Сбор средств на нужды партии
Партийные организации нередко жалуются: «если бы у нас были деньги,
мы смогли бы добиться большего в пропаганде, привлечении новых
членов, приобретении оборудования, могли бы провести больше мероприятий
…». Большинству партий действительно не хватает средств. В некоторых
странах практикуется общественное финансирование политических
партий, в особенности в период выборов. Тем не менее сбор средств
должен быть первоочередной задачей для любой партии. Эту задачу
необходимо учесть при формировании структуры и штатного расписания
аппарата партии. В центральном аппарате партии должна быть должность
финансового директора, отвечающего за разработку методов сбора
средств, обучение партийных кадров этим методам и создание соответствующих
структур на региональном, окружном и местном уровнях. Финансовый
директор отвечает за сбор средств в целом, казначей - за контроль
над финансовыми ресурсами и отчётность. В отделениях партии один
из партийных работников должен также заниматься разработкой и
выполнением планов по сбору средств. Будет ли это штатный сотрудник
или квалифицированный активист, зависит от средств, которыми располагает
партия.
Общественное финансирование политических партий
Для эффективной работы политическим партиям требуются
финансовые средства. Поскольку это - важнейшее условие жизнеспособности
партии, существует опасность, что конкурентоспособность партии
может пострадать в результате неравного доступа к финансовым ресурсам.
Общественное финансирование политических партий - один из методов,
с помощью которого в демократических странах решаются следующие
задачи: 1) партиям предоставляются равные возможности для участия
в предвыборных дебатах и проведения рекламных кампаний в средствах
массовой информации; 2) предотвращается конфликт интересов, связанных
с частным финансированием политических партий. В общественном
финансировании используется комбинированный подход, включающий
государственные дотации партиям на условиях ограничения статей
расходов и объёмов затрат. Существует пять основных видов такого
финансирования партий и их кандидатов: 1) государственные дотации
на предвыборные кампании; 2) ежегодная фиксированная выплата на
текущие мероприятия; 3) бесплатное эфирное время во время предвыборной
кампании; 4) гранты организациям, связанным с политическими партиями,
в частности, исследовательским и учебным учреждениям; 5) специальные
условия налогообложения поступлений в кассу партии. При этом ограничиваются
объёмы частных взносов и общих затрат на предвыборные кампании.
Как правило, государственные дотации предоставляются после того,
как партия наберёт определённое количество голосов (например,
5% от общего количества голосов на предыдущих выборах). Источники
средств для государственного финансирования в разных демократических
странах различны. В США финансирование президентских выборов осуществляется
через налоговые декларации - граждане, заполняющие налоговую декларацию,
в определённой графе указывают сумму, которую хотят добровольно
внести в фонд финансирования кампаний. В других странах средства
политическим партиям и их кандидатам выделяются по соответствующей
статье государственного бюджета. Ни одной стране пока ещё не удалось
создать совершенной системы финансирования политических партий.
В то же время многие страны прилагают большие усилия, чтобы создать
равные условия для борьбы между политическими партиями и их кандидатами,
а также снизить негативные последствия, связанные со скрытым финансированием
из частных источников.
План сбора средств
Поскольку партийному строительству в низовых
организациях партии должно уделяться особое внимание, целесообразно
остановиться на том, как партийные организации на местах могут
разработать, скоординировать и успешно выполнить программы по
сбору средств.
Разработка плана и бюджета программы
Несмотря на то, что годовые планы работы местных
отделений партии составляются в контакте с партийными организациями
национального, регионального и районного уровней, отделения на
местах должны обладать определённой степенью самостоятельности
и нести свою долю ответственности при реализации общепартийных
и разработке собственных программ по сбору средств, соответствующих
местным условиям. Для этого руководители местных отделений составляют
собственные дополнительные планы и бюджеты программ по сбору средств.
Кроме мероприятий, связанных с предвыборными
кампаниями, партии осуществляют множество текущих программ - кампании
по привлечению новых членов, издание информационных бюллетеней,
исследования по приоритетной региональной тематике, финансовая
поддержка мероприятий с участием общественности, подготовка и
обучение партийных кадров, приобретение оборудования и т.д. Эти
и другие текущие расходы должны быть распределены по степени первоочерёдности
и включены в план и бюджет кампании по сбору средств. Некоторые
организационные решения прямо будут зависеть от результатов сбора
средств - например, придётся воздержаться от заполнения одной
или нескольких вакансий в аппарате, пока не будут изысканы средства
на зарплату для этих штатных единиц. После того, как план и бюджет
кампании будут составлены, руководство партии может приступить
к разработке её стратегии.
