С 1999 года в Москве проходит «Биеннале поэтов» -
масштабный международный поэтический фестиваль, в котором
участвуют авторы из разных стран и из России. Кроме того,
ежегодно проходит другой фестиваль - молодой поэзии, а
в конце года вручается премия "Московский счет"
за лучшую поэтическую книгу, изданную в Москве. Организатором
всех этих акций является «Фонд творческих проектов» –
негосударственная некоммерческая организация, поддерживающая
проекты в сфере культуры и образования. О функционировании
современной поэзии на книжном рынке и о ее месте в российской
культуре нам рассказал Евгений
Бунимович – поэт, депутат Мосгордумы, президент Фонда.
Беседу вела Юлия Идлис.
- На что направлены инициативы Фонда в области поэзии
– на изменение ее статуса на книжном рынке или же на изменение
самой поэзии?
- На изменение самой поэзии они никак не направлены.
Я не думаю, что поэзия, в отличие от шоу-бизнеса, может
меняться под влиянием каких-то внешних акций. Наши проекты
– это попытка проявления и явления городу и миру атмосферы
внутри поэтического сообщества, силового поля поэзии.
В этом смысле самое главное, что происходит на фестивалях
- это общение, прежде всего общение поэтов, до и после
выступлений. Поэзия – дело одинокое, встречи поэтов с
читателем и друг с другом традиционно затруднены. Но тем
не менее у каждого поэта – не в тот момент, когда он пишет,
а потом - возникает потребность явить текст, да и себя
самого. Вот формирование контекста для этого явления,
того самого силового поля поэзии – и есть в какой-то степени
то, чем мы занимаемся. Поэтому, в частности, наш основной
фестиваль называется не «биеннале поэзии», а «биеннале
поэтов». Ключевая фигура здесь - поэт.
- То есть вы это делаете не для публики, а для самих
авторов?
- Да, мы работаем на поэтов, и надеемся, что публика,
которая приходит на вечера, входит в этот контекст. Так
и происходит: люди слушают стихи, покупают книги. Кстати,
это особенность продажи именно книг стихов во всем мире:
очень часто тираж лучше всего продается на литературном
вечере, на выступлении, на какой-то художественной акции,
а не тогда, когда он просто лежит на полке в магазине.
- Кто и зачем покупает книги стихов? Какой сегодня
читатель у поэзии?
- Человек, который читает стихи, покупает книгу стихов,
причем именно современного поэта - это не случайный прохожий,
а человек, который перед тем должен ощутить это силовое
поле. Поэзия – вещь особая, ее не столько читают, сколько
перечитывают, и вот надо сделать так, чтобы стихи где-то
прозвучали в первый раз, а уже потом к ним будут возвращаться,
открывать заново.
- Откуда средний читатель-интеллектуал может узнать
о появлении новых поэтов и издании новых поэтических книг?
- Не надо обольщаться: средний читатель не интеллектуал
и поэзией вообще не интересуется. Наша основная аудитория
– это, во-первых, молодежь, которая в какой-то период
начинает реагировать на поэтическое слово, причем на поэтическое
слово своего современника. Поэтому на наших фестивалях
помимо вечерних выступлений есть встречи днем – в гимназиях,
лицеях, университетах. А во-вторых, мне иногда кажется,
что все население России на самом деле пишет стихи, но
прикрывает этот грех другими занятиями: кто склад сторожит,
кто кино снимает, кто компьютеры чинит, кто Комитет Госбезопасности
возглавляет. А потом умирает тот же Андропов – и выясняется,
что он писал малоинтересные, но все же стихи. Или Эльдар
Рязанов начинает с неловкой улыбкой читать свои тексты.
Или инспектор ГАИ подсовывает свою тетрадочку. Все они
- потенциальная аудитория поэтических вечеров.
Для России вообще характерно особое отношение к поэзии.
Вы посмотрите, что творится в Рунете: думаю, такого количества
стихов нет ни в англоязычном, ни в испаноязычном, ни во
франкоязычном Интернете. Нигде нет такого количества,
такого процента сайтов стихов и про стихи. Очень разного
качества, мягко говоря, но все же.
- Рунет становится одной из литературных площадок.
Есть сайты, где авторы могут опубликоваться без всякого
редакторского отбора, есть электронные библиотеки. Например,
библиотека Мошкова сочетает в себе литературный архив
и сайт со свободной публикацией. Как вы считаете, это
способствует продвижению поэзии на книжный рынок?
- Да. Поскольку стихи не читают, а перечитывают, то и
не обязательно покупать сборник неизвестного автора со
стихами, которых ты не знаешь. Наоборот, чаще покупаешь
сборник со стихами, которые уже немного знаешь – прочитал
в том же Интернете или увидел рецензию с цитатой. Этим
поэтические книги отличаются от всех остальных, и это
надо учитывать. Я не думаю, что выложенный в Интернет
сборник стихов есть угроза его продаже. Если я в Сети
прочитал электронный номер газеты, то у метро этот номер
газеты уже едва ли куплю, а со стихами – наоборот: если
уже знаю имя поэта, читал эти стихи, если мне это интересно,
я, скорее всего, захочу, чтобы они были у меня дома.
