Заявление Григория Явлинского

О решении Общественной коллегии о непогрешимости радиостанции "Эхо Москвы"

9 июля 2008 года   

Решение Общественной коллегии о непогрешимости «Эха Москвы», как и позиция руководства радиостанции, отказ от рассмотрения конкретных фактов, подмена рассмотрения общими рассуждениями ни о чем, паническое нежелание слышать критические замечания в свой адрес было бы забавным, если бы не было столь похожим на современное российское правосудие, ответы госчиновников, риторику современных властей.

Характерными стали презрение к этическим и профессиональным нормам, безответственность, корпоративность, защита чести мундира, «междусобойчик», ярко проявившиеся на данном примере. Это еще раз показало то, что хорошо известно – уровень демократической политической журналистики в России в последние годы катастрофически снизился.

Члены партии «Яблоко», обращаясь к журналистскому сообществу,
обратили внимание на особенности работы радиостанции «Эхо Москвы» не потому, что «Эхо» больше других искажает информацию или больше всех участвует в заказных кампаниях травли или пропаганды. Мы не считаем «Эхо Москвы» самым желтым или ангажированным.

Обращение было связано с тем, что эта радиостанция является одним из наиболее известных СМИ в сфере политической информации, и долгое время была весьма авторитетным источником. И, конечно, хотелось бы, чтобы она вернула себе репутацию серьезного, надежного, авторитетного СМИ. Чтобы стремилась к профессиональной объективности и резко уменьшила элемент балагана в эфире, неуважительности к радиослушателям и совершенно безосновательной заносчивости.

В чем причина происшедшего с «Эхо»? Монопольное положение, обеспечиваемое ей авторитарной системой. Многие ведущие «Эха» редко утруждают себя альтернативной точкой зрения. Их комментарии и передачи крайне тенденциозны. У многих из них невысокий уровень подготовки к эфирам и крайне слабые профессиональные знания. Они понимают политическую журналистику как шоу-бизнес.

Учитывая, что за политическими передачами всегда есть интересы, все это превращается в целенаправленное и весьма небезопасное манипулирование общественным мнением, скрытую и открытую пропаганду, выполнение различных заказов. По сути, с учетом специфики радиостанции и ее аудитории, это промывание мозгов для интеллигенции. Вот гостелевидение – это для всех, а «Эхо» для оппозиционной интеллигенции и общественности.

Вряд ли Алексей Алексеевич Венедиктов вполне понимает, что происходит, но в реальности это уже так или почти так.

Члены партии «Яблоко» хотели обратить на это внимание и помочь исправить положение, чтобы радиостанция стала лучше, вернулась хотя бы к своим собственным стандартам 8-10-летней давности и не дискредитировала политическую журналистику.

Форма, которую избрали члены партии «Яблоко», была связана с тем, что у Алексея Алексеевича Венедиктова и многих его коллег есть определенный элемент самодовольства, самовлюбленности, непогрешимости, некоторого величия, неспособности слышать критику, что мешает прямому и откровенному разговору.

Обращение членов «Яблока» не было жалобой и уж тем более жалобой партии. Оно не было, как опять слегка приврал Алексей Алексеевич в своем выступлении, инспирировано руководством партии. Это была не жалоба – это была дружеская критика и свидетельство нашего серьезного беспокойства продолжающимся стремительным падением уровня российской политической журналистики.

Итог ожидаемый: критиковать работу «Эха Москвы» теперь - это то же, что критиковать Газпром, и с таким же результатом. Только судьба у них будет разная.

Выражаю свою полную поддержку пресс-службе, ее создателю и бессменному руководителю, члену Бюро партии Евгении Андреевне Диллендорф и благодарю ее за многолетнюю совместную работу.


Член Политического Комитета РОДП «Яблоко» Г.А. Явлинский


9 июля 2008 г.