Настоящее исследование связано с одним из аспектов теории коммуникации
- с коммуникацией посредством текста. Этот тип коммуникации представляет
собой систему, состоящую из Автора (отправителя\отправителей сообщения),
Читателя (адресата\адресатов данного сообщения) и собственно текста
- опосредующей знаковой структуры, которая обладает рядом специфических
характеристик, таких как композиция, наличие героя и пр., а также
принципиальным свойством служить пространством для проекций и
Автора, и Читателя (1).
Исходный тезис предлагаемой работы сводится к утверждению, что
любой публичный деятель (в той мере, в какой он публичен) есть
не что иное, как текст, точнее, комплекс текстов. Действительно,
не будучи предметом публичного внимания и обсуждения, его частная,
нетекстовая, жизнь являет собой некоторую «вещь в себе», а едва
какие-то ее события, детали, фрагменты становятся известными публике,
они приобретают главное качество любого текста: коммуникативность,
или, перефразируя базисное определение, способность быть тем полем,
на котором развертываются отношения Автор - Читатель. Отношения
эти весьма драматичны: Автор - вольно или невольно - закладывает
в текст ряд структур, до такой степени влияющих на Читателя, что
можно говорить о манипуляциях; Читатель же в процессе восприятия
текста интерпретирует его, т.е. подвергает ряду преобразований,
иногда довольно агрессивных и не прогнозировавшихся Автором.
Необходимость введения понятия коммуникативность обусловлена
потребностью в дифференциации двух типов информационных каналов:
наблюдения и сообщения. Наблюдаем мы сами,
и, хотя наблюдаемое может иметь, и чаще всего имеет знаковый характер,
именно мы сами являемся субъектом, ищущим и находящим знаки
в кажущемся хаосе наблюдения. Сообщение мы принимаем от Другого,
и там перед нами не просто знаки, а сигналы: информация уже структурирована,
причем не нами; она содержит режиссерские ремарки, заложенные
в нее для нас Другим. Так, оказавшись случайными свидетелями
уличного происшествия, мы можем увидеть в нем (в зависимости от
наших творческих способностей) абсурдное, комическое, трагическое,
поучительное, однако это будет наше видение, наша
режиссура. Когда та же сцена предъявлена нам на экране (на подмостках,
в тексте), мы уже не свидетели, а зрители (читатели); режиссура
принадлежит не нам, а постановщику (Автору), и если мы видим в
происшествии комическое, поучительное и пр., то сообразуемся с
волей Автора. Подчинимся ли мы ей, согласившись с авторской интерпретацией
ситуации, или будем сопротивляться, смеясь над тем, что преподносится
как поучение, и плача над «смешным», - в любом случае мы вступим
в диалог с Автором. Более того, если его голос плохо слышен либо
сама его фигура сомнительна, мы потратим основные усилия именно
на обнаружение его воли - возможно, лишь затем, чтобы в следующий
момент ею пренебречь.
Замечу, что, используя местоимение мы, я имплицитно ввела
в свои рассуждения количественную составляющую. Пока поступки,
жизненные события и размышления о них известны только мне
(субъекту) - это еще не совсем текст (или, имитируя философский
сленг, текст-для-себя) (2). Когда они
известны не только мне, но кому-то из тех людей,
для которых я - не просто мелькнувшее в толпе лицо (моим близким,
друзьям, коллегам), они уже в-некотором-смысле-текст, нечто
вроде частного письма. Но если они - эти размышления, поступки,
жизненные события - известны многим, в т.ч. тем, о чьем существовании
я не знаю и никогда не узнаю, то перед нами текст
во всей силе своей коммуникативности. Я порождаю
рассуждения, совершаю поступки, претерпеваю жизненные события;
я их автор и/или герой. Они (другие)
интерпретируют то, что я сказал, что я
сделал, что со мной случилось. Они - мои
читатели (или - читатели меня»).
Обратимся теперь к фигуре политического лидера, которого представим
себе не как человека из плоти и крови, а как обобщающий заголовок
к нескольким текстам. Важнейшие из них - «текст судьбы» и перестающий
быть в таком прочтении плеоназмом «текст слов». Третий текст -
«поступков» - мгновенно забывается Читателем, но здесь я не буду
говорить ни о нем, ни о психологической природе подобного забывания,
отмечу лишь, что данный феномен хорошо объясняется с помощью бартлеттовского
понятия «схема» - в том смысле, в котором его использует, например,
У.Найсер в монографии «Познание и реальность». «Схема - это та
часть полного перцептивного цикла, которая является внутренней
по отношению к воспринимающему... Если рассматривать схему как
систему приема информации, то ее можно в каком-то смысле уподобить
тому, что на языке программирования... называется форматом.
Форматы определяют, к какому виду должна быть приведена информация,
чтобы можно было дать ей непротиворечивую интерпретацию. Другая
информация будет либо игнорироваться, либо вести к бессмысленным
результатам... Перцептивные схемы - это планы сбора информации
об ^ объектах и событиях, получения новой информации для заполнения
формата... Информация, не соответствующая формату, остается неиспользованной.
Восприятие по своей природе избирательно» (Найсер У. 1981. Познание
и реальность. М., с. 328). Надо думать, что «текст судьбы», о
котором пойдет речь ниже, хорошо запоминается именно благодаря
тому, что, воспринимая его, читатель сразу начинает оперировать
уже сложившимся набором схем литературно-мифологического происхождения,
тогда как «текст поступков» в гораздо меньшей степени обеспечен
готовыми схемами (планами - сценариями - форматами - фреймами).