Изучение законодательных норм
Прежде чем приступить к проведению кампании по сбору средств,
финансовому директору и другим партийным лидерам необходимо уяснить
для себя нормы закона, определяющие объемы средств, которые можно
собрать в ходе кампании, и используемые методы. Например, в большинстве
стран запрещён сбор средств через предприятия, связанные с игорным
бизнесом. Кроме того, во многих странах ограничивается максимальная
сумма, которая может быть перечислена на счёт партии отдельным
спонсором. Существуют также правовые нормы, в соответствии с которыми
спонсорами могут быть только граждане данной страны или жители
соответствующего избирательного округа.
Стратегия кампании по сбору средств
Стратегия кампании по сбору средств представляет
собой её общую схему, которая даёт ответы на наиболее важные вопросы:
- каковы цели кампании (прежде всего, сколько
денег предполагается собрать)?
- каковы источники поступления средств?
- насколько велики будут затраты времени партийных
работников и затраты иных ресурсов?
- кто будет получать деньги?
- кто будет следить за поступлением денег?
- когда деньги поступят на счёт партии?
Далее в плане проведения кампании должен быть
изложен порядок использования штатных работников и активистов,
а также предлагаемые методы сбора средств. Разработка стратегии
- это начало динамичного процесса проведения кампании.
Выбор методов проведения кампании
Окончательный вариант стратегии кампании по сбору
средств должен определить наиболее целесообразные методы её проведения,
выбор которых зависит от общей суммы средств, которую предполагается
собрать, места проведения кампании и имеющихся денежных ресурсов.
Среди основных методов кампании по сбору средств
следует отметить:
- личные обращения и просьбы лидеров и членов
партии и других лиц;
- создание комиссии по проведению кампании;
- организацию мероприятий;
- письма с просьбами к членам партии и другим
лицам;
- переговоры по телефону с членами партии и другими
лицами.
Личные обращения - как правило, это наиболее
эффективный способ сбора средств. Чаще всего можно ожидать положительного
ответа на просьбу о пожертвованиях в партийную кассу от самих
членов партии. Именно от них зависит успех всей кампании. Сумма
средств, вносимых членами партии, может варьировать, начиная с
суммы, равной членским взносам, до гораздо более значительных.
Руководители партийной организации должны обязательно выразить
благодарность тем, кто внёс наиболее крупные суммы, позвонив им
по телефону или посетив их лично.
Ниже приведены два примера, которые демонстрируют
правильную и неправильную модель поведения при встрече с человеком,
от которого Вы рассчитываете получить взнос в кассу партии.
Неправильно проведённая беседа
Вы звоните в дверь, вам открывает Джон Смит.
Джон Смит: Что вам угодно?
Активист: Моя партия проводит кампанию по сбору
средств. Вы можете сделать взнос?
Джон Смит: На какие цели?
Активист: Наш председатель говорит, что у партии
нет денег, поэтому мы организовали сбор средств.
Джон Смит: На какие цели?
Активист: Ну … чтобы у партии были деньги …
Джон Смит: На какие цели?!
Активист: Ну … видите ли … наш председатель …
Джон Смит: Убирайтесь, и чтобы я больше вас здесь
не видел!
Правильно проведённая беседа
Джон Смит: Что вас угодно?
Активист: Доброе утро, г-н Смит. Я представляю
партию фермеров. Наша партия проводит работу по улучшению санитарного
состояния городского рынка. Для этого нам нужны деньги, и я обращаюсь
к вам - не могли бы вы сделать взнос?
Джон Смит: Там будут установлены новые туалеты?
Активист: Пока нет, но со временем мы это сделаем.
Сейчас мы занимаемся вопросом уборки скопившихся гор мусора. Люди
очень неаккуратны, бросают банки, бутылки и газеты где попало
…
Джон Смит: А при чём тут мои деньги и уборка
мусора?
Активист: Когда мы соберём достаточную сумму,
мы купим лопаты, мётлы, тачки, чистящие средства и перчатки для
добровольцев, которые будут заниматься уборкой территории. Потому
мы купим мусорные контейнеры. Их будет убирать трактор, который
мы хотим арендовать раз в неделю. Может быть, вы согласитесь сделать
скромный взнос, всего 10 долларов?
Джон Смит: у вас неплохие планы. У меня сейчас
нет наличных денег, правда, я мог бы дать вам мусорный контейнер,
который мне не нужен. Но вдруг вы его продадите и пустите эти
деньги на пиво?
Активист: Я напишу вам расписку в получении,
а после окончания работ мы пришлём вам подробный отчёт о том,
на какие цели были использованы все взносы.
