[Начальная страница] [Карта сервера] [Публикации] [Программа "500 дней"]
 
Письмо Г.А. Явлинского депутатам Верховного Совета РСФСР 
16 октября 1990 года
 
Глубокоуважаемые народные депутаты!

В связи со сложившейся  исключительной  ситуацией  считаю необходимым обратиться к вам с нижеследующим.

Поддержанная Верховным Советом РСФСР программа  "Переход к рынку"  как взаимоувязанный комплекс мер по выходу из кризиса в течение 1,5 лет (500 дней) не может быть реализована.

Это произошло не потому,  что программа не получилась, не потому,  что в ней допущены ошибки,  а потому, что отсутствуют условия для воплощения этой программы в жизнь.

1. Программа одобрена как союзная.  Необходимость  именно такой  концепции  диктовалась  стремлением учесть исторические традиции, многовековой опыт, объективные экономические законы и избежать  чрезвычайно  тяжелых социальных последствий изоляционистского пути.  Ожидание договоренности между  республиками  о единой  экономической  политике выхода из кризиса превысило все разумные сроки - утрачивается вера в умение  центра  принять  и реализовать такое  решение.  Хуже всего - возникли трения между республиками,  грозящие перерасти в конфликты.

Взаимопонимание, действительно достигнутое в августе,  исчезает. Заключение Экономического Союза, которое должно было (и могло!) состояться не позднее 1 октября - по различным политическим соображениям отсрочено и задвинуто на задний план.  Оно диктовалось не только и даже не столько политическими соображениями, ко главным образом - объективными экономическими  причинами.  Инерция  разлагающих экономику дезинтегрирующих процессов очень высока. Они накапливаются,  умножаются и ведут к качественному ухудшению ситуации.

Программа содержала  в себе специальные механизмы, которые позволили бы (это подтвердили расчеты,  а также эксперты, в том числе и  зарубежные) оборвать губительные спирали ухудшения ситуации. Но за 50 дней (половина первого этапа  реформы)  ничего не было сделано.

2. Политические условия.  Экономическая реформа такой глубины и масштаба могла быть осуществлена только при условии достаточно сильной власти и поддержки народа. Это могло быть обеспечено  в  конкретно  сложившейся ситуации честным политическим союзом М.Горбачева и Б.Ельцина.  На мой взгляд только  это  при взаимопонимании  с первыми руководителями других республик позволило бы стремительно провести важнейшие  меры  по  финансовой стабилизации (которые в принципе невозможно осуществить республикам самостоятельно).

Такой шаг был практически  сделан,  получил  общественную поддержку, понимание республик. Подавляющее число первых руководителей республик поддержало программу. Некоторые республики приняли программу на Верховных Советах.
В последнее  время  эта  абсолютно необходимая конструкция заколебалась и уже не является надежной основой на которую можно уверенно полагаться на нее в столь серьезной работе.

3. Организационные условия. Непременным условием реализации такой программы должны были стать коренные изменения в организационной структуре  управления  экономикой  -  учреждение Межреспубликанского экономического  комитета  - располагающего доверием всех республик, вошедших в экономический союз.

Перераспределение экономической  власти  и  полномочий от центра к республикам,  наделение  их  действительными  возможностями  организовывать в широком смысле производство и управлять экономикой республик,  безусловно,  повысило бы управляемость народного хозяйства.

Межреспубликанский экономический  комитет  основную  свою деятельность должен был бы сосредоточить на решении межреспубликанских экономических задач и, главное, на стабилизации финансового положения.

И,  наконец, обязательным было требование кадрового обновления высшего эшелона экономической власти страны на основе компетентности, профессионализма и  личной  порядочности.  Для начала программы  было  достаточно  7-10  человек для ключевых экономических постов.

Все это  не  сделано и уже абсолютно ясно,  что так,  как нужно, сделано не будет.

Необходим был новый мозговой центр проведения реформы, но как и прежде остался лишь центр. В таких условиях реально осуществлять экономическую  политику  доверия республик,  а также надеяться, что будет реализовываться какая-либо иная  программа, кроме правительственной - просто наивно.

И это условие осталось на бумаге.

4. Экономические условия. Программа исходила из того, что мы стоим на грани инфляции и кризиса финансовой системы. Главная ее особенность была в том,  чтобы использовать все возможности как государства,  так и специальных экономических  механизмов, проверенных  мировой  практикой,  для стабилизации финансового положения и на этой основе предотвратить гиперинфляцию, дальнейший  разрыв  хозяйственных связей,  падение уровня жизни, остановки производства.

В принципе  эта опаснейшая линия была заложена повышением цен на зерно в июле текущего года, а также тем, что дальнейшее административное повышение оптовых, закупочных и розничных цен с компенсациями было объявлено за семь месяцев (!).

Идеологически эта концепция оформлена программой, предложенной Правительством СССР. Это было одним из важнейших пунктов дискуссии  между нашей рабочей группой и представителями Правительства Союза.

Я считаю  и  убежден  в  этом - спираль инфляции можно было прервать.  Ни при каких условиях не  идти  на  административные рывки в ценах.  Укреплять рубль,  ограничивать денежную массу и плавно отпускать цены, но не на всё. Оставить на нынешнем уровне цены на важнейшие для народа товары. Как это сделать - этому была посвящена значительная часть Программы.

Но как раз именно в этом звене был нанесен самый чувствительный удар:  Правительство России без предупреждения подняло очень значительно закупочные цены на мясо. Это привело к решению  Совета  Министров  СССР принять соответствующее решение в масштабах всей страны.

Насколько глубоко проник процесс, говорит то, что в рабочих столовых на Урале обед уже стоит 2 рубля 50 коп.