Итак, что представляет собой «текст судьбы»?
Интерес к биографии публичного деятеля, безусловно, имеет под
собой определенную рациональную базу: информация о возрасте, образовании,
предыдущих местах работы политика и пр. может помочь при прогнозировании
его предпочтений, решений, действий. Однако в подобном интересе
куда больше иррационального, «читательского» отношения. Что же
кроется за праздным любопытством, о котором хорошо осведомлены
и мы, читатели, и Автор (или авторский коллектив), который у нас
на глазах создает произведение под названием «Политический лидер
имярек» и отвечает за успешную распродажу своего произведения?
Во-первых, в «текст судьбы» попадает далеко не любое событие
из жизни политика. Вне его, например, обычно остаются обстоятельства,
связанные с рождением, детством, с подробностями брака родителей
- несмотря на то, что любой психолог знает, какую важную роль
играют эти события в формировании характера, сколь значимы они
для прогностических ожиданий. Во-вторых, то, что включается в
«текст судьбы», соответствующим образом редактируется. Так, большая
часть событий должна развивать тему «успеха» - изначального благополучия
либо преодоленной трудности. Если же в реальной жизни нашего Автора/Героя
присутствуют разнообразные «неуспехи», то они или не проникают
в «текст судьбы» вообще, или инкорпорируются в тему «успеха» в
качестве мифологемы «препятствия» - победно преодоленного либо
мотивировавшего ряд последующих состояний. Перед нами, таким образом,
возникает один из следующих сюжетов.
Нейтральный («нулевой») сюжет: родился тогда-то,
русский, несудимый, закончил (с успехом!) такое-то учебное заведение,
руководил тем-то, женат, столько-то детей, пользуется уважением
коллег... Данный сюжет лишен драматизма и практически не является
сообщением. Формально в нем, конечно, сообщается, что Герой -
достойный человек, но в рамках конвенции описания «политической
судьбы» другого и быть не могло. И информация должна быть сочтена
тривиальной. Забавно, что нарушение такой конвенции (мать русская,
отец юрист) воспринимается так же, как нарушение конвенции литературной:
это эффектный, шокирующий и вызывающий смех прием, который запоминается
надолго, становится предметом цитирования и успешно выделяет прибегнувшего
к нему Автора из ряда прочих.
Борец за счастие людское, Робин Гуд, Гриша Добросклонов:
с малых лет мечтал он, чтобы все люди были счастливы, его ранила
любая несправедливость; рано познал он нужду (горе, упорный труд,
радость дружбы, счастье быть полезным) и т.п. Подобный сюжет
строится на взаимодействии таких протагонистов, как сам борец,
«злодеи», неправедным путем заполучившие благополучие, и «обездоленные»,
у которых это благополучие было похищено «злодеями». Соответственно,
предполагается и «магический объект», своего рода яблоки Гесперид,
коими являются богатство, материальные ценности. Как и принято
в мифологии, «яблоками» можно обладать «по праву» или завладеть
путем магического «воровства» (замечу, что за всем этим стоит
сюжетообразующая концепция конечного набора богатств во Вселенной,
если у кого-то прибыло, значит, у кого-то убыло).
В следующем блоке биографических сюжетов, помимо протагонистов-людей,
действует и участник иной, нечеловеческой природы.
Человек судьбы - это биографический сюжет, составленный из событий, объединенных под знаком
случая. В отличие от персонажа сюжета нейтрального, являющегося,
в сущности, фигурой умолчания, человек судьбы - Герой,
жизнь которого небезразлична для (не будем углубляться в теологию)
нечеловеческих властных структур. Большая часть предъявляемых
публике событий его бытия расценивается как ряд нездешних вмешательств.
При этом истинный человек судьбы - не простодушный объект
или игрушка иных сил; нет, он знает об их повышенном внимании
к своей персоне, он угадывает их волю, ищет знамения. Послушание
- главная добродетель такого персонажа, своеволие - основной порок.
Античные образцы стоят за его спиной. За послушание, за внимание
к знакам судьбы получает награду Эней, за своеволие и пренебрежение
знамениями расплачивается столь много сделавший для современного
психоанализа Эдип.
Человек судьбы занят по сюжету тем, что «читает
знаки», причем читает молча, не сообщая никому о вычитанном, а
лишь подчиняясь иным велениям, так что другим остается почтительно
догадываться о руководящей им высшей воле, - если они, конечно,
тоже не лыком шиты и ощущают сакральность деяний своего правителя;
в противном случае они - профаны, глупо жаждущие пояснений, возмущающиеся
и удивляющиеся; судьба и «ее человек» еще спросят с них по всей
строгости за их нелепый поиск логики в поступках правителя. Вознесение
его внешне «несправедливо», случайно. На вид он ничем не лучше
многих, но судьба избрала именно его.
В отличие от человека судьбы, победитель судьбы
знаков не читает - в основном потому, что пренебрегает ими. Что
бы судьба ему ни готовила, какие бы вихри враждебные ни
веяли, он все равно поднимет гордо и смело. Основные качества
победителя - упрямство и несгибаемость. Злой рок не сломит
его, и вопреки высшим козням он повернет в воздухе самолет, который
должен был доставить его на место предсказанного поражения, и
приземлится - под рукоплескания посвященных и изумленные клики
профанов - на том аэродроме, до которого не добраться злому року.
