«Новая газета», №22 (д), 8 июня 2000 г.
Юрий ЩЕКОЧИХИН:
ОДНАЖДЫ Я БЫЛ…
... Наездником
Ну что? Поехали на
почтовых?.. Медленно, неторопливо, вглядываясь в
лениво пробегающее пространство, равнодушно
отворачиваясь от проносящихся мимо залихватских
курьерских...
Господи, почему вдруг
взялось у меня это словечко — «почтовые»? Откуда,
естественно, понятно — из книжек, откуда же еще.
(Сейчас если что и осталось от почтовых, так это —
вагоны с письмами, идущие по стране с лошадиной
скоростью.)
Но почему на «почтовых»-то
хочется?
К самим лошадям, допустим,
у меня отношение любовное. Но издалека. Первая —
и единственная — попытка проскакать на лихом
скакуне кончилась для меня позорищем. Хотя это
даже был и не скакун, а скакунья. И даже не
скакунья, а тихая интеллигентная лошадка. Даже
помню ее спокойное и человеческое имя —
Философия.
Мне было лет двадцать. То
есть был еще совсем молодым. Работал в
«Комсомолке», выпускал «Алый парус». Еще шалел от
того, что фамилия стоит в конце заметки. Ночевал в
семи московских квартирах: в одной — джинсы, в
другой — пишущая машинка, в третьей — девушка, в
четвертой — начало повести, которая, как тогда
казалось, должна была перевернуть историю
отечественной словесности. Славная была жизнь,
но повесть, как сейчас понимаю, просто
чудовищная.
Я должен был лететь в Ригу,
в командировку. А накануне попал в приключение,
поэтому лицо мое не очень-то соответствовало
расхожим представлениям о человеке из
центрального органа ВЛКСМ. В виде раненого бойца
приехал на Юго-Запад, к своим друзьям Леше и Тане
Ивкиным (тоже из «Комсомолки»), у которых подолгу
жил. Однажды не только ввалился с девушкой, но
даже — с той же девушкой поругавшись — ушел,
оставив девушку на попечение друзей на целых
полгода. Просто кошмар, если вспомнить!
Да, Таня долго колдовала
над моим лицом, изведя на него половину запаса
косметики, и я очень надеялся, что лицо стало как
новое. Но, заехав в редакцию по пути в аэропорт, по
взглядам коллег понял: есть предел даже для самой
совершенной косметики. Из-под пудры и разных
Таниных кремов предательски пробивались следы
вчерашней драки.
— Да... — критически
осмотрел меня наш фотокор Тимофей Баженов. — С
таким лицом — и куда? Почти на Запад? В Ригу? Да
там же от тебя даже собаки будут шарахаться! — и
царственным жестом протянул мне какие-то
совершенно замечательные, абсолютно не
советские, просто потрясающие черные очки.
— Только, если можно,
верни их на место, когда приедешь, — деликатно
попросил Тимофей.
— Через два дня они будут
у тебя! Клянусь! — ответил я, не предполагая
тогда, что даже самые искренние клятвы ничего не
стоят перед обстоятельствами, которые могут на
тебя обрушиться. А в моем случае обстоятельство
опрокинуло меня в абсолютно прямом смысле.
В замечательных черных
очках, в таком вот джеймсбондовском виде я и
прилетел в Ригу.
Быстро разделавшись с
редакционным заданием, я помчался на встречу с
Лаником Полоцком, корреспондентом «Советской
молодежи», — личностью, надо сказать, в Риге
легендарной.
Ланик производил
обманчивое впечатление маленького лысого
заикающегося еврея. И хотя он на самом деле был
маленьким, лысым, заикающимся и евреем — горе
было тому, кто принимал всерьез эту его
обманчивую оболочку.
Не было авантюры, в
которую он бы ни пускался! Он автостопом, без
копейки денег (это было условие спора его с
приятелем) добрался от Риги до Владивостока, он
первым поднялся на дельтаплане над Рижским
заливом, он плавал с аквалангом и, наконец, он был
чемпионом не то Риги, не то всей Латвии по боксу.
Я познакомился с ним,
когда семнадцатилетним пацаном пришел работать
в «Московский комсомолец». По-моему, он был
другом поэта Вадима Черняка. Я увидел Ланика и —
влюбился в него: в человека с такими
достоинствами, да еще пишущего, да еще все время
попадающего в какие-то истории с КГБ, нельзя было
не влюбиться. А так как я в Риге и раньше бывал
чуть ли не еженедельно по сугубо личным причинам,
то стали мы с ним видеться довольно часто.
