В проекте «Семь шагов к равенству возможностей (Программа
создания сильной России)», предложенном Г.Явлинским и
одобренном Федеральным советом «Яблока» в качестве политической
основы предстоящей избирательной кампании, содержится
развернутый анализ сложившейся в России ситуации, сформулированы
основные направления альтернативной государственной политики,
нацеленной на создание современного государства, которое
способно спасти Россию от исторического краха и обеспечить
равенство возможностей граждан России. В значительной
степени этот документ представляет собой систематизированное
обобщение позиции «Яблока», сформировавшейся за годы активной
политической работы.
Такой подход, стержень которого составляют проработанные
с различной степенью глубины конкретные законотворческие
предложения, является естественным для парламентской партии,
имеющей возможность участвовать в законодательном процессе.
Он органичен и для избирательной кампании, в центре которой
находятся вопросы, решаемые парламентом.
Однако сегодня «Яблоко» является внепарламентской партией
и нашей задачей является мобилизация значительного числа
сторонников, заинтересованных в возвращении «Яблока» в
парламент. При этом всем известно, что сегодня парламент,
по выражению его спикера – «не место для политических
дискуссий». Сегодня общество находится под маргинализирующим
влиянием телевидения, под прессом административного ресурса.
И поэтому сегодня трудно рассчитывать на привлечение значительного
числа новых сторонников, готовых поверить в реалистичность
осуществления законодательной программы «Яблока» в рамках
действующей системы.
На мой взгляд, для привлечения новых сторонников, особенно
- из числа тех, кто в душе разделяет демократические ценности,
но не верит сегодня в возможность их воплощения в российской
государственной политике (и, в частности, не верит в способность
«Яблока» возглавить такую государственную политику), нужно
нечто большее. Для этого недостаточно предложить лишь
«технократический» набор мер экономического и правового
характера. Необходимо при этом предложить и ясные ответы
на неизбежно возникающие вопросы: почему вектор развития
России в последние годы поменялся, почему мы пришли к
нынешней ситуации, почему кланово-олигархическая система
оказалась столь успешной в своем развитии и в реализации
своих интересов, почему оказался возможным стремительный
откат общественных настроений в советские времена? Почему
общество с легкостью приняло возврат советской практики
тотального лицемерия, вранья и потемкинских деревень,
и вновь готово видеть причины существующих проблем в происках
внешних врагов вместо того, чтобы искать их в собственных
ошибках? Каковы гарантии, что предлагаемые сегодня «Яблоком»
законодательные и административные меры дадут иной результат,
чем меры, принимавшиеся в 90-е годы (в том числе – и весьма
прогрессивные, в том числе – и принимавшиеся по инициативе
«Яблока»). Наконец, в чем качественное отличие принципов,
предлагаемых партией «Яблоко», от принципов, определяющих
нашу нынешнюю жизнь?
А поиск ответов на эти вопросы неизбежно выводит нас на
другой уровень разговора - от экономических и правовых
категорий к категориям ценностей и морали.
Не стоит абсолютизировать значение законотворческого процесса
и преувеличивать значение «бумажных» правовых актов в
условиях, когда общество не готово бороться за реализацию
буквы и духа закона. Так, справедливо требуя освободить
избирательное законодательство от реакционных поправок
последних лет, не надо забывать, что «старое» избирательное
законодательство само по себе тоже не обеспечивало свободных
выборов и именно при нем была избрана нынешняя Государственная
Дума, проводились президентские выборы с «потешными» кандидатами.
Да и многие другие реакционные изменения законодательства
с легкостью были произведены, по сути, вопреки если не
букве, то духу Конституции, и были молчаливо приняты обществом.
Безусловно, «Яблоко» должно представлять и предлагать
конкретные способы решения существующих частных проблем.
Но растворяться во множестве важных, но, в значительной
степени, технических предложений – значит сеять иллюзии,
что реализация этих предложений «по отдельности» возможна
и даст результаты. Тогда возникает естественный вопрос
– почему же «Яблоко» не превращается в группу консультантов
– аналитиков и советников, не помогает Президенту, пользующемуся
доверием граждан? Между тем разве не очевидно, что реализация
большинства «яблочных» предложений в рамках существующей
парадигмы, в рамках существующей системы в принципе невозможна?