Если у человека судьбы истинных препятствий почти нет,
все, что можно расценить как препятствие, - лишь особые знаки
(исключение составляет только противодействие профанов, но стоит
ли с ним считаться?), то победитель призван преодолевать
два типа препятствий: во-первых, непосредственно злой рок, который
либо добреет, почувствовав непреклонную волю равного себе противника,
либо наносит последний, чудовищный по своей несправедливости удар,
делая бывшего победителя легендарным и снимая с него ответственность
за собственноручно загубленную политическую карьеру; и во-вторых,
козни своего политического соперника, царя-мага. В этом
случае губительный удар судьбы наносится не сам по себе, а с помощью
использования магических предметов (восковых фигурок, «Кукол»
или других телемарионеток).
По своим атрибутам соперник победителя судьбы, царь-маг
- обладатель волшебного кристалла, повелитель полчищ послушных
духов, манипулятор фигурками - почти идентичен человеку судьбы,
отличаясь от последнего лишь несколькими дифференциальными признаками:
- оба персонажа таинственны, но если загадочность человека
судьбы мотивирована тем, что профанам не понять (да и не следует
понимать) истинный смысл поступков лидера, то зловещая энигматичность
царя-мага обусловлена неправедностью, а зачастую и чудовищностью
его поступков, средств и тем более целей;
- оба вследствие своей загадочности не стремятся к публичности,
но человек судьбы ею просто пренебрегает, тогда как царю-магу
публичность грозит разоблачением и потерей магических умений (поэтому
так странно было видеть Березовского в студии Доренко);
- оба «читают знаки», при этом один мудр, другой - хитер
(человек судьбы убеждается по полученным предзнаменованиям
в истинности своего курса, а царь-маг, чей путь заведомо
своеволен и неправеден, извлекает из «знаков» предупреждения и
дальше выкручивается магическим, нечестным способом);
- оба не одиноки (но если за человеком судьбы стоят
ряды близких по духу соратников-избранников, которым открылась
исключительность лидера, и легионы добрых фей, волшебных помощников,
хранителей, которые помогут, прикроют, защитят, причем жертвенно
и добровольно, то за магом - тьма рабов и обманутых, а также всяческая
нежить, магически защищающая его - но лишь до поры);
- оба отмечены «нездешностью», обособлены благодаря принадлежности
к «иному племени» (в этом отношении Лубянка и «пятый пункт» не
просто эквивалентны, но значительно украшают общую мифологическую
картинку древнейшими аналогиями с последней схваткой представителей
двух вечно враждебных сфер: дэвов и асуров, богов и титанов и
т.д.).
Легко убедиться, что различие между человеком судьбы
и царем-магом чисто оценочное: если бы победил Я, Его
деяния считались бы злыми. Вопрос в том, кто дает эту оценку.
Надо думать, в политическом дискурсе дело обстоит так же, как
в художественном тексте. Оценка - дело двоих: автора и читателя,
причем автор навязывает читателю собственные представления о добре
и зле с помощью различных художественных средств, а тот принимает
их за свои, и его иллюзия тем ярче, чем талантливее автор.
Предельно ясно, что в традиции политического дискурса читателем
текста выступает электорат. Замечу, что избиратели покупают всю
книжку целиком - я с главными, второстепенными и вовсе эпизодическими
персонажами, с героями запоминающимися и бледными, едва прописанными,
с батальными и любовными эпизодами, вставными новеллами и пр.
Гораздо менее очевидно, кто здесь автор. Сами лидеры? До некоторой
степени это так: каждый из них в сочиняет себя сам (или с соавторами,
что непринципиально). Однако сочиняет каждый - себя, а
общий замысел, Текст в целом неподвластен, кажется, ни
одной группе пиаровцев: в существование тайного заговора мудрецов,
на мой взгляд, не следует верить по методологическим соображениям.
Перед я нами, скорее, нечто вроде буриме, когда каждый из участников
игры пишет по строчке, не зная, что напишут другие, и не имея
представления о том тексте, который получится в результате. Итогом
игры, как известно, оказывается бессвязное произведение, которое
читают с хохотом, изумленно находя в нем смысл, равно неожиданный
для всех участников.
Поэтому мне представляется плодотворным, не фиксируясь
на гипотезах об истинном Авторе (Бог, Провидение, мировой исторический
закон, коллективное бессознательное), подойти к ситуации с позиций
рецептивной школы поэтики: текст - это проекция личности читателя.
Именно читатель, поддаваясь давлению и манипуляциям автора (авторов-игроков
в буриме в нашем случае), выставляет оценки, решая, как охарактеризовать
того или иного лидера: назвать ли его мудрым - или хитрым, честным
и открытым - или простофилей, упорным - или «упертым». Серьезное,
если не определяющее влияние на такую оценку оказывает то, к какому
клану - «своих» либо «чужих» - причисляет избиратель (читатель)
данного лидера. При этом «своим» совсем не обязательно считается
обладатель сходных социально-демографических признаков: молодые
не всегда голосуют за молодых, евреи склонны демонизировать Березовского
не в меньшей степени, чем антисемиты, а людей либеральных убеждений,
надо думать, в России намного больше, чем голосовавших за Явлинского
или СПС.