Вот и в этот приезд, сделав
все свои дела, я поспешил к Ланику.
— Пр-ривет. Со мной,
быстро! П-потрясающие мужики. С-скаковые лошади,
— торопливо говорил Ланик, заталкивая меня в
«Жигули». И когда мы уже отъехали от его дома: —
Ты-то хоть кого-нибудь задел?
— Все равно обидно, —
понуро буркнул я.
Лошади, скачки с
препятствиями, всякие конные выкрутасы были, как
я понял, его новым увлечением.
— Ты д-должен неп-пременно
попробовать. Неп-пременно! — решительно сказал
Ланик, когда мы добрались до конно-спортивной
базы километрах в тридцати от Риги.
— Да я как-то никогда... —
попытался отказаться я, но Ланик уже выводил из
стойла лошадь.
— Н-не бойся. Я выбрал
с-самую спокойную. Ее зовут Философия.
Вид лошади, ее печальные и
задумчивые глаза меня немного успокоили, и я без
особой боязни взобрался в седло. Классный,
наверное, у меня был вид: в костюме, галстуке,
замечательных, заграничного производства черных
очках Тимофея. Черт знает что, одним словом, но в
седле.
Помню, как вдруг меня
обожгло чье-то горячее дыхание, и, обернувшись, я
с ужасом обнаружил за своей спиной морду коня,
который косил на меня хулиганским глазом и,
видимо, собирался совершить с моей Философией
что-то понятное ей и ему.
— Ланик! Убери своего
сексуального маньяка! — закричал я.
Конь Ланика с видимой
неохотой подался назад под дружный хохот
окружающих, и мы потихоньку поехали.
Вернее, потихоньку — я,
так как Ланик и его несколько товарищей уже
оторвались от непутевого буденновца в галстуке и
черных очках.
Помню какой-то луг,
перелесок слева, густой лес впереди... Мы с
Философией мирно скакали (нет, «скакали» громко
сказано, мы — передвигались), как вдруг
наткнулись на непредвиденное: мостик через
ручей. Философия задумчиво остановилась. «Ну,
ну... Чего же ты... Не бойся! Переходи!» — шептал я,
прижавшись к ее горячему уху. Но она стояла, как
памятник. Тогда я сделал, видимо, что-то не то. Или
что-то не так: я с силой дернул за поводья...
Ланик потом рассказывал,
что падал я по-каскадерски: через лошадиную
голову с переворотом. Может быть. Не помню. Помню
только себя лежащим в луже, а рядышком, тоже в
луже — очки с треснутыми стеклами и оторванной
дужкой. «Что же я скажу Тимофею? Где я сумею
достать такие необыкновенные очки!» (Похожая
история случилась у меня ночью в Нью-Йорке —
спустя, естественно, много-много лет. Мы
врезались на полном ходу в тяжелый «мерс», и я,
пробив лобовое стекло, оказался головой на
капоте машины. Первая мысль: только купил пиджак
за сто долларов! Он же будет весь в крови!)
...Последний раз я видел
Ланика несколько лет назад в Чикаго. Неожиданно
узнал, что он где-то в пригороде работает в
какой-то русскоязычной газете. С трудом отыскал
телефон редакции, потом с трудом — его самого.
Полночи мы сидели и пили водку. Ланику было
неуютно в Америке. Я не понимал, зачем он уехал из
уже свободной Латвии. Он, по-моему, тоже: мы нужны
только там, где мы нужны (совсем недавно узнал: не
выдержал, вернулся в Ригу).
— Помнишь лошадь
Философию? — спросил я его.
— Философию? Н-нет...
— Ну как я тогда свалился.
— Н-нет. Не помню... —
развел он руками, будто извиняясь, что в душе у
каждого человека остается только то, что память
оставляет тебе в наследство для будущей жизни. —
Так много лет прошло...
Стоп, стоп...
Да, поехали, поехали на
почтовых, медленно, никуда не торопясь,
останавливаясь там, где вдруг что-то заставляет
тебя остановиться.
