В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Михаил Задорнов, депутат Госдумы РФ, глава подкомитета по денежно-кредитной политике.
Эфир ведет Александр Климов.
А.КЛИМОВ: Говорить мы начнем о проекте закона, который называется "О валютном регулировании и валютном контроле", автором которого Михаил Михайлович и является.
М.ЗАДОРНОВ: Автором является правительство. Михаил Михайлович отвечает за то, чтобы провести или не провести этот закон через Государственную Думу вместе с правительством и Центральным банком.
А.КЛИМОВ: Какой сюрприз Вы нам приготовили? Все, наверное, плохо, как всегда?
М.ЗАДОРНОВ: Да нет, что Вы! Во-первых, физических лиц это вообще не касается. Суть предложения, действительно, достаточно для России новая. Представьте себе, что правительство и Центральный банк согласно этому закону будут иметь право приостановить на срок до 10 дней - так считает Дума, пока правительство 30 дней нам предлагало - операцию, которую проводит то или иное юридическое лицо, предприятие, по переводу денег за границу. В законе прописывается 5-10 признаков, по которым сделка считается подозрительной. Банк обязан сообщить о том, что такая сделка планируется, в органы валютного контроля и приостановить операцию. Если органы валютного контроля говорят, что сделка действительно подозрительная, и ее окончательно приостанавливают, они должны предъявить обвинение тому, кто захотел перевести валюту за границу. Если же они не смогут это доказать и клиент понес убыток, то бюджет обязан возместить ему те потери, которые предполагал клиент заработать.
А.КЛИМОВ: А здесь нет подмены функций МВД или ФСБ?
М.ЗАДОРНОВ: Конечно, органы валютного контроля будут советоваться со всеми правоохранительными органами, если они считают, что действительно сделка носит криминальный характер. Какие признаки, по которым является подозрительным? Что мы предлагаем зафиксировать в этом законе? Скажу сразу, правительство говорило так: дайте нам право, а какие признаки, как, на сколько дней, это мы будем решать сами. На это Дума никогда не пойдет. Признаки будут зафиксированы в законе, строго в законе. Ответственность бюджета в случае недоказанности состава правонарушения, опять-таки, будет возмещать бюджет. Поэтому, конечно, это будут исключительные случаи. К примеру, есть случаи, когда по импортному контракту предоплата составляет 50-80% суммы. Странно, да? Вы мне еще не изготовили продукцию, а я вам уже заранее оплатил 80%.
А.КЛИМОВ: По-моему, это в порядке вещей. Нет?
М.ЗАДОРНОВ: Ничего подобного. Это просто один из способов перекачки денег за границу. Или, к примеру, платеж в несколько миллионов или даже десятков миллионов долларов делает фирма, которая зарегистрирована 2 месяца назад. Не правда ли, тоже странно? Т.е. будет ряд таких признаков, которые отсекут от огромного количества операций (а их могут быть миллионы) только те сделки, которые попадут под подозрительность. Причем, далеко не все из них будут приостановлены. Приостановлены будут те, что сочтут органы валютного контроля, которые уполномочит правительство. Вот такая процедура. Она во многих странах применяется. Для нас это вещь новая. Конечно, будут крики о том, что же вы делаете, душите бизнес.
А.КЛИМОВ: Кстати о криках, уже раздаются?
М.ЗАДОРНОВ: Конечно. Они были и при рассмотрении этого вопроса в Думе. Но наша задача - сделать эту процедуру абсолютно гласной, прозрачной, независимой от конкретного чиновника, но с возможностью органов валютного контроля и для Центрального банка отсечь наиболее подозрительные сделки.
А.КЛИМОВ: А как все это состыковывается с таким понятием, как банковская тайна?
М.ЗАДОРНОВ: Банковская тайна здесь полностью соблюдается. А как же?
А.КЛИМОВ: Ну как же, банк теперь должен будет - если, конечно, примут этот закон, - отчитываться перед какими-то валютными органами.
М.ЗАДОРНОВ: А он не должен отчитываться. Он должен сообщать.
А.КЛИМОВ: Сообщать - ну, отчитываться.