Видимо, гораздо значительнее, чем возраст, социальный статус,
национальность и даже убеждения, на выбор влияет та картина
мира, которая представляется избирателю истинной.
Так, если человек живет в «плоском», рациональном, логически
детерминированном мире, мире французских просветителей и русских
социал-демократов начала XX в., то выбор «своих» для него ограничен
двумя моделями.
Для части носителей такой картины мира «своим» окажется
«Гриша Д., борец за счастье народное», за права угнетенных.
У него нет иных врагов, чем богатеи и кровопийцы, жирующие
в то время, как простой народ... и т.п. Реально модель «Гриша
Д.» описывает нескольких политических персонажей: с кровопийцами
готовы побороться и Зюганов, и Явлинский, но в модификации Зюганова
и других «левых» используется картина мира, где слабый, инфантильный,
беспомощный простой народ тянет руки к сильному заступнику,
тогда как в модификации Явлинского и прочих политических лидеров
«правого» сектора народным рукам находится иное применение: возьмемся
за руки, друзья. Следует сказать, что использование формулы
«вместе мы сильны» не способствует электоральному успеху,
поскольку утверждения подобного рода всегда имплицитно отсылают
к логическому эквиваленту тезиса: каждый из нас в отдельности,
включая самого лидера, слаб.
Для другой части «рационалистов» актуальной модификацией
модели «Гриша Д., борец за счастье» мог бы стать защитник
собственно «жирующих» от голодных и нищих, которые смеют
что-то хотеть. Однако в нынешней ситуации - скорее культурной,
чем политической - имеется, видимо, слишком мало людей, столь
богатых и одновременно рефлектирующих, чтобы не только причислить
себя к жирующим, а не к нищим, но и выдвинуть своего
лидера (Михалков? Брынцалов?).
Второй тип картины мира предполагает наличие «иных сил»,
судьбы, божественного Провидения и пр. Для носителя этих представлений
всевозможные «вдруг», случайности, стечения обстоятельств полны
глубокого смысла, являются «знаками». Распределение в выборе «своих»
здесь таково.
Борца с судьбой сочтет «своим» тот избиратель, картина
мира которого допускает вмешательство «иных сил», но лишена фатализма.
«Иные силы» здесь не так уж сильны и вряд ли обладают волей и
этическими позициями. «Свой» лидер, безусловно, живет в мире людей
и политических интересов, однако, хотя в системе его представлений
-Человек пишется с большой буквы и звучит
гордо, он достаточно мудр, чтобы учитывать не только человеческие
воздействия на ситуацию. Когда борец с судьбой сталкивается
с противостоящими ему случайностями и стечениями обстоятельств,
он вступает с ними в борьбу, и исход этой трудной борьбы отнюдь
не предрешен: будет буря - мы поспорим, и поборемся мы с ней.
Потенциальный избиратель борца с судьбой понимает, что
кроме козней идеологических противников его лидеру предстоит преодолеть
сопротивление тех сил, которые лингвистически репрезентированы
абстрактными и собирательными существительными: разруха, неэффективная
экономика, преступность, низкий уровень жизни, - поистине
«судьбоносная» задача, поскольку за подобными напастями стоит
не непонимание или злая воля конкретной группы личностей, а некое
исторически сложившееся злосчастие.
Не таков мир в представлении избирателя, видящего своим
героем человека судьбы или царя-мага. Электорат
обоих типов лидеров знает, что событиями в мире управляют не люди,
а силы. Разница лишь в том, что избиратели (читатели, болельщики)
человека судьбы предполагают, что «злые силы» онтологически
слабее «добрых», а себя без какой-либо самоиронии причисляют к
«доброй» части человечества, сочувствующей Благу. В противовес
им, царя-мага считают своим заступником те, в чьей картине
мира силы Добра слабы и уже не раз успели доказать свою несостоятельность,
а поэтому в достижении «мирских» целей хороши все средства - и
восковые фигурки, и война в Чечне.
Легко видеть, что за истекшее десятилетие российское электоральное
большинство совершило определенную эволюцию, сопровождавшуюся
последовательной сменой моделей мира и, следовательно, желаемого
лидера. Если в начале 1990-х годов казалось, что для достижения
всеобщего благополучия следует лишь отменить бессмысленные, неразумные
запреты, ввести умные законы, побороть сопротивление партийной
номенклатуры - и все изменится к лучшему, то затем возникла убежденность,
что кроме очевидных препятствий - злодейств и глупости прежних
хозяев жизни - существуют препятствия неизвестного свойства; наконец,
к концу века Россия уже воспринималась как «заколдованное место»,
игралище сил - в большинстве своем темных: ее раздирают на части
такие демоны, как мафия, бюрократия, олигархи и т.п. Соответственно,
с ситуацией в начале десятилетия могли справиться «все мы» под
предводительством «одного из нас», позже ожидания были перенесены
на «сильного политика», окруженного командой квалифицированных
экономистов - специалистов по борьбе с демонами инфляции
и нищеты, но когда один из демонов был в целом побежден,
а другому от этого ничего не сделалось, стало ясно, что без чудес
и магии просто не обойтись. Рубрика «если бы директором был я»,
столь популярная в конце 1980-х годов (изменить часы работы паспортных
столов, упаковывать хлеб в полиэтилен прямо на фабрике), приобрела
бы крайне странные формы, сохранись она в наши дни. (Как наладить
ситуацию в Чечне? Как победить преступность в милиции? Видимо,
молиться или вырвать три волоска из бороды, а значит, следует
искать такого лидера, который угоден Там или чья борода годится
для подобного мероприятия.)