Нет, я не собираюсь писать
собственную биографию: родился, рос, работал. Все
родились, росли и работали. Просто я давно хотел
написать то, о чем часто рассказываю, еще чаще
вспоминаю, оставаясь один на один с самим собой.
Просто будем тихонечко
ехать: дальше, далеко, туда, за горизонт, откуда ты
уже не будешь виден и не различатся события,
которыми была наполнена твоя жизнь или которым
по нечаянности судьбы ты становился свидетелем.
Кто хочет поехать со мной
— поехали.
... В оперетте
В принципе они все были
похожи друг на друга, как птенцы одного гнезда.
Что-то неуловимо общее было у тех, с кем на
протяжении жизни мне приходилось встречаться, —
у всех секретарей, замов, помов, владельцев
огромных кабинетов в центре Москвы — с теми, кто
сидел в кабинетах меньших размеров в далеких
провинциальных городках. Иногда сходство это
было нарочито. Помню, как, приехав (еще работая в
«Комсомолке») в маленький городок на краю
Ивановской области и зайдя по делам к первому
лицу, я обратил внимание на пачку сигарет
«Новость» в твердой — номенклатурной —
упаковке, демонстративно лежавшую посреди стола.
И первое лицо, заметив, что мой взгляд скользнул
по пачке сигарет, сказало, не скрывая
самодовольства: «Надеюсь, знаешь, кто курит такие
же?..» Я знал, знал, конечно: Брежнев (пока врачи не
запретили ему курить).
И подумал тогда: сколько
же надо было сноровки и предприимчивости
местному начальнику торговли, чтобы сюда, в этот
грязный городок, где в магазинах была одна
килька, а асфальт кончался ровно в ста метрах от
памятника Ленину, умудриться доставлять
сигареты, как говорили, изготовлявшиеся по
спецзаказу для первого из первых?
Но, кроме подобных, уж
слишком бросающихся в глаза символов единения
малых с большими, замов с завами, помощников
начальников с самими начальниками, в них было
что-то еще неуловимо общее. Даже не то, как они
одевались, а как они смотрели на тебя,
непосвященного, как говорили с тобой, как
одинаково не блестели их глаза, как одинаково
умели намекать на кого-то, на что-то, тебе
неведомое, как одинаково многозначительно
молчали.
...Помню, однажды мой
одесский приятель Валера Хаит позвал меня на
свою пьесу, вернее, оперетту, которую привез в
Москву Свердловский Театр музыкальной комедии.
Тогда я первый раз (и, кажется, в последний) был на
оперетте и в первый раз видел хоть бывшего, но
члена Политбюро.
Сначала я подумал, что это
какой-то актер, — настолько привычным было его
лицо. Потом понял: да нет, это же Кириленко, совсем
незадолго до того слетевший глубоко вниз, то есть
на пенсию «по состоянию здоровья». Он сидел в
первых рядах, и, признаюсь, я из
профессионального любопытства смотрел больше на
него, чем на сцену.
«Тяжело ему, наверное... —
думал я. — Вот так, как все, в зале...»
Друзья из театров много
рассказывали мне, как обычно обставлялся приезд
подобного гостя в театр, как ставили гаишников у
подъездов, как личная охрана шуровала по театру,
не стесняясь заходить в женские гримуборные.
(Однажды в «Современнике» помреж забыла
предупредить про выстрел во втором акте, и когда
он раздался, в разных концах зала тут же вскочили
плечистые молодые люди, вызвав смутивший члена
Политбюро смех в зале.)
Так вот, когда спектакль
закончился, я столкнулся с Кириленко буквально
лицом к лицу. Он стоял, озираясь по сторонам, а
рядом — испуганно прижавшаяся к нему его толстая
стандартно-некрасивая жена вождя, и я видел: он не
может понять, куда надо идти. И даже спросил,
обернувшись вокруг: «А как выйти-то?» И какой-то
мужик, тоже узнавший его, вдруг зло бросил: «Я бы
на твоем месте в окно прыгнул!..»
Ох, как бы я не хотел быть
на месте бывшего второго или третьего человека
правящей партии! Лучше к этому возрасту умереть
от цирроза печени и быть похороненным
друзьями-алкоголиками, зная, что слезы, которые
они прольют по тебе, будут хотя и пьяные, но
искренние!