М.ЗАДОРНОВ: Любой банк сегодня является уполномоченным агентом валютного контроля. У нас сейчас примерно 700-800 банков имеет валютную лицензию, проводят валютные операции. Любой из них - орган валютного контроля. И все равно всю эту информацию, которую я перечислил, он сообщает Центральному банку, но только после совершения сделки. Т.е. уже после драки…
А.КЛИМОВ: Т.е. сначала смухлевали, а потом отчитались, да?
М.ЗАДОРНОВ: Конечно. Но теперь будет порядок такой, что это сообщается превентивно. Но сообщается только в тех случаях, которые действительно вызывают подозрительность.
А.КЛИМОВ: Кто определяет степень подозрительности?
М.ЗАДОРНОВ: Закон. В законе эти критерии есть. Сделка подпадает под эти критерии - банк обязан. Он не принимает решение, он обязан это сделать. Сегодня существуют уже паспорта сделок под все импортные контракты, под все экспортные сделки. Сегодня существует депонирование суммы предоплаты по импортному контракту. Например, если фирма какая-то хочет купить по импорту продовольствие: молоко, йогурт, какое-то оборудование, то она обязана под импортный контракт зарезервировать сумму в валюте или предоставить банковскую гарантию. Она несет определенные потери. При принятии этого закона все нормы депонирования будут сняты. И в итоге будет гораздо проще совершать экспортно-импортные операции. Страдать будут только те, чьи сделки подпадают под критерий подозрительности.
А.КЛИМОВ: Каждый закон чего-то стоит. В данном случае, принятие этого закона, грубо говоря, федеральному бюджету что принесет, в каких размерах прибыль?
М.ЗАДОРНОВ: Прибыли никакой напрямую не принесет. Принесет даже некоторые потери, поскольку ясно, что, по всей видимости, придется какое-то оборудование, может быть компьютеры, задействовать для базы данных по этим сделкам.
А.КЛИМОВ: А зачем тогда вообще это надо, если он ничего не принесет?
М.ЗАДОРНОВ: Он принесет косвенный эффект. К примеру, в январе-феврале этого года отток валюты из страны по предварительным данным Центрального банка сократился как минимум вдвое, до полумиллиарда долларов в месяц. В результате валютные резервы Центрального банка за 2,5 месяца увеличились на 2,5 млрд. долларов и на 17 марта были уже 15 млрд. долларов. Это укрепляет рубль. Все видят: валютные резервы Центрального банка растут, несмотря на относительное укрепление обменного курса. Это оказывает позитивное воздействие на экономику. Прямой выгоды нет, а косвенная достаточно значительная.
А.КЛИМОВ: Вопрос на пейджер: "Как поступать в случае предоплаты по валютным контрактам, если партнер по-другому не работает?".
М.ЗАДОРНОВ: Будет введен определенный лимит предоплаты. Мы в законе обсуждаем, какую планку установить. Например, может быть, до 50% предоплата будет разрешена, больше 50% - это будет сделка подозрительная. Допустим, об этой сделке сообщил банк ВЭКу, в органы валютного контроля. Может быть, ВЭК посчитает, что да, это тот товар, по которому нужна большая предоплата, и эту сделку разрешит.
А.КЛИМОВ: Слушатель интересуется, а почему надо вообще бороться с оттоком валюты из страны? Чем это плохо для экономики?
М.ЗАДОРНОВ: Я думаю, что это понятно десятилетнему ребенку. Если миллиард долларов работает в нашей стране, то это не только в среднем 35% идет в бюджет, в пенсионный фонд и так далее от оборота этого капитала внутри страны. Это рабочие места, это производство дополнительного товара, это дополнительные налоги, дополнительные отчисления на образование, здравоохранение и так далее. Это то, что работает на экономику. Миллиард долларов, который работает в США или на Кипре, работает "на дядю", потому что он способствует бурному росту благосостояния американских или киприотских граждан.
А.КЛИМОВ: И когда можно реально ожидать принятия этого закона?
М.ЗАДОРНОВ: Мы второе чтение проведем, я думаю, во второй половине апреля. Будет бурная дискуссия.