Итак, политические лидеры исполняют одновременно роль и
героев, и авторов, и читателей, тогда как остальной электорат
- читатели «без права голоса».
Перейдем теперь к рассмотрению второго типа текста: «текста
слов».
В исследуемых нами «поучительных сценках политического
дискурса» у героев есть реплики, т.е. текст, произносимый от первого
лица. Этот текст, как я попытаюсь показать ниже, не отличается
принципиально от любого другого художественного текста.
Во-первых, реплики героя - лишь один из компонентов, из
которых А складывается целостный образ. Он может подтверждать
читательские представления о персонаже, углублять их или находиться
в противоречии с характером и ролью героя, что обычно создает
комический либо зловещий эффект. Умные и прозорливые высказывания
подтверждают правоту положительного персонажа, звучат как пророчества
в устах шута или дурака по роли, s выглядят лицемерием и хитростью
в устах злодея. Однако крайне редко характер персонажа целиком
сводится к тексту его реплик.
Во-вторых, в структуре самого произносимого персонажем
текста присутствует целый ряд элементов, призванный манипулировать
восприятием, вниманием, оценками читателей (которыми в данном
случае являются как рядовые избиратели, так и партнеры по сцене
- другие политические лидеры). Я рассмотрю здесь два таких манипулятивных
элемента, напрямую связанных с «сюжетом судьбы» лидера и при этом
призванных способствовать тому, чтобы соответствующий персонаж
воспринимался читателем как «свой».
Прежде всего следует обратить внимание на семантику глаголов,
используемых лидерами в произносимых ими текстах.
С семантической точки зрения глаголы (и шире - предикаты)
можно подразделить на две основные группы. Предикаты первой группы
(«внешние») описывают ситуацию, свидетелем которой в принципе
способен быть посторонний наблюдатель, т.е. не-актант данной ситуации.
Подобные предикаты обращены к двум органам чувств: зрению (в первую
очередь) и к слуху. К ним относятся глаголы движения, «говорения»
и пр. (пошел, сказал, написал, выстрелил).
Во вторую группу входят «внутренние» предикаты, характеризующие
ситуацию, которая не может быть зарегистрирована никакими органами
чувств и известна лишь тому, кто ее переживает. «Внутренними»
предикатами являются такие глаголы, как «знал», «понимал», «хотел»,
«надеялся» и т.п.
Следует отметить, что существует еще одна, промежуточная
(3) группа предикатов, апеллирующих не к глазам
и ушам (дистальным ощущениям), а к другим органам чувств. Они
описывают вкус, осязание, обоняние - т.е. проксимальные ощущения,
которые в принципе могут быть зарегистрированы объективно. Однако
логическая соотнесенность такого рода предикатов с объективной
реальностью находится в противоречии с их по преимуществу «внутренним»
использованием в тексте. Это, по-видимому, связано с их «несценичностью»:
ситуацию, выраженную подобными предикатами, нельзя наблюдать «из
зала». Тот факт, что в грамматическом смысле данные предикаты,
как правило, представляют собой аналитические конструкции с именем
или предикативным словом, вероятно, отражает семантическую неравноправность
в русском языке «сценических» ситуаций видения и слышания и «несценических»
- обоняния, осязания и ощущения вкуса. Действительно, объективные
«внешние» предикаты (скажем, глаголы «побежал», «выстрелил») обозначают
ситуации публичные, открытые для восприятия многих - и самого
агенса (субъекта действия), и сторонних наблюдателей, тогда как
объективные же, но «внутренние» предикаты (чаще всего конструкции
с именем или безлично-предикативным словом: «почувствовал сладость
на языке», «ощутил шероховатость поверхности», «ему стало жарко»)
отсылают к ситуациям, доступным непосредственному восприятию только
агенса. Благодаря этому эффекту фрагмент, имеющий на первый взгляд
чисто описательный характер, может воздействовать на читателя,
заставляя его самоотождествляться с героем. Возьмем, к примеру,
следующее описание: «Он облокотился на парапет. Его шершавый камень
был теплым...» Тепло и шершавость камня ощущаются только героем;
их нельзя заметить «внешним», посторонним взглядом; таким образом,
читатель переживает чувства, доступные только агенсу, и - совершенно
непроизвольно - отождествляет себя с последним.
Помимо «внутренних» предикатов, активно вынуждающих читателя
к самоотождествлению с героем, следует отметить еще одну действенную
манипулятивную структуру. Это синтаксические конструкции, в которых
субъект действия либо отсутствует в принципе, либо грамматически
наличествует, но семантически расплывчат и неопределен, поскольку
выражен неодушевленным существительным с абстрактным или собирательным
значением. Первый тип конструкций я буду называть «безагенсными»,
второй, соответственно, «псевдоагенсными». Например, безличное
предложение «Надо чаще читать газеты» относится к безагенсным,
«Чтение газет необходимо для понимания ситуации» - к псевдоагенсным,
а в предложении «Непрочитанная газета валялась на столе»
присутствуют и безагенсная конструкция (непрочитанная кем?),
и псевдоагенсная (газета валялась не сама; кто
ее туда положил?).
