которое
есть сегодня, будут созданы все основные необходимые условия для
экономического созидания. Вот смысл программы "500 дней",
с точки зрения слова "пятьсот".
Механизмы программы конкретно расписаны исходя из того, что основной
упор делается на ближайший период, на ближайшие 100 - 150 дней,
на ближайшие полгода, до лета будущего года. Именно в этот период
нас особенно тревожит та ситуация, которая складывается на предприятиях.
Имеется в виду разрыв хозяйственных связей и колоссальный дефицит
бюджета, который может быть в будущем году. И этот механизм расписан
достаточно подробно. Дальше идут принципы, основные направления
деятельности.
И, наконец, еще два вопроса, которые все время затрагивались
и которые, мы понимаем, станут весьма серьезным предметом для
доработки. Это вопрос о структурах реализации программы. Такую
работу мы уже начали. Действительно, в этом проекте заложена только
общая схема, которая декларирует наш подход к этой проблеме. Мы
решили на данном этапе остановиться на самом принципиальном моменте
реализации программы. Эта схема там изложена.
И, наконец, социальные вопросы, которые здесь поднимались. Я
хотел бы обратить внимание, что при профессиональном рассмотрении
этого раздела многие сомнения будут сняты, на наш взгляд, поскольку
мы советовались с ведущими специалистами в данной области. Основные
механизмы и принципы социальных гарантий, социальной защиты там
заложены. Однако же хочу еще раз уточнить: каждый из принципов
- это предмет специального обсуждения в парламенте применительно
к Российской Федерации. Блоки этих принципов - это предмет самостоятельных
законов, которые должны быть приняты в Российской Федерации. Поэтому
здесь тоже речь идет о программных принципиальных направлениях.
И, наконец, я хотел бы сказать, что все эти и другие вопросы
объединяются в комплекс российских программных мероприятий, которые
будут представляться на ваше рассмотрение.
Я хочу вот еще о чем сказать, задав себе некоторые вопросы, которые,
думаю, вытекают из дискуссии.
Могут ли быть изменения в этой программе? Да, могут, особенно
на первом этапе. Есть ли риск в проведении этой программы? Есть
риск. Сможем ли осуществить переход к рынку? Сможем. Но он чрезвычайно
сложен. Сложен и болезнен. Нельзя ли сделать такую программу,
чтобы она была свободной от трудностей? Нельзя. Потому что мы
с вами унаследовали катастрофу. И мы делаем эту программу как
первый шаг к безопасности от катастрофы и к свободе в экономике.
Спасибо.
(Аплодисменты).
|