[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Григорий Явлинский
Новый курс

Против чего и за что выступает "Яблоко". Тезисы Григория Явлинского
Московские Новости, 20 июня 2001

На днях был принят закон о разрешении ввоза в страну ядерных отходов. В связи с этим в газетах и на ТВ обсуждают, что наша законодательная власть полностью подчинена исполнительной. Но дело гораздо серьезнее. Это не просто эпизод, когда Государственная дума в очередной раз "на ура" выполнила волю правительства. Принятие этого закона - яркий пример характера отношений между властью и народом. За последние 15 лет они почти не изменились. Правительство и депутаты почти всех фракций, кроме "Яблока", открыто заявили и настаивали, что мнение 90 процентов людей не имеет существенного значения. Люди "не понимают, в чем их счастье".

Знакомая схема. Власти считают, что граждан России можно просто учить, воспитывать, причем не в форме дискуссии, диалога, а в виде политинформации и указаний, не терпящих возражений, пренебрежительных сообщений о том, что "народ не разобрался".

Сто миллионов граждан (так показывают опросы) возражают против ввоза ядерных отходов в Россию, а 500 человек в Москве - 300 депутатов и 200 чиновников - противостоят этой воле и продавливают свое решение.

Вот почему мы считаем, что основным вызовом, основной проблемой и опасностью являются усиливающиеся тенденции построения в России системы имитации демократии, очередной "потемкинской деревни", сердцевиной которой является бюрократический авторитаризм.

Да, Россия прошла за последние 10 лет большой путь и многое изменила в своей жизни - ушла от коммунистической идеологии, сформулировала демократические ориентиры в Конституции. Однако те, кто проводил реформы в последние 10 лет, так и не создали надежного демократического фундамента ни в государственном, ни в общественном устройстве, ни в рыночной экономике. В реальности дальше формальной, крайне неустойчивой демократии Россия пока не пошла. Легко появляются авторитарно-бюрократические настроения и тенденции, создаются манипулируемые имитационные системы, вытесняющие трудно поддающиеся управлению гражданские организации.

В целом это следствие некомпетентных решений, циничного, корыстного, идеологически вульгарного подхода к реформам. Важнейшие элементы демократии в России похожи на карикатуру. Парламент, который в секунду исполняет все, что ему поручено. Партия-победитель, которая создается за месяц до выборов. Федерализм, который больше похож на феодализм, когда отношения между центром и регионами строятся на личных отношениях между губернатором и президентом страны. Правовое государство, которое действует избирательно, находит своих противников и разбирается с ними с помощью правовых инструментов так, что на любого гражданина страны в нужный момент можно открыть уголовное дело. Зависимая судебная система, которая снимает неугодного властям кандидата за день до выборов.

Что же в результате? От реформ выиграло меньшинство. Огромное большинство людей постигло разочарование. Страна получила феномен неустойчивой демократии.

Какие могут быть варианты развития у системы неустойчивой демократии? Их три. Дефективная демократия. Так называемая авторитарная модернизация. И третий - нелегко достигаемый, но устойчивый демократический путь развития.

Говорить о дефективной демократии много не стоит. Она у нас перед глазами.

Но авторитарный соблазн также очень четко проступает как одно из возможных направлений. И пример с ОЯТ, и многие события последнего времени это доказывают. Такой сценарий нашептывается президенту авантюристами и глуповатыми плагиаторами-политологами. Смысл их бормотания в том, что нужно не уничтожать демократические и гражданские институты, как раньше, а приспосабливать их к нуждам полицейско-олигархического властвующего клана. А если приспособить не удается - тогда заменять, вытеснять, имитировать послушными, искусственно созданными, например, партиями, журналистскими союзами, гражданскими организациями, подконтрольными оплачиваемыми СМИ и т.п. Это направление неизбежно приведет к созданию в России полицейского государства.

Порядка от этого, конечно, не будет. Будет огромная бюрократическая конструкция, когда одни бюрократы будут наблюдать за другими, одни представители будут плодить других, и так до самого маленького поселка. Еще больше будет коррупция, еще сильнее разложение государственных механизмов.

Путь построения авторитарно-бюрократической системы, обернутой в имитационную обложку, - это путь к необратимому отставанию нашей страны. Несвободные, оболваненные люди, которыми манипулируют, не могут создавать конкурентоспособную экономику XXI века.