Как показывают эксперименты, в процессе чтения или слушания
безагенсные и псевдоагенсные конструкции (видимо, в силу своей
грамматической «нормальности») не настораживают читателя, но существенно
снижают критическое восприятие им текста. Так, в проводившемся
несколько лет назад Е.Б.Шестопал социологическом опросе среди
прочих содержался вопрос, сформулированный в безагенсной форме:
«Можно ли позволить людям иметь собственное мнение?» Лишь
пренебрегаемо малый процент опрошенных высказал сомнение по поводу
его осмысленности, большинство же было готово обсуждать эту проблему
и отвечало соответственно «да» или «нет». В то же
время, если переформулировать вопрос как «агенсный» (снабдив,
вдобавок, конкретными элементами, прежде всего именами и локализаторами),
то обнажается полная его абсурдность: «Может ли депутат Петров
позволить пенсионеру NN иметь по месту прописки
по выходным дням и праздникам собственное мнение?» В настоящей
работе я не буду пытаться содержательно объяснить феномен снижения
критики при восприятии описанных конструкций, отмечу лишь, что
он, безусловно, не является артефактом и получил корректное экспериментальное
подтверждение.
В качестве иллюстрации позволю себе сослаться на дискуссию,
состоявшуюся несколько лет назад на страницах «Литературной газеты».
Начало этой дискуссии положила большая статья крупнейшего специалиста
в области компьютерных технологий Болонкина. Компьютерные технологии,
- утверждалось в статье, - становятся все изощреннее. Уже сегодня
существуют «самообучающиеся программы», усложняющиеся и изменяющиеся
в процессе решения задач. Даже сейчас компьютеры решают многие
задачи быстрее и эффективнее, чем человек. Далее ученый приводил
расчеты, показывающие, сколько времени (20-30 лет) и какое вложение
средств (вполне конкретные суммы) необходимо, чтобы компьютеры
полностью перестали нуждаться в человеке - сперва при решении
интеллектуальных задач, а затем и при самовоспроизводстве. Едва
это произойдет, предостерегал Болонкин, компьютеры вначале подчинят
человека, превратив его в подобие раба или домашнего животного,
нужного лишь для их технического обслуживания, а потом, окончательно
перестав нуждаться в нем, попросту уничтожат, чтобы очистить для
себя жизненное пространство. Единственный способ избежать грядущей
катастрофы - запретить какое-либо развитие компьютерных технологий.
В бурной газетной дискуссии, разгоревшейся после публикации
этой статьи, высказывались самые разные мнения: что, действительно,
компьютеры представляют собой опасность, что, напротив, самопрограммироваться
они никогда не смогут (такое возражение крупнейшему специалисту
по компьютерам обычно выдвигали люди, от техники далекие, - библиотекари,
учителя литературы и пр.), что, наконец, когда компьютеры окажутся
полностью интеллектуальными, они одновременно станут и добрыми,
поскольку высокий интеллект неотделим от столь же высокой нравственности
(лучший, на мой взгляд, аргумент). Но ни одному из отвечавших
не пришло в голову, что система аргументации известного ученого
основана не на логике, а на синтаксических структурах: стоит отказаться
от псевдоагенсных конструкций и вместо множественного числа с
собирательным значением - компьютеры - подставить вполне
конкретное единственное, да еще снабдить его локализаторами, чтобы
получить примерно такое утверждение: «Мой компьютер, который
стоит у меня на столе, после того как знакомый компьютерщик Коля
вставит туда несколько новых чипов, а я на Горбушке куплю пакет
новых программ, захочет меня поработить, а потом и уничтожить».
Очевидно, что подобная идея была бы сочтена параноидальной и не
вызвала бы такого количества откликов. Однако, будучи изложена
в псевдоагенсной форме, она позволила ученому спроецировать на
бессловесную и лишенную воли технику не только свои страхи, но
и породившую их мифологическую картину мира: хотеть - универсальное
качество, свойственное не только человеку, но, судя по всему,
всем формам материи; первое и главное желание любого «хотящего»
- власть; для удовлетворения желаний необходима сила; интеллект
- это сила. Таким образом, мой компьютер и сейчас тайно
и страстно хочет поработить меня - своего повелителя, но сейчас
он слаб - и дальше можно разворачивать мифологему о временно
бессильном магическом узнике, который, обманом добыв силу... и
т.д., и т.п.
В качестве примера Болонкин приводит модель отношений человека
и животного: Так люди поступали с животными. Пока человек был
слаб, животные царствовали в природе, потом, с появлением новых
технологий, человек стал царем: одних он стал одомашнивать и превращать
в слуг или в пищу, за другими он охотился и уничтожал, отвоевывая
себе жизненное пространство. Этот пример прекрасно иллюстрирует
психологический портрет автора статьи - и тех читателей, которые
сочли идею достойной обсуждения. Если избавиться от магии псевдоагенсных
конструкций, перед внутренним взором живо встает картинка: девушка
в розовом платье гуляет по весеннему саду; увидев жучка или червячка,
она стремглав бросается к ним и со злорадным хохотом съедает либо
топчет, а потом принимается порабощать любимую кошку (доить? ездить
на ней верхом?).