А.КЛИМОВ: Какой вообще настрой?
М.ЗАДОРНОВ: Закон будет принят. Этот закон будет принят. Есть серьезные возражения против второго закона, который был поддержан, - это закон о т.н. регистрации внешнеэкономических сделок. Здесь у нас очень серьезные опасения, что некоторые правительственные органы пытаются создать систему не заявительного, как сейчас, а разрешительного порядка проведения внешнеэкономических сделок.
А.КЛИМОВ: Т.е. возникает кормушка очередная, да?
М.ЗАДОРНОВ: Да. Т.е. возникает право чиновника разрешить или не разрешить конкретную сделку. От этого мы постараемся уйти любой ценой.
А.КЛИМОВ: Как бы Вы охарактеризовали деятельность Владимира Путина с экономической точки зрения, если таковая деятельность имеет место быть?
М.ЗАДОРНОВ: Я думаю, что реально у нас было временное правительство, оно жило до выборов, и его основная задача была пройти первый квартал без особых потерь. Что я имею в виду? Не спровоцировать инфляционный всплеск, выполнить бюджет первого квартала. На самом деле, в основном правительство с этим справилось. Я не думаю, что это Путин руководил экономикой. Все-таки это действовал кабинет министров скорее.
А.КЛИМОВ: Знакомы ли Вы лично с новым директором-распорядителем МВФ? Что это за человек?
М.ЗАДОРНОВ: Да, в силу того, что Хорст Келер был замминистра финансов Германии. И он был с весны 1998 года главой Европейского банка реконструкции и развития, максимально большой объем кредитов которого приходится на Россию, примерно четверть объема. Правда, здесь ЕБРР понес достаточно крупные потери по ряду проектов, в которые он вкладывался. "Токобанк" - известный банкрот, где ЕБРР имел порядка 14% в капитале, "КамАЗ" - стомиллионный в долларах кредит, который ЕБРР до сих пор решает. И еще целый ряд проектов, по которым банк страдает. Поэтому мы встречались с Келером. Что это за человек? Немец, т.е. человек достаточно педантичный. Специалист высокого класса, который прошел всю иерархию внутри министерства финансов Германии. Это достаточно хорошая школа. На международной арене он известен был тем, что он был шерпом, т.е. одним из тех людей, по одному от каждой страны, который готовил встречи министров финансов "семерки" и "восьмерки". Т.е. он достаточно хорошо известен и в международных кругах - те, кто стоит за спиной тех, кто подписывает документы.
А.КЛИМОВ: С точки зрения очередного транша это назначение - это хорошо или плохо?
М.ЗАДОРНОВ: А здесь надо рассуждать не об очередном транше. Я думаю, что сейчас после выборов встанет ведь вопрос в целом о программе взаимодействия России и международных финансовых организаций: Мирового банка, МВФ. Я не думаю, что будет речь идти просто о простом продолжении старой программы. Речь пойдет о том, что нам нужна новая трех-четырехлетняя программа взаимоотношений с МВФ, с Мировым банком, с Европейским союзом, со странами "семерки". И я не исключаю, что речь пойдет о том, что нужно будет достаточно быстро готовить эту новую программу. Или, возможно, программу, которая будет задавать только определенные параметры, при которых мы им будем следовать, а возможно, кредитов не будем получать в больших объемах.
А.КЛИМОВ: А вообще они нужны, кредиты? А может, обойдемся?
М.ЗАДОРНОВ: Я отвечу на этот вопрос очень просто. Если нам макроэкономическая ситуация, цены на наши сырьевые товары позволяют за счет доходов в бюджет справляться с выплатой долгов, т.е. сокращать долг без новых заимствований, как, например, происходит в последние три-четыре месяца, - дай Бог. Если нам мировая конъюнктура не позволит перевыполнять доходы бюджета, то мы встанем перед необходимостью либо заимствовать для выплаты по внешним долгам, прежде всего международных организаций, либо сокращать внутренние расходы. И когда я Вам задам вопрос, что Вам хочется: чтобы Вам вдвое сократили заработную плату или чтобы мы заняли 3-4 миллиарда долларов в год у международных организаций, я думаю, что Вы предпочтете второе.
