Оригинал
статьи см. на http://www.polit.ru/documents/311357.html
Уже совсем скоро Государственная Дума соберется на свою вторую сессию. Первая была
отмечена январским альянсом КПРФ-"Единство" и скандальным распределением
портфелей, интригой Касьянов-Греф, федеративным пакетом Путина вообще и войной с
сенатом в частности, Налоговым кодексом. Законотворческий календарь второй сессии
будет утвержден в пятницу, на первом пленарном заседании, но основные острые темы
уже известны - это бюджет-2001, закон о земле (если успеют), закон о партиях и закон о
Конституционном собрании.
Закон о Конституционном собрании, скорее всего, станет первым политическим вопросом
из перечисленных. Реформа Думы и партийных организаций еще окончательно не
определена в Кремле как насущная необходимость, тогда как о конституционной реформе
как о деле обозримого будущего Кремль заявил, когда подписывался указ о Госсовете.
Кардинальная смена состава сената диктует Кремлю необходимость передать важнейшие
его функции в подконтрольный Госсовет, который тогда должен быть наделен
конституционными полномочиями. Путин, подписывая указ о Госсовете, дал понять, что
передача полномочий сената Госсовету, то есть реформа Конституции, возможна уже в
2002 году, когда состав совета Федерации сменится полностью. Анонимные источники в
Кремле немного отодвигают срок, говоря о конце первого путинского президентства.
Проекты закона о Конституционном собрании в Думе уже есть. Проект Бориса Надеждина,
о котором уже писал "Полит.Ру", предусматривает Конституционное собрание, в которое
вошли бы все 179 членов Совета Федерации, 100 депутатов (пропорционально размерам
фракций), 100 юристов (назначаются президентом, но после назначения ему не
подконтрольны и не могут быть отозваны), председатель Высшего арбитражного суда,
председатель Верховного суда и все 19 конституционных судей - всего 400 человек. Кресло
председателя закрепляется за председателем Конституционного суда.
Дума должна заняться проектами закона о Конституционном собрании уже в октябре.
Борис Надеждин о проекте закона о Конституционном собрании и о конституционной
реформе:
Вы предлагаете составить Конституционное собрание из специалистов, которые вошли
бы в него по должности. Меж тем существует идея прямых выборов Конституционного
собрания. Почему вы ее не поддерживаете?
Я писал этот закон много лет. Де-факто в программе сессии пока указан только мой проект,
но мне известно о шевелениях в "Яблоке" и некоторой части "Союза правых сил"
относительно проекта закона, предусматривающего прямые выборы. Так что первая
возможная реальная альтернатива - это избрание собрания. Я знаю, что проект готовится,
но пока де-юре не внесен. Тут есть один философский вопрос, уже решенный, хотя кое-кто
еще дискутирует. Исторически первым появился проект, предполагающий прямые выборы
народом Конституционного собрания. В моем проекте речь идет о представительстве
существующих органов власти. Это философский спор: многие уважаемые мною юристы,
такие как великие конституционщики Страшун, Кигань, апеллируют к учредительному
собранию образца 1917 года и считают, что надо избирать.
История такова. Первый проект 1995 года, его приписывают Олегу Румянцеву, строился на
выборах, но все последующие проекты, включая проекты Зоркальцева, Лукьянова и мой,
исходят из идеи некоего представительства. Поработав над этой темой много лет, после
долгих размышлений я пришел к выводу, что в нашей ситуации выборы Конституционного
собрания имели бы очень плохой эффект. Потому что понятно, кого избирают на выборах.
Избираемый парламент рассматривает огромное количество разных вопросов, и здесь идея
народного представительства важна и полезна, а Конституционное собрание - очень
специфический орган. У него одна задача - написать конституцию. Именно написать, а не
внести мелкие изменения. Конституционное собрание, в соответствии с 9 главой
Конституции, избирается не для того, чтобы внести маленькие поправки, а чтобы написать
новую Конституцию. То есть часть членов собрания должны понимать, как пишутся
конституции, операционно понимать.