Таким образом, текст, содержащий большое количество безагенсных
и псевдоагенсных конструкций, заведомо воспринимается как несущее
истину сообщение, даже если сообщением в прямом смысле не является
и не имеет отношения к истине. Иными словами, это - мощный инструмент
для манипуляции мнением читателя.
Однако самые удивительные эффекты возникают, когда безагенсная
или псевдоагенсная конструкция включает в себя «внутренний предикат».
Безагенсная информация гипнотизирует, не позволяя ни усомниться
в себе, ни заметить гипноз; «внутренний предикат» побуждает к
перевоплощению и самоотождествлению с героем текста. Парадокс
же заключается в том, что перевоплощаться не в кого: агенс отсутствует.
При описании подобного явления трудно отказаться от удовольствия
определить его как состояние измененного сознания у читателя.
Читатель не перевоплощается (не в кого), а развоплощается, теряет
форму и телесность, но приобщается к странной, грамматической
«истине», которая ни за что не даст в себе усомниться.
Подобные приемы часто использовались такими изысканными
авторами, как Чехов, Бунин и Набоков, которые с их помощью вызывали
у своих читателей разнообразные состояния: ощущение присутствия
при описываемом событии в качестве бестелесного, невидимого свидетеля
и одновременно - самого протагониста, уверенное предчувствие тех
событий, которые произойдут на последних страницах, наконец, чувство
давнего и интимного знакомства с Автором.
Вот, например, фрагмент из «Защиты Лужина» Набокова: «Как-то,
между первым и третьим уроком, оказалось пустое место: простудился
учитель географии. Когда прошло минут пять после звонка и никто
еще не входил, наступило такое предчувствие счастья (у
кого?), что, казалось (кому?), сердце
(чье?) не выдержит, если все-таки стеклянная
дверь сейчас откроется и географ влетит в класс. Одному Лужину
было все равно. Низко склонясь над партой, он чинил карандаш...
Счастье (чье?) как будто должно было сбыться...
Блаженный час, очаровательный час (кто в восторге?)
Лужин стал равнодушно чинить еще один карандаш... И вдруг Лужин
отчетливо услышал за своей спиной особый, деревянно-рассыпчатый
звук, от которого стало жарко (кому? - На этот раз Лужину)
и невпопад стукнуло сердце (вот теперь это сердце
Лужина: он услышал стук рассыпаемых шахмат)». (В
скобках выделенный текст мой. - М.Н.-Г.) Значит, тот, кто испытывает
предчувствие счастья, тот, чье сердце не выдержит,
- вовсе не Лужин, главный герой эпизода. Кроме Лужина, здесь есть
еще некто - со всеми социальными характеристиками (мальчик, гимназист
и пр.), с внутренним миром, описываемым «внутренними» же предикатами,
но неназванный, бестелесный и потому совершенно незаметный читателю.
Показательно, что расхожим местом стадо утверждение, будто ситуация
в повести показана с точки зрения постепенно утрачивавшего рассудок
Лужина. Но ничего подобного: рядом все время присутствует невоплощенный
Другой, бесплотный, но нормально чувствующий. Именно с ним временами
и отождествляет себя читатель, оценивая ситуацию его глазами и
пребывая в уверенности, что самостоятелен в своей оценке. В тексте
бьются два сердца: одно из них принадлежит аутичному Лужину, а
другое является совместным органом Автора и Читателя, способных,
в отличие от героя, радоваться весеннему дню и пустому уроку.
Однако - по воле Набокова и благодаря специфике безагенсных конструкций
- лужинское сердце тоже бьется в груди Читателя, который, таким
образом, в своей «нормальной» ипостаси самоотождествляется с Автором,
а в «странной», «больной» - с героем. Это даже не раздвоение и
не перевоплощение, а что-то совсем небывалое во внетекстовой жизни.
И здесь приходится признать: чтобы совершить с читателем
нечто подобное, не обязательно быть Набоковым.
Мною было проведено эмпирическое исследование предвыборных
заявлений трех лидеров: Явлинского, Зюганова и Путина. Из текстов
их телевыступлений случайным образом были отобраны состоящие из
ста слов фрагменты (служебные слова не учитывались), в которых
затем был подсчитан процент «внутренних» предикатов, безагенсных
и псевдоагенсных конструкций, а также безагенсных конструкций,
включавших в себя «внутренний» предикат. Результаты этого подсчета
приводятся в нижеследующей таблице.
Таблица
|
«Внутренние» предикаты
|
Безагенсные конструкции
|
Безагенсные конструкции с «внутренним»
предикатом
|
Явлинский
|
51
|
15
|
10
|
Зюганов
|
53
|
28
|
8
|
Путин
|
13
|
72
|
72
|
Я намеренно не называло проделанный подсчет экспериментом:
это, скорее, его пилотная часть, поскольку для получения сколько-нибудь
достоверных статистических результатов следует увеличить общее
количество слов хотя бы в 100 раз. Однако можно ожидать, что при
большем исходном материале сохранится если не само соотношение,
то хотя бы выявленная тенденция.