Другой важнейший  элемент  программы  Правительства  СССР практически реализован в Указе от 4 октября 1990 года об оптовых ценах.

Иначе говоря,  фактически  реализуется  Программа  Правительства СССР. Осталось только административное повышение розничных цен.  Но оно теперь уже неизбежно (хотя еще хуже в этих условиях - либерализовать цены; с компенсациями или без  них  - неважно ).

Следовательно, нельзя больше обещать людям стабильных цен на сегодняшнем уровне, нельзя обещать поддержания сложившегося уровня жизни, нельзя даже надеяться на укрепление рубля в ближайшее время.

Верховный Совет РСФСР в такой обстановке одобрил в первом чтении Закон о пенсиях,  пообещав нашим старикам невыполнимое, а с 1 октября несмотря на все  аргументы  началась  реализация союзного закона о пенсиях.

Все это создало экономическую ситуацию, которая объективно должна была возникнуть из логики правительственной программы. 

5. Что делать?

Первое, что хочется здесь  сказать,  это  -  категорически сформулировать  тезис:  в  период  экономического кризиса,  при опасности начала депрессии политики не  должны  нарушать  своим давлением  и  тем  более вмешательством сугубо профессиональное ведение дела.  Когда подъем, когда есть средства, есть "пирог", тогда  политики  могут  и очевидно должны принять участие в его дележе.  Но когда ничего этого нет и делить  нечего,  тогда  им нужно только помочь профессионалам сделать свою работу.

Во-вторых, нужно  честно  и откровенно признать необходимость соотнести реальную экономическую власть в  республике  с теми задачами, которые ставим перед собой. Сегодня возможности Правительства РСФСР не только не больше, чем раньше, до принятия суверенитета,  а меньше. Меньше потому, что в соответствии с нашей отвратительной традицией множество  вопросов  решалось «по дружбе,  по звонку», еще Бог знает как. Сейчас, к счастью, эти связи рухнули,  но и сделать теперь можно меньше.  Это реальность.  Нужно также сказать,  что и с компетентностью у нас далеко не все в порядке.

Пока политически,  как это предусматривалось нашей  Программой,  не будут реально, а не на бумаге (да еще принятой односторонне), перераспределены в прямое ведение республиканского  Правительства  важнейшие экономические и властные полномочия, до тех пор возможности крайне ограничены.

Из этого  и  надо  исходить  в своей работе по реализации Декларации о суверенитете.  Должны быть использованы все  возможности  для решения этого вопроса.  Важный из них - кадровая политика России в центральных экономических органах.

Хочу особо подчеркнуть:  работу по развитию взаимопонимания с республиками,  по налаживанию серьезных фундаментальных, безусловно выгодных  связей  с  ними  (политических,  экономических, культурных) следует включить в число приоритетов.

В-третьих, следует очень честно понять и открыто сказать: в экономике спад,  он будет усиливаться и  углубляться.  Будут расти цены, обесцениваться доходы, падать объемы производства, больше будет дефицит.  Социальная напряженность может  достигнуть предела, а кое-где перехлестнуть его.

Разобраться следует по-настоящему,  профессионально. Объяснить причины и назвать имена. Учитывая это, нужно: создавать специальную систему социальной защиты населения от высокой инфляции: оценка динамики розничных цен, индексация доходов, натуральные формы распределения,  карточки,  службы занятости  и т.д.

И готовиться к  серьезной  денежной  реформе.  Эта  штука очень болезненна для многих групп населения и не для всех одинаково справедливая. Но, похоже, что события будут развиваться таким образом,  что  этого по профессиональным соображениям не избежать. А если это так,  то надо готовиться (тем более,  что быстро не сделаешь).

Но это  в  основном  глобальные  вопросы.  Не менее важно срочно, немедленно компетентно заняться текущими  делами:  балансом топлива,  металла,  транспорта; минимально необходимыми размерами продовольствия,  медикаментов,  состоянием торговли, преступности и многим другим.

Все это  во  многом в пределах возможностей Правительства РСФСР. Люди многое могут понять, но то, что касается повседневной жизни и зависит от новых российских властей, должно делаться хорошо. Иначе прощения не будет.

 

*     *     *

 

Для чего это написано?

Я пришел  в Совет Министров России три месяца назад с концепцией экономической реформы (400 дней).  На  этой  основе  за полтора  месяца  была  создана Программа.  Ее поддержали многие ученые,  представители ряда рабочих движений, совещание руководителей предприятий, зарубежные эксперты, республики. Председатель Верховного Совета РСФСР,  Президент СССР, и, наконец. Верховный Совет РСФСР.

Однако, за этим потянулись бесконечные  обсуждения в Верховном Совете СССР,  различные «слияния и разлияния» программ. За эти полтора месяца явочным порядком фактически развернулась реализация программы Правительства СССР.  Я с ней не согласен, она приведет к сильному углублению кризиса.

Но и  выполнение программы «Переход к рынку» уже невозможно, хотя она и не начиналась.

Как курс, магистраль  перехода  на рынок. Программа будет действовать. Но вход в рынок будет не через  стабилизацию,  а через усиливающуюся инфляцию.  Все,  что эта Программа обещала Верховному Совету и людям в части стабилизации и уровня жизни, останется на бумаге.

Считая себя одним из основных авторов Программы,  которая хотя и была принята, но не может быть реализована, в том числе и по вине того Правительства, в котором я состою, прошу Верховный Совет РСФСР принять мою отставку.

Г.Явлинский

16 октября 1990 года
 
Обсуждение обращения

См. также: Программа "500 дней", Г.Явлинский
 

[Начальная страница] [Карта сервера] [Публикации] [Программа "500 дней"]
info@yabloko.ru