А.КЛИМОВ: Тут, говорят, цены на нефть падают.
М.ЗАДОРНОВ: Это говорят. Говорят американцы. Давайте подождем 27-го. У нас, видите, тут события. 26 - первый тур, 27 - страны ОПЕК собираются. Всё судьбоносные решения будут приниматься. Давайте мы подождем недельку после этого решения. Я думаю, что цена на нефть изменится в зависимости от того, насколько будут увеличены квоты на добычу нефти и как им будут следовать. Это будет ясно в течение недели - двух. Все сегодняшние оценки - это спекуляции на тему о том, какой будет объем увеличения добычи нефти. Пока прогнозы делать рано. Я напомню только одно: первоначальный расчет по бюджету 2000 года шел, исходя из того, что среднегодовая цена на нефть будет 18 долларов за баррель нефти. Поэтому еще есть достаточно большой запас с точки зрения устойчивости российского бюджета. Если цена на нефть будет выше 20 долларов за баррель - это для России достаточно приемлемый уровень. Хотя, конечно, значительной части дополнительных доходов, которые бюджет имеет сегодня, Россия лишится, потому что сейчас мы повысили экспортные пошлины, и какую-то часть сверхприбыли от этих высоких цен бюджет получает. Хотя, на самом деле, не настолько большую, какую бы мог.
А.КЛИМОВ: Еще о долгах, на этот раз московских, городских. Злые языки утверждают, что там все плохо, что не рассчитается Лужков.
М.ЗАДОРНОВ: Москва в достаточно тяжелом положении. Дело в том, что Москва была одним из тех регионов наряду с Питером, Нижним Новгородом и Татарстаном, которые шли впереди других с точки зрения заимствований. Разумеется, после девальвации это обернулось против этих регионов. О чем, кстати говоря, они заранее предупреждали, в том числе и министерство финансов. Москва гасит в этом году очень большую сумму - около миллиарда долларов из примерно трех миллиардов, если мы еще и рублевые заимствования посчитаем, московского долга. Тем не менее, были грамотные действия в прошлом году, когда Москва просто откупила половину своего майского платежа - 500 млн. долларов. Я думаю, что такая хорошая экономическая конъюнктура, она ведь не только на федеральный бюджет распространяется. Москва же тоже получает свою долю от этой конъюнктуры. Конторы "Газпрома", ряд нефтяных компаний, РАО "ЕЭС" зарегистрированы именно в Москве.
А.КЛИМОВ: Москва делает на 40 процентов федеральный бюджет.
М.ЗАДОРНОВ: Именно поэтому, как Вы говорите, но не 40, от 30 до 40 процентов в зависимости от месяца приходится на бюджет Москвы. Поэтому я, например, уверен, что никакого не будет кризиса с московским бюджетом и Москва сможет в этом году справиться и с бюджетом, и рассчитаться по своим внешним долгам.
А.КЛИМОВ: Ну, успокоили. Отвечаем на звонки.
СЛУШАТЕЛЬ: Правительство сейчас понижает ставки по рефинансированию. По-моему, до 33 процентов понизили.
М.ЗАДОРНОВ: Центральный банк понизил ставки.
СЛУШАТЕЛЬ: Да. И хотят еще понизить. Как отразится это дело на вкладчиках? Не будут ли люди опять деньги забирать из государственного банка?
М.ЗАДОРНОВ: У Вас очень точный вопрос, спасибо за него. В экономике все связано. Почему Центральный банк снижает ставки процента до 33 с недавних совсем 55? Потому что инфляция снизилась. Она была в декабре-январе на уровне примерно 25-30% в годовом исчислении, а февраль-март - она находится на уровне примерно 15-18%. Рост цен на потребительском рынке. Поэтому ставка Центрального банка как-то связана с темпом инфляции, она снижается. Первое следствие этого: кредиты банки должны снижать для предприятий и населения. Если снижаются кредиты, автоматически будут снижаться и депозитные ставки. Поэтому у меня нет никаких сомнений в том, что необходимо, и это будет сделано банками в апреле, будут снижены и ставки по депозитам вкладчикам. Приведет ли это к оттоку? С моей точки зрения, нет, потому что люди тоже сопоставляют соотношение рубля и доллара сейчас, оно достаточно устойчивое. И во-вторых, сопоставляют ту же самую инфляцию, рост цен и ставки по депозитам. Главное, чтобы эти ставки по депозитам - в Сбербанке, в других банках - также существенно были выше, чем темп инфляции. Например, если инфляция будет 18-20%, значит ставки должны быть на уровне 25-26%, чтобы давать реальный доход людям.