Путин, по сравнению с другими рассмотренными лидерами,
использует очень небольшое число «внутренних» предикатов, причем
одни и те же лексемы повторяются в одном фрагменте по многу раз,
что свидетельствует о бедности его словаря «внутренних» предикатов
вообще. Эти лексемы в основном имеют когнитивно-логическую семантику:
знать, понимать, представлять себе... Иначе говоря, Путин
в своем дискурсе не совсем человек, он лишен проксимальных
ощущений, его мир не имеет вкуса, запаха и пр., ему неведомы колебания
и сомнения, а уж если он испытывает «внутренние cocтояния», то
только рассудочные, в области левого полушария. Соперники же его
- совсем люди, которые могут бояться, крайне
опасаться, надеяться...
Собственно, из этого следует, что и с Явлинским, и с Зюгановым
избирателю самоотождествиться значительно проще. По простой «рекламной»
логике Путин им проигрывает: не он, а они оказываются «своими».
Но в мире страхов, демонических заговоров, бессмертных, неуязвимых
и многоголовых монстров, таких как мафия и бюрократия,
в мире, где частное лицо беспомощно, прогнозы пессимистичны, а
задачи не имеют честного логического решения, - в этом мире нужно
окончательно обезуметь, чтобы избрать на роль лидера совсем
человека, «одного из нас». Нет, спасти, вывести на светлый
путь может только не совсем человек - человек судьбы, обладатель
иных знаний и потенций.
Вероятно, уже одного этого было бы достаточно для победы
Путина на выборах, но в его речевом поведении есть и другие специфические
моменты, отличающие его от соперников.
Путин почти не использует местоимение Я. Вместо этого его
тексты переполнены безагенсными (надо настоять, было сделано,
требуется) и псевдоагенсными (обстановка требует, течение
событий покажет, СМИ должны) конструкциями. Конечно,
такая манера говорить делает речь малоинформативной, но и это
не минус, а плюс: избиратель слышит голос не человека, а олицетворенной
власти, которая провидит глубинную суть самопроизвольно происходящих
событий. Не мужчина средних лет в сером костюме и галстуке будет
с помощью двадцати коллег, имеющих свои пристрастия, интересы,
погрешности в образовании, перебирать различные стратегии выхода
из сложной ситуации, а некто, почти лишенный личностных качеств,
станет безошибочно и прозорливо «читать знаки» - и поймет, чего
хотят от него демоны обстановки, узнает, какие незримые
бакены предупреждают о мелях и рифах в течении событий,
и, приобщенный к тайне, сделает так, что сникнут и покорятся дикие
и строптивые СМИ.
Однако самые интересные коммуникативные эффекты возникают
при совмещении безагенсных конструкций с «внутренними» предикатами.
В случайно выбранном мною фрагменте все «внутренние»
предикаты оказались безагенсными, т.е. лишенными вместилища. Эта
грамматическая бестелесность стимулирует читателя к самоотождествлению
гораздо более почетному, чем отождествление себя с человеческим
существом, - к самоотождествлению с властью как чистым эйдосом,
с истинностью вообще. Разве можно сопоставить прагматику двух
якобы перифразов: «Я давно понял, что...» и «Давно
уже понятно, что...»? В первом случае понял пусть
преуспевший и сделавший карьеру, но человек. Во втором - понятно
действительно, причем всем: и мне, и им, и пенсионеру Пупкину,
и депутату Петрову, и монстрам мафии и бюрократии,
и властным структурам, и тому немногословному и загадочному, кто
произнес этот сладостный тезис. Торжествующее Мы, возникающее
из этой конструкции, объединяет всех, и лжет тот, кто смеет сказать:
«А я не понял».
Итак, «текст судьбы» и «текст слов» данного лидера идеально
гармонируют. В демонстративно заявленной безличности видится величие
самоотказа и служения: не профанное, самонадеянное своеволие,
а сакральное покорство судьбе. Именно этот пафос подчинения дает
Путину кредит на совершение серьезных промахов без ущерба для
своего авторитета. Любые «странности» его решений будут некоторое,
возможно длительное, время оцениваться публикой - читателями его
текста - как мудрые ходы в сложных, многоходовых партиях с непременным
выигрышем в конце, которые не понять нам,
профанам. Собственно, поклонников у нынешнего Президента
гораздо больше, чем людей, способных признаться в этом публично
или даже самим себе. Неуязвимыми для обаяния безагенсных конструкций
остаются по большей части люди «субъективно компетентные». К ним
относятся те, кто на самом деле настолько владеет конкретной информацией
и теоретическими познаниями, что в состоянии «просчитывать ходы»
и всерьез размышлять на тему: «Если бы директором был я», а также
те, кто до такой степени не владеет ни тем, ни другим, что не
в состоянии этого уразуметь. Но это все же крайности, а «среднее»
большинство, даже те, кто не голосовал за Путина и критикует его,
даже пессимисты втайне ждут: а может, у него получится? может,
он и впрямь читает «знаки»? Россия - воистину литературоцентричное
место.
(1) Добавлю, что существование
коммуникации вне текста в широком смысле этого понятия представляется
мне сомнительным.
(2) Ни в коем случае
не дневник! Дневник - текст, имеющий хотя бы одного реального
читателя: его автора; кроме того, дневник имплицитно предполагает
посягательства на свою приватность: нескромного читателя, не по
праву листающего его страницы (родителя, сотрудника надзирающих
органов, в конце концов, потомка).
(3) Эта «промежуточность»
имеет содержательный характер; она порождена особенностями функционирования
данного типа предикатов, а не проблемами таксономии как таковой.
|