Единственное, за что стоит бороться, - это устойчивое демократическое, либеральное и потому социально ориентированное направление развития нашей страны. Все прочие сценарии разовьются сами, без наших усилий.

Чтобы достичь указанных целей, нужен другой курс, чем в последние десять лет. Нужно, наконец, извлечь уроки из грубых ошибок последних десяти лет, выбросить на мусорную свалку бредни любителей пиночетовщины и реализовать новый либерально-демократический курс реформ для большинства. Все наши действия должны поверяться на то, являются ли они благоприятными для большинства наших сограждан, дают ли им возможность быть свободными и просто выполнять свое ежедневное дело, не совершая при этом каждый раз подвиг.

Основные элементы этого курса я и хотел предложить. Таких элементов четыре.

Первое. Бескомпромиссная защита свободы и прав человека, стремление к справедливости и подчинение государства интересам граждан.

Человек рождается свободным и равным всем другим. Он одарен способностью независимо мыслить и действовать, отличать правду от лжи.

Мы исходим из того, что настоящим фундаментом общества является уважение к человеческой личности и уважение к семье.

Личная свобода гражданина гарантируется посредством независимости законодательной и судебной власти от администрации, а политическая свобода - путем свободных и честных выборов при должном уважении к правам и мнениям меньшинства.

Свобода слова, совести, выбора союзов и профессии, равноправие мужчин и женщин так же, как и уважение языка, веры, законов и обычаев национальных меньшинств, являются для нас абсолютным моральным и политическим императивом.

Мы понимаем под свободой право на частное владение собственностью и право заниматься частной предпринимательской деятельностью, извлекать из нее возможно полный доход.

Важным элементом нашего представления о свободе является и то, что государство должно стоять на службе у граждан и быть только их инструментом, ни в коем случае не препятствуя их самостоятельному и свободному развитию.

Мы не верим в абсолютную силу и власть. Мы считаем, что основой законной и устойчивой власти является согласие. Но чрезмерная концентрация в одних руках необъятной власти душит и подавляет это согласие. Чтобы сделать его реальным, власть должна быть рассредоточена посредством различного рода демократически ответственных институтов и учреждений.

Мы убеждены, что ценности свободы и независимости могут привести к моральному обновлению российского общества, если мы докажем, что свобода во имя личности не тождественна эгоизму, что это свобода в контексте общества, означающая ответственность и товарищескую солидарность.

Для нас свобода - это и отстаивание права гражданина на современное и разнообразное образование в соответствии с его способностями независимо от материального положения; защита и страхование каждого на случай болезни, безработицы, нетрудоспособности, по старости; право на обеспечение качественным жильем и постоянное улучшение окружающей среды.

Второе. Неотъемлемым принципом построения устойчивой демократии в России является свободная рыночная экономика. Это частная собственность и гарантии частной собственности; открытая, прозрачная, равноправная конкуренция; минимальное вмешательство государства в хозяйственную жизнь; гарантии инвесторам; жестко прописанные и соблюдаемые правила гражданского оборота земли, демонополизация рынков, свободная торговля, снижение налогов и их упрощение, отмена валютных ограничений, реальное дерегулирование. Мы настаиваем на либеральной концепции рынка, но ни один из ее принципов сегодня не реализован.

Особое внимание мы уделяем либерализации доступа и более справедливому для общества распределению доходов, образующихся в виде ренты от добычи и продажи природных ресурсов; отказу от экономической политики последних тридцати лет, основанной почти исключительно на их экспорте.

Говоря о новом курсе, мы заявляем: там, где огромное количество людей страдает от нищеты, болезней, бедности, безработицы, неквалифицированного труда, - там подрывается и нарушается свобода. Судить о том, как функционирует рыночная экономика, нужно по ее способности обеспечивать большее количество благ, чем любая другая система, и их более справедливое рыночное распределение.

Насколько наша рыночная экономика решает эту задачу? Малокомпетентная попытка управлять экономикой исключительно с помощью денежных инструментов привела к тому, что экономическая политика отделена от интересов общества в целом и в особенности его бедных слоев.

Третье. Для нас бесспорно, что Россия - европейская страна. Европейский вектор в развитии России как практическая политика означает ориентацию на социально-экономическое устройство Европы.