- Но ведь не только через Интернет люди узнают о стихах
и поэтах? Каждый раз перед биеннале поэтов по всему городу
висят растяжки «Москва – город поэтов», а на автобусных
остановках – бумажный Пегас, эмблема Фонда. Зачем фестивалю
поэтов такая широкая реклама?
- Уж точно не для привлечения зрителей. Залы у нас вообще-то
полные, но на поэтические вечера люди приходят не через
растяжки, а за счет «умножения сущностей» - распространения
информации на самих вечерах. Человек приходит на один
вечер и получает расписание того, что будет завтра и послезавтра.
Растяжки, реклама делается в основном не для того, чтобы
привлечь публику.
- А для чего же? Для спонсоров?
- Ну что вы, какой идиот у нас сегодня будет спонсировать
поэзию! На фестиваль выделяются средства в основном из
городского бюджета.
А что до растяжек и плакатов, я считаю: город должен
знать о биеннале поэтов, а не только о скидках в автосалонах
и призах в казино. Это Москва, одна из культурных столиц
мира, одна из мировых столиц поэзии. Это повышает самоуважение
даже тех москвичей, которые никогда не придут на поэтический
вечер. Кстати, это не коммерческая реклама, а социальная,
потому и расценки совсем другие. Хотя и со всеми скидками
мы не смогли сделать расклейку стихотворных текстов в
метро – для нас это оказалось все равно дорого.
- Какой вообще бюджет у фестиваля? Во сколько обходится
организация «Биеннале поэтов»?
- На весь фестиваль нам выделяют из бюджета 50 тысяч
долларов, ну, то есть выделяют в рублях, но таков порядок
суммы. На самом деле это очень мало, это мизер, в других
«культурных» акциях столько стоит какой-нибудь фуршет
на презентации, а у нас сюда входят гостиницы, питание
и прочее, включая ту же рекламу, афиши и буклеты, в каких-то
случаях билеты - мы оплачивали, например, дорогу тех,
кто представляет СНГ и регионы России. К тому же в прошлом
году мы профинансировали из тех же средств издание антологии
новейшей русской поэзии «Девять измерений», затем - антологии
русского поэтического зарубежья [«Освобожденный Улисс:
Современная русская поэзия за пределами России» / Сост.
Д. Кузьмин. – М.: Новое литературное обозрение, 2004.
– Ю.И.]. И все это делается на деньги фестиваля. Правда,
есть другое спонсорство – не деньгами, а просто многие
идут навстречу – дают скидки в гостинице, при аренде залов
и т.д. Из уважения к поэтам.
На первый взгляд, поэтический фестиваль по сравнению
с шоу-бизнесом – неэффективное вложение средств. Шума
вокруг потому как меньше. Но на самом деле, как выясняется,
для города это едва ли не самое эффективное вложение средств
из всех культурных акций. У нас было очень большое количество
газетных и интернет-публикаций, теле- и радиопередач о
фестивале. Если, например, ту мизерную сумму, которую
вложил город, поделить на количество упоминаний фестиваля
в СМИ, получится, что это очень эффективное вложение средств,
куда выгодней, чем все Киркоровы. И это именно потому,
что у нас очень маленький бюджет, и каждый рубль в нем
эффективно работает и на поэзию, и на имидж города.
- У фестиваля есть другие источники средств к существованию,
кроме городского бюджета? Каким организациям интересно
спонсировать поэтический фестиваль, и что они надеются
с этого получить?
- Самыми верными спонсорами биеннале являются ликероводочные
заводы. Традиции русской поэзии в этом смысле хорошо известны,
поэтому именно они нас безотказно спонсируют, охотно поддерживают
всегда, причем мы каждый раз обращаемся к разным заводам,
и они неизменно соглашаются. У нас на биеннале есть свой
сувенирный продукт – водка «Стихотворная», которую нам
делают с эмблематикой фестиваля. Хотя современные поэты
в реальности пьют не так много, теперь это, скорее, вопрос
имиджа, чем реальной потребности.
- Как оценить успех или неуспех фестиваля поэзии?
Как и в чем измерить его результаты?
- Цель поэзии – поэзия, извините за хрестоматийность.
Кроме всего, результат любого поэтического действия –
еще и опубликованный текст. На первом фестивале в 1999
году у нас не было еще ни средств, ни организационных
возможностей, чтобы что-то издать по его итогам: собрались
– и слава богу. После второго фестиваля в 2001 уже появился
альманах. Что касается третьего фестиваля 2003 года, тут
важно не только то, что мы выпустили в итоге две весомые
во всех смыслах слова антологии, а еще и то, что московские
издательства подготовили к началу фестиваля либо поэтическую
книгу, либо целую серию, как «НЛО», «Арион» или «ОГИ».