А.КЛИМОВ: Дежурный вопрос с пейджера: "Что будет с курсом доллара"? Или опять скажете: подождем до 26-го?
М.ЗАДОРНОВ: Нет. Я скажу, что здесь распространенное среди российских граждан, наученных горьким опытом, личным или соседей и родственников, что есть какие-то политические факторы, здесь не работают. Рубль сегодня никто искусственно не держит, для того, чтобы сделать подарок в день выборов их победителю. Ничего подобного! Напротив, Центробанк сдерживает рубль от слишком большого укрепления. Об этом говорят очень простые данные - те, которые мы уже называли 20 минут назад. За последние 2,5 месяца валютные резервы Центрального банка увеличились на 2,5 млрд. долларов. А вот за последнюю неделю, с 10 по 17 марта, когда имеются оценки, 700 млн. долларов купил Центральный банк за одну неделю. Т.е., грубо говоря, по 150 млн. долларов торговый день. Что это означает? Что если бы он этого не делал, курс был бы уже не 28,34 (сколько у нас там сегодня?), а 27,50 или 27,80. И это не искусственная какая-то вещь, а напротив, это значит, что достаточно большой приток валюты в страну и, соответственно, меньше покупка ее импортерами. Почему? Импорт сократился, а экспорт у нас продолжает расти. И эта тенденция может быть поколеблена только каким-то серьезным изменением базовых факторов. Например, если цена на нефть упадет в три раза, тогда да, будет какое-то другое влияние. Я как раз уверен, что обменный курс рубля будет колебаться в достаточно предсказуемых и не очень серьезных пределах, т.е. не будет какого-то скачка курса вверх после выборов.
А.КЛИМОВ: Но все-таки к концу года - 30, 35?
М.ЗАДОРНОВ: Я думаю, что к середине года - меньше 30 или 30, как максимум. А к концу года пока трудно говорить в силу неясности цен на нефть, бюджетной политики нового правительства и целого ряда факторов. Но на середину года - не больше 30.
А.КЛИМОВ: Вопрос с пейджера: "Почему должны снижаться проценты с вкладов в Сбербанке?". Честно говоря, я не являюсь вкладчиком Сбербанка. О чем идет речь?
М.ЗАДОРНОВ: Видимо, о том же, о чем мы говорили до этого. Сами посудите. Допустим, средний вклад в Сбербанке - 28-30%. В других коммерческих банках 33-35 процентов есть. Эти вклады были установлены, когда инфляция была примерно 30-40 процентов, во второй половине года. Сейчас рост цен более медленный. Допустим, 20 процентов. Но совершенно очевидно, что если раньше этот доход по вкладу лишь позволял держаться на уровне инфляции, то сейчас он дает как минимум 15% в реальном исчислении. Это достаточно большой доход. Любой банк, соответственно, должен держать проценты по кредитам выше, чем ставки депозита, потому что откуда он берет деньги? С депозитов в основном. Соответственно, если промышленность не берет кредиты по таким процентам, то одновременно снижаются и ставки процентов по кредитам, и ставки процентов по депозитам. Это экономическая логика.
А.КЛИМОВ: Если говорить о времени, которое наступит после 26 марта, Вы оптимист, пессимист или реалист?
М.ЗАДОРНОВ: Я думаю, что я реалист. Объективная ситуация неплохая. А что будет делать новый кабинет, каким он будет, каким будут первые шаги, это надо посмотреть.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Михаил Задорнов, депутат Госдумы РФ, глава подкомитета по денежно-кредитной политике.
|