Европейский путь показывает, как преодолеть социальное неравенство между регионами и группами населения и выйти к устойчивому развитию страны, как создать предусмотренное нашей Конституцией социальное государство.

Кроме географической принадлежности, социально-экономической ориентации есть еще и геополитическая сторона дела. Россия имеет самые протяженные границы с самыми нестабильными регионами мира, граничит, наверное, с половиной беднейшего населения планеты, располагая при этом 60 процентами мировых, экономически выгодных природных ресурсов. Это требует от нас особого внимания к нашим отношениям с Европой, включая проблемы стратегической безопасности.

Думаю, в XXI веке в мире будет два крупнейших центра экономической силы - Северная Америка и Азия. И если Европа намерена на равных конкурировать с ними, а не оказаться на задворках экономического развития, у нее есть только один способ - экономическая и политическая интеграция с Россией.

Для России - это путь сохранения целостности, независимости, национальной идентичности и путь к процветанию. Для Европы - путь к конкурентоспособности, если хотите, к экономическому выживанию в будущем. Здесь наши интересы сходятся, и мы будем предлагать конкретные экономические, военные и политические проекты.

Четвертое. Наше общероссийское демократическое движение. Задачи, которые мы ставим, можно выполнить при активной консолидации российских демократов. Почему это стало сейчас возможным?

Многие годы мы занимали очень жесткую позицию. "Яблоко" отвергало экономическую политику последних 10 лет, считая ее некомпетентной, реализующей сценарий бандитского, криминального рынка. Было много теоретических споров. Но 17 августа 1998 года сама жизнь подвела итог под этой дискуссией. Бездарное и корыстное проведение экономической реформы в России привело к огромному кризису долгов. Он похоронил ту позицию, с которой все это время выступали наши экономические оппоненты.

Мы готовы сотрудничать со всеми, кто умеет извлекать уроки из прошлого. Мы фактически работаем в этом направлении. Первым шагом может стать постоянное демократическое совещание. За один стол сядут представители всех политических организаций демократического толка, негосударственные организации, гражданские, правозащитные, экологические организации. Впервые за последние 10 лет они смогут на равных, никого не подчиняя друг другу, обсудить ключевые вопросы развития страны.

* * *

Принципиальное отличие Нового Демократического Курса прежде всего заключается в понимании, что демократические институты в России не могут быть устойчивыми и продуктивными без поддержки этих институтов большинством населения. Все российские демократы должны, наконец, понять, что проведение реформ для узкого круга лиц ведет к реакции и необратимому отставанию, и повернуться лицом к большинству. Новый Демократический Курс - это курс, который защищает не только тех, кто уже получил выгоды от реформ, но и в первую очередь тех, кто пока еще этих выгод не получил.

Практически это означает особое внимание реформе ЖКХ, пенсионной реформе, референдуму по ОЯТ, ликвидации бюрократической зарегулированности, малому и среднему предпринимательству.

* * *

"Яблоко" не считает, что либеральная демократия является совершенной и безупречной системой. Но она самая подходящая и удобная для нормальной жизни, для свободы, для творчества, для человеческого достоинства, для социальной справедливости.

"Яблоко" не считает, что либеральная демократия может решить все проблемы России. Но мы убеждены в том, что это направление - единственное, которое поможет решить четыре главные задачи, стоящие перед нашим отечеством в XXI веке:

  • радикальное улучшение демографической ситуации;
  • освоение Сибири;
  • защита наших границ и сохранение целостности страны;
  • полноправное вхождение в Европейское сообщество.

Мы еще раз подтверждаем неизменность наших ценностей. Это свобода, ответственность, терпимость, социальная справедливость и равенство возможностей. Мы еще раз подчеркиваем нашу обоснованную европейским опытом уверенность, что создание в России процветающего государства есть демократическая, либеральная задача. Нам с вами требуется огромное терпение, трудолюбие, умение сотрудничать в свободе, открытое сознание и понимание реальных, действительных нужд граждан, их болей и забот.

Московские Новости, 20 июня 2001

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Григорий Явлинский

Григорий Явлинский не видит альтернативы выработке нового либерально-демократического курса реформ в России - пресс-релиз 09.06.2001

Григорий Явлинский: "Россия - псевдодемократия" Х.П.Веласкес-Гастелу, El Pais, 29 мая 2001

Раздел "Ввоз ядерных отходов в Россию"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]