Частные экономико-юридические рецепты не срабатывают,
в чем мы многократно убеждались. Можно даже разработать
и предложить проект новой Конституции. Но что это изменит
в стране, не имеющей ясного отношения ни к своей истории,
ни к своему будущему?
Продолжающийся откат в советские времена заставляет сторонников
демократии искать новые лозунги, новые подходы. Кто-то
мечтает о «бархатной революции», кто-то предлагает конституционную
реформу и переход к парламентской республике. На мой взгляд,
представлять парламентскую республику как панацею, которая
гарантированно излечит болезни современной России – большое
упрощение. Парламентская республика сама по себе не может
гарантировать ни свободы, ни справедливости в обществе.
Парламент является важным, но лишь одним из многих неотъемлемых
компонентов современного демократического общества - наряду
с независимым судом, свободными СМИ, гражданским обществом
и неправительственными организациями, конкурентной экономикой,
законодательством, защищающим права и свободы человека,
неприкосновенность собственности и т.д. И именно наличие
всех этих компонентов позволяет гражданам ведущих стран
мира (в каждой из которых парламенты имеют разные полномочия)
наслаждаться благами цивилизации, обеспечивает сохранение
баланса интересов в обществе, создает основу для устойчивого
развития.
В России и сегодня формально существуют многие из этих
компонентов. Но так же, как и российский парламент, они
в значительной степени имеют имитационный характер, представляя
форму без содержания. Задача серьезной оппозиционной демократической
партии, которая готова брать власть и ответственность,
задача «Яблока» – показать обществу, как избавиться от
потемкинских деревень, как имитационные институты превратить
в реальные, как заставить государство работать на благо
граждан.
Почему внешне схожие механизмы работают во многих, очень
разных по уровню экономического развития, с разным историческим
опытом странах, а в России превращаются в профанацию?
Думаю, главные, сущностные различия между современной
Россией и «западными демократиями» (среди которых – как
федеративные, так и унитарные государства, как парламентские,
так и президентские республики) – не в модели государственного
устройства. Главные различия находятся в плоскости ценностей
и морали, в ценности человеческой жизни для каждого отдельного
человека, для общества, для государства. Главное – в соотношении
человека и государства, общества и государства. Различие
современной России и «стран Запада» не столько в мере
демократии, в мере экономической конкуренции, сколько
в том, что у нас человек, грубо говоря – это пыль и мусор,
а в «западных демократиях» человек - это главное: в культуре,
в менталитете, в повседневной жизни, в самоуважении, в
политике и т.д. И именно это различие определяет очень
многое.
При доминировании в государстве и в обществе парадигмы
«человек – слуга государства, а государство – это империя»,
любые государственные институты будут работать в интересах
причастного к ним привилегированного меньшинства, а не
большинства граждан.
В проекте программной декларации «Яблока» утверждается,
что «авторитарная, чиновничье-корпоративная, кланово-олигархическая
власть, не несущая ответственности перед обществом, но
стремящаяся во что бы то ни стало сохранить свое господство»
- это первая и главная беда современной России. Безусловно,
это именно так. Но, констатируя болезни и беды современной
России, «Яблоко» не может уходить от ответа на вопрос
- почему сложилась такая система? Анализируя генезис нынешней
кланово-олигархической системы власти, констатируется,
что корни ее уходят в середину 90-х, когда произошло слияние
бизнеса и власти. Но разве корни этой необольшевистской
системы не уходят гораздо глубже?
На мой взгляд, главные причины неудач российских демократических
реформ следует искать в области морали, ценностей, соотношения
человека и государства, в отношении к собственной истории,
и, прежде всего – в отсутствии внятной оценки октябрьского
переворота 17-го года, роли большевизма, сталинизма и
«чекизма» в нашей истории и в сегодняшней жизни.
Именно эта, «ценностная» линия (которая так естественна
для «Яблока») из текста программной декларации почти выпала.