Кроме того, как только вы в России что-то избираете, то это "что-то" начинает обсуждать
все текущие вопросы страны. Народ их избрал, они собрались, а тут башня загорелась,
лодка затонула, и они начинают принимать постановления. В этом разница между
парламентом, для которого это нормальная форма деятельности, и Конституционным
собранием, для которого нормальной формой деятельности является кропотливая работа по
созданию текста новой Конституции. Кроме того есть чисто российская специфика. Если
вы объявляете любые выборы - губернатора, мэров, Думы, Конституционного собрания, - в
них начинает участвовать масса народа, для которой это некая тусовка, и которая, как это
ни парадоксально, может победить. Просто здесь цена ошибки другая.
Ни в одной стране мира не выбирается специальный орган по принятию новой
конституции. Такого нет нигде. В подавляющем большинстве современных конституций
написано, что они изменяются (или принимаются новые) парламентом. Только в трех
конституциях упоминается нечто похожее на конституционное собрание. Это США, где
есть конвент, который ни разу не собирался после 1797 года, это Болгария, где специально
формируется великое народное собрание, и Россия. Причем ни в Болгарии, ни в США нет
выборов. В Америке делегацию формируют парламенты штатов, в Болгарии это парламент
плюс делегаты от парламентов областей.
Вы готовите проект закона о Конституционном собрании. Значит ли это, что вы
выступаете за реформу Конституции?
Честно говоря, лучше бы собрания не было. Но в 135 статье нашей Конституции
специально написано, что оно должно быть. Вот в чем дело. Там написано, что если от
Думы поступает предложение о пересмотре конституции и оно поддержано Советом
Федерации, то "в соответствии с федеральным конституционным законом созывается
Конституционное собрание". Никаких деталей того, как оно созывается и из кого состоит, в
Конституции нет, и мы попадаем в ситуацию, когда норма есть, но она не реализована.
Смысл моего закона ровно в том, чтобы задать процедуру, если вдруг надо будет менять и
пересматривать конституцию. Сейчас в прессе пишут, что я предлагаю закон об изменении
конституции, но это не так. Это закон о том, как собирать Конституционное собрание, если
оно когда-нибудь понадобится.
Я считаю, что Конституцию надо менять раз в 200 лет. 200 лет еще не прошли, и я не хочу
менять нашу Конституцию. Я считаю, что эта Конституция, как принято говорить, еще не
исчерпала своего потенциала, но я считаю также, что если существует упоминание о
некоторой возможности когда-нибудь ее изменить, должен быть ясный и четкий механизм.
Поэтому я этот закон и внес. Если дело дойдет до ее реального изменения, то лучше это
делать в рамках закона, а не так, как это сделал Борис Николаевич в 1993 году.
Сергей Попов (фракция "Яблоко"), заместитель председателя думского Комитета по
конституционному законодательству и государственному строительству, о проекте
Надеждина:
Данный проект проработан и юридически, и организационно, и вызывать споры, как мне
кажется, может только численный и качественный состав Конституционного собрания. К
примеру, когда Надеждин писал свой законопроект, губернаторы были членами Совета
Федерации. Но они уйдут из сената. Уже даже в этой связи качественный состав
Конституционного Собрания может быть пересмотрен. Предложенный Надеждиным
механизм формирования собрания тщательно проработан. Это же касается и структуры
работы. Более того, механизм Надеждина предусматривает достаточно быстрое завершение
работы, что бы этот орган не работал десятилетиями.
Проект Надеждина имеет в виду, что перед созывом собрания проект изменений
Конституции уже имеется, его вносят органы, формирующие Собрание. То есть должно
быть достигнуто предварительное согласие. Чтобы не получилось так, что собрание
соберется и будет думать, что нужно изменить. Это как раз и происходит при прямых
выборах Конституционного собрания: после его созыва не известно, каким будет проект
новой Конституции.
Нет никакой сложности в том, чтобы юридически прописать норму о прямых выборах. То
есть просто изменить порядок формирования, воспользовавшись теми механизмами,
которые достаточно хорошо проработаны Надеждиным. Вопрос: лучше это будет или хуже?
У разных вариантов есть свои плюсы и минусы. Очень многие политики говорят о том, что
нам не нужно никакого закона о Конституционном собрании, потому что так повышается
вероятность его созыва и изменения Конституции. Но если мы являемся
законопослушными людьми и юристами, то мы отдаем себе отчет в том, что Конституция
предусматривает наличие такого закона, и, следовательно, такой закон должен быть уже
сейчас. Должны быть приняты все конституционные законы.
|