Джон Смит: Хорошо, забирайте ящик, и желаю успехов.
Как, говорите, называется ваша партия?
Активист: Партия фермеров. Наш адрес - Каликилики
стрит, Капента-Билдинг, офис 4. Вы можете посетить нас в любое
время. Спасибо вам за помощь.
Второй пример показывает, насколько эффективнее
сообщать конкретную информацию о целях проводимой кампании. Часто
люди, которых вы заинтересовали программой партии, в дальнейшем
могут выразить желание вступить в партию.
В работе с потенциальными спонсорами следует
помнить, что люди делают взносы или вступают в партию по самым
разным причинам. Одних привлекают принципы и идеи, исповедуемые
партией. Другие преследуют личные интересы (получение работы или
улучшение условий в районе проживания, если это входит в программу
партии). Многие вступают в партию, надеясь прежде всего найти
новых друзей и единомышленников. Поэтому в переговорах с потенциальными
спонсорами нужно уметь распознать и максимально учитывать их мотивы.
Правила взаимодействия с потенциальными
спонсорами - в ходе беседы постарайтесь установить
атмосферу взаимопонимания и доверительности, внимательно выслушайте
его, постарайтесь выявить круг его интересов и запросов; - проявите
особое внимание к проблемам, волнующим собеседника, разъясните
позицию вашей партии по этим проблемам; - расскажите, как будут
использоваться взносы спонсоров, дайте максимально конкретный
ответ - люди хотят точно знать, куда именно пошли их «кровные»;
- назовите конкретную сумму взноса, если спонсор отказывается
её внести, соглашайтесь на меньшую сумму.
Другой метод ведения кампании по сбору средств
- создание специальной комиссии из активистов партии, которые
будут проводить работу среди своих друзей, родственников, коллег,
руководства своих компаний и т.д. Для работы комиссии лучше всего
подойдут активисты, имеющие широкие личные связи и пожелавшие
использовать их в кампании по сбору средств. После создания комиссии
партийные активисты должны помочь её членам составить списки предполагаемых
спонсоров, графики встреч и телефонных переговоров, при необходимости
- обсудить порядок проведения бесед и размеры сумм, которые предполагается
просить.
Формируя комиссию, партийные организаторы должны
поставить перед всеми её членами задачу лично активно участвовать
в кампании по сбору средств (помните: «Списки спонсоров деньги
не приносят, деньги дают только живые люди»). Личные беседы с
потенциальными спонсорами требуют больших усилий и затрат времени,
но это самый эффективный метод сбора средств.
Ещё один широко распространённый способ организации
кампаний по сбору средств - организация мероприятий, с
помощью которых можно не только собрать деньги, но и привлечь
в партию новых членов. Нередко партии в течение года организуют
несколько мероприятий, которые со временем становятся регулярными
источниками поступления средств. Это могут быть обеды с выступлениями
видных общественных деятелей и вручением наград отличившимся членам
партии, аукционы, выезды на природу, концерты. Чаще всего такие
мероприятия посещаются самими членами партии и их друзьями и родственниками.
Однако концерты с участием популярных музыкальных и танцевальных
ансамблей могут собрать гораздо более широкую аудиторию.
Мероприятия по сбору средств позволяют партии
привлекать в качестве материальной поддержки взносы «натурой»:
бесплатная аренда концертного зала и музыкального оборудования,
бесплатная мебель, бесплатное тиражирование материалов и т.д.
Такого рода взносы чаще всего поступают от членов партии, имеющих
собственный бизнес. Широко используется привлечение добровольных
помощников, главный вклад которых - их время.
Как и любая работа по сбору средств, подготовка
и проведение таких мероприятий требует много усилий и времени.
Партийные работники и добровольцы должны приступить к планированию,
определению даты, распределению обязанностей между собой за три-шесть
месяцев до проведения мероприятий. Одно из условий успеха - создание
специальной группы, которая займётся продажей билетов. Решением
всех других вопросов (реклама, аренда залов, питание, рассылка
приглашений) должны заниматься другие члены оргкомитета.
Правила организации и проведения мероприятий
по сбору средств - запланируйте дату мероприятия, которая не совпадает
с датой других мероприятий; - контролируйте расходы; выделите
сотрудника, который будет контролировать текущие расходы в пределах
сметы; можно открыть отдельный банковский счёт, на котором будут
храниться средства на подготовку и проведение мероприятий; - сохраняйте
все счеты и квитанции; - установите цены на билеты, исходя из
предполагаемых сумм поступлений от мероприятия (в сельской местности,
где у местных жителей низкий уровень доходов, цены на билеты должны
быть доступными); участники мероприятия, готовые сделать или сделавшие
значительные взносы, должны быть поименованы как официальные спонсоры
мероприятия, о чём нужно упомянуть в программе или выразить благодарность
этим лицам в ходе самого мероприятия; - вручите каждому спонсору
расписку в получении средств, копии расписок сохраните в качестве
отчётных документов; это позволит свести воедино сведения о тех,
кто сделал взносы и о размерах взносов.