Фестиваль стимулирует издательскую деятельность в области
поэзии, причем это не материальная, а идейная стимуляция:
мы показываем издательствам, что поэзия так или иначе
востребована.
- В чем выгода издательств, которые выпускают книги
стихов?
- Дело не в материальной выгоде: поэзия не окупается
и не будет окупаться, хотя при нынешнем возрождении у
нас цензуры все может быть. Поэзия для издательства выполняет
серьезную имиджевую функцию. Издание поэтических книг
– это часть имиджа приличного, респектабельного издательства.
И мы этому всячески способствуем, ежегодно вручая еще
и премию «Московский счет» - не только авторам лучших
поэтических книг по итогам года, но и издательствам, которые
эти книги выпустили. Я заметил, что издательства уже пишут
о премии в своих буклетах, то есть это работает.
- Как вы думаете, а возможен ли сегодня поэтический
бестселлер?
- Не думаю, что возможен, и не думаю, что нужен. Сегодня
в России поэзия впервые перестала заменять цирк, шоу,
философию, религию, публицистику и стала просто поэзией.
Современная поэзия занята собой – исследованием новых
возможностей языка и жизни, отраженной в языке. На каком-то
этапе это становится востребованным, потому что есть и
будут люди, которым это позарез нужно. Поэтому сегодня
актуален вопрос создания не бестселлера, а особого поэтического
пространства.
На самом деле проблема в другом. В столице поэзия гораздо
меньше востребована, чем в провинции, где еще можно «остановиться,
оглянуться». В провинции другой ритм жизни, она более
литературоцентрична. А продаются книги, в основном, в
столице. Ведь то, что есть в московских книжных магазинах,
не всегда есть даже в Питере, не говоря о других городах.
Это проблема именно нашего книжного рынка. Вот если у
меня вышла книга стихов во Франции, то узнать об этом
и купить ее можно, находясь практически в любой точке
страны – заказать по почте, через Интернет, через книжный,
еще как-то, что и делали мои тамошние знакомые. А у нас
даже в Москве трудно найти то, что ищешь, а в книжном
магазине маленького провинциального городка вообще ничего
этого нет.
- Если поэтический сборник так трудно купить, может,
есть какие-то другие способы донести стихи до читателя?
Как вы думаете, могут ли стихи, скажем, продаваться в
Интернете поштучно, как музыкальные треки?
- Самое интересное, что у нас уже был такой опыт. В начале
перестройки, когда Арбат еще был свободной творческой
площадкой, мы устроили поэтическую акцию, в которой участвовали
Нина Искренко, Игорь Иртеньев, да много еще кто. Я тогда
распечатал на пишущей машинке цикл своих восьмистиший
и продавал их, как морковку на рынке: два рубля штука,
пять рублей пучок. Надо сказать, торговля шла очень живо
– до тех пор, пока нас не забрала милиция. Так что опыт
продажи стихов в розницу есть, но он не получил дальнейшего
распространения, возможно, потому, что закончился в отделении
милиции.
Может быть, Интернет действительно даст какие-то новые
формы распространения поэзии. Хотя, вообще говоря, непонятно,
что продаешь, когда продаешь стихи. Ведь что такое поэтическая
рукопись на книжном рынке? Скажем, до 1990-х годов неподцензурная
поэзия, как и живопись, существовала в андерграунде, а
потом времена изменились, и оказались востребованы и стихи,
и картины. Первая публикация наша (клуба «Поэзия») в журнале
«Юность» была тиражом в четыре миллиона, и в ответ на
нее в редакцию пришло три мешка писем. Но поэты никаких
денег толком не получили и не могли получить, тогда как
художники, которые начали продавать свои картины в те
же годы перестройки, становились на наших изумленных глазах
вполне обеспеченными людьми.
- А так называемые подарочные издания – разве не способ
заработать на продаже поэзии? Вообще возможно ли существование
коммерчески успешной продукции в поэзии?
- На Западе есть довольно распространенная традиция,
которая до нас еще, к сожалению, не дошла: штучное издание
отдельных стихотворений на бумаге ручной работы. Получается
что-то вроде гравюры, художественное произведение. Такие
вещи продаются, есть даже целые галереи, которые это все
выставляют и продают.
На последнем биеннале мы выпустили серию открыток с фотографиями
Москвы и стихами известных современных поэтов – Д.А. Пригова,
Юрия Арабова, Евгения Рейна, Веры Павловой, Дмитрия Воденникова,
Елены Фанайловой и т.д. Это были совсем другие строки,
не те, которые развешивают на улицах ко Дню города. Вокруг
поэзии можно, наверное, делать какую-то качественную сувенирную
продукцию – открытки, футболки с текстами, сумки, те же
гравюры - но я к этому отношусь осторожно, потому что
мне бы не хотелось коммерциализировать фестиваль. Ведь,
в конечном счете, он делается не ради этого.
- А ради чего же?
- По-моему, мы об этом и говорили все время. Умному –
достаточно. А дурак до этого места все равно не дочитает.