04.02.98
|
Уважаемые коллеги!
Рассмотрев на внеочередном заседании 3 февраля 1996 г. кризисную
ситуацию вокруг Ирака, Государственная Дума приняла за основу проект постановления,
в котором говорится, что "в случае несанкционированного Советом Безопасности
ООН применения военной силы против Ирака считать Российскую Федерацию свободной
от обязательств по выполнению резолюций СБ ООН о применении санкций против
Ирака".
В заявлении, принятом Думой также подчеркивается, что "давно назрела
необходимость рассмотрения вопроса о снятии санкций в отношении Ирака,
который не обладает оружием массового поражения и в течение последних 7
лет не создавал угрозы безопасности соседним государствам".
В связи с этим предлагаем вашему вниманию выступление Григория Явлинского
на внеочередном заседании Государственной Думы 3.02.98.
Уважаемые депутаты!
Фракция «Яблоко» выражает свою поддержку усилиям российской дипломатии
по урегулированию кризиса вокруг Ирака.
Мы формируем свою позицию исходя прежде всего из интересов России.
Мы считаем, что при решении этого кризиса политические действия со стороны
России должны в первую очередь опираться на наши национальные интересы.
Мы считаем, что точная и полная информация относительно того, какими видами
оружия массового поражения владеют наши ближние и дальние соседи, в каком
состоянии и куда направлены эти вооружения - это принципиальный вопрос
национальной безопасности России. Особенно это относится к странам, которые
завоевывали соседние государства. Поэтому нам совсем небезразлично, как
они намерены воспользоваться этим оружием.
Я хочу, обратившись к словам Евгения Максимовича Примакова, обратить
внимание на то, что он счел возможным здесь заявить, что полагает совершенно
невозможным нанесение США ядерного удара по Ираку. Но есть важнейшее обстоятельство
другого порядка: мы должны быть так же уверены, (и об этом так же должен
был бы заявить министр иностранных дел), что и другие государства не воспользуются
имеющимся у них оружием массового поражения как против нашей страны, так
против и любой другой. Следовательно, проблема на самом деле все же существует.
Существует она еще и потому, что есть сообщения, которые необходимо
проверить о том, что в Ираке появилось новое для них вооружение: это так
называемый «Антракс», сибирская язва, один грамм которой, если он вмонтирован
в ракету, убивает сразу 10 миллионов человек. Правда это или нет? Мы должны
точно знать эту ситуацию. В этом и есть наш национальный интерес.
Теперь относительно военных ударов. Мы считаем это совершенно неприемлемым,
тем более, если Ирак обладает такими видами вооружения. Если военные удары
затронут их или, в том числе, резервуары нервно-паралитического газа, который
(есть все основания полагать это) также там имеется, - это будет серьезнейшая
смертоносная катастрофа для всего региона.
Ирак ищет решение этой проблемы. Я хотел бы рассказать вам о том, что,
как мне кажется, не стало предметом общественного обсуждения.
Совсем недавно глава парламента Ирака направил Ньюту Гингричу, спикеру
нижней палаты Конгресса США, предложения о том, чтобы он собрал любую делегацию
Конгресса и Сената и прибыл в Ирак для обследования соответствующих объектов.
Это означает, что предпринимаются действительно серьезные политические
шаги для решения этого вопроса. Мы считаем, что делать эти шаги действительно
надо и немедленно. Поэтому у нас есть три предложения.
1. Поскольку мы считаем усилия российской дипломатии правильными, то
принятие Постановления Думы должно соответствовать той линии, которую проводит
МИД РФ. Я бы предложил принимать его с учетом мнения министра иностранных
дел, здесь присутствующего.
2. Общепризнанным фактом является то обстоятельство, что, пожалуй,
единственный человек, который может напрямую обсуждать любые вопросы с
Саддамом Хусейном, является министр иностранных дел России Евгений Примаков.
И именно к нему нужно обращаться за тем, чтобы лично он постарался урегулировать
напрямую этот конфликт.
3. Если приглашение в адрес Американского Конгресса действительно направлено
и если оно будет принято Гингричем, то почему такое же приглашение не может
быть направлено и спикеру российской нижней палаты - Геннадию Николаевичу
Селезневу? Почему российская Дума не может сформировать так же из Совета
Федерации и Государственной Думы свою делегацию специалистов, которые разбираются
в этом деле, и вместе с делегацией Конгресса участвовать в осмотре тех
объектов, о которых идет речь?
Таковы предложения фракции «Яблоко», и мы хотели бы предложить их Государственной
Думе и просим их поддержать.
Свою точку зрения высказали лидеры других фракций:
Москва. 3 февраля 1998г..
ИНТЕРФАКС
Фракция КПРФ в Госдуме выступает за экстренный созыв Совета Безопасности
ООН в связи с ситуацией вокруг Ирака, на котором Россия должна применить
свое право вето для предотвращения военных ударов по этому государству.
В заявлении с трибуны Думы Г.Зюганов высказался за снятие блокады на поставку
гуманитарной помощи Ираку.
Лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что, с его точки зрения
российские дипломаты, равно как и президент РФ, должны занимать более жесткую
позицию при урегулировании конфликта вокруг Ирака.
На заседании Государственной Думы во вторник он подчеркнул, что договор
о дружбе с Ираком позволяет России оказывать стране и военную помощь. По
мнению В.Жириновского, Россия "вполне могла бы выйти из блокады Ирака.
Лидер ЛДПР предложил в среду на пленарном заседании Госдумы рассмотреть
закон о сотрудничестве с Ираком, который нижняя палата парламента уже приняла,
но документ был отклонен Советом Федерации.
Фракция НДР призвала коллег "сделать все возможное для того, чтобы
не допустить военного вторжения США в Ирак". Выступивший по поручению фракции
заместитель председателя комитета по международным делам Алексей Андреев
подчеркнул, что "проблема международных санкций в отношении Ирака явно
перезрела". Он высказался за снятие международной блокады с этого государства.
Отметив, что Ирак должен выполнить свои обязательства перед международным
сообществом, депутат подчеркнул, что сегодня "имеются неоспоримые доказательства
того, что он идет по этому пути". |