ОДНАЖДЫ ОН... БЫЛ
КАПИТАНОМ И РЯДОВЫМ
Да, Щекач (так его зовут
друзья) был капитаном смелого бумажного
кораблика «Алый парус» (тинейджерская страница
«Комсомолки»), гнавшего волну по застойным водам
70-х.
Именно в «АП» он впервые
написал, что джинсы — это не тлетворное влияние
Запада, а удобная молодежная одежда. И сам ходил
на работу в джинсах.
И то и другое в те годы
было проявлением личного мужества.
А кроме джинсов, он носил
неизменную кожанку. Таким я и увидел его впервые
— странно сказать — двадцать восемь лет назад.
На двери «Алого паруса» значилось «Юрий Петрович
Щекочихин» (sic!). А был Юрий Петрович тогда
«красивым, двадцатидвухлетним» (тоже — sic!). Что
же касается потертой вороненой кожи на его
плечах, уже тогда я понял и даже зарифмовал:
В нем главное не то, что он
всегда
в кожанке,
как юный комиссар
времен дорожных смут,
а то, что говорит так
быстро
и так жарко —
его и не расслышат, а
все-таки поймут...
Быстро и жарко говоря,
Щекач открывал мне (тогда 16-летнему) Москву. Так
же, как многим до и после меня.
Тогда это делалось просто
— посредством открывания не запертых, в
сущности, дверей московских квартир, где жили
друзья и друзья друзей. Если бы этот процесс не
остановился в 90-е, сейчас бы мы уже имели
монолитное гражданское общество.
А открытей всех была
однокомнатная квартира самого Щекача в Очакове.
Располагалась она на первом этаже. На кухне стоял
диван, и было еще одно благо — подпол с пустыми
пивными бутылками. И проникали сюда
многочисленные друзья и друзья друзей не только
через дверь, но и через окно. Иногда глубокой
ночью.
Все это называлось
«крейсер». Его капитаном тоже был Щекач. А суть
его капитанства сводилась к созданию команды.
Скольких же он перезнакомил и передружил! Даже
первых спартаковских фанатов — с Роланом
Быковым и милицейским начальством...
А сам, наведя первые мосты
между обществом и государством, пошел в армию.
Рядовым.
...СТАЛ ДЕПУТАТОМ И
ЮБИЛЯРОМ
А потом Щекочихин стал
настоящим журналистом-расследователем, одним из
немногих тогда в стране. Перешел в «Литературку»
и опубликовал там несколько знаменитых
материалов. Один из них — «Деловые люди» —
впервые рассказал о теневой экономике, которая
уже тогда начала определять жизнь страны.
Другой — «Лев прыгнул» —
был о тогдашнем главном борце с оргпреступностью
Александре Гурове, ныне одном из трех главных
«медведей»...
А сам Юра оказался в
«ЯБЛОКЕ». Теперь он уже дважды депутат Госдумы.
Но еще до этого побывал
народным депутатом СССР...
Удивительно, что
общественно-политические дела не мешают Щекачу
заниматься творчеством. И не только
журналистикой. Он — автор нескольких пьес. Одна
из них, «Ловушка № 46, рост второй», стала
поворотным событием в судьбе целого театра —
Центрального детского.
Пишет Юра и прозу. Острую и
печальную одновременно. Интересно, что
повесть-антиутопия органично вошла в книгу
Щекочихина «Рабы ГБ».
А сейчас у Щекача в
библиотеке концерна «Вечерняя Москва» выходит
новая книга «Однажды я был...»
Это тоже необычная книжка.
В ней переплелись новейшая история нашей страны
и биография автора, а забавные мемуары
соседствуют с серьезными расследованиями. Ну а
среди героев повествования такие разные люди,
как шеф КГБ Крючков, кинорежиссер Герман,
«авторитет» Отари Квантришвили...
Но самое странное в
«Однажды я был...», что выходит эта книга к
пятидесятилетнему юбилею автора. Всем, кто знает
Щекача, трудно совместить с ним такую серьезную
круглую цифру.
Тем не менее уже завтра от
этого будет никуда не деться. Поздравляем! И
желаем Юрию Петровичу и впредь успешно совмещать
работу в нашей газете с достойным выполнением
депутатских обязанностей, при этом оставаясь
Щекачем.
Публикуем две небольшие
главки из его новой книги «Однажды я был...».
Олег ХЛЕБНИКОВ
08.06.2000
|