На днях
столичный департамент ЖКХ заявил о том, что этой зимой на
дорогах города будут использоваться противогололедные реагенты
нового типа. По словам сотрудников столичной коммунальной
службы, препараты не только экологически безопасны, но даже
могут служить удобрением. Таким образом, заверяют чиновники,
москвичам не придется больше беспокоиться об испорченной
солью обуви, разъеденных автомобильных шинах и изуродованных
лапах домашних животных. Между тем независимые эксперты
считают, что новое вещество сохранило почти все негативные
свойства прежних химикатов.
В конце минувшей недели пресс-служба департамента ЖКХ
объявила: начиная с этой зимы, на дорогах Москвы испытают
два новых вида реагентов: «Биодор» и ЭСБГ. Если верить
муниципальной администрации, противогололедные растворы
и гранулы не только запросто очищают дороги ото льда и
снега, но даже удобряют почву. Вещества, которые содержатся
в препаратах, «оказывают наименьшее влияние на человека
и животных», не имеют запаха и не агрессивны к бетону,
асфальту и металлам.
«Это препараты отечественного производства прошли предварительные
испытания и имеют необходимые заключения. Мы не используем
ни одного препарата без рекомендаций медиков и химиков,
– пояснили в пресс-службе. – Поэтому с уверенностью можем
говорить о безопасности новых реагентов».
Однако независимые эксперты сильно сомневаются в чудо-свойствах
новых реагентов. По их данным, в мире в принципе не существует
экологически безопасных противогололедных смесей. Кроме
того, ученых смущает инструкция реагентов, в которой указано,
что работа со средством должна производиться в защитных
перчатках. При попадании на поврежденную кожу или в глаза
необходимо их промыть большим количеством проточной воды.
«Такого рода предупреждение уже наводит на мысль о небезопасности
реагента, – сообщил «НИ» руководитель экспертного отдела
компании «Экостандарт» Валерий Кучеров. – Не менее странно
и то, что в документации не расшифрованы органические
соединения, которые в него входят. Пестициды, например,
также относятся к органике, однако говорить об их безвредности
не приходится».
Экологи убеждены: ничего кардинально нового и полезного
новые реагенты в себе не содержат. «Новая смесь, по сути,
представляет собой комбинацию солей кальция, натрия, калия,
и магния, которые входили также и в другие виды реагентов,
– пояснил г-н Кучеров. – А наличие в новых препаратах
первых двух видов солей будет оказывать на обувь и кожу
такое же отрицательное воздействие, как и прежняя химия.
Добавление в виде биологических веществ – плюс, но я сомневаюсь,
что это резко изменит ситуацию в лучшую сторону».
Нарекания специалистов вызывает и отсутствие контроля
над техникой использования и дозировкой реагентов на практике.
Например, в инструкции применения «Биодора» предлагается
предварительно очистить поверхность от снега, распределить
средство в соответствии с определенной температурой воздуха,
а также толщиной льда в четких пропорциях вплоть до граммов.
Сомнения, насколько точно будут выполняться все эти указания
в рамках перегруженного движением города, терзают многих.
«На мой взгляд, главная проблема заключается в том, что
мало кто следует строгим рекомендациям разведения и применения
реагентов, – пояснила «НИ» старший научный сотрудник Научно-
исследовательского института экологии человека и гигиены
окружающей среды Лариса Донельян. – В этом случае относительно
безвредное противогололедное вещество может стать опасным
для окружающей среды и человека».
Словом, заверяют эксперты, москвичей ожидают новые соляные
испытания. Под удар попадают прежде всего автовладельцы.
«Стоит отметить, что шины трескаются и разъедаются реагентами
не хуже обуви. Но это полбеды, – рассказал «НИ» президент
Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.–
Главное, что мы не знаем, как эти новые реагенты повлияют
на поведение автомобиля на дороге. На каждую марку реагент
может влиять по-разному: для кого-то он увеличивает тормозной
путь, для кого-то, наоборот, сокращает. А это, в свою
очередь, может сыграть свою роль при аварийной ситуации».
По заверениям автомобилистов, трассы продолжают оставаться
скользкими, несмотря на использование реагентов. Снег
тает, превращается в грязь, которую никто не собирает
и не вывозит. «В итоге, на проезжей части образуется месиво,
которое для автомобиля хуже разлитого масла», – пожаловался
г-н Травин.
Любителям выгуливать своих домашних питомцев на улицах
тоже придется несладко. «Любые солевые реагенты мощные
раздражители для поврежденных участков кожи, – пояснил
«НИ» биолог Роман Белоусов. – Как правило, у большинства
собак, которых выгуливают в черте города, на лапах имеются
мелкие трещинки и ранки. Попадание туда кристаллов или
раствора солей, безусловно, будут негативно действовать
на них. Как итог – раздражение и сильное пересыхание кожи,
вплоть до разрывов и кровотечения».
Масло в огонь подливает еще и тот факт, что испытания
новых видов противогололедных химических препаратов всегда
проводятся фактически на живых людях и животных. «Сегодня
нет ни одного исследования, ни одной научной работы о
том, какое влияние эти препараты оказывают на окружающую
среду и человека, – рассказал «НИ» биолог, член-корреспондент
РАН Алексей Яблоков.
Ничего не известно и о возможной опасности, которую они
могут представлять, скажем, для людей, страдающих хроническими
заболеваниями или аллергиков. Каким бы безопасным ни представляли
противогололедное вещество, эксперименты с ним в реальном
времени в черте города совершенно недопустимы. Тот факт,
что муниципалитет постоянно проводит поиски новых реагентов,
говорит только о том, что все предыдущие были еще вреднее».
«В итоге создается ощущение того, что муниципалитет либо
пытается сэкономить за счет горожан, либо фирмы, производящие
реагенты, просто лоббируют свои интересы под видом таких
открытых испытаний, – добавляет председатель Комитета
защиты москвичей Алексей Навальный. – Почему их не проводят
в лабораторных условиях или на специально огороженных
полигонах, также совершенно непонятно».
В качестве альтернативы вредным реагентам специалисты
предлагают использовать гранитную крошку или специальные
асфальтовые обогреватели на особо опасных участках трассы.
И то и другое широко используется в странах за рубежом
и является экологически безвредным способом борьбы с гололедом.
Однако и здесь свои нюансы. Асфальт с подогревом для столицы
удовольствие слишком дорогое. Что касается гранитной крошки,
по окончании зимнего сезона ее следует убирать. «Коммунальные
хозяйства, как правило, не хотят затруднять себя лишней
работой, – видимо, еще по этой причине реагенты пользуются
такой популярностью в нашем городе», – пояснила г-жа Донельян