Беседы по телефону могут быть отдельной
формой работы, а могут проводиться в дополнение к рассылке писем
потенциальным спонсорам. По телефону можно получать подтверждения
о принятии приглашений на мероприятия и предложений о вступлении
в партию. По телефону партийный организатор ведёт переговоры со
спонсорами, готовыми сделать небольшие взносы, и напоминает отдельным
спонсорам, что они изъявили согласие сделать взнос, но ещё не
выполнили своё обещание. Партийным организаторам необходимо провести
специальный инструктаж активистов, которые будут «сидеть на телефоне»,
и составить для них типовой сценарий переговоров. Телефонные контакты
должны находиться под постоянным контролем руководства партийной
организации, поэтому целесообразно все переговоры проводить из
одного центра. Сотрудник, контролирующий телефонные переговоры,
должен вести точный учёт количества проведённых бесед и их результатов
и вносить необходимые изменения в типовой сценарий телефонной
беседы. Целесообразно фиксировать на бумаге содержание телефонной
беседы и достигнутые договорённости. Если удалось добиться от
собеседника согласия сделать даже небольшой взнос, благодарность
надо выразить специальным письмом.
Образец «карточки» потенциального спонсора,
с которым ведутся телефонные переговоры Дата: Время: Имя и фамилия
собеседника: Адрес: Домашний телефон: Служебный телефон: Профессия:
Участие в кампаниях по сбору средств в прошлом: Запись разговора,
достигнутые договорённости: Обещанная сумма: Дополнительная информация
(отправлено ли письмо с благодарностью за согласие сделать взнос)
В наши дни многие политические партии формируют
значительную часть своего бюджета, рассылая по почте письменные
просьбы о финансовой поддержке. Существуют два вида таких
писем: письма местного отделения партии своим членам, и письма,
рассылаемые по спискам, полученным из иных источников. Второй
подход - дорогостоящее и рискованное предприятие, зачастую не
оправдывающее затрат, если оно проводится в ограниченных масштабах.
Поэтому местные отделения партий чаще всего используют только
письменные просьбы своим членам.
Важнейшая задача любой партии - сохранение основного
состава членов партии, которые преданы ей и являются основным
источником поступления средств в партийную кассу. Партия должна
иметь постоянно обновляемый список своих членов с указанием адресов,
номеров телефонов, краткими записями об их участии в партийной
работе, политических интересах и сделанных ранее взносах. Как
правило, партии практикуют ежегодную рассылку писем-запросов для
уточнения этого списка. Если ответ на первый запрос не получен,
через две недели партийных активист, хорошо знающий этого члена
партии, может по телефону напомнить ему о необходимости отреагировать
на запрос. Если и это не дало результата, направьте повторное
письмо, при необходимости позвоните ещё раз.
Можно предусмотреть периодическую рассылку специальных
обращений к членам партии с просьбой принять участие в решении
актуальной задачи, например, в кампании по регистрации избирателей
или программе агитационной работы с населением. Большое значение
имеет решение вопроса о том, кто подпишет это обращение. Чаще
всего на нём стоит подпись партийного лидера, но иногда обращение
может подписать другой пользующийся авторитетом в партии человек.
Помните, что члены партии - её основное достояние,
и необходимо всеми силами удержать их в партии.
О чём нужно помнить, направляя письмо-обращение
- письмо должно иметь личный характер - обращайтесь к адресату
по имени, а не «дорогой друг»; - обращение должно быть убедительным
по форме и содержанию, взывать к разуму, оптимизму и гордости
человека за работу, проводимую партией; - напомните о целях партии,
её достижениях (можно приложить вырезку из газеты с положительными
отзывами о деятельности партии); - напомните члену партии, что
благодаря его поддержке партия укрепляет свои ряды; - чтобы побудить
адресата ответить как можно быстрее, отметьте, что вопрос носит
неотложный характер; - в начале письма обратитесь с просьбой сделать
взнос в партийный бюджет и повторите эту просьбу ещё раз в конце
письма; - просите конкретную сумму или предложите несколько сумм
на выбор; - добавьте краткое личное обращение в самом конце письма.
|