публикации

Пять лет без Юрия Щекочихина

Причина смерти журналиста и депутата до сих пор не установлена

"Избранное", 3 июля 2008 года   

3 июля, исполняется пять лет со дня внезапной смерти известного российского журналиста, зам. главного редактора "Новой газеты", депутата Госдумы Юрия Щекочихина. Сегодня в Переделкино, где похоронен Юрий, приедут друзья и коллеги, чтобы почтить его память.

Журналисты "Новой" заявили, что все эти годы они вели собственное расследование. Вчера стало известно, что они намерены официально заказать независимую экспертизу тканей скончавшегося при странных обстоятельствах Щекочихина.

Главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов в интервью "Интерфаксу" заявил , что имеет предположения, кто и как мог это сделать. Муратов также напомнил, что усилиями издания и общественности уголовное дело по факту смерти известного публициста весной этого года открыто повторно. "Последние два с половиной месяца этим делом занимается чрезвычайно профессиональный следователь", - сообщил главный редактор.

Однако Муратов полагает, что какие-то силы специально создавали и создают препятствия для расследования смерти его заместителя. "Самым странным образом основные документы, материалы по Юриному делу оказались утеряны, уничтожены или по ошибке сожжены. Это вызывает и у нас, и у господина следователя очень высокую степень сомнения в том, что это было сделано по ошибке и по случайности", - сказал Муратов.

"Я очень сомневаюсь, что в недрах таких серьезных правоохранительных структур вдруг могут пропасть ключевые документы по гибели не только моего заместителя, но депутата Государственной Думы, заместителя председателя комиссии по противодействию коррупции, я не верю в такие случайности. Жизнь приучила не верить", - резюмировал главный редактор "Новой".

Он подтвердил, что редакция продолжает и самостоятельно журналистское расследование: "У нас очень мало осталось образцов ткани, но, в частности, я могу сказать, что мы будем проводить за рубежом повторную экспертизу - самостоятельную свою, независимо от следствия. Потому что наука с того времени шагнула вперед".

Кстати, после смерти Щекочихина редакция уже обращалась за экспертизой к британским специалистам. В своем заключении они не опровергали официальный диагноз - синдром Лайела, но и не были абсолютно в нём убеждены. Сразу после смерти Щекочихина газета писала о том, с каким трудностями им приходилось доставать образцы тканей погибшего коллеги.

По словам Муратова, врачи объяснили, что "агент, то есть тот материал, который вызвал смертельный синдром, не установлен". Лечение же Щекочихина, которое проводили в Центральной клинической больнице (ЦКБ), не вызывало никаких нареканий - врачи делали, что могли.

Заместитель главного редактора «Новой газеты», депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по безопасности, член Комиссии ГД по борьбе с коррупцией, Юрий Щекочихин умирал страшно. Ему стало плохо 16 июня 2003 года. Через 5 дней в тяжёлом состоянии он был госпитализирован. А 3 июля умер. По свидетельству родных и друзей, его организм буквально за 2 недели "постарел", у него выпадали волосы. Отслаивалась кожа, она разрушилась почти вся. Отказывали внутренние органы. В предварительном диагнозе врачей больницы, где он умер, указывались естественные причины смерти - в частности, аллергический синдром, потом уточненный как синдром Лайела. Но симптомы заболевания, по словам экспертов, вполне могли быть характерны и для отравления. Юрий Щекочихин умер от тяжелой общей интоксикации.

Родственникам журналиста историю болезни тогда также так и не показали.

"Новая газета" после очередной попытки закрыть дело писала:

"Прошло без малого пять лет. Все это время мы апеллировали к государству, пытаясь заставить его провести расследование. Требовали, просили, договаривались, вели официальные и неофициальные переговоры, были осторожны в публикациях и интервью, называли убийство «странной смертью», прекрасно отдавая себе отчет в наших возможностях и в том, что газета не может и не должна подменять собой государство.

В четверг, 20 марта 2008 года, стало понятно — апеллировать больше не к кому.

Выводы третьей по счету и начатой перед выборами доследственной проверки оказались банальны (подобные отписки в разных вариациях мы уже читали — и в 2003 году, и в 2006-м): Щекочихин Ю.П. скончался вследствие весьма редкой болезни — синдрома Лайела. Болезнь эта редка настолько, что, согласно справке, полученной из Минздравсоцразвития, например, в 2006 году ею в России никто не болел. Болезнь эта настолько таинственна, что определить причину — то есть «агент», вещество, которое ее спровоцировало, — никто не может. И только то очевидно, что болезнь эта — избирательного действия: она поражает человека именно тогда, когда он мешает очень многим делать большие деньги.

Известно, что заместителю главного редактора «Новой газеты» Юрию Щекочихину перед смертью угрожали неоднократно. И ему лично, и его близким. Известно, что в 2002—2003 годах он занимался расследованиями, которые затрагивали интересы коррупционеров высочайшего уровня: министров и руководителей спецслужб. Эти уголовные дела, которым в свое время не дал заглохнуть в недрах прокуратуры именно Щекочихин, до сих пор сотрясают основы криминальной российской власти: дело министра Адамова; дело об отмывании денег через «Бэнк-оф-Нью-Йорк»; чудовищная по масштабам контрабанда, в которой увязли руководители силовых структур, — дело «Трех китов». И еще — с десяток других..."

Вскоре после этой публикации 25 марта 2008 года председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП) Александр Бастрыкин сообщил, что материалы о смерти Щекочихина направлены на новую проверку. До этого проверку проводило одно из районных подразделений следственного управления СКП по Москве, которое приняло решение об отказе в возбуждении уголовного дела. По указанию Бастрыкина было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела. Оно возбуждено по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 УК РФ - убийство.

Расследование дела теперь поручено Главному следственному управлению СКП. В рамках расследования СКП обещал провести комплекс следственно-оперативных мероприятии, в том числе и экспертизы с привлечением к их проведению зарубежных специалистов.

Юрий Петрович Щекочихин родился 9 июня 1950 года в г. Кировобад Азербайджанской ССР в семье военнослужащего. Закончил факультет журналистики МГУ имени Ломоносова. Свою журналистскую деятельность начал в 17 лет в "Московском комсомольце", затем возглавлял знаменитый клуб старшеклассников "Алый парус" на страницах "Комсомольской правде", позже отдел расследований в "Литературной газете". С осени 1996 года стал заместителем главного редактора "Новой газеты". В 1990 году Щекочихин был избран народным депутатом СССР . В 1995 году - депутатом Государственной Думы второго созыва. Щекочихин входил в состав фракции "Яблоко", был членом Комитета по безопасности и Комиссии по борьбе с коррупцией в органах государственной власти, а также экспертом ООН по вопросам организованной преступности и коррупции.

19 декабря 1999 года он был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва по федеральному округу, тоже от "Яблока". Вскоре стал заместителем председателя Комитета Госдумы по безопасности. Он занимался вопросами освобождения пленных в Чечне, вопросами состояния российской армии и гражданского населения в республике. Был награжден медалью "Защитнику свободной России".

Юрий Петрович Щекочихин похоронен на кладбище в Переделкино.