Как выпало и наше видение места России в мире, ее европейской
ориентации. В проекте лишь мимоходом говорится о необходимости
«постепенного отхода от тоталитарной символики».
Именно эта, «ценностная» линия в избирательной кампании
может сделать гораздо более видимым и понятным людям несогласие
«Яблока» с нынешнем положением вещей, системное отличие
«Яблока» от других политических сил.
Содержащиеся в программной декларации апелляции к «сильной»
России, к повышению международного авторитета государства
и к лидерству России, не основанные на ценностной основе,
вызывают недоумение. Не столько к силе государства мы
должны апеллировать, сколько к достоинству и к самоуважению
людей. И - увы - не большинства сегодня, а того меньшинства,
которое хочет уважать себя и хочет, чтобы его права и
достоинство уважало государство.
Сегодняшнее состояние общества, для которого характерны
конформизм, безразличие, неверие и разобщенность, не дает
оснований надеяться на возможность быстрого «бархатно-революционного
слома авторитарной политической системы», который бы счастливо
привел Россию в светлое будущее. Для того, чтобы вернуть
России шансы на развитие по европейскому пути, предстоит
пройти трудный путь. И начинать его нужно с того, чтобы
абсолютно четко и ясно определить вектор развития страны,
общества, государства - возрождение достоинства человека,
изменение парадигмы отношений человек-государство.
Мало декларировать свою приверженность принципам демократии,
верховенства закона и прав человека. Новейшая российская
история не позволит реализовать эти принципы, если мы
не сформулируем, как отправную точку, своего отношения
к нашей истории. Убежден, невозможно построить в России
правовое демократическое современное государство, не отказавшись
раз и навсегда от большевизма и сталинизма (которые и
сегодня живы как в повседневной политической практике,
так и в общественном сознании), не проведя дебольшевизацию
и десталинизацию государства и общества, не изменив советско-имперской
парадигмы «человек для государства» на демократическую
– «государство для человека».
Эту сложнейшую задачу нравственного оздоровления общества
невозможно решить без кардинального изменения отношения
государства и общества к образованию, к учителю, без новых
учебников и учебных программ. Образование должно стать
долговременным национальным приоритетом (а не пропагандистским
«нацпроектом») еще и потому, что без подъема образования
на современный уровень невозможно обеспечить конкурентоспособность
страны, невозможно изменить отношение общества к проблемам
устойчивого развития и к экологическим проблемам, обостряющимся
с каждым годом и в перспективе представляющим угрозу существованию
человечества.
Наконец, необходимо четко определить место России в мире,
декларировать европейскую ориентацию России, переходить
от нынешней внешней политики, основанной на принципах
«прагматизма и многовекторности» (которая привела лишь
к потере практически всех союзников России, росту недоверия
к России в мире и возрождающемуся отношению к России как
стране с имперскими претензиями), к другой внешней политике
- основанной на ценностях свободы, прав человека и демократии,
ориентированной в первую очередь на развитие партнерских
отношений с соседями, с европейскими странами, на многостороннюю
дипломатию как основной инструмент решения глобальных
проблем.
Меры «ценностной» сферы должны быть неразрывно связаны
и дополнены экономическими механизмами, стимулирующими
изменение отношения к человеку и делающими экономически
невыгодным пренебрежение к человеческой жизни. Среди таких
механизмов, в частности - увеличение страхования рисков
утраты здоровья и трудоспособности, резкое увеличение
компенсаций в случае смерти в армии, в промышленности
и строительстве, в результате несчастных случаев и т.п.
«Яблоко» может предложить обществу новую морально-нравственную
основу, способную со временем поддержать новый подъем
общественной энергии, стимулировать активное участие в
неизбежно предстоящих преобразованиях людей, желающих
жить честно, людей, отодвинутых сегодня от принятия решений,
людей разочарованных, вынужденных приспосабливаться. Но
сохранивших свое достоинство и стремящихся к свободе и
обеспечению своих прав.
Не стоит питать иллюзий – сегодня таких людей (а только
они и смогут возродить страну) – меньшинство. Но если
это меньшинство поверит в альтернативу, предлагаемую «Яблоком»,
перемены станут возможными.